Вашему вниманию, дорогой читатель, представляется статья, в которой необходимо подробно остановиться на неразрешенной до сих пор проблеме движения тел, систем отсчета. При этом невольно возникает вопрос: 'Разве проблема движения тел, систем отсчета у нас теперь не разрешена'? На что со всей определенность надо отметить, что в основу решения проблемы движения тел, систем отсчета у нас теперь положен не диалектический материализм, не Наука, как этого можно было бы ожидать, а релятивизм, единственно отрицающий объективность движения и как следствие этого, абсолютизирующий его относительность. Что бы убедиться в том, что релятивизм как мировоззрение проблему движения не решает достаточно вспомнить, какое место в процессе познания окружающего нас мира отводится релятивизму. Так в частности В.И. Ленин по этому поводу писал: 'Диалектика, как разъяснял еще Гегель, включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не сводится к релятивизму. Вот почему со всей определенностью надо отметить, что диалектика Маркса, Энгельса, безусловно, включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т.е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине'. В. И. Ленин. 'Материализм и эмпириокритицизм'.
Таким образом, диалектический материализм, на фундаменте которого единственно только и можно решить проблему движения тел в физике, требует:
1. во-первых, безусловного признания существования абсолютных истин, другими словами требует безусловное признание объективности, /абсолютности вместо относительности/ движения материальных тел, систем отсчета;
2. во-вторых, указывает на необходимость, при отыскании правильных суждений - абсолютных истин, отыскивать такие истины из суммы относительных истин, вместо того чтобы волевыми решениями, как это делают релятивисты, объявлять частные /относительные истины, например СТО/ - абсолютными истинами.
В таком случае если для Энгельса, например, абсолютные истины складывается из суммы относительных истин, значит Энгельс, - диалектик. Альберт Эйнштейн, абсолютизирующий в частности принцип относительности движения Галилея и таким образом строящий свою Частную /Специальную/ теорию относительности из обобщенного, а в действительности абсолютизированного, то есть доведенного до абсурда, принципа относительности движения Галилея, - релятивист. Это азбучные истины, против которых не станет возражать ни один здравомыслящий ученый. Но в настоящем статье мы не ограничимся перечислением общеизвестных истин, а предпримем конкретные шаги, чтобы решить проблему движения тел, систем отсчета в физике, опираясь, как это уже было сказано на диалектический материализм.
Итак, уже в Философском словаре, М. 1986г., с 108. сказано, что движение должно быть, безусловно, абсолютное: 'Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Тело, покоящееся относительно Земли, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем - вокруг центра Галактики и так далее. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с другими телами и изменяется при этом'. Философский словарь.
Таким образом, уже в приведенной выдержке из философского словаря совершенно справедливо /правильно/ говорится о том, что движение абсолютное и вместе с тем обратите внимание на то, как часто все портит излишества! Тем более в виде противопоставлений, которые, как в данном случае, не усиливают, как ожидалось и хотелось бы, а попросту уничтожают позитивную часть утверждений. Утверждается, что покой относителен и представляет собой единственно только один из моментов движения. Тогда как в действительности, не признав состояние покоя тела таким же абсолютным, как и состояние движения в системе отсчета, в которой тело находится, и состояние которого там рассматривается! Мы не можем отнести и движение этого тела к объективному состоянию, - абсолютному движению тела, не зависящему ни от существования каких-то других систем отсчета, из которых это движение может просто наблюдаться, ни от наблюдателей, которых, как мы знаем, может и не быть.
Справедливости ради надо отметить, что в выдержке из философского словаря говорится не столько о проблеме движения или покоя тел, систем отсчета, сколько о движении, как форме существования материи. Если же говорить более приземленно и иметь в виду единственно только физику движения тел, систем отсчета, то вывод о том, что состояние покоя тел, систем отсчета, также абсолютно, как и состояние движения, вытекает уже из рассмотрения апорий Зенона, в том числе и апории утверждающей в частности, что летящая стрела покоится. Действительно, если бы кому-то захотелось представить себе и утверждать даже, что покой относителен и представляет собой только один из моментов движения тела, то ему бы ничего не оставалось, как признать что, по крайней мере, в этот какой-то момент времени, в этой конкретной точке пространства, движущееся тело находится в состоянии покоя. И тогда раз летящая стрела в любой момент времени, практически в любой точке пространства покоится, то тогда выходит, что летящая стрела вообще не движется. Другими словами из апории Зенона, утверждающей, что летящая стрела покоится, следует, /вытекает/, что или состояние покоя стрелы такое же абсолютное, как и состояние движения, или в противном случае движения нет вообще: или - или, но ни в коем случае и движение и покой одновременно. Умные люди, известно в таком случае из двух зол выбирают зло меньшее. Тем не менее до сих пор нам удавалось сидеть как минимум сразу на двух стульях, а именно считать покой, частным случаем движения и при этом пытаться рассуждать /утверждать даже/, что движение тел, веществ, - абсолютно, что естественно является верхом абсурда.
Таким образом, за две с половиной тысячи лет нам стало понятно, что состояние движения тел, систем отсчета нельзя рассматривать как сумму состояний покоя. Стало понятно, наконец, что если тело движется, то нет такого момента, в который бы тело покоилось, и наоборот если тело в течение какого-то времени покоится, то оно покоится в каждый момент этого времени. Другими словами, за две с половиной тысячи лет нам стало понятно, что состояние движения и покоя тел - это абсолютные состояния. Кроме того, стало ясно также еще и то, что "для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Другими словами стало ясно, что человеку становятся понятны законы, какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает не само движение, а произвольно взятые единицы измерения этого движения. Но вместе с тем из этого, в общем - то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы его измерения, и проистекает большая часть человеческих заблуждений". Л.Н. Толстой. 'Война и мир'. Сложность решения проблемы движения в таком случае заключается так же еще и в том, что непрерывное движение может быть рассмотрено и рассматривается естественно в таком случае в конечных /прерывных/ единицах его измерения, а именно: расстоянии и времени, и их производных, - скорости и ускорении.
Тем не менее, деление непрерывного движения на прерывные единицы его измерения - не единственный источник наших заблуждений. Само определение движения тел, систем отсчета как изменение с течением времени их положения по отношению к другим, по существу произвольно выбранным телам - системам отсчета, является как бы основой всех этих заблуждений. А именно, когда вместо движения конкретного тела, например, стрелы. В конкретной системе отсчета, например, Земле. Может приниматься перемещение других тел - систем отсчета, которые к полету стрелы ровным счетом никакого отношения никогда не имели и не имеют, в силу чего делается абсурдный во всех отношениях вывод: "Всякое движение, а также покой тела, как частный случай движения, - относительны". Г. Ландсберг. Физика. М.1967 г. Другими словами, получается, что состояние движения или покоя тел, систем отсчета - относительны, другими словами зависят как от выбора систем отсчета, из которых состояние покоя или движения тел, может просто наблюдаться, и который, как мы, в общем-то, знаем, часто произволен. Так и от наблюдателей, которых, как мы тоже знаем, может скоро просто и не быть.
Таким образом, чтобы решить проблему движения в физике мы должны: Во-первых, научиться определять реальные, то есть физические системы отсчета, в которых тела не относительно, а абсолютно покоятся, или движутся. Можно возразить, что в любом случае различие относительного и абсолютного покоя и движения, которое мы стремимся привнести в физику, останется неопределенным. На что словами Владимира Ильича Ленина можно ответить, что такое различие между относительным и абсолютным движением и покоем будет как раз настольно 'неопределенно', чтобы помешать превращению физики в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое. Но оно в то же время как раз будет настолько 'определенно' чтобы отмежеваться самым решительным и бесповоротным образом от релятивизма с тем, чтобы иметь возможность на фундаменте диалектического материализма, а не релятивизма строить физику как живую и творческую науку.
Во-вторых, после того как мы научились определять движение тел в отличие от их покоя, надо научиться устанавливать количественные зависимости состояний покоя и движения тел в системах отсчета, в которых эти тела или покоятся, или движутся. Наконец, необходимо творчески рассмотреть все позитивное, что привнесено в физику как науку за все время ее существования. Причем, последним, кто действительно решал проблему движения в физике, а не просто рассматривал такие решения и при этом сумел сначала оповестить всех, а позже и убедить многих, что решение проблемы движения в физике возможно, единственно, релятивистским способом был, бесспорно, сэр Исаак Ньютон. Самым значительным вкладом, которого в решение проблемы движения тел, систем отсчета, является Закон всемирного тяготения. Так как именно Закон всемирного тяготения является ключом определения движения. Ключом отыскания реальных систем отсчета, в которых тела не относительно, а абсолютно движутся, или покоятся. Ключом определения основного свойства тел - инерции - способности тел, веществ сохранять состояние покоя, пропорционально заключенному в них количеству вещества /массы/, а также что архи важно от гравитационной плотности системы отсчета, в которой тела, вещества находится, и состояние которых рассматривается.
И раз речь зашла об Исааке Ньютоне, уместно, на мой взгляд, отметить, что метод, предложенный Ньютоном при рассмотрении проблемы движения, является если и не предпочтительным, то бесспорно позитивным. Вот почему не в слепом подражании, а из-за ясности обоснования подхода к решению проблемы движения рассмотрим только, что там должно оставаться по старому, а что претерпеть незначительные изменения. Для чего сначала рассмотрим, как к проблеме движения тел, систем отсчета относились, во-первых основоположник физики - Аристотель и во-вторых его верный надо полагать ученик Галилео Галилей еще и потому, что 1 Закон движения Ньютона и принцип относительности Галилея суть одно и то же.
Тем не менее, великий Аристотель (384 - 322 до н.э.), как представляется, с самого начала поступил правильно /разумно/, а именно чтобы разобраться во всем многообразии всевозможных видимых нами /людьми /движений, нужно как минимум рассортировать /классифицировать/ их по признакам. Для чего в первую очередь выделить естественные движения тел, веществ, которые называются так потому только, что их не надо поддерживать извне. Они совершаются по раз и навсегда заведенному порядку и определяются Природой самих тел, веществ. Так, например тяжелые тела, вещества всегда падают, строго вниз к центру Земли, а легкие тела, подобно огню, поднимаются вверх от Земли.
К естественному движению, то есть движению, совершаемому по раз и навсегда заведенному порядку определяемому Природой, вне всякого сомнения, относится также движение космических объектов: звезд, /в том числе Солнца/, планет, /в том числе Земли/, спутников планет, /например, Луны/, других космических объектов. Все они, как правило, совершают равномерное преимущественно круговое движение, ибо именно такое движение является наиболее простым и совершенным. Космические тела, как полагали раньше древние греки состоят из особой небесной субстанции, и потому не падают на Землю. Теперь же мы знаем, что космические тела ничем практически не отличаются от тел на Земле. А не падают космические тела друг на друга, в том числе и на Землю не потому, что они имеют какое-то особенное, отличное от Земли строение. А потому что все космические тела испытывают друг к другу силы гравитационного притяжения, которые то, как раз и заставляют все космические тела, вещества находиться в относительно устойчивом друг к другу отношении. Закон, по которому тела, вещества притягиваются, друг к другу был открыт Исааком Ньютоном и называется Законом всемирного притяжения.
Наряду с рассматриваемыми выше естественными движениями необходимо выделять принудительные движения, образуемые например животным миром включая человека. Движения, которые не происходят сами собой, но побуждаются внешними воздействиями - силами. Так для движения, например повозки ее все время должна тянуть лошадь. И чем сильнее лошадь тянет, тем быстрее движется повозка. Можно сказать в первом приближении, конечно, что скорость движения тележки прямо пропорциональна прикладываемой силе. Почему мы говорим так осторожно: 'в первом приближении, конечно'! Все дело в том, что физика Галилея - Ньютона принципиально отличие от физики Аристотеля по весьма даже простой причине. Так очевидно Ньютону, строившему физику на 'плечах Галилея' проще было, не ввязываясь 'по мелочам' в войну с Церковью в общих чертах хотя бы решить проблему движения в физике. Действительно, если исходить из физики Аристотеля, то там необходимо было связывать движение тел, а именно уже саму скорость движения, а не только изменение скорости, непосредственно с силой, вызывающей это движение. Но ведь свободное движение тел проблемой, которой тогда были все озадачены, не требует и это очевидно никаких, по крайней мере, видимых внешних /принудительных/ сил и, тем не менее, оно существует. Причем не просто движение, а движение с ускорением. Таким образом, в физике Галилея - Ньютона для движения тел, веществ, - сила престала являться необходимой. Сила нужна была только что бы изменять скорость движения. А так если тело движется, то оно будет двигаться вечно, - живой так сказать вечный двигатель и изобретать ничего не надо! Нет, так сказать никакой необходимости. Главная проблема, это устранить влияние внешней среды /воздуха/ и естественно, - трение. Что касается реальной физики Аристотеля, согласно которой повозка останавливается практически сразу же после прекращения внешнего воздействия, и это очевидно - осталась не удел. Сложно, оказалось, также объяснить, а главное понять, почему четверка лошадей не увеличивает скорость движения повозки в четыре раза. То есть трудно было, /оказалось/, понять, почему присутствие силы /4 лошади вместо 1/ не приводят к увеличению скорости в 4 раза.
Тем не менее, трудности в механике Аристотеля, если сравнивать ее с хорошо
знакомой нам механикой Ньютона, по словам выдающегося американского философа и историка науки Томаса Куна 'не лишены смысла'. Более того, Кун считает, что физика Аристотеля 'не просто плохая физика Ньютона. Просто она совсем другая физика'. Прежде чем найти признаки, по которым физика Аристотеля не просто не совпадает с физикой Ньютона, но и в значительной степени превосходит ее, рассмотрим подробно рассуждения Галилея, которые, как мы уже говорили, в значительной степени определяют физику Ньютона. Так вот в отличие от Аристотеля, который со всей определенностью утверждал, что тела, вещества в случае их принудительного движения, могут двигаться, конечно, еще какое-то время по инерции, расходуя эту вновь приобретенную инерционную силу движения. Но только исключительно строго ограниченное время вплоть до своей обязательной и полной остановки в той или другой точке Земли. Галилео Галилей утверждал прямо противоположное Аристотелю, а именно, что по инерции тела вещества могут двигаться, сохраняя эту вновь приобретенную инерцию движения, бесконечно долго. Для этого и надо всего ничего, как только исключить тормозящие действия среды, в том числе и воздуха, а также исключить трение. Теперь же, как представляется самое время уточнить: Кто прав: Аристотель или Галилей?
Прежде чем приступить к анализу возможных способов решения проблемы движения в частности Аристотелем и Галилеем рассмотрим сначала, нет, не то, как Галилео Галилей измерял скорость света! Это очевидно, а потому уже никому не интересно. Рассмотрим лучше сначала, как Галилей опровергал Аристотеля, утверждавшего в частности, что тяжелые и легкие тела должны падать и естественно падают на Земле с разными скоростями. Рассмотрим, каким таким именно образом Галилей, 'опроверг' Аристотеля, который, как известно, исходил из опыта и утверждал, что тяжелые тела в поле притяжения Земли падают быстрее, чем легкие. Так вот Галилей, который исходил, как нам теперь стало понятно не из опыта, а из оригинально поставленного 'отрицательного эксперимента', и потому пришел к 'парадоксальному' выводу, что тяжелые и легкие тела в поле притяжения Земли падают с одинаковой скоростью. Возникает вопрос: кто прав Аристотель или Галилей? Чтобы ответить на этот вопрос сформулируем два постулата: Первый постулат - Эксперимент ни в коем случае не может противоречить опыту. Второй постулат - эксперимент может только уточнять, опыт. Таким образом, ответ на вопрос: кто прав Аристотель или Галилей вытекает уже из отношения к двум приведенных выше постулатам. Галилей, ставя свой знаменитый, тем не менее, отрицательный эксперимент, то есть эксперимент, который отрицает, /опровергает/ опыт, нарушил приведенные выше постулаты, и потому значит он не прав. В чем же конкретно неправ Галилей?
Во-первых, к понятию 'легкий' и 'тяжелый', в отличие от Аристотеля, Галилей в силу субъективных надо полагать причин отнесся не как ученый, а просто обыватель. Ведь очевидно, что когда Галилей бросал с Пизанской башни "тяжелое" чугунное пушечное ядро и "легкую" свинцовую мушкетную пулю, то он не опровергал, как общепринято Аристотеля. А ставил, как и в случае измерения скорости света, свой отрицательный эксперимент, базируясь на котором и пришел к парадоксальному выводу, что тяжелые и легкие тела падают, а значит и должны падать на Земле правда в условиях вакуума с одинаковой скоростью.
Причем, Галилей не стал принимать во внимание, что для Аристотеля тяжелым было вовсе не большое чугунное ядро, а маленькая свинцовая мушкетная пуля. Для Аристотеля, впрочем, как и для любого другого не ангажированного ученого, вода, к примеру, в капле ничуть не тяжелее и не легче, чем вода в реке, озере и даже океане. По той простой причине, что Аристотель отличал тяжелые и легкие тела не по их тяжести, а по степени их тяжести, то есть, по их удельному весу. У Галилея же, при постановке отрицательного эксперимента, 'легкой' была маленькая свинцовая мушкетная пуля, а 'тяжелым' - большое чугунное пушечное ядро. Другими словами Галилео Галилей смешал понятия большой и маленький, с понятием легкий и тяжелый из-за чего, рассуждая логически правильно, пришел к ошибочному, как и в случае измерения скорости света, выводу, что природа падения тяжелых и легких тел одна и та же. И потому легкие, и тяжелые тела в вакууме, априори, не зависимо ни от степени их тяжести (плотности, удельного веса), ни от их формы (объема), всегда будут падать с одной и той же скоростью. Что касается разности скоростей падения тел в средах, то Галилей считал, что эта разность образуется единственно только из-за разного сопротивления среды движущимся телам. Если же исчезнет среда, тогда исчезнет и разность сопротивления движению, и все тела будут падать абсолютно одинаково.
Во-вторых, теперь с абсолютной достоверностью можно утверждать, что и состояние покоя тел, и состояние их движения, в том числе и его особого вида, равномерно-прямолинейного, - это два принципиально разных состояния тел в рассматриваемых системах отсчета. Состояния, которые не только возможно, но и необходимо, но не отождествлять, а различать. Другими словами наука достигла теперь таких высот и точности измерений, когда мы способны и должны уметь отличать состояние покоя тела от состояния его движения, в том числе и равномерно прямолинейного, естественно, в той системе отсчета, в которой это тело находится, и состояние которого там рассматривается. Таким образом, современная наука трансформировала первый закон Ньютона в две проблемы: проблему движения и проблему систем отсчета. Проблемы, которые возможно и необходимо решать, правда, основываясь не на отрицательных экспериментах, как это делают релятивисты, а исходя из опыта. Тем не менее, проблема движения воспринималась, да и продолжает восприниматься подавляющим числом ученых не иначе, как драмой идей.
В частности Галилей утверждал, что тяжелым и большим телам среда /воздух/ при падении с Пизанской башни оказывает меньшее сопротивление, чем легким и маленьким телам и только потому тяжелые тела в средах падают быстрее. Уберите воздух, говорил Галилей, и все тела независимо от их веса и размеров будут падать с абсолютно одинаковой скоростью, так как природа свободного падения тяжелых и легких тел в гравитационном поле притяжения Земли одинаковая.
Если при этом учесть, что в действительности все происходит прямо противоположным образом, то есть если учесть, что среда оказывает как раз большее сопротивление падению тяжелого и большого, а не маленького и легкого тела. То у Галилея и его последователей просто нет никаких объяснений объективному факту, почему и в вакууме, и в средах тяжелые и легкие тела одинаковой формы должны падать и естественно падают с разными скоростями. Равно как нет, и не может быть объяснений и тому, почему маленькие и большие тела одинаковой степени тяжести падают и в средах, и в вакууме так же не с одинаковыми, а разными скоростями.
Поясним приведенные выше рассуждения постановкой опыта падения легких и тяжелых тел одинаковой формы в поле гравитационного притяжения Земли, которым среда в этом случае, если природа падения легких и тяжелых тел одинаковая, естественно, должна оказывать одинаковое сопротивление. Для чего возьмем шары абсолютно одинаковой формы /объема/, например, из платины, свинца, чугуна, алюминия, сосны и водорода. Что бы среда, по крайней мере, на начальном этапе движения оказывала всем шарам абсолютно одинаковое сопротивление, и что бы ввести в заблуждение даже самих себя, окрасим все шары в абсолютно одинаковый цвет и бросим их одновременно с Пизанской или любой другой башни. Все указанные выше шары, за исключением шара с водородом, преодолевая сопротивление воздуха, устремятся вниз. Самый тяжелый платиновый шар, несмотря на то, что в процессе падения, воздух оказывал ему самое большое сопротивление, упадет первым. Последним, несмотря на то, что среда оказывалось ему самое малое сопротивление, упадет шар, изготовленный из сосны.
Удалим среду и постараемся представить, в какой очередности будут падать шары в поле гравитационного притяжения Земли в отсутствии сопротивления воздуха, то есть, в вакууме. Первым, так как ему воздух, несмотря на одинаковую форму, оказывал самое большое сопротивление, упадет платиновый шар, естественно опровергая при этом совершенно ошибочное утверждение, что природа падения легких и тяжелых тел, одинаковая. Последним, так как ему, несмотря на одинаковую форму, средой оказывалось самое малое сопротивление, упадет шар с водородом. Тем не менее, и в условиях вакуума на Земле, и в условиях вакуума в космосе, отклонения в скоростях, о которых шла речь выше, имеют принципиальное значение.
Во-вторых, точность измерения. О какой точности измерения может идти речь в эксперименте со стеклянной трубкой, из которой выкачали воздух и поместили туда тела разной формы, разной степени тяжести и определяли о том, как они падают на глазок? Вот почему я настаиваю на скрупулезном рассмотрении объективного факта, заключающегося в том, что в гравитационном поле притяжения Земли, в том числе и в вакууме, тела одинаковой формы, но разной степени тяжести, падают с разными скоростями. Приведенные выше наблюдения: отражение опыта движения тел в средах и вакууме, нашли свое выражение в предлагаемых Вашему вниманию законах движения тел. Эти законы одни и те же и на Земле, и в космосе; для макро и для микро тел; для малых и больших скоростей движения тел, систем отсчета. При этом необходимо учесть, что предлагаемые законы объективно отражают действительность и заслуживают серьезного рассмотрения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ I.
Количество материи /масса тел, веществ/ есть постоянное значение, пропорциональное их плотности и занимаемому объему. Масса не зависит ни от систем отсчета, в которых тела, вещества находятся, ни от их состояния: покоя или движения. Тела, вещества, взятые с Земли и помещенные на поверхности других планет, околосолнечное или межзвездное пространство не изменяют свою массу так же, как они не изменяют ее в случае их движения в указанных выше системах отсчета. За единицу измерения массы можно принять, например количество материи, массы, содержащейся в одном кубическом дециметре воды, находящейся на поверхности Земли при нормальных условиях - 1 Атомная единица массы (1Аем. 1 кг.).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ II.
Все материальные вещества, тела в природе взаимодействуют друг с другом с силой гравитационного притяжения, равной по величине и противоположной по направлению, прямо пропорциональной заключенному в них количеству материи (массы) и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. В силу чего все вещества, тела обладают инерцией - свойством тел веществ сохранять состояние покоя, пропорционального массе тела и гравитационной плотности систем отсчета в которых это тело находится непосредственно и состояние которых рассматривается. За единицу измерения инерции необходимо принять инерцию тел, веществ массой (1Аем. 1 кг.), находящихся на поверхности Земли без учета сопротивления воздуха и трения. Тела, вещества, помещенные на поверхности других планет, массивных тел, а так же в околосолнечное или межзвездное пространство, будет обладать инерцией во столько раз меньшей или большей, во сколько раз гравитационная плотность этих систем отсчета меньше или больше, гравитационной плотности Земли.
Причем инерция, - величина векторная, и зависит в таком случае от направления приложенной к телам веществам силы. Если направление силы параллельно радиуса Земли, тогда величина инерции совпадает с величиной веса тел, веществ. Если же направление силы приложенной к телам веществам перпендикулярно радиусу Земли, тогда инерцию тел веществ на Земле надо научиться и уметь определять, вероятно, экспериментально. Что касается инерции тел в околосолнечном и межзвездном пространстве то, как мы уже говорили, эта величина инерции тел, веществ будет, во-первых микроскопической. А во-вторых во столько раз меньшей /большей/, во сколько раз гравитационная плотность межзвездного или околосолнечного пространства будет меньше /больше/, гравитационной плотности на поверхности Земли в направлении перпендикулярном ее радиусу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ III.
Сила - это притяжение или отталкивание, удар, толчок, тяга или давление, прикладываемые к веществам, телам для изменения их состояния и скорости движения. Сила определятся или действующим, или мгновенным значением своей величины, порядком ее изменения, временем приложения и направлением действия. В том случае, когда величина мгновенной силы не изменяет свое значение со временем, можно говорить о силе, действие которой осуществляется на протяжении всего рассматриваемого периода или процесса. Если значение действующей или мгновенной силы изменяется со временем, то необходимо знать как мгновенное значение силы, так и характер ее изменения. Величина мгновенной силы может изменяться пропорционально квадрату, кубу или любой другой степени времени.
За единицу измерения силы необходимо принять такое ее текущее значение, которое изменяет скорость тела, обладающего единицей инерции на один метр за одну секунду. Сила гравитационного притяжения Земли, в таком случае, сообщает единицу силы в 1Н, телу массой 1Аем, в течение 0,1 сек. За I секунду на тело массой 1Аем действует сила гравитационного притяжения Земли равная 10H. Направление равнодействующей силы, прилагаемой к телу в каждый момент времени, определяется геометрическим сложением векторов действующих на тело сил.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ IV
Движение - наиболее общее состояние материи. Механическое движение, рассматриваемое в физике, определяется: скоростью, числом, показывающим, сколько единиц измерения расстояния проходит тело за единицу измерения времени, ускорением, или числом изменения скорости в единицу измерения времени, пройденным расстоянием и направлением движения. В случае если в каждый момент движения тел, систем отсчета, величина скорости их движения не изменяет свое значение, то такое движение называется равномерным, т. е., пропорциональным времени и полностью раскрывается значениями скорости и времени движения. Другими словами, действующее и текущее значение скоростей при равномерном движении тел, систем отсчета, совпадают. Если скорость движения тел, систем отсчета со временем изменяется, движение называется неравномерным, т. е., ускоренным или замедленным. Для его раскрытия необходимо знать как мгновенное, т. е., действующее значение скорости в каждый момент движения, так и текущее или среднее ее значение. Направление в каждый из моментов движения тела определяется направлением приложенной к телу равнодействующей силы.
ВРЕМЯ
Математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Физическое или кажущееся, относительное или абсолютное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами и совершаемая посредством какого-либо измерения движения мера продолжительности, употребляемая вместо математического времени как-то: секунда, час, месяц, год.
ПРОСТРАНСТВО
Геометрическое пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Реальное или физическое относительное или абсолютное пространство, это пространство, определяемое нашими чувствами по положению, принимаемому за неподвижное тело или систему отсчета. Так если за неподвижное тело принять Землю, то пространство, на незначительном от нее удалении, будет неподвижным относительно Земли. Но в то же время оно будет составлять то одну, то другую часть абсолютного пространства, если учитывать при этом движение Земли вокруг Солнца и вместе с Солнцем вокруг центра Галактики,
Место - это часть или относительного, или абсолютного пространства, занимаемого телами, системами отсчета.
ДВИЖЕНИЕ
Физическое движение - это перемещение тела из одного места или относительного, или абсолютного пространства в другое. Кажущееся или ложное движение - это движение, образующееся из-за искусственного предположения, что движущиеся тела, системы отсчета - неподвижны.
СИСТЕМЫ ОТСЧЕТА
Система отсчета, - это совокупность неподвижного по отношению к наблюдателю физического пространства и времени. Пространство на поверхности Земли - естественная система отсчета живущих на ней наблюдателей /людей/. Пространство на поверхности Земли условно изотропное в направлении перпендикулярном и анизотропное в направлении параллельном радиусу Земли. Системы отсчета бывают: внешние и внутренние, абсолютные и относительные, естественные и искусственные, инвариантные и неинвариантные, тождественные и нетождественные.
Инвариантные системы отсчета - это такие системы отсчета, в которых физические процессы протекают одинаково и определяются одними и теми же законами. В инвариантных системах отсчета одинаковое или абсолютное значение принимают не только изменение скорости, но и скорости и расстояния. Искусственная система отсчета, например космический корабль, инвариантна естественной системе отсчета, например, Земля, если этот космический корабль будет двигаться в околосолнечном /межзвездном/ пространстве с ускорением, равным ускорению свободного падения тел на Земле.
ЗАК0Н I
Если в системе отсчета на тело действуют силы гравитационного притяжения, другие внешние силы и при этом равнодействующая всех этих сил меньше силы инерции, то тело в этой системе отсчета - покоится, или другими словами, является составной и неотъемлемой частью этой системы отсчета.
ЗАКОН II
Всякое тело, на которое в системе отсчета действует неуравновешенная сила, превышающая силу инерции, движется со скоростью, равной отношению неуравновешенной силы к инерции тела, и ускорением, определяемым изменением этих отношений во времени и пространстве.
Примечание I. Если с течением времени отношение действующей силы к инерции тела, включая сопротивление воздуха и трение, остается постоянным, то постоянной остается и скорость движения тела. Действующее и текущее значение скоростей движения в этом случае совпадают, а движение тела называется равномерным, т. е., пропорциональным течению времени.
Примечание II. Если отношение действующей силы к инерции тела изменяется пропорционально квадрату, кубу или любой другой, отличной от единицы степени по линейному закону, то тело будет двигаться равномерно ускоренно или замедленно. Движение тела в этом случае будет прямо пропорционально произведению изменения текущей скорости, на время, возведенное в степень, равную отношению действующей силы к инерции тела.
Примечание III. Если в системе отсчета на движущееся тело значение прикладываемой мгновенной силы окажется равным нулю, то тело в этом случае будет продолжать двигаться по инерции равномерно замедленно в течение времени, пропорционального массе тела и конечной скорости движения и обратно пропорционального гравитационной плотности системы, в которой происходит движение.