Идёт 2013 год. В августе опять вспоминали трагедию АПЛ "Курск". Жаль , конечно, моряков, которых поглотила морская пучина. Но, на Земле в катастрофах гибнут тысячи людей. Важно вскрыть причину аварии, чтобы подобное не повторилось на другом подобном корабле. Официальные версии не реальны. Когда говорят о взрыве торпеды, то невольно бросают тень на минёров, на их трагическую ошибку. Главное - воссоздать правильно цепь событий. Для этого нужно иметь полную достоверную информацию, но
её- то не хватает. Этот рассказ будет базироваться только на данных, которые передавались СМИ и обнаруженных в интернете.
Ничего не было сказано о задании, которое должна была выполнить субмарина на первом этапе учений. Можно только догадываться. Осмотр корабля в сухом доке выявил, что в первых двух пусковых шахтах по правому борту ракет нет, а во второй ячейке шахты заполнены водой. Это делается перед запуском ракет. Значит, корабль должен был выпустить 4 ракеты с определённым интервалом. АПЛ имеет два корпуса лёгкий и прочный. Между ними расположены 12 ячеек с ракетными шахтами. В каждой ячейке находится две шахты. Первая киносъёмка судна, лежащего на дне показала, что перископ был поднят, лёгкий корпус разорван , в прочном корпусе пробоина величиной 2х3 м, нос лодки цел, рули глубины находятся в положении погружения. Следовательно, АПЛ выполняла запуски ракет, а командир наблюдал за этим в перископ. Кроме того он был на связи, так как успел доложить о пуске первой ракеты. И вдруг связь оборвалась. Случилось что-то непредвиденное. Видимо, в плане учений есть информация какого типа ракеты запускались. Иногда для отработки систем ПВО используют ракеты-мишени. Эти ракеты дешевле штатных ракет "Гранит", которые установлены на АПЛ. По габаритам и ТТХ они похожи. Отличие существует только в конструкции. Штатные ракеты в первой ступени имеют турбореактивный двигатель, а ракеты- мишени двигатель на твёрдотельном топливе. Такой двигатель в работающем состоянии при ударе взрывается. Первая ступень ракеты - мишени типа РМ-1 весит 4 тонны и работает 4 мин. В том районе Баренцева моря, где находилась АПЛ, существует сложная схема подводных течений, которые всё время меняются. Тогда вырисовывается следующая картина событий. Корабль произвёл запуск первой ракеты в спокойной воде, а когда стал запускать вторую, то попал в зону действия бокового течения. В момент пуска ракеты его сильно качнуло. Ракета получила удар по хвостовой части и стала поворачиваться к левому борту. Течение заставило двигаться корабль вправо. В момент запуска второй ступени-ускорителя произошло столкновение ракеты с рубкой АПЛ. На фото было видно, что в рубке выбиты некоторые окна. Видимо, причиной трагедии стало столкновение ракеты с рубкой субмарины. Вряд ли течения могли спровоцировать такое. Нужно более сильное воздействие. Мишени запускаются для того, чтобы другие корабли могли их сбивать средствами ПВО, которые на сегодняшний день автоматизированы и обладают большим быстродействием. Вероятно, первую ракету засекли в момент выхода из под воды, она двигалась медленно и по этой точке выпустили пару зенитных ракет. Пока они летели, включился маршевый двигатель ракеты-мишени, и она ушла. Корабль приблизился к этой точке и стал запускать вторую ракету. В этот момент зенитные ракеты упали в воду и взорвались, создав ударную волну, которая спровоцировала далее столкновение вышедшей из шахты ракеты мишени с рубкой субмарины. Далее ракета развалилась на части. Ускоритель пошёл в сторону кормы, ударился о борт в районе восьмого отсека и взорвался. Это был первый взрыв, зафиксированный норвежской сейсмической станцией, мощностью 100 кг тротила. Головная часть ракеты весом 1,5 тонны упала на палубу за рубкой в районе пятого отсека. Первую ступень ракеты развернуло, и она с работающим двигателем попала через открытый люк пусковых шахт, в пространство между корпусами корабля. Реактивная струя ударила в прочный корпус в районе второго отсека и прожгла его за 10 секунд. Это можно грубо оценить. Будем обозначать степень так: 100 = 10Е2. Мощность двигателя составляет 10Е4 лс, что соответствует 10Е7 вт. Значит, выход энергии будет 10Е7 дж в секунду. Струя диаметром 0,5 м бьёт по корпусу толщиной 0,1 м. Достаточно нагреть металл до температуры плавления, так как давление струи выдавит размягчённый материал. Для этого нужно 10Е8 дж. Делим эту величину на выход энергии и получаем 10 сек. Когда корпус прогорел, то реактивная струя ворвалась внутрь АПЛ и работала туда 100 сек. Выделилось 10Е9 дж тепловой энергии. Конечно, всё внутри переплавилось. Температура могла достичь значения 8000 С, так как вода при температуре струи диссоциирует с выделением водорода, а он потом рекомбинирует с выделением энергии. Потом корабль ударился о дно, и взорвались оставшиеся 2 тонны топлива. Это был второй зафиксированный взрыв. Всё произошло так быстро, что экипаж не успел ничего сообщить. Капитан-лейтенант Колесников, вероятно, описал все стуки и шумы в своей записке.
Когда АПЛ поднимали, то затем в новостях ТВ показали вид отпиленного первого отсека. Было видно, что переборка между первым и вторым отсеками цела.
Первый взрыв привёл к повреждению пусковых шахт, заклиниванию спасательного люка в девятом отсеке и деформации стыковочного узла. Поэтому никто не смог выбраться.
Можно сделать следующие выводы.
Запускать ракеты-мишени возможно. Ведь одна ракета ушла нормально.
Только использовать первые ячейки опасно, так как их люки расположены вблизи от рубки.
Наклон пусковых шахт лучше сделать в сторону кормы.