Сысоев Алексей Николаевич : другие произведения.

Сценарий как инструмент писателя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Часто ли приходилось вам смотреть на мигающий курсор в окне Word"а, не зная, как продолжить сцену, что написать дальше? Как подтолкнуть воображение? Сценарий - метод научиться использовать мозг более полно

  Часто ли приходилось вам смотреть на мигающий курсор в окне Word"а, не зная как продолжить сцену, что написать дальше? Как подтолкнуть воображение? Идей вроде много, написано начало, давно придумана концовка, а вот что же в середине писать - как-то не ясно. И не пишется дальше. Или наоборот в голове много разрозненных сцен и образов, а соединить не выходит. На помощь придет сценарий.
  Все вы наверняка слышали или применяли сами такие методы, как разбиение произведения на сцены, написание карточек, краткое описание каждой главы, план.
  Но метод, который хочу предложить я, не краткое описание глав или сцен. Не план произведения по пунктам. Это ни в коем случае не планирование! Потому что, там где, начинается планирование, заканчивается творчество. Посмотрите, во что превратились последние книги Роулинг, где даже любовь персонажей писалась по плану!
  Что есть краткое описание сцен, или выстраивание событий по хронологии? В моем понимании это перечисление действий персонажей. "Он пошел на заброшенный завод, поговорил там с демоном о сущности бытья, понял то-то и то-то, потом темными кварталами вернулся домой" Вот это краткое описание допустим некой главы. Его можно разделить еще на отдельные сцены. Это безусловно помогает когда пишешь... Но. Не возникает в голове картинки. Не чувствуешь и не видишь мир, не погружаешься в него. Нет каскада образов. Все примерно, размыто, неясно. Воображение не работает. Такое краткое описание помогает просто не запутаться в сюжете, не забыть что-то.
   Но именно писать, быстро, не тормозя головой, ярко с вдохновением, это не очень помогает. Потому что когда садишься писать по такому краткому плану, по-прежнему остается куча работы. Что за завод, как он выглядит, что внутри? Приходиться спотыкаясь на каждом месте выдумывать эти детали. Сюжет захватывает, тянет вперед, но приходится тормозить, топтаться на месте.
  А еще это краткое содержание, отчасти, то самое нехорошее планирование. Потому что подключается разум. Разумом мы пишем этот план: пошел на завод, поговорил, вернулся. Мы руководствуемся логикой, когда начинаем работать над сюжетом таким образом.
  Разум и логика НИКОГДА не способны творить. Они только для шлифовки, не более того.
  Сценарий... Это на самом деле очень просто. И даже весело. Что мы делаем? Мы открываем Word и начинаем свободно, не напрягаясь воображать. Просто начинать смотреть фильм. Не надо пытаться напряженно придумывать хитросплетения сюжета в потугах морща лоб. Нужно просто расслабиться и погрузится в тот мир. Начать смотреть фильм. Появляются сцены, герои, они говорят, что-то делают, совершенно без нашего участия. Можно закрыть глаза, если так удобней. И, воображая, мы записываем в Word, что видим. Кратко, просто слова-образы. Чтобы потом по этому тексту быстро воспроизвести голове "фильм".
  "Он пошел к заводу. Темный силуэт с трубами. Черные облака. Ржавые ворота. Влажная тропинка.
  Он заходит в цех. Здесь пар, неясные отблески. Голос демона вопрошает из под балок перекрытия.
  - Кто ты человек?"
  Далее кратко передаем диалог. Тут следует заметить, что конечно можно вообразить весь диалог, как есть со всеми репликами и записать его. Но мы же сейчас еще не пишем книгу, мы просто фантазируем, набрасываем краткий сценарий. Поэтому надо регулировать масштаб картинки в этом фильме. Детали уже будем просматривать когда начнем писать. Поэтому реплики можно записать только некоторые, самые ярко вспыхивающие, чтобы не забылись. Буквально две три реплики, и просто парой фраз суть диалога.
  Это некий код, в который в который мы переводим то, что воображаем. Набор слов и фраз, кратко. Чтобы зафиксировать сгенерированные воображением сцены. Для того чтобы работать и редактировать их.
  Согласитесь, что такой сценарий более сочный, по нему можно мгновенно писать рассказ или книгу, не спотыкаясь и не тормозя. Мозг, считывая код, будет вновь проигрывать фильм в голове, опять включится воображение и детали повалят, как из рога изобилия, стоит только в этом фильме присмотреться к чему-то, увеличить масштаб.
  Наш мозг - это чудо природы, которое мы плохо используем. Можно попробовать обойтись вообще без записей, а редактировать фильм прямо в голове. Вообразить отдельные сцены, как шары, и мысленно перемещать и редактировать их. А когда история буде закончена сеть и написать. Конечно, провернуть такое с объемным романом, со множеством отдельных сюжетных линий, не будучи йогом, будет проблематично, но вот с рассказом можно попробовать.
  Сценарий не план, фильм рождается в голове спонтанно, под действием все нарастающего вдохновения. Логика удаляется в уголок и тихо наблюдает оттуда не вмешиваясь. Может оказаться, что герой, попав на завод, что-то увидит иное, не сразу попадет в цех или вообще не в цех пойдет и не с демоном побеседует, да и разговор может состояться совсем иной.
  И это будет живое и настоящее.
  Тут возникает вопрос, а что если вообще все уплывет не в те дебри? Как сохранять контроль над сюжетом и героями? А вот тут можно подключать немного разум и логику. Исключительно для небольшой коррекции маршрута нашего плавания по волнам воображения... Но только если нет цели сделать чистую импровизацию, а это иногда куда интереснее ;)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"