Таксанов Алишер Арсланович : другие произведения.

Разве молчание - всегда "золото"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Много лет тому назад я услышал эти замечательные и мудрые слова, в каждой букве которых была отражена и пылала целая эпоха:
  
  "Вначале они пришли за коммунистами,
  И я промолчал, потому что не был коммунистом,
  Затем они пришли за евреями,
  И я промолчал, потому что не был евреем,
  Потом они пришли за католиками,
  И я промолчал, потому что был протестантом,
  Затем, когда они пришли за мной,
  Не осталось никого, кто мог бы вступиться за меня...".
  
  Слова принадлежат пастору-протестанту Мартину Химоллеру (Martin Hiemoller), который во время Первой мировой войны служил капитаном подводной лодки, потом в тридцатых годах поддержал Гитлера, однако вскоре перешел в оппозицию, осознав кошмар нацистского режима. За это был сослан в концлагерь, и оттуда вышел убежденным антифашистом. Он был сторонником того, что никто не должен быть в стороне от политики, проявлять равнодушие и слабость, когда рядом унижают, пытают или убивают другого. Потому что потом уже никто не придет на помощь к тебе.
  
  К чему я привел эти строки? Да к тому, что история вновь напоминает нам, что нельзя оставаться в стороне от общественных процессов, придерживаться позиции "моя хата с краю". Ибо безразличие обернётся личной бедой, неожиданно ударит разящим бумерангом. Потому что это на руку тем, кто творит бесчинства и беззаконие, осуществляет репрессии и игнорирует права и свободы человека. Безмолвная позиция народа устраивает коррупционеров и чиновников, которые сосут из страны ресурсы и активы, наживаются на безудержной эксплуатации "молчащих ягнят". Разве взрослые, простые граждане выражают протест, когда подростков, их детей, гонят на хлопковые поля, словно это обязанность школьников - собирать для правительства хлопок, являющийся частным продуктом? Или врачей и учителей заставляют подметать улицы, будто у них нет иных обязанностей? Как часто, скажите мне, протестуют бизнесмены, когда властные персоны требуют перечислять "лишние" деньги в какие-то сомнительные фонды? Кто посмеет пикнуть, если в Товариществе собственников жилья с вас требуют оплату за недополученную услугу - какой-то оброк или дань получается!
  
  Несправедливости много, но редко кто в открытую борется с ней. Все боятся. Трусливая мысль нашёптывает: "Молчи - и все пройдет. Хрен с ней, с лишней копейкой, заплати, зато тронут". А ведь все равно тронут, так или иначе. Система такая - не оставлять без внимания никого. Ибо вся она, эта нынешняя "узбекская модель", просто зиждется на слабости, трусости одних и лицемерии, хамстве и вседозволенности других.
  
  Самое страшное в этом мире - равнодушие.
  Нам была "до лампочки" война на Балканах (ну, не у нас же!). Или когда в Руанде вырезали небольшую этническую группу. Или когда в Оше заживо сжигали узбеков, а в Таджикистане брат резал брата. На всё это мы смотрели по телевизору и при этом жевали шашлык с лепешкой, запивая водкой. Скучное зрелище, уж лучше переключить "ящик" на боевик. Такова ныне общественная нравственности, таковы современные моральные принципы. Равнодушие царит в наших душах.
  
  В начале 1990-х годов Ислам Каримов разогнал оппозицию, и большинство сограждан на это смотрели спокойно. Не скрою, тогда и я не особенно рыпался, может, из-за того, что считал себя вне политики. И жестоко ошибся. Ибо сформировавшаяся преступная система стала требовать новых жертв, и в зев Молоха попали другие люди - писатели, ученые, священнослужители, верующие, журналисты, фермеры и бизнесмены. В числе их со временем оказался и я, служивший по тем временам в дипломатическом ведомстве. Всех строптивых наказывали за то, что не желали они подчиняться антидемократическим нормам или жить по принципам "телефонного права", исполнять преступные и безнравственные распоряжения начальства. Инсценированный властями теракт 16 февраля 1999 года подтвердил то, что режим ищет и находит, - как бы проворнее загнать людей в рабство и подавить мысль о свободе и неподчинении. Кто этого не понял - очутился в узбекском ГУЛАГе.
  
  И это, как ни странно, прошло мимо многих. Была мысль: это еще можно пережить, главное - не рыпаться. И не рыпались, если даже в соседнем подъезде менты или чекисты арестовывали соседа лишь за то, что он Аллаха любил сильнее, чем президента и читал Коран чаще, чем труды мудрейшего Ислама Абдуганиевича. За то, что слушал "Би-Би-Си" или искал в Интернете альтернативные мнения о событиях в Узбекистане.
  
  Потом был Андижан-2005. Много ли людей вышли протестовать против массовых убийств сограждан и действий палача Каримова? Единицы. Все не хотели вмешиваться в это, мол, слава богу, минуло меня и не моих родных застрелили. С недоумением смотрели на журналистов и правозащитников, пытавшихся протестовать, - типа, вам что, больше других надо? Кто вас уполномочил - мы что ли? Нам и так живется спокойно, не создавайте лишние проблемы!
  
  Да, происходили изредка стихийные выступления торговцев и фермеров, ущемленных, униженных, да все равно это как-то не особенно волновало массы, словно это происходило в далекой Африке или Южной Америке. Все шли на выборы и голосовали за чиновников в Олий Мажлис, чьи кандидатуры открыто проталкивались властью, а затем и за президента, который в нарушении Конституции баллотировался на третий срок подряд. И никого не интересовало, насколько честны выборы и отражают ли они реальное положение дел. Шептаться на кухне о проблемах было безопаснее, чем на улицах с транспарантами требовать транспарентности и общественного контроля над правительством.
  
  Ведь тоже казалось многим: а бог с этим, главное, мимо меня все течет, не касается, не втягивает, переживу как-нибудь. Молчание становилось "золотым" правилом. И на таком равнодушие укреплялась авторитарная система. Дети президента грабили в открытую страну, надсмехались над бедняками и простыми тружениками - и все это проглатывалось без возмущения. Миллионы узбеков уезжали гастарбайтничать, чтобы прокормить оставшиеся семьи. В чужих странах их убивали, насиловали и обманывали - и это мы терпели. Ибо Ислам Каримов приучил молчать и сразу поднимать лапки вверх. Сдавайся - и может, тебя пощадят.
  
  Не пощадят! Система - беспощадна и безжалостна!
  Потом разрушили частные дома у границ с Казахстаном и в центре Ташкента - возмущение было только в Интернете. И опять молчаливо-послушное большинство проходило мимо этого безобразия. Вертелась у каждого в голове мыслишка: ну, не мой же дом рушат, не меня же выкидывают на улицу! А тем временем, ошарашенные и бессильные в одиночку бороться с этим, жители, со слезами на глазах смотрели, как превращают в пыль и прах их жилье, давят гусеницами экскаваторов нехитрый скарб... чтобы потом на этом месте построить ещё одно "циклопическое здание" - монумент государственному идиотизму и вседозволенности. Узбек не заступался за русских и корейцев, если тех притесняли, словно те не были такими же гражданами республики. Старики отступали под нажимом наглых молодых - нет почтения ни к кому в этой стране.
  
  Спиливали в Сквере деревья, которые были свидетелями событий как минимум двухсотлетней давности, и не все жители выражали протест этому кощунству и глумлению. И откровенно равнодушно слушали враньё чиновников о, якобы, расплодившихся в чинарах жучках-мутантах или несоответствия этих растений климату Узбекистана. Мимо внимания ташкентцев прошли снос памятников Кузнецу и его детям, Защитнику южных рубежей, первому руководителю республику Юлдашу Ахунбабаеву и Герою Советского Союза узбекскому генералу Сабиру Рахимову...
  
  Теперь сносят целые кварталы. Улицы лежат в руинах, выглядят как после продолжительной бомбежки. Бедные жители мечутся, пытаясь найти защиту и правду - и натыкаются на бетонные стены равнодушия, хамства и откровенного издевательства. Большинство ташкентцев проезжает мимо этого безобразия и без интереса рассматривает через окна автобусов, как сидят на пожитках "погорельцы", которым никто не даст ни угла, ни достойной компенсации. Они просто - бомжи. Люди даже не второго сорта.
  
  Система еще раз подтвердила, какая она безнравственная, а власть - лицемерная и репрессивная.
  И в который раз убеждаюсь я, что из трусости и равнодушии произрастают все наши беды.
  
  Может, хватит молчать? Ведь в этом мире никто не будет защищен от произвола, если люди не станут сами защищать себя и ближних. Природа не любит пустоты, а Ислам Каримов порождает эту пустоту, чёрный вакуум в наших душах.
  
  Не будь же в стороне! Ибо в следующий раз придут за тобой.
  Слышишь? Уже стучат!
  
  (Персональный сайт Ядгара Норбутаева)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"