р. Зеев Хаим Лифшиц : другие произведения.

И послал Яаков гонцов...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Еврейский Центр Духовной Ориентации

"М а с т е р с к а я Ч е л о в е к а"

п р е д с т а в л я е т:

  
  
   р. Зеев Хаим Лифшиц Глава "И послал Яаков гонцов..."
  

Границы зла

   Ненависть Эсава к Яакову есть несомненный факт в мире добра и зла. "И рука его держится за пяту Эсава": Ненависть и Любовь спустились в наш мир неразлучной парой. Их неразлучность требует своего исследования. С одной стороны, каждая из них страстно желает исчезновения соперницы. С другой стороны, этой их цели суждено остаться вовеки недостижимой, и потому любовь и ненависть никогда не могут расстаться. Следовательно, необходимо тщательно изучить все возможные формы сосуществования данной пары острых противоречий. Пусть даже Яаков не имеет права использовать оружие Эсава для того, чтобы покорить его силовую природу без необходимости воевать с ним (а для достижения этой цели у Яакова есть лишь одно средство - собственное внутреннее качество), тем не менее такой взгляд на вещи страдает однобокостью. Действительность же многогранна, и порой в ней возникает ситуация, в которой необходимо действовать согласно принципа: "Поторопись упредить спешащего тебя убить". Здесь даже не возникает вопрос о запрете использовать силу зла для самозащиты. Так об этом сказал РаМБаН: "Есть в этой главе еще один намек, который стоит взять на заметку во всех поколениях, ибо тому, что произошло между нашим праотцом и его братом Эсавом, суждено всегда происходить между нами и потомками Эсава. Поэтому нам следует придерживаться тех методов, которыми пользовался праведник, а именно, что приготовимся действовать в трех направлениях: молиться, откупаться с помощью подарков и спасаться военными маневрами, убегая и уходя от опасности"... РаМБаН внес легкое изменение в слова Мудрецов, которые сказали: "молиться, откупаться с помощью подарков и воевать", а также дал чересчур мягкое объяснение той войны, которую следует вести с Эсавом. Эти изменения показывают, что у еврея нет обязанности (можно даже сказать, что есть определенное предостережение, если не вовсе запрет) пользоваться технологией этого злодея. И тем не менее необходимо воевать с врагом даже из-за такого мелочного, на первый взгляд, повода, как цвет ботиночного шнурка (если у евреев этот шнурок иного цвета, чем у их нееврейских врагов - прим.пер.), не говоря уж об упомянутом выше принципе "Поспеши упредить...". Вероятно, данное противоречие можно снять, если предположить, что речь идет о первейшей необходимости приложить все силы к тому, чтобы избежать лобового столкновения с врагом, но это вовсе не означает, что есть абсолютный и безусловный запрет воевать с ним. Тем более, если война обладает сдерживающим влиянием на врага, то, наверное, такая война обладает статусом заповеданной войны, призванной отучить врага от мысли о возможности безнаказанно проливать еврейскую кровь. Все это верно с практической точки зрения. И тем не менее мы не освобождены от обязанности точно определить смысл и рамки понятия "оборонительная война". Зло и добро сосуществуют, как свет и тень, они подчеркивают и выделяют друг друга, одно является мерилом для другого, и наоборот. Они являются соседями, но их отношения не достигают уровня взаимопроникновения и единства, и могут быть охарактеризованы как "со-существование", но никак не как "со-бытие". Пока добро не достигнет этапа окончательного совершенства, на котором оно сможет черпать энергию из собственного источника, источника Любви и Истины, до тех пор оно будет вынуждено проходить горькую закалку в горниле борьбы с внешним влиянием. Это влияние должно послужить мотивирующим фактором и источником энергии для самореализации добра, которому выпала нелегкая доля пройти путем зла и страданий, чтобы закалиться в огне ненависти. Мощь и всеобъемлющее, до основания, выражение добра зависит от способности зла питаться его соками, контраст, который позволяет добру достичь самоосознания через сопоставление с собственной противоположностью. Любовь, появившаяся на свет благодаря свободному выбору, должна преодолеть тернистую преграду ненависти.
   В пустоте любовь превращается в ненависть. В любви проявляется человеческое "Я", наконец-то нашедшее во внешнем мире объект для сопереживания и соучастия. Как только "Я" вынуждено защищать свое качество, либо у него нет возможности выразить свою исключительность, тут же появляется ненависть. Источником ненависти служит механизм выживания, который и поставляет этому чувству содержание и форму реакции. Но ненависть не способна проникнуть в сферу "Я". Ее останавливает барьер Эго, механизм самосохранения.. И следовательно, при условии, что ненависть совершенно беспочвенна и не угрожает самосохранению человека, она преодолима благодаря заинтересованному, индивидуальному отношению человеческого "Я", ищущего пути к "Я" другого, ненавидимого человека. С другой стороны, это же говорит нам о том, что если ситуация или человек угрожают чьему-либо самосохранению или качеству "Я", его принципам, ценностям, то в таком случае ненависть приобретает законный характер. "Всевышний, Твоих ненавистников я буду ненавидеть". Невозможно ненавидеть злодея, если он не угрожает "Я", его качеству или ценностям. Ненависть Эсава к Яакову корениться в отрицании Яаковом образа Эсава, который представляет ценности, кардинально противоположные ценностям, представляемым Яаковом. И, поскольку ненависть между Яаковом и Эсавом не носила личностный характер, постольку братья при встрече после долгой разлуки не вступили в открытую схватку. Для Эсава достаточно было и того, что его представлял ангел, лишенный всякого личностного выражения и несущий только принципиальное выражение Эсава. В отличие от Эсава, ненависть Лавана и его сыновей к Яакову была завистью, ненавистью глубоко личностной. Безоглядной. У личностной ненависти, по сравнению с ненавистью принципиальной, есть свои достоинства и свои недостатки. Достоинства - расстояние. Преграда. ГальЭд. "Чтобы я не переходил этот курган, идя на тебя, и чтобы ты не переходил, идя на меня, этот курган и этот постамент, неся с собой зло". Все семейные принципы: "А ты не дал мне поцеловать на прощание моих дочерей", все это пропало в один момент, как не бывало, и осталась лишь личностная ненависть, основанная исключительно на зависти. Недостатки - личностная ненависть не подчиняется логике, не вписывается ни в какую систему. Пока личное существование человека - его корыстолюбие (кин'а), сладострастие (таава) и честолюбие (кавод) - участвуют и подкрепляют ненависть, все то, что представляет его враг, принимается всегда в штыки, без проведения принципиального различия между добром и злом. А вот ненависть Эсава к тем ценностям, которые представляет Яаков, проходит целый ряд изменений и метаморфоз, с соответствии с ходом развития ценностного противостояния между братьями. В соответствии с нравственным состоянием каждой из сторон. Чем меньше нравственное расстояние и противостояние между сторонами, тем меньше ненависть между ними, что, в свою очередь, является опасной ситуацией, в которой Эсав может обрести влияние на теряющего свое качество Яакова и завлечь последнего своими ценностями. Поэтому современный либерализм, затушевывающий ценности и всякое своеобразие, представляет собой большую опасность для принципов Яакова, который соблазняется принять либерализм как принцип, забывая при этом, что либерализм вовсе не является таковым, он скорее попытка уменьшить значение нравственных ценностей, снять остроту их принципиальной сути - и все это ради уничтожения нравственных границ и воцарения вседозволенности. Либерализм - смачная месть злодея Эсава.
   Точно так же, как преодоление человеком своего зловолия (ецер га-ра) не является магистральным путем служения Всевышнему (как в христианстве), так же и ненависть, пусть даже ненависть ко злу, не рекомендуется Торой в качестве лейтмотива духовного подвижничества. Лишь любовь представляет собой тот подход к служению Всевышнему, который одобряется Торой. Наиболее опасным проявлением ненависти Эсава стало то, что он возвел свою ненависть в ранг принципа, неся ее как знамя своей борьбы. Ненависть, ставшая идеологией, возвышается и над временем, и над местом. Это уже не та личностная ненависть, которая как приходит, так и уходит. Нет, эта ненависть остается и существует уже сама по себе, не завися ни от чего.
   В отличие от христианства, превратившего ненависть к евреям в принцип, в символ победы материи над духом (просьба не путать это с двуличной ненавистью материи к духу, прикрывающуюся маской просвещения, объективной науки, критического мышления и внешней сдержанности, замещающей собой ценности и принципы), ненависть ислама к евреям подобна ненависти Лавана к Яакову. Данное подобие складывается под влиянием корыстолюбия (кин'а), сладострастия (таава) и честолюбия (кавод), поскольку исламу не ведома приверженность принципам, и ему чужды духовность и иделы. (Заметим напоследок, что особый интерес представляет исследование того, к какому типу ненависти относилась ненависть сыновей Яакова к Йосефу, их брату).
   0x01 graphic
   "Хафец Хаим" Пояснения к молитвеннику (из разных книг)
  
   "Всегда Всевышнего перед собой я представляю" - я всегда представляю себе, что я стою перед Всевышним и готов исполнять Его волю.
   "Начало мудрости в трепете перед Богом" - из этого стиха мы видим, что залогом приобретения мудрости человеком является его желание прежде всего приобрести трепет перед Богом... если же человек пожелает посвятил свое время только самой мудрости, т.е. исключительно обретению все более широких познаний в Торе, а приобретению трепета перед Богом не уделил достойного внимания, такая мудрость и гроша ломаного не стоит.
   Благословение после справления нужды:
   "...который создал человека мудро..." - есть объясняющие это так, что тело человека подобно бурдюку, наполненному воздухом, который тем не менее не выходит через многочисленный отверстия. А есть объясняющие и таким образом, что сначала Всевышний подготовил пропитание человека, а потом уж его создал.
   "...и вернуть ее мне в будущем..." - написано ее, т.е. именно ту душу, которую человек получает, когда спускается в этот мир, именно ее ему вернут в будущем, и потому необходимо строго за ней следить и ухаживать, чтобы в ней не было изъянов.
   0x01 graphic
   Законы субботы (по книге Шмират Шаббат ке-гилхата)
  
   Глава 14. Уход за одеждой в Шаббат и в праздник
      -- Ни в Шаббат, ни в праздник нельзя чистить одежду, поскольку это связано с нарушением запрета вымачивания.
      -- Запрет вымачивания распространяется на следующие четыре вида действий:
        -- Замачивание одежды в воде;
        -- Стирка одежды в воде;
        -- Отжим впитавшейся в одежду воды;
        -- Счищение грязи с одежды и ее отряхивание.
      -- Запрет вымачивания нарушается только тогда, когда у человека есть соответствующее вышеуказанным действиям намерение очистить одежду от грязи. Данное положение создает градацию законов, о которой см. в дальнейшем.
      -- Минимальное дейстие, при котором нарушается запрет вымачивания, есть очищение нити длиной в четыре ладони (т.е. примерно 40 см.). Продолжение следует....

С пожеланиями субботнего мира и благополучия!

   0x01 graphic
   0x01 graphic
  

Смотрите также в Интернете: www.sadnatenosh.org или http://zhurnal.lib.ru/t/tamir

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"