Аннотация: Что сулит экономике передача Эльяру Ганиеву контроля над внешними связями всего Узбекистана?
(Автор благодарит Ядгара Норбутаева за литературную обработку текста)
.................
"За воротами караван остановился: дорогу перегородили стражники. Их было великое множество - обутых и босых, одетых и полуголых, еще не успевших разбогатеть на эмирской службе. Они толкались, кричали, спорили, заранее распределяя между собой наживу", - так описывается ситуация с таможней в книге Леонида Соловьева "Повесть о Ходже Насреддине".
К чему это я вдруг привожу эту цитату?
В конце декабря в Интернете промелькнуло сообщение о том, что безпортфельный, (то есть у него до этого была всего лишь одна барсетка), вице-премьер Узбекистана Эльер Ганиев, который был одновременно министром внешних экономических связей, инвестиций и торговли, получил под себя важнейший сектор - все предприятия и отрасли, чья деятельность в той или иной степени увязана с международными экономическими операциями.
Это, прежде всего, таможня, туризм, а также управления и отделы министерств и ведомств, которые контролируют материально-валютные потоки за рубежом. Следует отметить, что это огромное пространство, где жили-не-тужили как акулы среди косяка жирных рыб, многие коррумпированные лица...
Казалось бы, что это вполне логичный шаг - сконцентрировать в руках одной персоны все внешнеэкономические активы и поднять эффективность их использования на благо всей республики. Такое возможно лишь в том случае, если вся собственность в стране является государственной, что и было в период СССР, и тогда право правительства на свои активы являются обоснованными.
Однако эта историческая веха осталась далеко в прошлом. В условиях рынка, когда каждый собственник самостоятельно решает, куда и каким образом тратить ему свою валюту и ресурсы, с кем торговать и сотрудничать, подобные механизмы еще раз свидетельствуют о наличии административного регулирования экономики, что ничем не отличается от политики "военного коммунизма".
Концентрация внешнеторговой власти, если так можно выразиться, это отчаянный шаг верхов направленный на то, чтобы сохранить стабильность в стране путем жесткого контроля и репрессивных методов. А то, что народное хозяйство трещит по швам, несмотря на новогодние уверения президента Ислама Каримова, уже заметно не только гражданам республики, но и многим международным экспертам, выставляющим Узбекистану самые низкие оценки в рейтингах.
Как бы не пыталась официоз-пресса замазать ситуацию и подсластить проблемы, все же видны глубокие просчеты в реформах и изъяны в экономической политике. Никакие пылкие речи и мудрые книги не способны приукрасить реальную действительность в глазах людей. Ислам Каримов, обученный еще коммунистами, знает только один способ решения проблем - репрессивный и карательный, и поэтому расширяет полномочия государственных органов, особенно, контролирующих и надзорных. Все больше органы МВД, СНБ и прокуратуры получают полномочий в сфере экономики, что является характерным показателем отсутствия реальной трансформации в стране за 20 лет пребывания Ислама Абдуганиевича у власти. Более того, выходцы из силовых структур всё интенсивней занимают посты в гражданском секторе. Куда не ткни пальцем - сидящий на важных постах человек является офицером карательных служб и выполняет функции репрессивного контроля. Практически вся экономика стала большой казармой или... зоной, где "паханы" и "деды" по своим "понятиям" наводят "порядок" на вверенной им территории.
Эльер Ганиев, офицер СНБ, (в этой конторе "бывших" офицеров не бывает по определению), управляет внешней торговлей посредством извилин солдафонского мозга, а не с позиции экономиста-рыночника. Ему бы все процессы поставить по стойке "смирно", обязать контракты и договора выполнять приказы "упал - отжался", "на ремень", "вспышка справа" и т.д., что вполне логично для армии, но не для бизнеса. Но в экономике не все подчиняется военщине, там не терпят однобоких и узких приказов, внешняя торговля значительно гибче реагирует на конъюнктуру спроса и предложения, чем на директивные способы управления. Не секрет, что Узбекистан давно отнесен к группе стран с высоким риском экономической деятельности - кто же сюда сунется? Какой идиот захочет похоронить свои капиталы? Это для народных масс сыплется сверху манна небесная в виде информации, мол, заглядывают к нам инвесторы, мечтают завезти бабло и ресурсы, а в реальности ползут сюда только те, кто предпочитает теневые махинации и отмывку грязных денег.
Наша страна практически создала все условия для "стирки" теневых средств, нужно лишь подмазать кого следует и навести соответствующие мосты с кем надо. Абсолютно нетранспарентная зона - этот Узбекистан, ни одна миссия мирового уровня, (будь то МВФ, МФК или ВБ), пока не получала реальных данных, так кто же может дать гарантию, что процессы в этой республике протекают так, как должно быть в рыночной экономике с демократическими механизмами? И не удивительно, что через некоторое время возникает конфликт между инвесторами и местной властью, (поскольку вдруг меняются правила игры и договоренности не в пользу первой), и начинаются официальные баталии по уничтожению "чужака". Никто не в силах остановить экспроприацию.
Проштрафившиеся инвесторы убегают в иные края, даже в такие страны, которые раньше не пользовались особой любовью, - Таджикистан, Кыргызстан...
Вместе с ним бежит и реальное, осязаемое, хрустящее в руках бабло. Причем бегут вместе с иностранцами и отечественные инвесторы, бизнесмены, которые прекрасно осведомлены о реальных принципах и методах управления в государстве. И никакие проекты типа - "Свободной индустриальной экономической зоны "Навои" или "Указов о льготах и защите инвестиций" не способны изменить макроэкономические обстоятельства. Правительству нужна валюта, и ради нее оно пойдет на самые непопулярные меры, хотя в реальности эти меры существуют давно, просто протекали мимо помпезных заверений и газетных статей.
Уже осенью стало ясно, что ситуация в Узбекистане угрожающая, и это вытекало из следующего:
- упали доходы от гастарбайтеров, вместо "привычных" 2,0-3,0 млрд. долларов, поступающих в Узбекистан через банковские трансферты, пришло всего 600 млн. То есть трудовая миграция не принесла ожидаемого результата для республиканского бюджета;
- полученные инвестиции из-за рубежа оказались значительно ниже, чем ожидалось правительственными экспертами. Те, кто заявляли о вложениях, или отказались от этой мысли, или перенесли обещания на неопределенный срок. В итоге отрасли и предприятия оказались без серьезной подпитки в части капитала и технологий.
Отрасли встали как корабли на прикол;
- Национальные коммерческие банки, не станем скрывать, совсем не заинтересованы вкладывать капиталы в индустрию, поскольку неясны реальные результаты. Долгосрочные проекты мало привлекательны для банков, они желают получать отдачу сейчас и сразу, но побольше - таковы уж реалии сегодняшнего псевдорыночного пространства;
- Ситуация с хлопком вынудила правительство заключать сделки с торговыми трейдерами по теневым схемам, а также с теми странами, где эксплуатация детей не считается зазорным делом. Поэтому и в 2009 году школьники опять оказались принужденными к труду на грядках, а операции с "белым золотом" еще более "серой" и скрытной;
- Прекратилось или, точнее, окончательно сузилось и без того ограниченное конвертирование валютных средств не только для юридических лиц, но и для физических. У обменных пунктов работают лишь криминальные структуры, а банки конвертируют только по откатным схемам;
- Товарно-сырьевые и фондовые биржи теряют интерес предприятий, как механизмы доступа к дефицитным и ликвидным товарам, поскольку те, (предприятия),тоже утонули в коррупционных сделках. Ресурсы, которые стали доступными по таким схемам легко потерять, точнее, их легко отнимут;
- Объемы внешней торговли не достигли прогнозных параметров, как бы не старалась официальная статистика приукрасить действительность, любой, кто связан с международными операциями, прекрасно понимает, что и как, куда и где;
- Туризм стал приносить меньше доходов, чем это могло быть. Скорее всего, эксперты, обладающими более достоверными статистическими данными, сделали расчет и выявили большую разницу между заявленными и реальными доходами от фирм и гостиниц. Понятно, что их значительная часть просто укрывается от контроля;
- В каждой отрасли созданы схемы, позволяющие уводить значительные ресурсы за границу. Например, еще в 1999 году мне попались данные одного из экспертов в области авиационного бизнеса, который на фактических примерах показывал схемы Арслана Рузметова по уводу валюты из Национальной авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари" через паразитов - специально созданные посреднические фирмы. А таких схем наворочено за 20 лет немало;
- Таможенные барьеры легко обходятся, поскольку эта государственная структура тоже увязла в коррупции. Масштабы контрабанды превысили масштабы официальных поступлений из-за рубежа; существующие схемы позволяют вывозить неучтенную прибыль и валюту.
Перечислена лишь часть существующих проблем во внешних экономических связях. В итоге данные обстоятельства вынудили правительство пересмотреть свои прежние взгляды на внешние операции, естественно, с позиции силовых ориентиров.
Назначению Эльяра Ганиева предшествовало ряд событий:
Во-первых, товарно-сырьевые биржи получили инструкции "свыше" предоставлять карательно-репрессивным структурам полную информацию о клиентах. То есть биржевые маклеры стали шпионами и агентами спецслужб, любую операцию они обязаны рассматривать как потенциальное экономическое преступление. Поскольку биржевые рынки были плотно взаимосвязаны с внешними субъектами хозяйствования, то, естественно, Эльер Ганиев потребовал полного контроля над этим сектором экономики.
Во-вторых, первый вице-премьер Рустам Азимов, человек Ташкентского клана, видимо, из-за отсутствия харизмы, изворотливости, чрезмерной подлости и хитрости, не сумел извлечь из внешней торговли, которую курировал, нужной отдачи, как для собственного кармана, так и в государственный бюджет. И контролируемый им Государственный таможенный комитет не отвечал "требованиям" времени. Человек Азимова - Татьяна Гуськова, если помните, была лишена права курировать государственный бюджет, видимо, тоже не сумев проявить жесткость и репрессивные схемы для пополнения статей доходов. В итоге Ислам Каримов передал часть финансового сектора Ильеру Ганиеву, потребовав решения острой проблемы - полного контроля над валютными ресурсами.
Следует отметить, что ранее объявленная амнистия капиталов, валютных средств граждан через открытие валютные счетов в банках не принесли желаемого результата, возможно, лишь единицы клюнули на приманку, подавляющее же большинство, наученное горьким опытом, не захотело рисковать и побыстрее упрятало капиталы за границу. И это еще больше обозлило президента, поскольку продемонстрировало факт открытого недоверия и презрения к его реформам и обещаниям - это похлещи пощечины, подзатыльника и плевка в лицо. Понятно, что слова президента, нарушающего Конституцию, не стоят и ломаного гроша, и это, как не обидно Исламу Каримову, понимает и он сам. Но тщеславие сильнее...
В-третьих, еще больше были ужесточены правила конвертирования валюты, что, естественно, усилило их коррупционную составляющую. Но бороться с этим Ислам Абдуганиевич захотел старым испытанным методом - путем передачи контроля каждой сферы административным органам. Еще раньше контроль над сельским хозяйством был передан Генеральной прокуратуре. Это однако, не разрешило острые проблемы отрасли, а всего лишь загнало вглубь те противоречия, которые готовы были фонтаном (конфликтом) вырваться наружу. Наивно было бы полагать, что президент извлек из этого урок.
В итоге - в декабре, по данным сайта "Узметроном.Ком", началась "раскрутка" тех, кто раньше считался недосягаемым для контролирующих структур. Загремели за решетку крупные воротилы теневого бизнеса, и никакие заступник и кланы не сумели защитить своих подопечных. Ислам Каримов понял, что одними лозунгами и книгами не удержать свой престиж. Яркое свидетельство проявления импотенции его экономической доктрины - невозможность конвертирования валютных средств, рост контрабанды ширпотреба, высокая инфляция и отсутствие денег в торговом обороте. То есть, деньги имеются, но только у крупных торговых компаний, теневиков, мафии, и эти средства редко попадают в банки, вращаясь на нелегальных рынках. Более того, именно там происходит реальное конвертирование валюты по относительно реальному курсу к узбекскому суму.
Получается так, что в стране две экономики - с каждым днем тающая официальная, и параллельно крепнущая теневая. Хотя не трудно понять - кто именно является отцом и матерью всего этого. Не зря Ислам Каримов открыл легальный канал перекачки капиталов - СИЭЗ "Навои", но пользоваться им могут лишь доверенные лица, к примеру, Гугуша. Те же, кто ищет иные способы, должны учитывать длину и крепость меча, который сейчас в руках у Эльера Ганиева.
Этот кузнец-чекист не кует орала. Ему по нраву только меч. Если кто-то и хочет сказать, что Ганиев намерен навести порядок в этой сфере, то или недоговаривает, или лукавит, потому что невозможно сделать что-то в одном секторе, не подправив всю национальную экономику. Можно заделывать большую трещину в плотине, но вода будет уходить через сотню маленьких, и меча на всех не хватит.
Тут нужен не меч, а мастерок.
Но мастерками Ганиев пользоваться не умеет - квалификация не та. Он не штукатур-каменщик, он по своему нутру чекист-служака, призванный в армию внешних торговцев. А в армии признают только команду и муштру... Так что ждите новых витков репрессий.
Бизнесмены, если вам дорога жизнь и свобода... ищите иные места приложения своих сил! В "Жаслыке" лишь одна форма предпринимательства, но вряд ли она вам понравится.
Завершу всё следующей цитатой из "Повести о Ходже Насреддине":
"Купцы, охваченные смущением и страхом, молча поглаживали свои крашеные бороды. Сборщик повернулся к стражникам, которые от нетерпения давно уже приплясывали на месте, и пошевелил толстыми пальцами. Это был знак. Стражники с гиком и воем кинулись к верблюдам. В давке и спешке они перерубали саблями волосяные арканы, звучно вспарывали тюки, выбрасывали на дорогу парчу, шелк, бархат, ящики с перцем, чаем и амброй, кувшины с драгоценным розовым маслом и тибетскими лекарствами. От ужаса купцы лишились языка.Через две минуты осмотр окончился. Стражники выстроились позади своего начальника. Халаты их топорщились и отдувались. Начался сбор пошлин за товары и за въезд в город..."