Таксанов Алишер Арсланович : другие произведения.

Возможен ли преемник у Ислама Каримова?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Разговоры о преемнике Ислама Каримова начались в последние годы 1990-х, когда заканчивался дважды продленный первый срок его президентства. Некоторые считали, что это Конституционно неоформленный второй срок, и поэтому требовали участия в президентской гонке других лиц, исключая Ислама Абдуганиевича. Естественно, такие требования высказывали лишь оппозиционно настроенные круги, однако не из числа проправительственных движений и партий, чиновников и политиков. В связи с этим голоса оппозиции не были услышаны большинством населения, и сама ситуация ушла в сторону.
  В это время Ислам Каримов сам подумывал о преемнике, как удачной форме передачи власти, что накануне было совершенно в России. Только этому мешали некоторые обстоятельства:
  - во-первых, семья президента только к этому моменту получила доступ ко всем ресурсам страны и начала выкачивать в личную казну; дочь Гульнара начала бизнес и захватывать ликвидные сферы национальной экономики; иначе говоря, насыщение богатством еще не наступило;
  - учитывая специфику Востока, трудно было бы ожидать полной гарантии безопасности со стороны преемника, который, идя в угоду собственных интересов или поддерживающих его сторон (региональные элиты, кланы, мафия, мировые игроки - Россия и США) мог отказаться от взятых обязательств и пойти на жесткие меры в отношении Ислама Каримова;
  - Узбекистан из-за ошибок во внешней политике президента и его клики был окружен недружественными соседями, с которыми часто возникали споры (водно-энергетические, территориальные, транспортно-транзитные, миграционные, торговые и т.д.); провалилась операция в Таджикистана со стороны ставленника СНБ полковника Махмудова; проекты Центрально-Азиатской интеграции пробуксовывали; это могло вылиться в последующую блокаду республики и создание угрозы внутренней безопасности;
  - усилились недовольства со стороны кланов, в основном, персоязычных регионов - Самаркандско-Джизакского тандема на смещения первых лиц в регионах - хокимов Самаркандской, Навоинской областей, лишения должностей первого вице-премьера Исмоила Джурабекова, прозванного "серым кардиналом", и у которого было серьезное влияние на авторитетные круги; в этом смысле преемник не мог удержать власть и был бы свергнут в результате переворота или вынужден уйти в отставку под давлением кланов;
  - считается, что возрастал авторитет министра внутренних дел Закира Алматова (Самаркандско-Джизакский тандем) и усиливалось влияние его соперника - главы СНБ Рустама Иноятова (Ташкентский клан), и оба могли пойти на сговор против преемника; укротить их мог только Ислам Каримов;
  - возросла угроза исламского радикализма, возросло влияние ИДУ, стало нестабильно в Ферганской долине, и к этому времени началась антитеррористическая операция США в Афганистане, и в этой связи нельзя было доверять преемнику управлять угрозами, в том числе и в адрес семьи Каримова.
  Таким образом, в 2000 году Ислам Каримов пошел на второй (реально получил третий) срок управления страной в ранге высшего государственного чина. В 2002 году он продлил через, якобы, изменение Конституции, свой срок правления с 5 лет до 7, и остался у власти до 2007 года, причем получил еще 11 месяцев дополнительной власти согласно закону о выборах президента. Более того, он в 2003 году через парламент провел закон о первом президенте, согласно которому освобождался от уголовной и прочей ответственности за действия, совершенные им в годы правления. То есть это закладывался фундамент личной безопасности на будущее.
  Можно считать, что на эти годы произошли основные движения со стороны семьи Каримова:
  - открыты новые схемы вывода капитала из Узбекистана (черные и серые схемы продажи хлопка, газа, золота, металла по непрозрачным контрактам, а также через СИЭЗ "Навои", УзДЭУавто и прочие структуры); рейдерство в отношении иностранных кампаний (Ян Интернешнл, Зерафшан-Ньюмонт, Оксус и др.); откаты за приобретенные технику и оборудование (самолеты, трактора, автомобили); и основная часть теневой прибыли оседало на личных счетах Каримова в западных банках;
  - была создана компания "Зеромакс", получившая доступ ко всем ресурсам страны; неофициально компанию возглавляла Гульнара Каримова, подставным официальным лицом в качестве директора был Мирадил Джалалов; эта структура сняла "сливки" со всех внешнеторговых операций по золоту, хлопку и углеводородному сырью;
  - появились стратегические партнеры в лице США и стран Западной Европы, заинтересованные в поддержке диктатора, поскольку им требовалась узбекская территория (военные базы в Термезе и Карши) для продолжения операции в Афганистане;
  - усилился афганский наркотрафик, к которому приложили руку и узбекские спецслужбы, и доходы от его транспортировки на север, естественно, оседали в иностранных банках.
  В этом смысле нужда в преемнике как бы отпадала. Однако Ислам Каримов хотел демонстрировать внешние формы приверженности к демократии, и разработал схему, при которой он оставлял пост президента, но сохранял за собой власть высшего государственного чина. Для этого были внесены изменения в Конституцию о формировании двухпалатного парламента; в итоге вся власть перешла бы председателю Сената (кем стал бы Ислам Каримов), а президент имел бы ограниченные властные ресурсы, но при этом страна получала статус парламентской, и обвинения в диктаторстве Каримова как бы само собой отпали. Преемник регулировал вопросы экономического развития, а кадровая политика, внешние связи, законодательство и прочее оставались за Олий Мажлисом.
  Именно тогда стали говорить о возможных преемниках на пост будущего президента:
  - один из членов семьи действующего президента (сын от первого брака Петр не рассматривался, так как потерял связи с Узбекистаном и проживал в Москве); говорили о Гульнаре, старшей дочери, имеющей все черты Мадам Вонг; младшая дочь никак не вступала в политическое пространство и не проявляла себя как политик;
  - Рустам Азимов, вице-премьер, министр финансов, представляющий интересы Ташкентского клана;
  - Садык Сафаев, бывший министр иностранных дел, посол в США, член Сената, Ташкентский клан (в одно время ходили слухи о его помолвке с Гульнарой Каримовой, и чтобы опровергнуть это, Сафаев срочно женился на другой женщине);
  - Рустам Иноятов, глава СНБ, Ташкентский клан;
  - Шавкат Мирзияев, премьер-министр, Самаркандско-Джизакский тандем.
  Интересы кланов Ферганской долины, Сурхандарьинского, Хорезмского на высший пост не рассматривались, к середине 2000-х их влияние сильно ослабло, а представителей в центральных органах власти, особенно имеющих влияние на регулирование финансово-материальных потоков, оказалось незначительно. При всем этом явно вырисовывалось превалирование Ташкентского клана, причем Азимов и Сафаев активно поддерживались Западом как менеджеры и технократы. Таким образом, следовало искать кандидатуру преемника в этой элите или в семье Каримова. Только произошли изменения: Сафаев вообще был оторван от реальной политики и ушел в тень; Азимов, как организатор, впал немилость из-за ошибок в проведении саммита Евробанка в мае 2003 года в Ташкенте, когда глава банка Жак Леммер указал на политические изъяны в Узбекистане, чем нанес оскорбление Каримову. Гульнара Каримова больше проявляла интерес к бизнесу и прожиганию жизни в Европе, чем к управлению страной. В итоге претендентами становились Иноятов и Мирзияев.
  Схема поломалась из-за мятежа в мае 2005 года в Андижане и резкой критики со стороны западных стран; предпринятых санкций против режима Каримова. Естественно, санкции имели символический характер, ибо никак не влияли на ситуацию в Узбекистане (это запреты на торговлю оружием с Узбекистаном и въезда в Европу 11 должностным лицам в правительстве Каримова), ибо оружие Ташкент приобретал в основном у России, а путешествия чиновников не были жизненно важными для них самих. Каримов отказался от парламентской формы в Узбекистане, и в декабре 2007 года баллотировался на третий (четвертый) срок в нарушение Конституции (не более двух первых сроков подряд). До этого он провел сильную зачистку в структурах власти - правительстве, партиях, движениях, бизнесе, подготовил все административные силы для укрепления своих позиций, и выиграл, безусловно, борьбу. Страна осталась авторитарной и более тиранической. Началось сближение Ташкента с Россией, укрепление позиций в ШОС и активное (до определенной поры) участие в ЕвроАзЭС, чем вызвало обеспокоенность Запада.
  И западные политики, начавшие искать возможности нового сближения с Исламом Каримовым, зачастили эмиссары в Ташкент. Каримову дали гарантии на неприкосновенность его активов в западных банках (хотя он начал уже прятать уворованное и в банках Юго-Восточной Азии, Латинской Америки), осуществления внешних контрактов через "Зеромакс" взамен на поддержку войны США и союзников в Афганистане и продолжения антироссийской риторики. В этот момент вновь ставится вопрос о преемнике, ибо на этом мягко указывают западные политики, которые вынуждены считаться с правозащитным мировым движением. Косвенно на необходимость смены власти указывают и ежегодные международные рейтинги (государственной дееспособности, свободы прессы, свободы страны, коррупции, ведения бизнеса, миролюбии и т.д.), где у Узбекистана самые негативные оценки. Некоторые издания включают Каримова в десятку самых жестоких тиранов, а Гульнару - в список дочерей тиранов, имеющих самый негативный имидж. Это сильно бьет по престижу семьи Каримова.
  В конце 2000-х годов Каримов предпринимает все-таки вернуться к плану парламентской страны и назначения преемника, лояльного к нему. Естественно, самым лояльным может быть член семьи. Садык Сафаев имел такой шанс, если бы женился на Гульнаре, однако он отказался от такого брака, и был выдавлен из политического пространства. Чистки в областных и городских хокимиятах, а также ведомствах, которые опять начались после президентской кампании, показали, что искать преемников в областях сложно - все погрязли в коррупции, а коррупционер - первое лицо, которое продаст своего патрона, хотя, как казалось бы, увязан с ним в совместных махинациях. Цинизм ныне становится обычным фактором предопределения интересов. Честные выборы невозможны, так как Каримов в этом случае потеряет все. Иначе говоря, чилийский опыт, когда проигравший выборы в 1989 году Пиночет ушел в отставку, однако сохранил важные функции в силовых структурах и остался до определенной поры неприкасаемым для правосудия, уже не мог быть реализован в узбекистанских условиях.
  Поэтому Каримов остановился на Гульнаре (опыт передачи власти потомку уже успешно была осуществлена в Азербайджане - от Гейдара Алиева - сыну Ильхаму). Это было сложно, ибо в восточных традициях не всегда женщинам доверяли верховную власть (хотя в истории были случаи - Беназир Бхутто, Индира Ганди, Тансу Чиллер, королевы в древние и средние века на территории Центральной Азии). Особенно такое сопротивление могло возникнуть в Узбекистане, где традиционно власть принадлежит мужчинам (в советский период женщины занимали высокие должности, взять хотя бы Я.Насретдинову, главу Президиума Верховного Совета УзССР). Следовало передать ей часть управленческих полномочий. Для этого Гульнаре Каримовой следовало возглавить или городской/областной хокимият, или стать министром/вице-министром таких ведомств, как Министерство финансов, Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, которые в основном регулируют движение финансов и материальных активов. Именно эти органы влияют на распределение сил на местах - хокимиятах, а Гульнаре позволили бы установить контакты с местными элитами и заручиться их поддержкой. Однако дочь президента избрала иной путь - она выбрала должность заместителя министра МИД по культурным связям (новая введенная штатная единица, которая позже была упразднена), которая поднимала социальный статус, но никак не позволяла решать вопросы сотрудничества с кланами. Более того, начались рейдерские захваты "Зеромакса" в отношении бизнеса, контролируемого кланами и мафией, чем вызвали их негодование и ненависть. Многие крупные бизнесмены, ранее поддерживающие Каримова и имеющие статусы неприкасаемых, бежали из страны; мафия ушла в тень и перераспределила свои капиталы в арабские страны, Европу и государства АСЕАН. Гульнара не возглавила даже партию, как это сделала, к слову, Дарига Назарбаева, иначе говоря, не стала развивать в себе качества политического лидера. Патронирование разных фондов - это всего лишь игра на имидж, а также форма выколачивания денег из государственного бюджета, якобы, на гуманитарные миссии этих организаций. Этим самым идея преемничества по линии семьи, дочери была похоронена.
  Это понял Каримов и в целях безопасности дочери, отправил ее в Европу, назначив представителем Узбекистана в Женевском офисе ООН, а потом и Послом в Испании. Ее задача была закрепиться там, получить поддержку у европейской элиты, легализовать капитал и обстроиться. Этим Каримова и занималась последние три года: построила особняки в Швейцарии и Испании, открыла бизнес под брендом "Гули", наладила личные связи с музыкальным бомондом и шоу-звездами, аристократией, позже закрыла компанию "Зеромакс" в мае 2010 года, оставив с носом внешних кредиторов и переложив финансовую ответственность на правительство Узбекистана. Претензий к ней нельзя было предъявить, так как она нигде не фиксировалась как глава компании, а Мирадил Джалилов, якобы, был осужден за экономические преступления и не мог предстать перед истцами. Кстати, в депешах посольства США, которые были опубликованы сайтом "Викиликс", были подробности теневых сделок Гульнары и ее связи с мафией. Подобные сведения вредили Каримовой как преемнице, и как человеку, намеревающемуся остаться навсегда в Европе и продолжать свой бизнес. "Зеромакс", сделавший ей огромный капитал (по разным оценкам, от 4 до 10 млрд. долл.), теперь был бельмом на глазу, привлекал ненужное внимание.
  Таким образом, вопрос о преемнике окончательно отпал, так как сейчас Каримов занят обеспечением безопасности семьи, которая, наверняка, останется на Западе после его смерти. Нужны гарантии неприкосновенности капиталов дочерей, невыдачи их новому правительству Узбекистана, которое начнет поиск расхищенных ресурсов. А это обязательно произойдет, так как республика находится в ужасном положении, и нужно будет найти виновника в этих бедах, наказать тех, кто наживался при этом. Семья Каримова в любом случае попадет под раздел. Это осознали и другие лица, кормившиеся на криминальном поприще: не зря, к примеру, авторитет Гафур Рахимов взял российское гражданство. Преемник, если на него будет оказано давление, откажется от обязательств перед усопшим и даст согласие на преследование каримовской семьи.
  Ислам Каримов останется у власти до самой смерти. Выборы 2014 года или, если будут и раньше, опять повторят предыдущую историю - избрание Каримова как единственно возможного человека у руля власти. Потому что глава государства никому не доверяет, даже тем, кто, на первый взгляд, связан с ним в кровавых делах. Ни Шавкат Мирзияев, ни Рустам Азимов, ни Рустам Иноятов не получат статус преемника при жизни Каримова, а после смерти последнего, начнется "обычная" грызня между теми, кто сейчас находится на вершине властного Олимпа. Это и осознает Ислам Абдуганиевич, поэтому и не стремится назначить кого-либо, чтобы кланам было не до его семьи. Вполне возможно, Узбекистан повторит путь Туркменистана, когда Сапармурад Ниязов не назначил преемника, и лидер был выбран в узком кругу стоявших тогда у власти. В этот момент сепаратистские тенденции будут сильны, кланы и регионы начнут враждовать, и нужен будет жесткий и сильный человек, который задавит все это. Иначе говоря, после Каримова возможны или новая диктатура, или гражданская война. Либерализм в эту схему никак не вписывается.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"