2.2. Древнеегипетское общество, религия и идеология.
3. Древнеегипетская теогония и антропогония.
3.1. Илиопольская теогония.
3.2. Мемфисский теологический трактат.
3.3. Гермопольский миф об Огдоаде.
3.4. Антропогонические мифы.
Заключение.
Литература.
ВСТУПЛЕНИЕ.
В духовной жизни общества многие представления и символы живут из века в век, изменяясь, бывает, довольно незначительно. Ретроспективный обзор многих идей западной цивилизации, ее духовной культуры приводит нас через христианство и античность в мир Древнего Египта.
В данной работе будут рассмотрены мифы Древнего Египта. В первом разделе определимся с подходами к изучению мифа. Во втором - выделим основное, для понимания древнеегипетской цивилизации (время ее возникновения, историческое развитие и особенности культуры). В третьем разделе будут рассмотрены некоторые древнеегипетские мифы, так как нет смысла просто перечислять все мифы, что дается в словарях, справочниках и в ряде научно-популярных книг (см.: Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л.:АН СССР,1956; Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М.,1976 и др.). Поэтому будут проанализированы только теогонические мифы, как одни из основополагающих. Обратим так же внимание на место человека в древнеегипетском мифе.
Мифы Древнего Египта будут рассматриваться с позиций символической школы с использованием структурного метода К.Леви-Стросса и типологии Е.М.Мелетинского.
1. МИФ И МИФОЛОГИЯ.
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИФА.
Определение мифа в настоящее время неоднозначно. Энциклопедии и словари определяют миф так: МИФ (др.греч. - сказание, предание) - архаичное повествование о деяниях богов и героев, за которым стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах.
Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами. Отделение от ритуалов привело к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходит и героический эпос в его архаичных формах. В историческое время мифы широко используются как элементы поэтического языка в широком смысле.
Исходя из этого определения ученые вычленяют такие носители мифов, как: эпос, фольклор, содержание обрядов и ритуалов, сюжеты украшений и орнаментов на художественно-прикладных изделиях, философские и теологические произведения, живопись, драма, поэзия, проза... Но если носители мифа определять именно так, то миф превращается только в феномен культуры.
Современные исследователи мифологии, в том числе ведущие российские специалисты (Е.Мелетинский, М.Дьяконов) определяют миф как осмысление мира и эмоциональное вживание в его явления; факт мироощущения, которому можно придать любую форму: песни, действа, сказки, повести, запевки. Но миф - не жанр словесности. Он не только выражает взаимоотношения человека с внешним явлением, но и воплощает их в словесной форме. Миф - это всегда речь, слово. Мир в мифе по отношению к человеку наделен сознательной живой волей, влияющей на человека. Таким образом, миф - это комплексное представление человека о мире.
Существует еще множество других определений мифа. Наиболее интересен взгляд советских ученых А.Лосева и Я.Голосовкера: миф - это объективная реальность, существующая по собственным законам, которые не соответствуют законам освоенного человеком пространства-времени. В частности, в этой реальности есть место для жизни, деяний и судеб богов, героев и людей. Основным известным нам носителем данной реальности является человеческое сознание (воображение).
Следует отметить, что путаница в определениях возникает из непонимания эволюции мифа. На протяжении многотысячелетней истории миф постоянно изменялся. В первобытную эпоху это действительно комплекс представлений о мире, осмысленный и воспроизведенный в слове. Тогда миф не фиксировался, а являлся базисом отношений между людьми и окружающим миром. В дальнейшем, с возникновением цивилизации, миф кодифицируется, становится основой религии, общественной идеологии. В этот период стихийное мифотворчество народов приводится в порядок: жрецы создают мифологические системы, объясняющие законы существования мира и общества. В дальнейшем, миф в какой-то мере становится феноменом культуры, ложится в основу художественных произведений. На этом этапе миф определяет уже не речь, а художественный текст. Но миф всегда являлся базой массового мышления, эмоционального восприятия мира большинством членов общества. Именно в данном аспекте можно говорить о мифе, как об объективной реальности.
1.2. ИЗУЧЕНИЕ МИФА.
Понятие мифологии надо отделять от понятия мифа. Мифология - это научная дисциплина, изучающая миф. Как наука, мифология возникает в середине XIX в. Основателями первой мифологической школы считаются В.Гримм и Я.Гримм. Они определяли миф как олицетворение природы. В России в это же время вопросами мифологии занимались А.Н.Афанасьев и Ф.И.Буслаев. Большое влияние на науку XX в. оказала школа культурной антропологии (Э.Тайлор, Дж.Фрезер). В настоящее время существует около 20 различных школ в мире, имеющих собственные определения и методы исследования мифа. Наиболее полный обзор школ дается Е.Мелетинским ( в кн. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука,1973; часть 1: Новейшие теории мифа и ритуально-теологический подход к литературе). В данной работе будут упомянуты только ряд теорий, и прежде всего символическая концепция.
Символическая школа была создана немецким философом Кассирером в начале XX в. В российской науке положения этой школы были развиты А.Лосевым и Я.Голосовкером. Данное направление осмысливает мифическое восприятие мира как комплекс символов. Любое физическое явление природы (напр.: гроза, ветер, облако, небо, дерево) или духовной жизни общества (напр.: любовь, дружба, власть) является символом, т.е.имеет скрытое глубокое значение, неисчерпаемое логически - упорядоченным словесным выражением. Символ может иметь несколько знаков и значений. Например, молния - стрела небесного бога-громовержца - один из его знаков. Небесный бог в данном случае - символ неба и различных небесных явлений.
Символическое мышление тропично. Троп - это семантический элемент языка. Наиболее распространенные тропы: метафора, метонимия.
Метафора - явление сопоставляется-отождествляется с другим, пусть с ним и не связанным, но обладающим общим с ним признаком, с целью выделения-обобщения именно этого признака. Например, Солнце отождествляется с птицей, так как и то и другое "парят по небу".
Метонимия - подмена одного понятия другим, связанным с ним в каком-то отношении, хотя и не обязательно по линии причинно-следственной связи. Например, шумерское изречение, вошедшее в Библию, "ухом наделенный" - это метонимия понятий "мудрый, глубокомысленный".
Осмысление, обобщение явлений мира в мифе шло по эмоционально-ассоциативным рядам, т.е. троп - структура символа, его механизм.
Современный российский мифолог Е.Мелетинский, создатель беспрецендентной энциклопедии "Мифы народов мира" (Государственная премия СССР за 1985 г.) создал типологию мифа, т.е. подразделил миф на ряд категорий, такие как: этиологические, теогонические, астральные, земледельческие (календарные), героические и другие мифы. Каждая из категорий мифа имеет свое собственное функциональное назначение: этиологические мифы объясняют происхождение вещей и явлений, теогонические повествуют о рождении богов, героические - о деяниях детей от браков богов и людей - героев. Следует отметить, что типология характерна уже для второго этапа эволюции мифа, когда жрецы начали создавать мифологические системы.
Очень популярна в наше время структурная школа К.Леви-Стросса. Леви-Стросс, в основном анализирует мифы первобытного общества как средство выявления первичных структур сознания. В основу семантики мифа он кладет бинарные оппозиции: верх-низ, мужское-женское, жизнь-смерть, сырое-вареное, etc. Каждая бинарная оппозиция порождает семантический ряд метафор и метонимий. Например:
жизнь - смерть
движение - неподвижность
животное - растительное
хищник - травоядный.
Для первобытного мышления, отмечает Леви-Стросс, характерно стремление снять напряженность противоположностей, т.е. путем семантического ряда свести бинарную оппозицию до возможного минимума и объединить. В приведенном выше примере оппозиция снимается понятием "человек", так как он одновременно и хищник и травоядный. Данный метод мышления Леви-Стросс называет медиацией. Главный же тезис Леви-Стросса заключается в том, что первобытноя "мифо-логика" своими особыми средствами способна решать задачи, аналогичные тем, которые разрешает сейчас наука, ничуть не менее сложные. Следует отметить, что структурный метод Леви-Стросса используется в большинстве современных мифологических школ при исследовании мифа.
2. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
2.1. ВРЕМЯ И МЕСТО ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ.
В древности Египтом называли узкую долину реки Нил, начиная от первого порога и обширную дельту Нила, образованную несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. Долина Нила (ее ширина колебалась от 1 до 20 км.) называлась Верхний Египет, а дельта - Нижний. На первых этапах истории Египет находился в географической изоляции. Труднопроходимые пороги Нила препятствовали сношениям с другими южными странами, а раскаленные пески Аравийской пустыни отделяли долину от Красного моря. Болотистая дельта затрудняла продвижение к берегам Средиземного моря, к тому же жившие на южных, западных и восточных границах враждебные Египту кочевники усиливали его обособленность. Эта географическая изоляция способствовала формированию Древнеегипетской цивилизации как самобытного исторического явления.
Человек пришел в долину Нила довольно поздно, в 5 тысячелетии до н.э.(расцвет неолита). В XXX в. до н.э. весь Египет был объединен в единое царство первым фараоном Нармером. С этого века Египет является уже зрелым обществом, имеющим первую в мире письменность, навыки строительства сложных сооружений (пирамиды, ирригационные системы). Именно с началом истории Древнего Египта (XXXI-XXX вв.до н.э.) современные историки завершают эпоху каменного века и начинают отсчет эпохи цивилизации.
История Древнего Египта насчитывает около трех тысячелетий. Ученые выделяют 5 периодов развития древнеегипетской цивилизации: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее Царства.
РАННЕЕ ЦАРСТВО XXXI-XXIX вв. до н.э. Период борьбы Верхнего и Нижнего Египта за гегемонию. Победил Верхний Египет, чьи фараоны основали I общеегипетскую династию. Родоначальником I династии называют фараона Мину. Мина построил первую столицу Египта - г.Мемфис, на стыке дельты и долины. Покровителем династии Мины являлся бог Гор. При II династии Раннего Царства продолжалась скрытая борьба между Нижним и Верхним Египтом. Фараон Хосехемуи добился окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство. После него фараоны II династии стали называть себя не только именем Гора (покровителя Верхнего Египта), но и именем Сета (покровителя Нижнего Египта).
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО XXVIII-XXIII вв. до н.э. В этот период фараоны добиваются большой концентрации людских и материальных ресурсов. Достигает своего расцвета земледелие, техника (металлургия меди, etc). Созданы первые гражданские и религиозные законы, установлены первые каноны искусства. Только в эпоху Древнего Царства строились великие египетские пирамиды. Это свидетельствует о расцвете цивилизации, так как строительство пирамид требовало огромных ресурсов и знаний. Основателю III династии фараону Джосеру принадлежит первая пирамида. Именно в эпоху Древнего Царства зафиксирована концепция обоготворения фараона. V династия отказывается от строительства пирамид - начинается экономический упадок. Активно строятся храмы бога Ра, культ которого становится в государстве главным. При VI династии экономический кризис достигает своего предела, страна распадается на независимые номы, наступает I переходный период (XXIII-XXI вв. до н.э.).
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО XXI-XVIII вв. до н.э. К концу переходного периода выделяются два объединяющих центра: на севере - Гераклеополь, на юге - Фивы. В борьбе побеждают Фивы и их правитель Ментухотеп основывает XI общеегипетскую династию. Начинается новый расцвет древнеегипетского общества. Египтяне модернизировали и усложнили ирригационную систему, создали первые искусственные моря. Теперь сельское хозяйство перестало зависеть от разливов Нила. В этот период Египет активно торгует с окружающими странами. Торговые караваны идут через Суэцкий перешеек на Ближний Восток и через Красное море в Африку. В эпоху Среднего Царства ведущим культом становится культ бога Амона с центром в Фивах. Среднее Царство заканчивается с нашествием гиксосов в конце XVIII в. до н.э. Египет снова распадается на отдельные номы. Гиксосы (XV-XVI династии) правят только в Южном Египте. Их правление названо II переходным периодом.
НОВОЕ ЦАРСТВО XVI-XII вв. до н.э. Фивы и при правлении гиксосов остались сильным независимым центром. Здесь правила XVII династия, чьи фараоны возглавили борьбу за изгнание гиксосов из Египта. Фараон Яхмос полностью победил гиксосов и положил начало XVIII общеегипетской династии. Эпоха Нового Царства характерна возникновением Египетской империи. Создается мощная завоевательная армия с использованием наемников. Армия захватывает Палестину и Сирию на севере, доходит до третьего нильского порога на юге. В этот период фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытается сломить жречество, поменяв главного бога империи Амона на бога Атона. Эта попытка создания первой монотеистической религии не доведена до конца, так как Эхнатон царствовал всего 15 лет. После его смерти все возвращается "на круги своя". Наибольшего могущества Египет достиг при фараоне Рамсесе II Великом (XIX династия). Он правил 66 лет; его эпоха наиболее стабильна и отмечена массовыми стройками. Со смертью Рамсеса II наступает медленный упадок и переход к следующей эпохе.
ПОЗДНЕЕ ЦАРСТВО XI-IV вв. до н.э. Египет находится под властью иноземцев - ливийских и эфиопских династий, а затем становится провинцией Ассирийской и Персидской держав. В IV в. до н.э. Египет завоевывает Александр Македонский. На этом и заканчивается история Древнего Египта и начинается эпоха эллинизма.
2.2. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО, РЕЛИГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ.
Первая цивилизация в мире представляла собой строго иерархичную деспотию. Сохранялись общинные отношения - все хозяйство было общим, но единоличным собственником этого хозяйства являлся фараон. Он осуществлял верховную власть при помощи мощнейшего централизованного бюрократического аппарата во главе с министром - чати. В регионах высшей властью обладали номархи, на местах властные полномочия сосредоточились в руках чиновников-исполнителей - писцов. Они являлись и инженерами, и управляющими, etc.
Не только вся земля и вся собственность принадлежали фараону, но и каждый житель Египта, от простого земледельца и до министра-чати и верховных жрецов являлись рабами фараона, поэтому "классического" рабства в Египте не было (тем более, фараон - бог). Люди были фактически свободны, а рабами являлись лишь номинально. Гигантские сооружения (пирамиды, рукотворные моря) сооружены не рабами, а обществом в целом - в форме трудовых повинностей: крестьянин трудился на строительстве определенный срок (например, год), его там кормили, одевали, etc, а потом уезжал домой.
При подобной организации общества ведущую роль в нем играет религия. Религия в нашем понимании - это определенные этические правила поведения в обществе, нормированный культ, обряд. Одним из важнейших культов Древнего Египта было поклонение богу-фараону. Так, есть мнение, что подлинным назначением илиопольской космогонии - генеалогии богов, было доказать божественность природы царя, а не объяснить происхождение мира и царской власти. Это означает, что родословную богов следует читать не сверху - с Атума; ее можно понять правильно, только если мы начнем с потомка богов, божественного царя Гора. Следует заметить, что царь Египта считался одновременно богом Гором и соколом уже с самого начала I династии. Похоже, в доисторические времена, сокол-Гор, местное божество в Иераконполе в Верхнем Египте воплотился в местного вождя перед тем, или после того, как он победил своих врагов и стал царем всего Египта. Вечный характер Гора отмечен главным образом тем утверждением в Текстах пирамид, что царь существовал изначально, еще до того, как возникли небеса и земля. Таким образом, идея существования вечного и вселенского бога засвидетельствована в самом начале египетской истории. Большинство исследователей сходятся на том, что это представление возникло в результате объединения страны и не существовало раньше.
Идеология Древнего Египта базировалась на мифе. Например, Египет изначально состоял из номов - независимых территорий-государств, со своими пантеонами, во главе которых всегда выделялась главная тройка богов - триада: бог-отец, богиня-мать и бог-сын. Так объединялись Осирис, Исида и Гор (абидосская триада); Птах, Сохмет и Нефертум (Мемфис); Амон, Мут и Хонсу (Фивы). После объединения номов в единое царство жрецами была проделана огромная работа по отождествлению данных триад: илиопольский Атум, позднее превратившийся в Ра, отождествлялся с фиванским Амоном; Птах - с Осирисом, Гебом, Амоном, etc. Сложность этой работы заключалась не в объединении имен бога, а прежде всего в объединении кланов жрецов, отправлявших культы этих богов. Достигалось это, по-видимому, простым, но действенным приемом: дабы не истреблять кланы, служившие божествам, которые не являлись верховными всеегипетскими богами на текущий момент, а наоборот, заручиться их поддержкой, прибегали к учению о сложных духовных сущностях. Так, Хнум в Латополе (Эсне) считался ба Шу, в Гепселисе - ба Осириса, в Леотополе - Геба, на острове Элефантина - Ра.
Служителями культа являлись жрецы. Именно они донесли до нас в своих текстах египетскую мифологию, они же первые ее систематизировали. Важнейшую роль жрецы играли в формировании государственной и общественной идеологии и фактически были главной политической силой государства. Фараон, помимо того что был богом, считался и верховным жрецом. Жрецы выступали также как интеллектуальная и научная элита древнеегипетского общества: недаром многие знаменитые греческие мыслители учились именно у египетских жрецов, а Платон создал свою теорию идеального государства под управлением ученых, исходя из опыта древнеегипетского общества. Жрецы создали письменность, астрономию, высшую математику, etc. Без их научной деятельности были бы невозможны великие египетские сооружения. Жрец Имхотеп за особые заслуги (создал первую пирамиду - Джосера) был потом причислен к богам. Именно благодаря жрецам и дошли до нас египетские мифы.
Основные понятия древнеегипетских мифов оформляются до 2200 г. до н.э. С 2300 г. до н.э. основной упор делается уже на переработку мифов, увеличение числа вариантов и комбинаций, а не изменение понятий. Даты определяются основным источником: на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V-VIII династий (2400-2200 гг. до н.э.) были высечены древнейшие подлинные версии "Текстов пирамид". Они состоят, в основном, из ритуалов, заклинаний и гимнов, относящихся к погребению и перевоплощению царя Египта. К эпохе Среднего Царства восходят так называемые "Тексты саркофагов". Это, главным образом, литературная обработка мифических представлений, рассчитанная на обожествление и вечную жизнь тех египтян, которые располагали средствами воспроизвести тексты на своих саркофагах. Тексты пирамид и Тексты саркофагов наряду с другими текстами послужили основой для одного из главных произведений древнеегипетской религии - "Книги мертвых" (составлялась с периода Нового Царства до конца истории Древнего Египта), содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв,позволяющих пройти суровые испытания в загробном мире. Еще один текст: "Мемфисский теологический трактат" - о творении мира богом Птахом, в своей основе восходит к эпохе Древнего Царства, дошел до нас в записи конца VIII в.до н.э.
3. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ТЕОГОНИЯ И АНТРОПОГОНИЯ.
3.1. ИЛИОПОЛЬСКАЯ ТЕОГОНИЯ.
Древнейшей космогонической доктриной является теогония города Илиополя. Она засвидетельствована при III династии (Древнее Царство), около 2700 г. до н.э. и в Текстах пирамид.
Суть данной теогонии: первичный бог Атум, сам себя оплодотворив, один порождает пару богов - Шу и Тефнут*. Последние рождают богов Геба и Нут*. Шу, их отец, поднимает Нут над Гебом и отделяет их друг от друга. Геб и Нут, в свою очередь порождают четверку богов: Осириса, Исиду*, Сета и Нефтис*. Осирис и Исида рождают Гора. Между Осирисом и Сетом начинается борьба за власть, в которой Сет убивает Осириса и воцаряется над миром. Но Исида втайне воспитывает Гора, который, войдя в силу, начинает борьбу со своим дядей Сетом, побеждает его и окончательно воцаряется, так как воскрешенный Осирис отказывается оставаться в этом мире и уходит править подземным миром мертвых.
Данный миф повествует о возникновении богов и о воцарении Гора над миром. Каждый бог в этом мифе есть символ:
ГОР. По своей сути троичен: он небесный царь (бог), земной царь (фараон) и сокол (отражение первобытного тотемизма). Покровитель Верхнего Египта, символизировал нерушимость верховной власти в мире.
ОСИРИС. Слово неегитпетское, ученые сходятся на переводе его как "произрастание". Олицетворял плодородие земли и взошедшие на ней злаки. Символ загробной жизни.
ИСИДА. С египетского переводят как "трон", "место". Функции богини-матери, богиня верности, воды и ветра (покровительствовала морякам в Дельте).
НЕФТИС. С др.египетского - "владычица дома". Ее сущность в религиозной литературе почти не раскрыта. Считалась женой Сета, но судя по Текстам, очень мало с ним связана. Обычно рассматривается вместе с Исидой: Нефтис плавает в ночной барке, Исида - в дневной. По Плутарху: Нефтис олицетворяет неплодородие земли, Исида - плодородие.
ГЕБ. Символизировал землю, покойного фараона.
НУТ. Символ неба. Так же являлась женской параллелью (Нунут) бога Нуна, олицетворявшего изначальный водный океан - хаос.
ШУ. С др.египетского: "пустой, сухой, солнечный свет". Символ света вообще.
ТЕФНУТ. Общее обозначение женщины, "первоженщина", символ женского начала, влаги.
АТУМ. С др.египетского: "завершенный поглощением других". Символ, в котором слились все доисторические, первобытные боги. Символ первоначальной земли, холма, опоры в водах изначального вневременного хаоса - Нуна.
Как видим, здесь отражена космогония мира. Существовал начальный океан. В нем выделяется первичный холм, "поглотивший других". Холм порождает женское (тьма) и мужское (свет) начала. Именно из них возникает небо и земля. Свет разделяет небо и землю, которые враждебны друг другу. Небо и земля порождают все растущее на земле и пустыню. Между плодородными землями и пустыней идет постоянная война. Гор устраняет непримиримость оппозиций, в какой-то мере символизируя уже человека, правителя мира.
Эта система находилась в постоянном движении. Когда земной царь-Гор умирал, он становился Осирисом, а на земле воцарялся новый Гор. Старый же Осирис воплощался в Геба и т.д. Когда восхождение подходило к Атуму, все происходило сначала (вплоть до рождения нового Гора). Эта теогония была первым умозрительным созданием жрецов и включила в себя богов совершенно разного происхождения: Гор и Сет - тотемы, Нут (Нунут) - связана с изначальным океаном и т.п. Миф никогда и нигде не был изложен полностью, он был составной частью перевоплощения покойного царя и обожествления наследника, демонстрировал, что весь мир отождествляется с Гором (Гор - символ мира), или принадлежит ему (отождествление фараона и Атума засвидетельствовано Текстами пирамид).
КОСМОГОНИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ИЛИОПОЛЯ или происхождение Гора.
(знаком "*" помечены сущности женского пола)
А Т У М
(древнейший первичный земной холм)
(воздух, поддерживает небо) Ш У - Т Е Ф Н У Т* (женское дополнение Шу)
(земля, представитель прежних царей) Г Е Б - Н У Т* (небо)
("произрастание", проросшее зерно,покойный царь)О С И Р И С - И С И Д А* ("престол") // (царь-божество в виде змея, пустыня и убийственный жар)С Е Т - Н Е Ф Т И С* ("владычица дома")
Г О Р
(сокол, царь на земле,правитель неба)
3.2. МЕМФИССКИЙ ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ.
Около 2500 г. до н. э. в столице Древнего Царства Мемфисе формируется другая теогоническая система, дошедшая до нас в свитке, озаглавленном "Мемфисский теологический трактат". Весь мир в данном трактате ассоциирован с богом Птахом. Птах, задумав в сердце, назвал имена восьмерых богов, сотворив их мыслью и словом. Они явились ипостасями самого Птаха. Птах, прежде всего, - мужской и женский первичный океан (Нун и Нунут). Он же - Нефертем - "юный лотос завершен, поглотив других", который рождает бога солнца Ра. Сердце Птаха - Гор, рот Птаха - Тот. Птах так же извергает из себя Шу и Тефнут. Своим словом Птах сотворяет весь мир, богов, человека, жизнь и смерть, etc. Мемфис - по др.египетски: Хикупта - "крепость души бога Птаха" (отсюда пошло греческое наименование страны - Египет).
По мемфисской теогонии, глава илиопольской эннеады (девятки богов) Атум также восходит к Птаху, ибо Птах в одном из своих воплощений - первичный океан, а как Нефертем, Птах выступает аналогом Атума. Мемфисский Птах почти полностью тождественен илиопольскому Гору, который также является символом мира. Однако в Мемфисском теологическом трактате изложено несколько другое понимание мирового устройства. Если единственный явленный на земле илиопольский бог Гор - результат длительной теогонии и только по воцарении объединяет собой весь мир; то Птах изначален - он творец мира и его глава; Гор прежде всего - царь мира, для функции творца он объединяется с Атумом.
Миф о Горе - правителе Вселенной, который являлся в виде троицы, возник в результате построений, производившихся в ясной, логической манере, базировавшихся на вере в универсальный и вечный характер фараона и обогащенных космогоническими идеями, сохранившимися с доисторических времен. Миф же о Птахе - это философская попытка осмыслить единство и многообразие мира и его творение.
3.3. ГЕРМОПОЛЬСКИЙ МИФ ОБ ОГДОАДЕ.
В Текстах саркофагов присутствует еще один теогонический миф о восьмерке (Огдоаде) первичных богов г.Гермополя (по др.егип. город назывался Хемену - буквально: "восемь"). Эта восьмерка состоит из 4 пар мужских и женских(*) божеств:
Нун - Наунет* ("изначальный океан")
Ху - Хаухет* ("бесконечность в пространстве")
Кук - Каукет* ("мрак")
Амон - Амаунет* ("сокрытое").
Последняя пара, по-видимому, заменила богов Ниау - Ниаут* ("отрицание, ничто") и была внесена в Огдоаду фиванскими жрецами. В Огдоаду входили 4 пары космических божеств, упорядочивавших Хаос, из которых возник мир. Боги изображались в виде лягушек, богини - змей. Огдоада, вероятно, порождала "первичное божество людского мира" - Атума, Амона, etc, но с усилением роли Атума получила распространение такая трактовка мифа, где Огдоада возникает уже с этим "первичным божеством" во главе или сотворена Атумом в соответствии со словом Нуна. В дальнейшем миф об Огдоаде эволюционировал. Имена восьмерки изменились, она была уже создана илиопольскими богами: "О вы, восемь божеств-хех в миллионах (хех) миллионов, которые связали небо в своих руках, которые соединили небо и землю для Геба. Шу дал рождение вам как Хеху ("миллион", "безгранично большое число"), Нуну ("изначальный океан"), Тенму ("заблудившиеся", "блуждающие") и Кеку ("тьма", "темный"). Он поручил вас Гебу и Нут, когда Шу был в нехех-вечности, а Тефнут была в джет-вечности". Миф об Огдоаде пережил древнеегипетскую цивилизацию: в первых веках нашей эры ранние христиане использовали символику Огдоады для построения первых богословских систем.
Мифическое представление о первобытном Хаосе следует считать древнейшим и изначальным, а сам миф об Огдоаде можно понимать как пролог к илиопольской (и, возможно, мемфисской) теогонии.
3.4. АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ.
Здесь попытаемся рассмотреть представление древних египтян о самих себе. До нас не дошли цельные развернутые трактаты о человеке, но даже из сохранившегося материала ясно, что египтяне обладали очень сложным учением о человеке и, особенно, об ипостасях души. Исключением является подробнейшая "Книга мертвых", составлявшаяся с периода Нового Царства и до конца истории Древнего Египта.
Для развитого египетского общества характерен освящающий утвержденную богом власть царя миф, который приводится в политическом трактате: "Поучение гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара" (X династия, 22 в. до н.э.). В нем говорится, что люди - "стадо бога" - произошли из тела бога-творца (имя которого не называется), как точное его подобие. Для людей он сотворил из Хаоса небо и землю, для дыхания - воздух, для пропитания - животных и растения, птиц и рыб. По другим мифам, люди возникли из слез бога Солнца Ра, или были вылеплены на гончарном круге из глины богом-демиургом Хнумом.
В повествовательной литературе, как правило, наблюдается строгое разделение мира богов и царя с одной стороны и мира людей - с другой. Здесь мы подходим к одной важной особенности. В основе древнеегипетской религии лежала идея: царь это бог. Более поздний ритуал ежедневного богослужения подчеркивал тот факт, что жрец перед идолами действовал только как заместитель царя. В праздничных обрядах царь представлял богов перед своим народом с тем же правом, с каким он представлял свой народ перед богами. Поскольку он, царь, был единственным посредником и связующим звеном между людьми и богами, мотив героя, вторгающегося в мир богов, чужд египетской мифологии. Только царь и боги играли в ней роль. Немифологические представления о том, что мудрецы древности также "достигли небес и вошли в число владык некрополя", как и цари, встречается очень редко и не ранее 1400 г. до н.э.
Большую роль в египетских мифах играли представления о загробной жизни, как непосредственном продолжении земной. Ее необходимое условие - сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т.е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Странствующую по подземному миру душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (125 глава Книги мертвых специально посвящена ему). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображалась богиня Маат или ее символы). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила); праведник оживал для счастливой жизни на полях иалу. Оправдан на Суде Осириса мог быть (согласно "отрицательной исповеди" - перечне грехов, которые не совершал покойник) только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя, etc, а также "чистый сердцем". "Я чист, чист, чист", - утверждает умерший на суде.
Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их несколько: ах, ба, ка; русский термин "душа" не точно соответствует египетскому понятию), имени, тени. Единого понимания составляющих души еще не достигнуто. Сначала считали, что душами обладают лишь боги и цари (причем душ у богов было довольно много, например, у Ра - 14 ка), но с течением времени распространились представления, что все люди имеют души. В словарях даются толкования (довольно запутанные) трех духовных сущностей человека:
АХ - это божественное в человеке, ах принадлежит небу так же, как тело - земле.
БА - воплощение жизненной силы и могущества, продолжает существование и после смерти, осуществляя все физические функции человека. Вероятно, именно ба участвует в психостасии.
КА - не просто жизненная сила, но двойник, второе "Я", рождающееся вместе с человеком, духовно и физически функционирующее вместе с ним как при жизни, так и после смерти. Поселяется в портретных изображениях.
Обожествление египтянами животных и совмещение животного и человеческого начал - это отражение учения о сложной духовной структуре живого существа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Конечно, работа такого объема не претендует на полное раскрытие сложнейшей темы мифологии Древнего Египта. Рассмотренные мифы позволяют сделать вывод, что египетское общество обладало сложной символической системой мировосприятия. Эти мифические воззрения и являлись базисными для цивилизации Египта и ее идеологии. А идеология в Египте, как и в других восточных деспотиях, превалировала над всеми прочими (хозяйственными, etc) отношениями в обществе, заставляя людей работать не по принуждению или в силу какой-либо необходимости, а по убеждению, согласно законам мирового порядка.
Представления о первобытном Хаосе свойственны многим народам (китайцы, шумеры, эллины, etc). Египетские мифы содержат также в себе ряд оригинальных мотивов и особенностей, отличающих их от мифов других народов.
Так, у египтян бог может быть заменен другим богом. В мифах других цивилизаций этого нет, бог может иметь несколько сущностей (Шива), но меняться местами боги не могут. В древнеегипетской мифологии полностью отсутствуют героические мифы. Существуют только боги и люди. Фараон, как результат медиации, - посредник между ними - является богом и человеком одновременно, а не переходной ступенью - героем, т.е. сыном бога и человека.
Духовная сущность человека имеет очень сложную структуру. В других мифологиях у человека обычно есть только душа (даймон, дух, etc). Наиболее интересная особенность древнеегипетских мифов - загробный суд Осириса - психостасия. В других мифологиях этого также нет.
Данные отличия найдены только в рассмотренных теогонических и антропогонических мифах. Возможно, в других мифах египтян присутствуют еще интересные особенности. Мифы Древнего Египта, его символы оказали огромное влияние на духовную культуру всей западной цивилизации и прежде всего - на науку Древней Греции и раннее христианство. Следует отметить, что многие мифические идеи египтян живут до сих пор. Так, царь (император) - Помазанник Божий; Бог (современный) - троичен по своей сути; фундаментальнейшее представление христианства о Страшном Суде - аналогия суду Осириса; наконец, восьмилучевая звезда Богородицы - не отголосок ли это порождающей Огдоады? Исследование мифов Древнего Египта продолжается, многое пока остается невыясненным.
* * *
ЛИТЕРАТУРА.
1. Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия,1991.
2. Мифы народов мира: в 2 т. / Под ред. С.А.Токарева. М.: Советская энциклопедия,1987.
3. Мифология древнего мира: сборник статей, перевод с англ. М.: Наука,1977.
4. История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М.: Высшая школа,1988.
5. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука,1972.
6. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л.: Изд. АН СССР,1956.
7. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М.,1976.