Светов Сергей : другие произведения.

Тишина пустоты или Поиск смыслов в тёмной комнате

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Псевдо-литературоведческое исследование работ представленных на конкурс критики портала http://www.myseminar.ru/

  Пустота тишины сродни чистому листу бумаги, на котором ещё ничего не написано, на нём ещё нет ни одной буквы, мысли, чувства, действа. Всё ещё впереди, но, может быть, всё уже позади. Ведь то, что будет написано - это всего лишь отражение того, что довлеет над нашим кем-то проклятым миром литературы. И сколько бы ни старался автор заполнить эту пустоту, тишина молчащей толпы читателей сделает все его потуги бессмысленными. Ибо люди живут пустотой, и ценят в ней то, что, по сути, ненавидят - тишину. Не исключено, что это предположение спорно, но каждый раз, открывая книгу, загружая страницу в интернете или листая файл, я ощущаю тоскливое чувство вины перед автором, потому что вижу в текстах подтверждение моим горьким мыслям о торжестве безмолвия пустого листа.
  
  
  
  *** "С днём рождения, мама!" Автор: Smels
  http://myseminar.ru/?m=view_text&id_text=1091
  
  
  
  Есть множество слов, в которых закрепилась суть пустоты. И автор намеренно начинает рассказ с одного из них: "никогда". Когда же наталкиваешься на предложение: "Да... это выражение подходит к этому месту как к никакому", коллекция этих слов пополняется словом "никакой". Предложение построено странно, но всё больше убеждаешься в том, что автор сознательно использует эту палитру красок. Она призрачна и отражает пустоту: "Не увидишь здесь ничего". По тексту разбросаны подтверждения этой мысли. Всё описание детского хосписа, в котором обречённые малыши ждут смерти, буквально пронизано этими страшными словами: "никакой, ничего, никогда". Эта завершённость, близость смерти, приближение пустоты, за которой вечная тишина, воспринимается героями рассказа как вызов. Но что может заглушить боль? Воспоминания? Как кто-то когда-то что-то сделал? А сейчас лежит беспомощный, смертельно больной? К сожалению, автор использует запрещённый приём. Чтобы заглушить страх и отчаянье, в уста главному герою вкладываются циничные высказывания: "Теперь, эта рыжая бестия, пожалуй, уже ничего не сможет угнать", "...его лицо напоминало череп, на который натянули презерватив", "по какому-то идиотскому закону нашей сраной страны". Экспрессия даётся не только в словах, но и в действиях героя: "схватил телевизор и швырнул его в стену". Немного инфантильно и не очень правдиво, но оставим это на совести автора.
  
  И всё-таки - через описания больничных стен с нарисованными весёлыми картинками, через страдания и переживания героев - рассказ подходит к неизбежному финалу. Спустя три дня после того как был разбит телевизор главный герой отправляется в больницу и там узнаёт о смерти ребёнка, который умер за три минуты до его прихода (автор использует приём сакральных чисел). Но что же дальше? Ведь всё закончилось и пустота торжествует! Мальчик умер! И тишина - "Я не смог выдавить из себя ни звука" - должна была убить смысл слов. Может быть, поэтому финальный диалог кажется абсурдным и ничего не значащим, как тишина пустоты.
  
  Технические недочёты и недостатки стилистики текста только усугубляют тягостное впечатление от рассказа.
  
  
  
  
  
  *** "Счастья на всех не хватит". Автор: gawrosh
  http://myseminar.ru/?m=view_text&id_text=3593
  
  
  В аннотации автор сообщает, что рассказ вышел в финал конкурса "Апокалипсис был вчера". Что же... Исполнение пророчества о конце света должно привести к желанной тишине. И, конечно, к пустоте.
  
  Ирония эпиграфа настраивает на смешливое отношение к тексту. В первом абзаце даётся интрига. Широкими мазками рисуется тайна. Возникает вопрос-вопросов - как герой оказался в этой ситуации? Но как же банально начинает разворачиваться действие! "Вчерашний вечер не предвещал ничего необычного". Помилуйте, но называть "необычным" Апокалипсис - для этого надо иметь стальные нервы и недюжинную силу характера! Хотя, описание бытовых реалий семейной жизни главного героя многое разъясняет. Когда жена визгливо кричит, а дети с шумом и гамом носятся по дому... надо иметь хорошую психику, чтобы не сорваться. Но автор всё-таки успокаивает читателя, сообщая, что у героя всё нормально - "жена, размеренный быт, трое детей". И как довесок - его любовь к Мэри, у которой есть "муж, прикованный (?!) к инвалидному креслу". Любовь, угасающая из-за эпизодических встреч. Всё, как у всех. Но к чему это? Отрывок текста, не содержащий дополнительной информации, которая помогла бы читателю разгадать, что же произошло. Тайна только усугубилась вплетением бытовых сценок и описаний несчастной любви героя.
  
  Лиловый туман, сквозь который не видны очертания предметов. К сожалению, остается за кадром, как в этом плотном тумане дышать, но герой, не смотря ни на что, выжил. Мир изменился. Жуткая, неестественная тишина. "Будто все вымерли". Тихий апокалипсис случился. Торжество пустоты. Только ошалевшие, выжившие неизвестно как люди бродят среди запустения. И находят друг друга. Так герой нашёл любимую. Джон и Мэри. Но если бы это были Иван да Марья? Ничего бы не изменилось. И тайна осталась бы неразгаданной.
  
  И даже появление новых героев: Алекса - начинающего писателя, готового писать всю ночь; бородатого художника, вешающего в Третьяковской галерее свою картину, - не объясняет ничего, кроме одной единственной мысли автора. Но догадается ли о ней читатель? Ведь, с трудом сопоставив типажи героев, выживших после опустошительного действия лилового тумана, можно сделать вывод лишь о том, что творчество и любовь - вечны. Если же читатель окажется не прав, и автор писал совсем не об этом, если автор, живописуя ужасы лилового апокалипсиса, рассказывал только о тишине пустоты и ни о чём более, то мне искренне жаль бедного, несчастного читателя, которому так ничего толком и не объяснили...
  
  
  
  
  
  *** "Когда не отражают зеркала". Автор: Larri
  http://myseminar.ru/?m=view_text&id_text=3922
  
  
  Первое впечатление всегда обманчиво. В этом убеждаешься, когда в очередное утро смотришь в зеркало, пытаясь увидеть в нём... Но кого же можно там увидеть, если в глубине зазеркалья поселилась пустота?
  
  Рефрен, повторение первых строк, да что там говорить! - зеркальное отражение темы в третьей строфе должно было настроить читателя на тревожный лад и разрешить конфликт, так ясно очерченный автором в первых двух строфах: "Когда не отражают зеркала..." Это пронзительное признание лирического героя давит, поражает воображение, пугает тем, что и читатель, быть может, однажды увидит в запотевшем от угара весёлого застолья зеркале тень былых времён. Но таинственное видение будет всего лишь отражением проклятья мира - пустоты.
  
  Вводное четверостишие рисует образы праздника, но хочется всё-таки разобраться в логической параллели зеркала и остальных предметов интерьера. То есть, утверждение первой строки - "когда не отражают зеркала" - дано так, проходной мыслью, между прочим. А уже потом - потрясающий образ танцев "запинающейся речи" в комнате, становящейся маленькой, "когда огонь, бокал, вино и свечи". Согласитесь, немного странный набор, не правда ли? Но интрига кроется как раз в "танцах речи". Так кто же ведёт сей танец? И снова - образ достойнейший: "призраки безудержных событий". Обобщение словом "мы", причащает читателя, вводит его в круг этих призраков, но цель, которую подсовывает автор, все-таки не стоит пафоса лирического героя: он предлагает самую малость - воровать и пить. Воровать рифмы и пить до забытья. И в этом слышится грусть.
  
  Так всё-таки, что же в финале? Что уготовано призракам былого? Что ждёт их? Какие дали их влекут? И автор дарит маленькую надежду, возвращая к началу стиха, заключая сценку словом "когда". Аллюзия, отсылка к песне П.Когана "Бригантина" сделана тонко, она еле заметна, но уместно ли поминать всуе флибустьеров? Или это всего лишь символ образа гордого парусника среди призраков, поселившихся между строк? Автор не даёт ясного ответа. И почему-то становится тоскливо уже читателю оттого, что романтика в понимании автора заключается в том, что "мир НЕМНОГО станет интересней". И, может быть, поэтому "ХОРОМ(?) отвернуться зеркала". Потому что увидели среди тишины, увы, всего лишь пустоту.
  
  
  
  *************
  
  Я думаю, достаточно примеров для того, чтобы доказать тезис, о котором я говорил в начале этого маленького исследования. Так что же получается - я прав? И читателю, открывшему очередную книгу, загрузившему новую страницу в интернете или листающему файл из электронной библиотеке, стоит ждать лишь подтверждения горькой истины? Безмолвие пустого листа - отражения сути нынешних литературных тенденций - торжествует?! Ответьте, авторы!..
  
  Но пока в ответ - пустота тишины.
  
  
  
   *
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"