Тальковский Дмитрий Викентьевич : другие произведения.

Кто такой Марк Захаров?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Кто такой Марк Захаров? Я думаю, что Марк Захаров, - это два Льва Давидовича Троцкие, возведенные в четвертую степень! Гений всех времен и народов, релятивист Эйнштейн при помощи своей арифметики говорит, что это отлично, то есть пять. Я же говорю, что по модулю это число 16, а вот знак каждый обязан поставить самостоятельно.
  
  При этом и не знаю даже, может быть у Марка Захарова, как у того второго пилота, крыша поехала! Но вот что бы вот так взять, да и на весь цивилизованный МИР, надеюсь, объявить себя БОГОМ?! Это же надо до такого договориться?! Это же надо так додуматься и до того дойти, чтобы объявить себя человеком, которому дано право судить, но не людей, ныне живущих, таких милости прошу, и без Марка Захарова, достаточно, а уже почивших, то есть умерших. Вот почему, я не удивлюсь, что в один прекрасный момент Марк Захаров вместе со своей "НОВОЙ КОМАНДОЙ" возьмется посмертно реабилитировать Сократа, подвергнув настоявших, подлинных его Судей анафеме. Лихое дело, говорят - НАЧАЛО, впрочем судить, конечно, в итоге ВАМ, дорогой читатель. Я это к тому, что ИСТОРИЮ не судить, а ИЗУЧАТЬ единственно, то есть УЧИТЬ надо. С уважением, Дмитрий Тальковский.
  
  
  Марк Захаров. художественный руководитель Театра "Ленком", народный артист СССР. Ведущий: Ксения Ларина
  
  М. ЗАХАРОВ: Когда начинают фантазировать на тему Сталина, то обязательно находятся люди, считающие, что есть какая-то человечность в нём - Я не хочу казаться святым и каким-то человеком, который всё понимает. А знаете, что? Я сразу как-то мысленно возвращаюсь к нашумевшей истории с 'Тангейзером' Кулябина. Как вам сказать? Вот если следовать обычной логике, абсолютно тупому правовому, последовательному движению, то выходит, что любимый и главный театр страны - Большой театр - после анализа того, что сделал Тимофей Кулябин, режиссёр 'Тангейзера', взял и пригласил его к себе на постановку. Тогда как в действительности случайных людей в Большом театре не бывает, это еще заслужить надо!
  
  Значит, в таком случае выходит, что Урин, руководитель Большого театра - который 'выполняет заказ магнатов с Уолл-стрита'! Как выражался Венечка Ерофеев, что это 'педофильские какие-то настроения католические', которые мы широко и умело внедряем в подсознание своих зрителей. Как-то я слышал, и мне это особенно понравилось: 'Во всём виноваты брюссельские гномы'. Так что теория заговоров настолько въелась в наше сознание, что теперь уже даже выражается, например, в 'Эротические фантазии' Тимофея Кулябина. - СМЕХ В ЗАЛЕ.
  
  М. Захаров. Продолжение. Ну да, можно, конечно, при желании рассматривать 'Эротические фантазии' Тимофея Кулябина, как нарушение, если есть большое желание. Ну, это как судебный процесс, состязательность: можно так повернуть, можно сяк повернуть. Если очень хотеть, можно придраться. А если спектакль увлекает, и в этих словах нет грязи, нет какой-то неприятной грубости действительно, которая корёжит ухо и душу, то тогда это допустимо, с моей точки зрения.
  
  
  Ксения Ларина. Марк Анатольевич, я бы хотела вернуться к 'Тангейзеру', мы про него много говорили - спектакль в Новосибирской опере, против которого возбудили дело об административном нарушении, об оскорблении чувств верующих. Прошёл мировой суд, мы все за этим следили. Благодаря тому, что был такой резонанс общественный, это стало достоянием не только новосибирской общественности, но и, по-моему, общественности всего мира. Марк Анатольевич Захаров среди тех, кто встал на защиту режиссёра Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, и вообще свой голос возмущения внёс солидный.
  
  Но тем не менее, смотрите, закончилось тем, что суд не нашёл состава преступления, не увидел никаких оскорблений и с миром отпустил всех. Однако Министерство культуры уже после того, как было принято судебное решение, своё заявление сделало, которое опубликовано на сайте, и в этом заявлении вступает, как мне кажется, в некую полемику с судом, потому что убедительно и настоятельно требует, чтобы были внесены изменения в спектакль, и во-вторых, требует, чтобы директор и режиссёр извинились перед верующими. Объясните мне, пожалуйста, эту странную коллизию. Что это обозначает?
  
  М. Захаров. Это всё-таки какое-то затуманивание мозгов всеобщее, мне кажется. Это как возить по стране 'Чёрный квадрат' Казимира Малевича и перед всеми извиняться: 'Вот такое сочинил наш замечательный художник, которым мы гордимся. Действительно, это наше достояние и достояние всего мира. Но оно вам не нравится, наверное, поэтому мы просим извинить нас за то, что мы его возим и что мы его считаем определённым достижением, в определённый момент рождённым шедевром'.
  
  Я затрудняюсь, здесь не хочется мне как-то вступать дальше в полемику. Я всё самое главное сказал. Я даже добавил (не знаю, 'Московский комсомолец' опубликует это или нет). Меня когда-то пригласил Плучек из студенческого самодеятельного коллектива МГУ сразу для работы в профессиональном большом театре, по существу, не видя моих работ, положившись на какие-то мнения близких ему людей. И вообще настроение такое было у него авантюристическое, весёлое, он по природе был человек, склонный совершать какие-то такие поступки, широко идущие в пространстве.
  
  Я тоже решил, что, может быть, мой черёд наступает, хотя меня опередил Урин. Но я знаю, что у него есть и драматические спектакли, у Тимофея Кулябина - 'Три сестры', например. И я официально приглашаю его в театр 'Ленком' на постановку любого спектакля с бюджетным финансированием из средств Министерства культуры. Я - конечно, человек, реалистически мыслящий, понимаю, что это невозможно. Ну, пойду с протянутой рукой по олигархическим подъездам, домам, коттеджам, буду плакать, и просить внебюджетное частное финансирование для этого талантливого, молодого, блистательно начавшего режиссёра.
  
  К. Ларина. Я надеюсь, что Тимофей Кулябин сейчас услышал это официальное приглашение. Я знаю, что нас слушает сейчас. Поэтому, друзья мои, это фантастические предложение от Марка Захарова. Надо ловить на слове, что называется. Я, кстати, напомню, что Тимофей - автор как минимум, по-моему, двух спектаклей в Театре наций. 'Сонеты Шекспира' он поставил там, или, может быть, я что-то путаю? Нет, точно, 'Сонеты Шекспира' - это его спектакль в Театре наций. Так что он с драмой знаком. Берете Тимофея Кулябина в свой театр? М. Захаров - Беру!
  
  К. Ларина. Тогда всё-таки вопрос, Марк Анатольевич. Вот что это за формула этих бесконечных обид и оскорблений? Как совместить искусство с этой опасностью бесконечной кого-то оскорбить? Нужно всё время оглядываться, что ли?
  
  М. Захаров. Мы, к сожалению, вступили в такой период нашей истории. Вы знаете, во всяком случае, моё поколение, мне так казалось: чем дальше, тем будет лучше. И теперь уже вспоминается такая формула 'лучшее уже было'. У нас обострились какие-то агрессивные поползновения и черты характера, в нашем народе, потому что народ воспринимает сейчас всё-таки как самого главного героя страны, нашей нации Иосифа Виссарионовича Сталина, никуда мы от этого не денемся. Большинство людей, если проголосовать (ну, чуть больше 50%), будет за то, чтобы к нам пришёл новый Сталин, и он нами бы руководил по-сталински. Это страшновато. Это печально. Но это реально, такое есть в жизни нашей. Поэтому то, что не отстанут от Новосибирского театра и будут его дальше допекать, и 'Тангейзер' превратится в какую-то печальную долгоиграющую мелодию - меня эта мысль очень печалит.
  
  К. Ларина. Вы это обсуждали на Общественном совете в Госдуме недавно, я знаю. Вы говорили про это, да?
  
  М. Захаров. Говорил именно про это. Даже то, что я сейчас про Урина сказал, я там и сказал в его присутствии, что его очень обрадовало.
  
  К. Ларина. На ваш взгляд, в отношении этой истории сообщество культурное вновь раскололось? Или здесь всё-таки большинство придерживается вашей точки зрения, что это возмутительно, что этого делать ни в коем случае нельзя?
  
  М. Захаров. Я надеюсь, что большинство, но я не уверен. Как-то, по-моему, Белковский объяснил, что нельзя верить социологическим опросам, потому что когда человеку на улице суют микрофон или звонят домой и говорят: 'Что вы думаете по этому поводу?' - он воспринимает этот микрофон или этот звонок как правительственное средство связи, и поэтому он на всякий случай отвечает то, что обезопасит его от каких-либо подозрений. Поэтому точно понять настроения нельзя, какие бушуют у нас настроения, как складываются впечатления в театральном мире.
  
  К. Ларина. Сейчас параллельно с этой историей возникла новая кампания, которая просто выросла из истории с 'Тангейзером', называется 'защитим классику от осквернения'. То есть речь уже идёт о том (я даже слышала это от одного из членов Общественного совета при Министерстве культуры, не буду называть его фамилию), что необходимо даже закон отдельный издать, чтобы запретить глумиться над классикой. Скажите, действительно ли это возможно? Это бред, да? Но в принципе возможно, чтобы этот бред стал реальностью?
  
  М. Захаров. Я думаю, что есть такой сценарий, который предполагает ухудшение ситуации. Поскольку я часто обвинялся в искажении классики, начиная с 'Доходного места' в Театре сатиры, я это воспринимаю очень болезненно.
  
  К. Ларина. А как это можно объяснить? Вот я всё пытаюсь понять, что такое 'искажение классики'. Что вкладывают сюда эти люди, которые пытаются такой закон пролоббировать? Понятно, что это, безусловно, элемент. Хотя нет, это уже цензура откровенная.
  
  М. Захаров. Вы знаете, стоит книга на книжной полке, она издаётся в точном соответствии с тем, что написал автор. Если скажут люди: 'Хотите это посмотреть слово в слово, как это написано?' - я думаю, что найдётся не очень много охотников. Всё-таки люди идут для того, чтобы понять интерпретацию. Люди, которые сведущие в музыкальных вопросах, понимают, что один дирижёр отличается от другого. И музыкальные коллективы по-разному исполняют музыку Моцарта, хотя Моцарт остаётся великим и нетронутым. Может быть, формулировать так, как в своё время это сделали в Большом театре в отношении балета 'Кармен' - писать, что это 'сочинение театра', а не интерпретация библиотечного текста.
  
  К. Ларина. У вас же тоже на сцене вашего театра идёт немало спектаклей по классическим произведениям, начиная с той же 'Чайки'. Чем не классика? Или 'Вишнёвый сад'. 'Вишнёвый сад' вы тоже интерпретировали совсем по-своему, это ваше сочинение, по сути. Но это ничего не меняет, это не является преступлением по отношению к пьесе, которая написана Чеховым. Как это объяснить? Я не понимаю, мне аргументов не хватает. Как объяснить, что нельзя ставить так вопрос?
  
  М. Захаров. По-моему, у художника Серова есть портрет Иисуса Христа, который сидит на камне. По-моему, это Серов, знаменитое, такое реалистическое изображение Христа. Вот оно мне очень не нравится. Я считаю, что для меня это некое искажение. Мне больше нравится иконопись - вот там есть, о чём думать, там есть, о чём додумывать. Это есть условное изображение Богоматери, Спасителя, и мне это больше по душе. Поэтому можно считать, что и Серов тоже. Если бы я занимал какой-то министерский пост, я бы мог высказать суждение, что это искажение, что есть общепринятая норма изображения Спасителя, и нечего здесь что-то такое придумывать своё (что на самом деле неправильно). Время диктует какие-то изменения в восприятии. Я не хочу сказать 'мода', но всё равно время требует каких-то коррекций.
  
  К. Ларина. Безусловно, многие вещи в вашей творческой жизни оказались пророческими. И сейчас особенно часто вспоминают все фильм 'Убить дракона', который вы сделали тоже совместно с Григорием Гориным. И финальная фраза этого фильма вспоминается тоже очень часто, когда говорит герой Вячеслава Тихонова, по-моему: 'Зима будет долгой'. По вашим ощущениям, действительно мы вступаем в пору такой очень долгой зимы?
  
  М. Захаров. Вы знаете, да. Гриша Горин придумал этот финал, когда мы немножко... Мы начали снимать фильм - была одна ситуация в стране, а потом на наших глазах менялась. Менялись вкусы, воззрения, требования.
  
  К. Ларина. Это какой год был, Марк Анатольевич, напомните?
  
  М. Захаров. Это был 1988-й, где-то вот так. Я ещё успел застать очередь у касс кинотеатра 'Россия', когда на этот фильм люди стояли в очереди. Было очень необычно и радостно на это смотреть мне как автору. 'Зима будет долгой'... Гриша Горин предложил сделать финал с молодыми мальчишками, девчонками, с детьми - с теми, которые сейчас выросли к этому времени и окончательно сформируются чуть позже, которые понесут ответственность за то, как избавиться от Дракона.
  
  Мы от Дракона не избавились. Ведь когда начинают фантазировать на тему Сталина, то обязательно находят, что какая-то человечность в нём: 'Да, были ошибки. А у кого их нет?' У нас не хватает смелости поступить так, как поступили в Германии, то есть объявить эту зону истории... Она не может быть предметом гордости, если убили несколько миллионов людей, если был разгул геноцида и уничтожение людей по спискам, по разнарядкам, по спущенным директивам. Тем не менее это произошло, и мы перескочить через это не можем. И эти оскорбления, о которых вы говорили - это тоже плоды сталинского времени.
  
   Я не хочу казаться святым и каким-то человеком, который всё понимает. Я жил в доме вместе с Пугачёвой, она надо мной жила в квартире. Там собирались эти довольно страшноватые её фанатки, и они находились всё время под каким-то наркотическим или алкогольным опьянением. И когда я проходил, как раз они что-то такое мне сказали: 'Чего в театре новенького у вас? Как вообще живёте?' И я так подумал про себя: 'Убить бы их!' И потом я задумался об этом всерьёз: 'Как это родилось в моих мозгах слово 'убить'? Какое я имею право вообще выбрасывать такие мысли? Пусть только мысли, но всё равно'.
  
   Это, как раньше говорили, пережитки прошлого. Это то наследие, которое я тоже несу в себе, того страшного периода нашей истории, которое подвергло деформации так много мозгов, так много людей, изуродовало их и продолжает уродовать.
  
  К. Ларина. А вы какую-то свою вину чувствуете за то, что сегодня мы в таком состоянии находимся? Весь этот путь вместе же проходим, и вместе с вами.
  
  М. Захаров. Ну да. Вы знаете, тем не менее, я не хочу вас обманывать. Мне это очень напоминает, когда говорят: 'Вы тоже виноваты в этом'... Когда я был студентом, к нам всё время обращались, спрашивали: 'Вы боретесь за мир?' Мы говорили: 'Да, мы за мир все'. - 'Вы против поджигателей войны?' - 'Да-да-да, мы поджигателей войны ненавидим. Мы за мир'. Но это была такая формальность. Я думаю, наше общество так организовано, так организована вертикаль власти, когда. Ну, чувствовать себя виновным или не чувствовать себя виноватым по поводу, там, смерти Немцова? Я не знаю. Наверное, по большому счёту, да. Но на каком-то личностном, бытовом, субъективном уровне я, к сожалению, не чувствую этого. М. Захаров. Благодарю вас! Спасибо.
  
  ЗВУЧИТ ПЕСНЯ 'ЛЕНИН С НАМИ' В ИСПОЛНЕНИИ АРКАДИЯ АРКАНОВА.
  
  Мнения коллег. Комментарии.
  
  1. Аrkady. 22 марта 2015. 15:01. Марк Захарович, жалко, что Вы считаете, что обсуждаете проблемы культуры с Лариной. Вы попали на пропагандистскую передачу. Когда Вы обсуждаете проблемы защиты классики, речь идет не о свободе интерпретации. Вы говорите, что разные дирижеры по-разному исполняют Моцарта. Про разное исполнение Чайки. Но вопрос не о том. Ларина передергивает. Речь идет о том, можно ли писать на сцене в спектакле Дядя Ваня. Можно ли в опере Кармен в основу положить сексуальные сцены. Можно ли при исполнении Баховской мессы включить раздетую подтанцовку. Речь идет о прямой защите классики. А Ларина сознательно уводит Вас от темы и вворачивает мысли о прямой цензуре, о давлении на культуру, о возвращении сталинизма.
  
  
  2. horoshye.22 марта 2015 | 15:09. Очень жаль, что ни на один ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ вопрос М.Захаров не ответил!? А вопросы были весьма интересные. В процессе передачи на ЭХЕ, про Сталина-дракона М.А. Захаров смело высказался, а своё отношение к Путину-дракону решил скромно(!) не говорить?! У меня сложилось такое впечатление, что ведущая передачу К.Ларина заранее предупреждена о том круге правильных(!) вопросов, которые она может задавать в прямом эфире ЭХА Москвы.
  
  
  3. barby_i: Что касается ДРАКОНОВ и СОВЕТСКОЙ власти, то для начала неплохо бы Захарову отказаться от ЗДАНИЯ театра, ведь его СОВЕТСКАЯ власть РЕКВИЗИРОВАЛА у московского купеческого клуба!!! Ну, и давно пора отказаться от НАЗВАНИЯ театра. воспевающего и кровавого тирана - ЛЕНИНА и его КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ молодежи... и ведь ПЕРВЫЙ шаг в этом направлении декоммунизации Захаров сделал, мужественно СЖЕГ свой партийный билет члена КПСС, когда КПСС потеряла власть...
  
  
  4. alskorbunov. 23 марта 2015 | 15:48. Стыдно главрежу Ленкома и считающего себя интеллигентом делать такие ляпсусы: не Серов написал сидящего на камне Христа, а Крамской. Картина называется "Христос в пустыне" и находится в Русском музее. А Серов никогда не писал для церквей: пытался, но ничего не получалось (по его мнению, самому строгому) и бросил. А Ларина тоже хороша- проглотила ляп не заметив. Настоящие "образованцы".
  
  
  
  Рецензии. Написать рецензию. Юлия Иоаннова. А судьи кто? Уж конечно, не Марк Захаров. Со спасибой и добрыми пожеланиями.
  
  Замечание. Добавить замечание: Дмитрий Тальковский 01.04.2015 19:50. В том то и все дело, что Марк Захаров взял на себя несвойственную нормальному человеку функцию судить мертвых, судить историю! К чему все это приводит, мы уже видели на примере деятельности предыдущих гробокопателей, которые боролись, казалось бы с мертвыми, а в действительности, похоронили живых, в частности мечту всех народов, желающих жить в Мире и Дружбе в одном едином государстве, - СССР.
  
  Теперь жизнь и смерть каждого этноса, будь то малоросс, белорос, великоросс, определяется исключительно только тезисом: 'Спасение утопающих, тело рук самих утопающих'. А здесь еще эти очередные гробокопатели?! К чему все это приведет? Конечно, это приведет к распаду уже РФ, разумеется если не пресечь, не остановить на корню этот процесс разложения нашего общества. Все это очевидно, то есть, все это умным исследователям, давно уже понятно. С уважением.
  
  
  Рецензии. Написать рецензию. Юлия Иоаннова. 01.04.2015 15:01. "... от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф.12:37).* "Рукописи не горят" (М. Булгаков"). "И в Евангелии от Иоанна сказано, что слово - это Бог". (Н. Гумилёв).
  
  Какое имеют право Марк Захаров и К искажать классику? Каждый на Суде ответит за себя. Любой уважающий себя писатель отвечает перед Совестью за всякое написанное слово. Попробовали бы эти шуты при жизни Льва Толстого так вольготничать с его творениями! У графа(кажется, в "Казаках") есть фраза: "Накурившись, разговор продолжался"... Так ни один редактор не посмел исправить!
  
  Улыбайтесь, господа, смейтесь на здоровье. Но сами над собой. И не втягивайте народ в своё кромешное веселье. Он как-нибудь сам разберётся и со Сталиным, и с "драконами". Юлия Иоаннова.
  
  Замечание. Добавить замечание: Дмитрий Тальковский. 01.04.2015 20:18. Спасибо, глубокоуважаемая Юлия Иоаннова за солидарность в суждениях и поддержку точки зрения: 'Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким, будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить ...". Евангелие от Матфея. МФ. 'Не судите, да не судимы будете..."
  
  Посмотри на себя! Очень легко указывать на кого-то пальцем! И возрождение Церкви нужно начинать только с себя. И возрождение человечества начинается только с индивидуума: 'Спасись ты, и тысячи вокруг тебя спасутся". Освятись ты, и возле тебя будет освящаться твоя семья, твои соседи, твои коллеги по работе. Обязательно, потому что ты будешь источником 'живой воды". И каждый находящийся рядом будет иметь возможность причаститься, хотя бы ради любопытства: а может и мне попробовать, чего это он так хвалит эту 'воду"? Святые слова!
  
  Как хотелось, что бы эти Святые слова попали, в том числе душу, сердце, а главное уши Марка Захарова. С уважением, Дмитрий Тальковский.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"