Светлова Рина : другие произведения.

Музей бессонницы. ч.1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст статьи "Музей бессонницы" был опубликован в журнале "Дельфис" в номере 3 за 2010 г. Сайт "Дельфиса" http://www.delphis.ru/


полная версия на сайте http://merkab.narod.ru/

Дизайн-мистерия

Музей бессонницы

Леонтия Озерникова

  
   Авторскую работу Л.В.Озерникова под названием "Музей бессонницы" нельзя назвать обычной скульптурной композицией. Она скорее напоминает одноактный спектакль, в котором главным действующим лицом является зритель, а скульптуры - это остальные действующие лица. Зритель помещен непосредственно в визуальную среду, в создаваемое автором действие. По ходу пьесы он перемещается по залу и проходит вместе с остальными персонажами все перипетии жизненных коллизий.
   В мастерской художника
   Интрига композиции состоит в том, что встреча с прекрасным одновременно затрагивает и тему поиска духовности в жизни человека. На фоне эмоционального восприятия великолепных скульптур затронуты вечные вопросы о назначении человечества в целом и каждого человека в частности. Разговор идёт о вечном, о внутренней сущности человека, ставятся вопросы о добре и зле, и о том, на какой из этих сторон находится сам зритель. Композиция предлагает возможность заглянуть в себя, постичь, или сделать попытку постичь, проблемы веры, разума, предопределенности судьбы и свободы выбора.
   На примере исторических и мифологических персонажей раскрывается мучительный поиск выбора между добром и злом, начиная от сотворения человека, вкусившего от древа познания, и кончая вознесением человеческой души, прошедшей все испытания в горниле человеческих воплощений.
  
  
   Название родилось случайно
  
   Бессонница. Кто из вас, хотя бы раз в жизни, не испытал муки бессонницы? Знаете ли вы, как сотни противоречивых мыслей и чувств одолевают в ночной мгле, не давая блаженному покою овладеть сознанием? Бессонница - серьезный момент в жизни человека. Это проживание тем или иным образом некой почти всегда экзистенциальной ситуации, когда человек невольно оказывается перед лицом вечности, в которой вынужден осознавать себя. Если сон мы воспринимаем не только как "отраду", но и как ежедневную маленькую смерть, то бессонница становится более или менее серьезной репетицией предсмертного суда.
   ангелус
  
  
   Ночное откровение Л.В.Озерникова совершается в космическом пространстве Вселенной, в экзистенциальном одиночестве, в попытке найти гармонию с природой и самим собою. Главное в этом откровении -- призрачность жизни вообще и жизни собственной, отделенной от сознания и пропадающей в сумраке ночи. Бессонница отрешает человека от дневных забот и ведет его по пути самопознания, вглубь собственной души, когда человек остается один на один с самим собою и созерцанием звезд в глубине своей души или разглядыванием собственного нутра в черном зеркале ночи, кому как...
   Бывает, что, зная какую-то простую истину, после сложных жизненных коллизий, пытаясь найти ответ на вопрос "Почему так произошло?", мы наконец-то прозреваем, понимая смысл этой истины. Тогда после серьёзных испытаний полностью меняется наш взгляд на мир, мы начинаем видеть его в ином свете, постигая скрытые ранее для нас причинно-следственные связи. Иногда прозрение наступает, когда человек осознанно занимается духовным поиском, поиском себя, своего места в мироздании. Моменты прозрения и приобщения к высшему знанию в древности для человека выстраивались неким искусственным образом, и назывались они обрядом посвящения.
   Чтобы понять мистерию двенадцати героинь, двенадцати инсталляций, расположенных по кругу - символе Вселенной, нам тоже нужно некое прозрение. Поэтому в этих мистериях мы видим желание автора приобщить нас к этому кругу избранных, к тем, кому известны сакральные тайны бытия. Вслед за художником мы входим в круг посвящения, где каждый из нас может прикоснуться к сокровенным знаниям космоса и человеческой жизни, где даруется возможность в чём-то прозреть, может быть, увидеть какую-то истину.
   круг 12
  
   Перед нами 12 прекрасных женщин, каждая из которых олицетворяет один из этапов эволюции человеческой души. Почему же эволюция души воплощена в женском обличии? В этом заключена одна из главных загадок мистерии, которая таким образом сразу подключает нас к тайне сотворения человека. Ведь когда мы говорим о том, что Бог создал человека, то совсем не следует иметь в виду человека в обычном понимании этого слова. Бог создал творческое начало, некую сущность, которая также как и Он способна к созидающему творчеству. Причем сделал ее двусторонней, в ней есть активная мужская сторона действия, а есть пассивная, женская. Назначение каждой из этих сторон разное. Активная сторона человека занимается внешним преобразованием мира, а пассивная сторона внутренним преобразованием самого творческого начала.
   Пассивная или женская сторона души - Анима присутствует в каждом из нас. Именно к ней обращается автор, к её преобразующему началу, к той части его души, что изменяет внутреннюю сущность человека, что позволяет Аниме исполнить своё предназначение. В этом великом преобразовании состоит смысл всей человеческой жизни, его бытия. Мистерии помогают человеку заглянуть в глубину своей души, увидеть, в чём её великое предназначение.
   Круг мистерий начинается с сотворения человека и его грехопадения. Бог не просто создал человека, Он наделил его полномочиями: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Покоряйте и властвуйте рыбами моря, птицами неба, и всем живым, кишащим на земле. Человек пришел в мир уполномоченным Всевышним. Он обладает светом творческого начала, на которого Бог возложил обязанность в каждый миг творить себя, творить свою жизнь, творить свою реальность. И в этом заложен великий смысл миротворчества. Слово "покоряйте" в этом контексте - это, прежде всего, брать на себя ответственность. Причем не только за себя, но и брать ответственность за сохранение всего того, что несёт в себе дыхание жизни. Только человеку Всевышний повелевает "и обладайте, и владычествуйте", а это означает, что каждый сам в каждый миг не только творит себя и свою реальность, но и творит свою судьбу и судьбу мира. В этой ответственности за судьбу мира видит Бог основное предназначение человека. Он благословил человека, не только передав ему полномочия по дальнейшему преобразованию мира, но и наделив ответственностью за каждый сделанный выбор.
  
   Первая инсталляция. Ева.
  
   Увертюра. Ангел гонит свежий воз-дух. Космический небесный дух, очищающий и освещающий душу до грехопадения. Завершается увертюра, зажигается первый импульс, и ...Ева обращается к Адаму...
   Это первый взгляд и первая инсталляция. Но с чего же все началось?
  
   Ева
  
  
   Конечно же, с грехопадения. С момента, когда Бог изгнал человек из рая. Или с другого момента, когда Ева предложила Адаму попробовать запретный плод? Но почему он был запрещен? Что в нём было такое? Почему Адаму и Еве нельзя их есть? По общепринятому мнению, это момент, в который совершился величайший переворот в истории человечества - люди нарушили заповедь Божию. Те, которые должны были служить чистым источником всего человеческого рода, отравили себя плодами смерти. Жена послушалась змия-искусителя, а муж последовал жене, которая из соблазненной тотчас сделалась соблазнительницей. Не замедлили сказаться и следствия нарушения первыми людьми заповеди Божией: у них, действительно, открылись глаза, как обещал искуситель, и запретный плод дал им знание. Но что же они узнали? Узнали то, что они наги.
   Увидев свою наготу, они из листьев сделали себе опоясание. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: "Где ты?". Этим вопросом Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызывает в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: "Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся" . - "Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?".
   Вопрос Господом был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел". Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога. Господь обратился к жене: "Что ты это сделала?" Жена следует примеру Адама и отклоняет от себя вину: "Змей обольстил меня и я ела". Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь.
   Конец этой драматической истории известен, прогневавшийся Бог изгнал несчастную пару из рая, из Царства Божьего, со всеми отягчающими последствиями: рожать в муках, в поте лица хлеб добывать.
   Но давайте посмотрим, к чему приводит подобное толкование сакрального текста. Исходя из этого объяснения, мне, например, как человеку мыслящему, совершенно не понятна мотивация поступков Всевышнего, в которых прослеживается явная провокационность. В психологии такое поведение называется синдромом "Синей бороды". История Синей бороды - это история о человеке, который, хорошо зная о женской слабости - любопытстве, провоцировал ее: "Везде ты можешь ходить, моя дорогая женушка, но в эту маленькую комнату ты входить не имеешь права". Конец, как мы знаем, печален. Любопытство брало верх, и несчастная женщина на этом попадалась. Такие люди, как Синяя борода, с точки зрения психологов, играют в игру под названием "попался, мерзавец". Они специально провоцируют других на неблаговидные поступки, чтобы потом восторжествовать, уличив их. Им совершенно не важна предыстория ситуации, главное - сам факт уличения. Но оставим психологию, поскольку это всего лишь пример того, что нельзя так примитивно толковать текст Библии.
   Мне по душе совсем иная интерпретация этих событий. Как уже было сказано, Бог создал некую сущность способную к созидающему творчеству. Причем активная сторона этой сущности - человека занимается внешним преобразованием мира, а пассивная сторона внутренним преобразованием самого творческого начала. Теперь совсем по иному будет звучать история грехопадения. Нет никакого обмана, есть только поиски творческой активности, которые изначально не были запрограммированы Всевышним. Но не ради беспрекословного подчинения Бог создал человека. Таких бессловесных покорных тварей уже было сделано в достаточном количестве. И, тем не менее, Бог этим не удовлетворился, и создал человека, способного к принятию самостоятельных решений.
   Вначале Бог предлагает человеку некий вид деятельности, который заключается в познании сотворённых существ и в назначении для них конкретных функций. Это творческое познание окружающего мира, или отражение его в себе. Еве - жене предлагается иной способ познания, который основывается на рассуждениях. Это уже не просто отражение мира в себе, это создание новых образов в своём сознании. Но этот вид деятельности ещё не изучен, он только опробуется. Это один их тех самых вариантов свободы выбора, который был дарован человеку. И использует его не Адам, а его вторая половина, которая занята исследованием внутреннего мира своей сущности.
   Слово Нахаш, что переводится в Библии как змий - искуситель, на самом деле имеет более глубокий смысл. Само слово имеет ещё одно значение - заклинание, гадание, ворожба умом. Если рассматривать слово в контексте, то становится понятным, что нахаш - это качество, изначально присущее человеку, причем женскому началу, тому, что занимается внутренней работой. Но оно ещё не вызрело и на данном этапе находится в стадии развития, становления. Это качество заключается в интуитивном познании мира, то, что можно назвать "ворожбой ума". Нахаш - это фактически первое творение человеческого сознания. Но он - это пока ещё первая проба, он неполноценен, приземлён, он результат неоформленного желания и мышления.
   Диалог с Нахашем - это внутренний диалог с самим собой, со своей самостью. Женщина как бы рассуждает: "Почему нельзя есть только от одного из деревьев сада, если от других можно? Что может случиться, если от него съесть плод? Бог сказал, что можно умереть. Но кто знает, что такое смерть?" На этом этапе развития у человека появляется интерес к окружающему миру. Это уже не просто отражение мира в своем сознании, это и его осмысление, и желание его преобразовывать. Появляется способность вопрошать, задавать вопросы.
   Но тут же возникает и возможность самому себе на них отвечать. Так "ворожба умом" оказывается не менее интересным занятием, чем давать имена разным творениям. В конце концов, мы понимаем, что в результате своих рассуждений женщина всё-таки попробовала запретного плода, и поскольку она не умерла, то предложила его и Адаму. И надо заметить, что с человеческой точки зрения, женщина готова к самопожертвованию, то есть она испытала действие плода на себе, а уже потом стала предлагать его другому существу. Тоже ведь не маловажный факт!
   Результат, как мы знаем, превзошёл все ожидания. Естественно, человек не умер, но, познав "ра" (зло), человек впустил в себя силы разрушения. Древо познания добра и зла - это воплощение созидающих и разрушающих сил. Вкусив плодов от древа познания, человек стал как боги, он стал обладателем, как сил созидания, так и сил разрушения. Но человек был ещё слишком не зрел, даже для того, чтобы защитить самого себя от этих сил. Человек приобрёл способность обладать ими, но вместе с тем он был беспомощен и беззащитен, поскольку не мог ещё ими управлять.
   Естественно, что в становлении человеческой сущности подразумевалось, что со временем тот научится управлять силами разрушения, но всё, что случилось, оказалось слишком преждевременно, слишком рано. Человек совсем не был готов к тому, чтобы справиться с силами разрушения, защитить самого себя от их негативного действия.
   До сих пор человек был неуязвимым, то есть бессмертным. Ничто не могло уничтожить или разрушить его, ибо таковым он создан Богом. Адам и жена его были "наги", т.е. обнажены, раскрыты и уязвимы, они были фактически беззащитны перед внешними силами разрушения, но не "стыдились", не боялись своей беззащитности, так как эти силы были над ними не властны. Не было внутри них ничего такого, что могло бы притягивать к себе силы зла. Теперь же, вкусив от древа познания добра и зла, впустив в себя способность к разрушению, человек оказался беззащитен не столько перед внешними силами, сколько перед внутренним саморазрушением. Человек понял, что он гол, наг, беззащитен в окружающем мире. И что сделал Адам первым своим действием, познав действие разрушающих сил, - он стал защищать себя: он сшил смоковные листья и сделал себе опоясывания, потом скрылся человек с женою своей среди деревьев сада.
   Адам сшил опоясывания из смоковных листьев. Какое же место он укрыл смоковными листьями, что спрятал он, что хотел защитить? И менее всего здесь подходит скрывание обнажённости в обычном человеческом понимании. Вне сомнения, что банальных органов размножения, которые попытался бы скрыть обычный человек, оставшись обнажённым, у творческого начала, которое на этом этапе представляет собой человек, просто быть не может. Но тогда тем более не понятно, что же защищает его опоясывание? Слово "опоясывания" в переводе имеет ещё один смысл, который означает "круг", "слой". То есть Адам не просто сшил себе пояса, он сделал слой защиты для себя и жены от внешнего мира. И не только от мира внешнего, теперь ему нужна защита и от собственного распада своей субстанции, поскольку та уже обрела способность к самоуничтожению. Адам стал беззащитен и внутренне, и перед окружающей средой. Противостоять силам разрушения он пока не способен. Услышав голос Бога, Адам спрятался среди деревьев сада. Теперь и общаться с Всевышним непосредственно он уже не может, ведь в Боге сил разрушения содержится не меньше, чем сил созидания. И любое общение на прежнем уровне невозможно: оно стало разрушительным для человека.
   Дальнейший диалог с Богом - это не укор и оправдание, и тем более не гнев Всевышнего, изливающийся на головы провинившихся, а обычное объяснение того, что представляют из себя созидающие и разрушающие силы. Структура первочеловека стала зыбка и неустойчива. Всевышний заботится о том, чтобы сохранить эту субстанцию, не дать ей распасться. Он помещает человека в более плотную среду, где материальность мира сама по себе достаточно устойчива, чтобы предотвратить рассеяние сущности человека. Она (среда) не позволит человеку, не умеющему совладать с силами разрушения, уничтожить себя и окружающий его мир.
   Овладев силами зла человек, ступил на самый трудный путь развития из всех, которые были предуготованы ему Богом. Преодолеть в себе силы разрушения можно только в результате очень тяжёлой работы над самим собой. Поэтому Бог и сказал Нахашу: "И вражду положу между тобою и между женою, и между потомством твоим и потомством её: оно будет язвить тебе голову, а ты будешь язвить ему пяту".
   И здесь смысл раскрывается со всей очевидностью закона воздаяния и наказания. Всё негативное в жизни, что получает каждый из нас, есть наше собственное зло, выпущенное нами когда-то в этот мир, это наша "пята", вернее след, оставленный "пятой", наш поступок. Именно он будет "язвить" в голову, когда человек совершает даже самый незначительный проступок. Уровень ответственности очень высок. Нельзя безнаказанно разрушать мир. Каждый раз, когда человек творит беззаконие и несправедливость, нужно помнить, что рано или поздно он пожнёт результаты деятельности своей "пяты", которая всегда будет "язвить" его в голову. Поэтому человек всегда стоит перед выбором. Что даст он этому мир, какими поступками и действиями будет прославлена его книга жизни - созидающими или разрушающими?
   Первая инсталляция. Мы видим перед собой Еву. Мы понимаем её как преобразование внутренней сущности человека. Она протягивает нам две половинки яблока. Она предлагает нам сделать выбор, вкусить от древа познания добра и зла. Пустить в себя основные силы творческого начала, пусть, даже, если это будут силы не только созидания, но и разрушения. И впустив в себя силы разрушения, мы должны ступить на самый трудный путь внутреннего обуздания и преобразования этих сил.
   И мы делаем этот выбор, мы принимаем эту игру...
  
   Инсталляция вторая. Сфинга
  
   Время пошло, хронометр стал отсчитывать мгновения жизни, которые как песчинки в песочных часах текут из одного небытия в другое в круговерти человеческих воплощений. Изгнанный человек оказывается в мире, в котором ему предстоит решить немало проблем, отгадать немало загадок, прежде чем он снова обретет Царство Божье.
  
   Сфинга
  
   Кого встречает в своем воплощения человек первым? Сфинкса или Сфингу в женском обличии, которая задает загадки. Неверный ответ означает гибель. По легенде загадка Сфинги звучит примерно так: "Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?". Ответом является человек, который в младенческом возрасте ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.
   Но кто же такая эта Сфинга? Предположительно образ сфинкса был заимствован древними греками из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает крылья грифона, и считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны (по другой версии Химеры), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом.
   Крылатая дева, убивающая юношей, была послана к Фивам Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Когда Гера наслала ее на Фивы, Сфинга, узнав загадку от Муз, уселась на Фикейской горе и стала задавать ее фиванцам. После того как Эдип разгадал загадку Сфинги, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть. По этой версии, загадка была стихотворной, и Сфинга съедала не разгадавших ее. Ее изображение было на шлеме Афины.
   Есть версия, что Сфинга была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли. По другому истолкованию, Сфинга была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил ее. По еще одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, которая укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом.
   Но автор предлагает нам другую интерпретацию Сфинги, такой Сфинги, что живет внутри каждого из нас. Вечная загадка Сфинги состоит в том, что задает она постоянно один и тот же вопрос: "Человек, кто ты?"
   Бог дал человеку то, чего не давал ни одному своему творению. Свет творчества, который создал Бог в Первый день, есть и в человеке. Он не только владеет им, но несёт его в мир, чтобы делиться, отдавая всем творениям. Всевышний наделил человека полномочиями: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, так же, как до этого говорил рыбам моря, птицам неба, и всем живым, кишащим на земле. Но только человеку Всевышний повелевает "и обладайте, и владычествуйте", т.е. человек должен взять на себя ответственность за сохранение всего того, что несёт в себе дыхание жизни. И это означает, что каждый сам в каждый миг не только творит себя и свою реальность, но и творит свою судьбу и судьбу мира. В этой ответственности за судьбу мира видит Бог основное предназначение человека. Всевышний благословил человека, передав ему полномочия по дальнейшему преобразованию мира, и наделив ответственностью за каждый сделанный поступок. Самым главным моментом во всей истории творения стало привнесение "творчества", наделяющего каждую частичку этого мира свободой воли. Теперь именно творчество становится основным законом жизни и деятельности всей Вселенной.
   У человек есть право выбора. Но как он воспользуется этим правом, что принесёт он в мир? Вечная загадка Сфинги: "Человек! С чем ты пришел в этот мир? Что можешь ты ему дать? Кто ты, человек, созидатель или разрушитель?"
  
   Инсталляция третья. Венера.
   А теперь встречайте! Вот оно рождение человека, рождение новой жизни! Рождается непорочное дитя, невинный и прекрасный младенец. Появление новой жизни художник изображает в облике рождения Венеры, воплощённой в виде жемчужины в раковине. Магия рождения олицетворена с магией жемчуга, волшебные свойства которого связывались с целебностью, рождением и погребением.
  
   Венера
  
   Вызывает ли у кого-нибудь сомнения то, что ночью правят женские силы природы? Или что два самых ярких светила на небе - это Луна и Венера? Яркость Луны очевидна. Но многие ли из нас, мучаясь от бессонницы, смотрели в предрассветное небо или после заката, чтобы увидеть звезду столь яркую и сияющую, что одним своим присутствием она внушает благоговейный трепет? Это Венера. Она появляется и как утренняя, и как вечерняя звезда, и в обоих случаях одинаково прекрасна. Символизм авторской композиции прозрачен: женское правит ночью, мужское правит днем.
   Богиня Венера имеет длинную родословную, которая уходит корнями в глубокую древность, где она была известна как Иштар. Легенда гласит, что Иштар отправилась в подземное царство в поисках своего умершего возлюбленного Таммуза. По мере того как она опускалась все ниже и ниже, стражники, охраняющие врата ада, срывали с неё одежду и украшения, но она всё равно продолжала отчаянно рваться вперёд, разыскивая своего Таммуза. В итоге она, обнаженная и продрогшая, оказалась в самом темном сердце ада, где столкнулась с Эрешкигаль, наводящей ужас царицей тьмы, которая подвесила Иштар на крюк и оставила в темноте умирать. Но мир не может жить без любви, и боги пришли ей на помощь.
   Когда Венера является утренней звездой, она представляется юной и прекрасной богиней эротической любви, в союзе со своим Таммузом-Адонисом. Когда она перемещается ближе к Солнцу, то становится невидимой, и это символизирует ее путешествие в подземное царство; когда же она появляется вновь вечерней звездой на небосводе, то она уже царица небес, которая прошла сквозь тьму и знает всё обо всём. Так психолог Сильвия Перейра интерпретирует путь Венеры.
   В римской мифологии Венера была первоначально богиней цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой. Древние различали множество ипостасей Венеры. Существует, например, Афродита Урания, которая представляет собой то, что психологи-архетиписты называют анима мунди (anima mundi), или женской душой мира. Артемидор (I-II век н.э.) писатель и легендарный толкователь сновидений из Далдиса (Лидия) считал, что Венера является олицетворением Природы и Прародительницей Вселенной.
   Наша Венера лежит в раковине, сакральный символизм которой рассматривает её, как лоно жизни, жемчужину - как плод, морскую воду - как влагу, наполняющую чрево. Форма раковины многозначна, створки раковины символизируют женское, влажное начало, питающую материнскую почву, рождение, жизнь, любовь, плодородие, луну и девственность. В греческую и римскую эпохи они обозначали также сексуальную страсть, поскольку их половинки трудно было отделить друг от друга. Афродита, "рожденная из моря", часто изображалась на раковине.
   Но для нас эта инсталляция символ рождения новой жизни. Невинное дитя входит в новый круг воплощения, ясными глазами взирая на окружающий мир.
  
  
   Круг второго плана
  
   В авторской композиции явно обозначены два круга. Первый круг - это круговерть пути воплощенной души. Второй круг, а точнее круг второго плана, это композиция средоточения людских желаний, идеалов, устремлений. Это то, что наполняет жизнь человека смыслом или соблазном, или поиском истины. Здесь как в жизни грустное и смешное рядом. Так же, как в одном человеке может уживаться и цинизм, и одухотворённость, так и здесь нелепое соседствует с возвышенным, а низменное - с благородным.
   Смысл этого круга в том, что жизнь надо принимать такой, какая она есть, нельзя делить в ней всё только на белое и черное. Да и себя самого неплохо бы воспринимать таким, каким ты есть. К.Юнг считал, что мы до такой степени привыкли идентифицировать себя со своими мыслями, что всегда подразумеваем, будто мы сами их авторы. И часто это, как ни странно, именно самые невозможные мысли, за которые мы ощущаем величайшую субъективную ответственность. Если бы люди больше осознавали, каким строгим универсальным законам подчиняются даже самые дикие и произвольные фантазии, то, возможно, они быстрее осознали бы необходимость рассматривать именно такие мысли как объективные события.
   Человек - это сосредоточие немыслимых чувств, желаний, поступков и действий. Порой закоренелый циник совершает альтруистский поступок, не осознавая мотивов своих поступков и в противоречии всей предшествующей логике событий.
   С другой стороны, все мы хотим казаться лучше, чем есть на самом деле, а это не всегда получается. И надо не бесконечно переживать причины своих неудач, а научиться делать правильные выводы, чтобы повторно не наступать на те же грабли. Это не должен быть поиск оправданий своим проступкам, это должно быть принятие их в покаянии. Поэтому именно с этой точки зрения, т.е. покаяния, а не оправдания надо рассматривать следующую инсталляцию.
  
  
   Презентация камня
  
   К кругу вопросов, связанных с достижением царства Божьего, относится одно неканоническое речение, приведенное у Тертуллиана: "Никто не достигнет царствия небесного, кто не преодолел искушения". Это изречение отражает один из моментов становления христианской морали. В царство Божие попадут не просто добродетельные люди, а те, которые прошли через испытания, искушения. Преодоление соблазнов становится как бы обязательным условием спасения.
   камень
  
   Поэтому круг второго плана открывается презентацией камня, того самого, который, как известно, предложил бросить в блудницу Иисус тому, кто сам без греха. История же камня такова. Книжники и фарисеи, желая найти какое-нибудь обвинение Иисусу, привели в храм женщину, застигнутую при совершении ею прелюбодеяния, и, поставив пред ним среди расступившегося народа, сказали: "Учитель! Эта женщина взята в самом поступке прелюбодеяния. Вот свидетели тому. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Что ты скажешь? Как нам поступить? Побить ее камнями или отпустить?"
   Предлагая такой вопрос, фарисеи были уверены, что как бы ни ответил Иисус, это даст повод его обвинить. Если он скажет - побейте ее камнями, как повелел вам Моисей, - то его можно обвинить перед римским правителем Иудеи, так как римские законы не допускали смертной казни за прелюбодеяние. Если же Иисус скажет - отпустите ее, - то его можно будет обвинить в нарушении Закона Моисея.
   Задав свой вопрос, фарисеи, смотрели на Иисуса, как на поставленного в безвыходное положение человека. Но тот, низко склонившись, писал что-то на земле, не обращая ни на кого внимания. Молчание Иисуса раздражало обвинителей, и они продолжали спрашивать его, много раз повторяя свой вопрос. Но он всё молчал. Наконец, Иисус, подняв голову и посмотрев на нетерпеливых фарисеев, сказал: кто из вас без греха, первый брось в неё камень. И не желая даже видеть, какое впечатление произвели его слова на коварных обвинителей, опять наклонился низко и продолжил писать на земле.
   Слова Иисуса произвели потрясающее впечатление. Никто не смог бросить камня в грешницу; все, как горделивые книжники и фарисеи, так и бесхитростный народ, все вынуждены были признать себя грешными, и со стыдом удалились. Иисус пощадил удалившихся и даже не посмотрел на них. Когда храм опустел, он обратился к грешнице, стоявшей неподвижно посреди храма, с вопросом: "Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?" Вопрос Иисуса вывел ее из томительного оцепенения, и она ответила: "Никто, Господи". "И я не осуждаю тебя; - сказал Иисус, - иди и не греши впредь".
   Иисус не осудил грешницу, хотя и не простил её, т.к. неосуждение не равносильно прощению. Не осуждаю, значит, вся ответственность лежит на совести человека. А это есть одна из самых тяжёлых привилегий человеческой души. В этой инсталляции видим авторский призыв: "Воздержимся от осуждения других. Будем строги к себе и снисходительны к другим. Даруй мне, Господи, зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего".
  
   Колчан Амура - снайпера
  
   За возлежащей в своей раковине Венеры, еще даже не успевшей открыть глаза, уже стоит приготовленный колчан и лук с оптическим прицелом. Видно где-то недалеко прячется и сам снайпер. Так что же Амур? Он тоже парень не промах. Его не увидишь теперь с луком и колчаном стрел за спиной, он предпочитает им либо новейшую снайперскую винтовку, либо, на худой конец, лук с оптическим прицелом.
   Прошу прощения у придирчивого читателя за то, что позволяю себе цитировать следующее стихотворение. Но право, этот вирш лучше любых слов объяснит вам смысл этой инсталляции.
  
   колчан
  
   Амур коварный неудачно
   Меня подранил как-то летом,
   Сказать по правде, этот мальчик
   Довольно редко бьёт дуплетом.
  
   Так вот, влюбился беспримерно
   Стрелой амурной одинокой,
   А баба оказалась стерва,
   Он не попал ей даже в ногу.
  
   Скажите, ну какого же рожна,
   (я задаюсь вопросом обалдело)
   Такая баба мне нужна,
   Чтоб, значит, ни душе, ни телу?
  
   Прибить бы мне того Амура,
   Да руки коротки, хотя и тяжелы,
   Ты что ж пускаешь стрелы-дуры
   Заместо метко пущеной стрелы?
  
   Тебе пора на переподготовку
   Давно уж арсенал твой устарел,
   Проси у Зевса мощную винтовку,
   И к ней приладь оптический прицел.
  
   Амур, во всём ты виноватый,
   Учись стрелять, сопливый ангелок,
   Чтоб звался ты не пупс крылатый,
   А ворошиловский стрелок
   Алекс Мочалкин
  

полная версия статьи на сайте http://merkab.narod.ru/

Дизайн-мистерия "Музей бесснницы" Л. Озерникова

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"