Тальковский Дмитрий Викентьевич : другие произведения.

Самир Шахор вместе с коллегами: "что убило шаманов от иудаизма?"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Самир Шахор вместе с коллегами: "Что убило шаманов от иудаизма?".
  
  На написание этой статьи автора вдохновила следующая статья всезнающей Википедии: "Путь Левой Руки (ПЛР) и Путь Правой Руки (ППР) - термины, относящиеся к предполагаемой дихотомии между двумя различными типами религий. Точное значение терминов изменялось со временем; наиболее современное использование терминов относительно религий фокусируется на ПОКЛОНЕНИИ одному или многим богам и существовании строгих моральных правил - в ППР; тогда как религии, считающие основной ценностью САМОРАЗВИТИЕ, считаются принадлежащими к ПЛР"... (Да не напугает вас, уважаемые читатели, слово "левый", ибо левая рука, как и вся левая половина тела - включая сердце! - управляется ПРАВЫМ полушарием головного мозга). Таким образом, к ППР относятся все ортодоксальные религии, ну а направлениям, в которых сам человек и его развитие ценится больше, чем принимаемые на веру идеи, ничего не остаётся, как именоваться "левыми". (Иногда ещё - ересями и сектами, но это всё больше с подачи донельзя правой РПЦ или других мощных религиозных организаций). Но неужели так всё плохо со всеми официальными религиями? Почему они всё же продолжают привлекать миллионы мыслящих людей и даже помогать им в реальном продвижении к Източнику? Причиной тому существующее в каждой религии "ядро" настоящей, неподдельной Божественной мудрости. И в противовес общепринятой, "массовой" версии в большинстве религий есть также и "тайные", эзотерические ответвления, предназначенные далеко не для всех и привлекающие зачастую не только адептов той религии, в которой зародились. Таковы суфизм для ислама, ваджраяна для буддизма, Тантра левой руки для индуизма, а также переживающий второе рождение шаманизм (или анимизм - вера в то, что всё сущее связано и наделено душой; не путать с анимализмом - обожествлением животных), в частности, выходящее из него Учение Дона Хуана, описанное Карлосом Кастанедой и его последователями. Соответствующие ответвления ("секты и ереси") христианства с древних времён известны своей многочисленностью. Что до иудаизма, сейчас на это "свято место" претендуют многочисленные популяризаторы Каббалы во главе с Академией Михаэля Лайтмана (до переезда в Израиль - Михаил Лейтман, специалист по медицинской биокибернетике), но так, как несложно догадаться, было не всегда.
  
  Но неужели такая религия, как иудаизм, смогла бы просуществовать столько веков, если бы не было в ней чего-то НАСТОЯЩЕГО? Конечно, оно было. Но запредельную мудрость Каббалы, воспринятую иудеями от жрецов Египта и Вавилона (как бы, ни хотелось иудеям, чтобы все об этом забыли), разрешалось изучать далеко не каждому, и чем дальше, тем больше запретов и иных обстоятельств нелёгкой жизни в диаспоре отдаляли простого еврея от познания его Творца. Религия закостеневала, становилась формальной и оторванной от жизни. Пропасть между богатыми евреями, способными позволить себе и своим сыновьям обучение в духе иудейской традиции, и бедняками, зачастую не знавшими даже букв, росла, и, в конце концов, нужда в духовной встряске стала настолько сильной, что в 1699 г. в Подолии, в местечке Окуп, родился человек, который совершил эту встряску. Здесь позвольте мне сделать небольшое отступление, чтобы пояснить: автор вовсе не ставит знак равенства между понятиями "еврей по крови", и "иудей по вероисповеданию". Но речь ниже пойдёт о еврейской диаспоре Восточной Европы, все члены которой в рассматриваемый исторический период исповедовали только иудаизм. Поэтому, в целях избегания тавтологий, в нижеследующих абзацах слово "еврей" будет обозначать то же, что "иудей" в данном историческом контексте.
  
  В то время на территории Восточной Европы можно было встретить "странствующих чудотворцев", мудрецов и целителей еврейского происхождения, которым приписывались глубокие сокровенные познания, в частности, знание того самого Тайного Имени Бога, которое позволяло им творить любые чудеса. Поэтому таких людей называли словечком "бааль-шем" - "хозяин Имени" или "тот, кто знает Имя". (Откуда они брались и где учились - ни еврейские, ни тем более нееврейские источники не говорят ни слова...) Таким бааль-шемом стал и Исраэль бен-Элеазар - бедный сирота, рано научившийся зарабатывать себе на жизнь. Одним из первых его опытов трудоустройства было сопровождение детей до места учёбы и обратно. По дороге Исраэль и его подопечные распевали алфавит святого языка и повторяли выученные отрывки из Торы и других писаний. Это, а также другая подработка в синагогах и ешивах давала ему возможность прикоснуться к учению иудаизма. Как того требовала традиция, Исраэль рано женился, но супруга вскоре умерла, и он отправился в странствия по местечкам Западной Украины. В ходе этих скитаний он встретил некоего бааль-шема по имени Адам, которого одни источники называют членом тайного общества каббалистов, другие - странствующим целителем, а третьи и вовсе "учителем из другого мира". Так или иначе, этот Адам, в переводе с иврита просто "человек". Это имя, привычное для европейцев, у иудеев на самом деле совсем не в ходу! Научил Исраэля такой премудрости, что тот не только сам стал бааль-шемом. Но и обрёл некие сверхспособности, о которых вам подробно и в красках расскажет любой сборник хасидских майс (от ивр. "маасэ" - деяние). Например: http://chassidus.org.ru/library/wiesel/baal_shem_tov.htm - эти жемчужины еврейского фольклора, обработанные лауреатом Нобелевски премии мира (1986) Эли Визелем, передают восхищение и благоговение, которое вызывал у народа этот неординарный учитель, вошедший в историю под именем Бааль Шем Тов(сокращённо БеШТ) - "Добрый целитель" или "Господин Благого Имени" в переводе с иврита.
  
  Чем же была вызвана такая реакция? Бааль-шемов было много, но Бааль Шем Тов - только один... Дело в том, что Исраэль бен-Элеазар создал новое учение на базе воспринятой от таинственного Адама Каббалы и собственного мистического опыта, полученного за годы отшельничества, уединённого общения с природой, глубоких размышлений и страстных, горячих молитв человека, который не может позволить себе новый таллит и тфилин и дорогой молитвенник, но всей душой стремится приблизиться к Богу. Его учение получило название "хасидут", от ивритского слова "хасид" - "благочестивый, милосердный, любящий Бога". БеШТ учил, что для слияния с Богом не играют решающего значения ни материальные атрибуты культа, ни строгое, педантичное соблюдение талмудических предписаний, ни даже знание традиционных текстов молитв - а нужно только НАМЕРЕНИЕ, искреннее, исходящее из любви устремление к Единству с Творцом и Източником всего сущего. Это делало окостеневшую было религию живой, доступной для самых незащищённых слоёв общества. К БеШТу потянулись люди; в Меджибоже, где он решил остановиться, вокруг него собралось общество учеников, которое стало первой хасидской общиной.
  
  После смерти БеШТа его последователи продолжили преобразование культа в заданном им направлении. Хасидизм распространялся по территории Восточной Европы подобно лесному пожару, и всё новые яркие личности той эпохи вдохновлялись этим учением. В отличие от прежней кагальной системы, хасиды обычно группировались вокруг одного лидера, называемого ребе или цадик (ивр. праведник). Цадик представлялся не посредником между человеком и Богом, но посланным Свыше учителем и заступником верующих. Роль его в общине была огромна, но это нисколько не умаляло исходную идею БеШТа о ценности для Всевышнего каждого человека. Однако, как это водится от начала времён у иудеев, единого мнения на счёт нового веяния у них не было. Более того, в среде образованных в духе талмудизма евреев новое движение вызвало настоящее негодование. ("Не вызывает ненависти только пучок соломы", - говорил великий цадик рабби Нахман, о котором речь пойдёт чуть ниже). Конечно, ведь оно давало евреям возможность обращаться к Богу напрямую, минуя погрязшие в официозе религиозные учреждения. (Исраэлю бен-Элеазару приписывают, среди прочих, и такое высказывание: "Не ищите праведников среди тех, кто ходит в атласных сюртуках!") Фактически, БеШТ отнял у раввинов-талмудистов монополию на Бога и вернул её простым евреям! Более того, даже став знаменитым рабби, БеШТ продолжал помогать не только евреям, но и гоям, не требуя взамен ничего, кроме толерантного отношения к своей общине. Говорят, что Баал Шем Тов осуждал гоя, котрый прошёл мимо церкви и не перекрестился - то есть, отказывался от своей религии. (Не надо забывать о том, что в XVII в. время для раскрытия тайных знаний широким народным массам ещё не наступило, и религия хоть и "связывала" людей предрассудками - да ещё какими! - но и выполняла консолидирующую функцию в обществе...) Этого, вкупе с идеей Божественного присутствия везде и всегда - пантеизм, безоговорочно истолкованный талмудистами как вопиющая ересь! - раввины не могли простить Бааль Шем Тову и его последователям. И в конце XVIII в. Виленский Гаон - величайший авторитет среди "учёных" евреев, называемый ныне последним талмудистом, дважды(!) наложил на всё движение херем (иудейский анагол анафемы). Вот фрагменты его постановления:
  
  "Вы, горы Израиля, духовные пастыри каждой губернии, светские вожди каждой губернии! Вы, предводители губернских кагалов Могилёва, Полоцка, Житомира, Винницы, Каменца-Подольского, - в ваших руках есть молот, которым можете разбить злоумышленников, противников света, врагов народа. Горе этому роду! Они нарушают законы, искажают наше учение и сочиняют новый завет, строят козни в доме Божьем, толкуют превратно законы веры. Нужно отмстить за учение Божье, нужно всенародно наказать этих безумцев, для их же исправления. Пусть никто не сжалится над ними и не приютит их!.. Облекитесь рвением во имя Бога!"."Пусть везде преследуют и угнетают хасидов... Пусть рассеивают их сборища, чтобы истребить идолов с лица земли. Тот же, кто поспешит в этом добром деле, удостоится жизни вечной". Вот тебе, бабушка, и "...только - любовь!" ("Дорога без конца", Альберт Асадуллин)
  
  "Если бы я мог, я бы выступил против них как пророк Элияху против жрецов Баала". (Настоящее имя Виленского Гаона - "Гения из Вильно" - было Элияху, а упоминание ближневосточного божества Баала - наверняка аллюзия на имя Бааль Шем Тов). Противники хасидизма получили название "мит(с)нагдим" - "оппоненты". (Сравните с ивритским значением слова "сатан(а)" - "противник, оппонент в суде"...) С подачи своего лидера они начали не только бойкотировать хасидов, но и нападать на них и даже убивать. Но тогда как гнев этих фарисеев XVIII века был направлен против хасидов, над талмудизмом нависла туча совсем с другой стороны. XVIII век породил, в числе многих других, такое явление, как Гаскала (от ивр. "сехель" - "ум") - еврейское светское просвещение. И эту-то опасность Виленский Гаон, несмотря на всё его "провидчество", проглядел. Есть хасидская майса, рассказывающая, как некий Шимон-койфер ("еретик") пришёл под видом раввина сначала к хасидскому лидеру Альтер Ребе, который смог разглядеть его антирелигиозные намерения, а затем к Виленскому Гаону, который принял его в еврейскую школу в качестве учителя, тем самым обрекая учеников на "еретическое" просвещение и отдаление от ортодоксии. Несложно представить, что сделали бы с Шимоном Гаон и его приспешники, если бы рав Элияху обладал такой же проницательностью, как ненавидимый им Альтер Ребе!!! Однако, несмотря на сопротивление "миснагдим", хасидизм продолжал вдохновлять многих евреев - уже не только бедных и неграмотных, но и знатных учёных, понимавших в глубине души ущербность сухого и однобокого подхода к духовному развитию, характерного для талмудического иудаизма, который они восприняли от своих учителей.
  
  Достойным продолжателем дела Бааль Шем Това, среди многих других, стал его потомок рабби Нахман из Брацлава (1772-1810), всецело оправдавший своей недолгой, но яркой жизнью каббалистическую формулу "ницху ли банай" - "победили меня сыновья мои". Наикошернейший сайт www.chassidus.ru устами не подписавшегося автора рассказывает нам об этой удивительной личности следующее: "Этот правнук Бешта жестоко ссорился со всеми знаменитостями, претендовавшими на его наследие. Учитель, основоположник школы, он не создавал теории, он передавал свое видение мира, рассказывая истории и притчи, - шедевры в своем роде. Как каббалист он понятен, как рабби - нет. Аскет, враг сомнений, он бывает в так называемых эмансипированных интеллектуальных кругах, где собираются противники аскетизма, которые сомневаются во всем. Ревнитель веры, он играет в шахматы с вольнодумцами: его интригует их неверие. Больной, он не выносит врачей, бедняк - презирает богачей. Он запрещает своим ученикам читать философские труды, Маймонида в том числе, однако сам усердно изучает философию. Высокомерный с одними, смиренный с другими, - впрочем, не с тем, с кем нужно,- он всякий раз выглядел по-иному. Хоть никогда не менялся. Казалось, в нем заключены два человека. А иногда святой уподоблялся комедианту.
  
  Все это мы знаем благодаря его биографу, ставшему агиографом, - рабби Натану. Изо дня в день учитель делился с ним своими сокровенными мыслями - мыслями, рожденными исступлением. Рабби Натан знал о его мучительном детстве, юности, треволнениях, о пароксизмах тревоги, сменяемых экстатическими просветами. Подробные свидетельства, поразительные, зачастую несколько невнятные образы. И факты, и манера изложения несут печать подлинности. Так, мы знаем, что Нахман был беспокойным, скрытным и упрямым ребенком. В учении он не блистал, часто плакал и жаловался Богу - на Бога. Потом он был столь же беспокойным подростком. Иногда он убегал из дому, приходил на могилу Баал-Шема и возвращался измученный, с горящими глазами. Ему приходилось собирать все свои силы для изматывающей борьбы с позывами плоти, борьбы, крайне подробно описанной в заметках рабби Натана (неизбежное следствие строгих ограничений, которые иудаизм накладывает на всех и каждого, будь ты хоть хасидский цадик - прим. авт.). Из нее он вышел победителем. "Для меня, - говорил он, - что мужчина, что женщина - все едино". Как-то он добавил: "Отныне я буду страшиться женщины не больше, чем ангела". Он жил напряженной жизнью, насыщенной "падениями и головокружительными взлетами", постами и бессонными ночами. Он страдал молча. "Зубы его бывали стиснуты с такой силой, что могли бы расщепить кусок дерева", и*иногда он "тихо стонал". Это импульсивное существование словно молниями озарялось болезненными и вместе с тем возвышенными экзальтациями. Он возносился и падал тысячи, десятки тысяч раз, - скажет позднее рабби Натан. - После упорных трудов он поднимался в заоблачные выси для того только, чтобы в течение одного-единственного дня снова и снова испытать горечь падения"...
  
  Рабби Нахман, прямо как в своё время Элиша бен-Абуя (рассказ о котором можно найти здесь http://www.proza.ru/2010/08/16/11 ), обладал такой внутренней свободой, что шокировал всех своих собеседников, даже хасидов, смелостью своих высказываний и поведения. Но его любили и уважали, ведь глубины его мудрости не могли не произвести впечатления на тех, кто не имел такой смелости, чтобы достичь их самому. Рабби Нахман был единогласно признан единственным в своём роде. Об этом говорит тот факт, что после его смерти от туберкулёза в возрасте 38 лет брацлавские хасиды не только отказались избрать нового цадика, но и до сих пор продолжают говорить о нём только в настоящем времени, веря, что его дух остался рядом с последователями, чтобы освещать им путь во тьме. Они по-прежнему обращаются к нему как к вечно живому Учителю, проводнику и заступнику. И надо сказать, что, несмотря на то, что современный хасидизм уже далеко не тот, что был во времена БеШТа и рабби Нахмана, идеи последнего всё также свежи и ярки не только для иудеев (которые имеют обыкновение предостерегать изучающих его наследие - мол, осторожнее, это всё равно что хвататься за провода с высоким напряжением! - автору довелось лично слышать подобные предостережения в свой адрес!) - но и для любого человека, кому интересна тема взаимодействия свободной, независимой личности и её Творца. Его учение выходит за рамки иудаизма и становится общечеловеческим достоянием. Хасиды оторвали взгляд еврея от пыльных страниц и обратили его к красоте Божьего творения - Баал Шем Тов стал первым, кто решил проложить путь к Богу через созерцание природы - внешней и внутренней - а его великий правнук продолжил эту традицию, призывая своих хасидов выходить в поле и "слушать, как каждая травинка славит своего Создателя"; размышлять в уединении и разговаривать с Богом как с самим собой; достигать экстатических состояний путём песен и танцев. "Великая заповедь - всегда быть в радости!" - это его высказывание стало краткой характеристикой его учения. По сути, ранний хасидизм был настоящим "путём левой руки", надёжно сокрытым в толще 613 заповедей, от которых хасиды всё-таки не имели смелости отказаться.
  
  Первые цадики с их глубокой связью с природой, приверженностью к экстатическим и медитативным практикам, чудесными способностями, многократно преувеличенными и приукрашенными народной молвой, а также готовностью помочь любому человеку - как еврею, так и не еврею. Напоминают скорее не раввинов древности, описанных в Агаде, а самых настоящих шаманов, которых, если верить официальной истории, среди евреев отродясь не водилось. Потому что нельзя усидеть на двух стульях одновременно. Не смог этого сделать и хасидизм, отклонившись со временем, подобно маятнику, в сторону ортодоксии. Свобода, радость и экстаз первых хасидов сменились чинным (иногда не очень) следованием обычаю у нынешних. То, что мы имеем сегодня под названием "хасидизм" - ХаБаД Любавич, Сатмар, Гур и многие другие общины - это последние оплоты ортодоксального иудаизма, в своём формализме не уступающие восточноевропейским "миснагдим", последователям Виленского Гаона. Сопротивление сменилось компромиссом, и тёмное лоно талмудизма, породившее это яркое движение, поглотило его обратно /"Ха-БаД! Чу-ДА! Ма-ши-ах! Спар-так! Чем-пион!.." сменилось компромиссом, и тёмное лоно талмудизма, породившее это яркое движение, поглотило его обратно. "Ха-БаД! Чу-ДА! Ма-ши-ах! Спар-так! Чем-пион!.." Поистине, от современных же "хасидов" типа "ХаБаД Любавич" лучше держаться подальше, чтобы не уподобиться персонажу старого анекдота: " Бабушка, Вы живёте рядом со стадионом? - Да-да! Да-да-да! Да-да-да-да да-да!" Самир Шахор, 2010г.
  
  Рецензии. Написать рецензию. Валя-Лера 19.08.2010 02:15.
  Здравствуйте. Как всегда, Ваша статья очень познавательна. Меня чрезвычайно интересует всё, что связано с историей государства Израиль. Моя любимая страница в интернете "Евреи.ком". Честно, я встретилась со словом "хасид" на страницах сайта. И для себя объяснила его, как очень верующий иудей. И вот Ваша статья дала мне полное понятие этого направления в иудаизме. Знаете, хотите Вы того или нет, но Вы пропели настоящий гимн хвалы Творцу в этой статье. Как это верно и правильно рассматривать величие Творца не только через чтение и изучение Торы и др святых книг, но и через видимые знаки: природу, животный мир, различные небесные явления. А жизнеописание рабби Нахмана привело меня к мысли: как много общего у него с ап Павлом. Такая же неистовая душа, постоянные муки от собственного несовершенства, благоговение перед Творцом. И рассуждения во многом общие. Павел так же наводит нас на мысль, что величие Божие видно и через видимые знаки, и что уже никто не сможет сказать, что не знал о Б-ге, ибо Он явлен через эти знаки. Вот Вы сказали, что тайные знания Каббалы были приобретены у Вавилонских жрецов. Но в этом нет ничего постыдного для иудеев. Извините, во времена строительства Вавилонской башни народ был один с одним языком. Это потом произошло разделение. Но память древняя сохранялась, передаваясь из поколения в поколение посвящёнными людьми. И Моисей знал это учение, ибо воспитывался в доме Фараона. В общем, ещё раз благодарю Вас за отлично написанную статью, которая меня обогатила духовно, дала работу моему уму. Валя-Лера.
  
  Добавить замечания: Самир Шахор 19.08.2010 08:49.
  Здравствуйте. Благодарю за содержательную рецензию, мне всегда интересно вести диалог с людьми интересующимися т.н. "еврейским вопросом". 1. "хотите Вы того или нет, но Вы пропели настоящий гимн хвалы Творцу в этой статье". Конечно, хочу - на это направлено вообще всё моё, с позволения сказать, творчество. 2. Рабби Нахман и апостол Павел не вызывают у меня ассоциаций с близнецами-братьями. Павел был воспитан в фарисейской традиции и делал то, что делал в соответствии с заданием Синедриона. Подробно о его деятельности http://www.proza.ru/2010/04/02/227. 3. Тайные знания были приобретены не только у вавилонских, но и у египетских жрецов. Ппосуду-то "позаимствовали при Исходе", а отдать забыли как-то. В этом ничего постыдного, наверное, нет. 4. Действительно, ранее был один народ и один язык. http://www.proza.ru/2010/04/25/64. В заключение хочу ещё раз поблагодарить за отклик и интерес к означенной тематике. Самир Шахор.
  
  Написать рецензию. Романенко Юрий 18.08.2010 22:46.
  Как и в хасадизме, христианство утратило чистоту Учения задолго до разделения Церквей. До Юлиана Отступника (императора в 361 - 363 гг.) христиане в своем большинстве были общиной искренне уверовавших, а само христианство было земным образом жизни блаженных. Принудительно став государственной религией, оно вобрало в себя вместе с идола - и беса поклонниками и чуждое истине содержание, сохранив во многом внешне видимые формы. Во времена апостолов искреннее принятие апостольского учения сопровождалось даром Божиим - снисхождением Святого Духа и деятельностью Духом Святым, которая была видима посторонним и ощутима самими верующими. Нынче это во многом многочисленная секта талмудического толка, конкретно на просторах бывшего СССР, поддерживается светскими властями, с церковной помощью пытающимися перезагрузить барско-холопские общественные отношения, изжитые русским народом в прошлом. У каждого народа свои проблемы. И с чистотой учений, основанных на Божиих откровениях. И с адекватным пониманием самих учений по причине того, что учения статичны, а жизнь динамична. И учения, для тех, кто перестал доверять Богу и не смог соотнести свои стереотипы с постоянно меняющейся жизнью, стали основой догматизации религии и истиной в последней инстанции. С уважением. Романенко Юрий
  
  Добавить замечания: Самир Шахор 18.08.2010 23:09.
  Юрий, спасибо за ценное дополнение - абсолютно с Вами согласен. С дружеским приветом Самир Шахор.
  
  Написать рецензию. Дмитрий Тальковский 19.08.2010 11:43 Здравствуйте Самир Шахор! Я постарался, как это только возможно более глубоко проникнуться вашим настроением, разобраться в проблеме: "Что убило шаманов от иудаизма?". И нахожу, что схожая проблема, как это не парадоксально, существует во всех без исключения религиях. Не знаю, так как надо я вас понял, или мне привиделось, но я считаю, что многие образованные, высоконравственные современные люди, испытывают известные затруднения, пытаясь разобраться в том: что, же это такое - религия? При этом не принимается во внимания очевидное обстоятельство, что Религия - это Вера! И что человек без веры - это и не человек вовсе даже, а просто обычное животное. Вся проблема дальнейших рассуждений по поводу Религии - Веры, заставляет нас постоянно дискутировать, в том числе и с людьми, вообще лишенными веры не говоря уже о Вере в Бога, но являются, тем не менее, что весьма прискорбно, служителями Церкви. Здесь я хочу пусть даже кратко рассказать что-то, причем не просто положительное, но лестное даже весьма об гонимых указанными выше служителями Церкви - атеистах. Рассказать о людях и это очевидно, не лишенных Веры, причем не в Бога, а Человека, которого они понимают и воспринимают даже как Бога. С уважением, Дмитрий Тальковский.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"