Тадер Орди: другие произведения.

Рецензия на роман Анны Рожковой

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:

Анна Рожкова Мотылек


   Википедия утверждает, что в центре произведений жанра "любовный роман" находятся отношения и романтическая любовь между двумя людьми. А также предполагается "эмоционально удовлетворительный и оптимистичный финал".
   Так вот, "Мотылек" - не любовный роман. Это глубоко психологичная современная проза, трагичное сплетение пестрых разнообразных судеб. Реалистичное, местами доходящее до откровенного эротического натурализма повествование.
   В центре романа - Ева, недаром названная в честь прародительницы человеческого рода. Ева давно и безнадежно мертва к моменту действия, но её имя во сне шепчет не только бывший муж, но и взрослый уже сын - и это, правда, довольно жутко. Автор сумела подать Еву прекрасно - уже несуществующую, но постоянно сопровождающую героев тень, в которую немножко влюблены были почти все вокруг. Изящную, летящую, в черном платье с люрексом - неуместную на фоне советской гостиной.
   Центральные мужчины - Максим и Сергей, немножко похожи, как часто бывает в жизни с избранниками одной женщины. Ведь каждая ценит свой типаж. Робкая, привыкшая к постоянным запретам в детстве Наталья выбирает волевых, решительных внешне мужчин, способных принести шквал эмоций. Но при этом - с отсутствующей внутренней цельностью, каждый снедаемый своей проблемой.
   Главная героиня, Наталья, мне понравилась. Интеллигентная, не яркая, но привлекательная женщина. Немного милая и робкая, чрезмерно доверчивая и по-человечески любопытная.
   Второстепенные герои тоже рельефные. Мне запомнилась няня, ангел-хранитель семьи с её морщинистой и тонкой, как пергамент, кожей. Интересным контрастом выступает дружба главной героини и девушки Лики. Лика отчаянно мечтает о свадьбе, а сама уже добрый десяток лет с попеременным успехом встречается с женатым. Наталья же замужем и мужу верит, пока тот гуляет напропалую. Не с Ликой, впрочем.
   В этой дружбе чувствуется горькая авторская ирония над избирательной женской слепотой:
   "И где он был?
   - Говорит, что дома, - ответила Наталья.
   Лика комментировать не стала, подумав, что Наташа до тридцати пяти прожила, а так дурой и осталась".
   ...
   "- Дай Бог, рада за вас, - произнесла Наталья, подумав про себя - сколько еще Лика будет верить этим бредням. Он уже сто раз от мымры уходил и столько же раз возвращался. - До тридцати четырех лет дожила, а так дурой и осталась, - сделала вывод Наталья".
   Вообще у автора довольно интересный стиль подачи второстепенных героев. Появляется новое имя - и автор дает новую историю, а потом заплетает её в ткань рассказа. "Мы родом из детства", - сказал Антуан де Сент-Экзюпери, и автор с удивительной и подчас жестокой реалистичностью показывает, откуда растут корни у текущих проблем и комплексов героев. Первая детская влюбленность, вылившаяся в изнасилование у няни; героиня-антагонист нежеланный ребенок, жертва неудавшегося аборта у пьющей матери. На другой стороне - строгая мать, ограничивающая свободу главной героине и, конечно, прекрасная Ева.
   Немножко слабее на этом фоне выглядят герои третьего плана: женщина-гинеколог, грубо сообщившая Наталье о бесплодии; девушка-продавщица из ювелирного магазина, завидующая избраннице богатого покупателя. Мне они показались несколько шаблонными и однозначными. Герои одной реплики.
   Особенно же мощно автор прописала отрицательную героиню. Хороша, чертовка! Страстная, нахальная, беспринципная и не знающая никаких границ - она будто живая. Вызывает искренние же и тоже живые, хоть и неприятные, чувства. Блестящий антагонист. Не оставила равнодушной.
   В книге много бытовых конфликтов - потеря ребенка, взаимная непереносимость тестя и зятя, супружеские измены. Я боялась начинать, редко читаю произведения такого жанра. Но автор преподносит все стремительно, на бегу - яркие сцены, мимолетные события, после которых все снова возвращается к равновесию. Автор не бьет на жалость и абсолютно не страдает сентиментальностью.
   В книге прекрасный Мюнхен. Сочные баварские сосиски, ароматы из торговых палаток и две с половиной тысячи свечей на тридцатиметровой пушистой ели. Образы яркие, вкусные и задействующие сферу кинестетики - так и заставляют вглядываться, принюхиваться и истекать слюной. Здесь искренний комплимент, но и претензия тоже. Это моё личное мнение, но мне не понравился контраст яркого Мюнхена и серой России. Влюбленности при описании немецкого города, и тяжелого сарказма при создании образа родной страны, начиная с аэропорта. Не то, чтобы я упертый патриот, но читать почему-то было неприятно...
   Композиционно роман построен прекрасно. Динамичное, эротичное и яркое вступление. (На мой вкус, впрочем, слишком динамичное - мне показалось, что первые три главы - не роман, а сценарий - так все сумбурно, стремительно и почти без описаний разворачивается. И немного стереотипно - решительный мужчина, алые розы, дорогие бриллианты и машина - джип). Но после этих трех глав автор ловит баланс и уже постепенно манит читателя мистической интригой, развлекает яркими сценами и неизбежными межчеловеческими конфликтами, заставляет задуматься о психологической подоплеке.
   Повествование в целом логичное и, на мой взгляд, очень психологически достоверное. Герои действуют в рамках заданного типа личности, и события разворачиваются в неизбежной последовательности. Наталья на все закрывает глаза, потому что ей так проще. Максим уже в сотый раз повторяет "больше не пойду к Машеньке", но в очередной раз решает - "я заслужил утешение!" Лика сублимирует свои несбывшиеся мечты за счет оформления роскошной свадьбы брату и затягивает всех в организованную сутолоку.
   Мне, правда, показалась неубедительной самая последняя сцена с участием Ивана - врача-гинеколога. Я его видела более уравновешенным, и мне до последнего казалось, что он играет. Только не могла понять - зачем? И удивили два эпизода с украинским родственником, Владимиром: как он мог узнать Максима в переполненном зале, в совершенно другой стране, если в их последнюю встречу Максиму было не больше двенадцати лет? Впрочем, Максим популярный артист, хоть и в узких академических кругах, может быть, Владимир видел передачи с участием родственника. Второй эпизод удивил с точки зрения психологической достоверности - почему Владимир так буднично спрашивает о детях, если знает о семейном проклятии? Впрочем, это всего два эпизода на целый роман живых и убийственно убедительных судеб.
   Лично мне не хватило мистического элемента. Он присутствует, но мало-мало-мало!! Такая затравка блестящая! Но тут меня не нужно слушать. Это мнение даже не претендует на объективность. Я преимущественно читаю фэнтези и фантастику, а в заданном жанре я жуткий дилетант. Здесь и мистика скорее используется для глубокого психологического анализа главных героев.
   Финал жестокий. Как сама жизнь. Не побеждает добро, никто не читает мораль, героиня не мучается тяжелым выбором - все обрывается резко, грубо, и проигрывают все. И добрая, наивная Наталья и беспринципная, расчетливая Машенька. И только Ева - бессмертная и прекрасная Ева - возродилась вновь.
   Рассчитан роман, я полагаю, на женскую аудиторию. Причем уже в цинично-прагматичном возрасте. Здесь мало хрупкой романтики, и присутствует извлеченное на свет "грязное белье" в виде семейных ссор, тяжелых откровений и корежащих скелетов в темных шкафах.
   Язык у автора простой, веский, и доходчивый. Читается легко, отягощающих витиеватостей не замечено.
   Роман написан грамотно, но технические замечания присутствуют. На мой вкус, автор злоупотребляет скобками, которые разрывают ритм повествования. И часто теряются тире перед диалоговыми репликами.
   В целом - очень сильный, честный, психологичный, и по-бытовому, по-женски жестокий роман.
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Анжело "Отбор для ректора академии"(Любовное фэнтези) П.Роман "Земли чудовищ: падение небес"(Боевое фэнтези) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Р.Прокофьев "Стеллар. Инкарнатор"(Боевая фантастика) Д.Куликов "Пчелинный Рой. Уплаченный долг"(Постапокалипсис) Д.Черепанов "Собиратель Том 2"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Level Up. Нокаут 2"(ЛитРПГ) М.Тайгер "Выжившие"(Постапокалипсис) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия)
Хиты на ProdaMan.ru Простить нельзя расстаться. Ирина ВагановаАлекс. Покорить доминанта. Рита МейзПодарю ветхий дом.Парни входят в комплект. Оксана ШарапановскаяОдним днем. Ольга ЗимаНить души. Екатерина НеженцеваМенеджер олигарха и бессердечная я. Рита АгееваКошачья магия. Нелли ИгнатоваЭкс на пляже. Вергилия Коулл / Влада ЮжнаяЛюбовь на острове Буон. Olie-Гостья Озерного Дома. Наталья Ракшина
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"