р. Зеев Хаим Лифшиц: другие произведения.

По прошествии

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Новинки на КНИГОМАН!


Peклaмa:


 Ваша оценка:


0x01 graphic

Еврейский Центр Духовной Ориентации

"М а с т е р с к а я Ч е л о в е к а"

п р е д с т а в л я е т:

  
   р. Зеев Хаим Лифшиц Глава "По прошествии..."

Отношения между чудом и рацио

   "И сказал Фараон... после того, что Бог сообщил тебе... обо всем этом, не найдется подобный тебе в мудрости и знании" (41:39). Фараон обосновывает свое решение связью между духом святости (руах га-кодеш) и мудростью и пониманием. Столь ли очевидна эта связь? На первый взгляд, между этими явлениями нет прямой связи. Это видно хотя бы уже из того простого факта, что то, что можно постичь при помощи духа святости, никакая мудрость и никакое понимание не позволяют постичь. Однако, с другой стороны, наши Мудрецы уже сказали, что мудрец предпочтительней пророка. Нам известно, что Хазон-Иш, в ответ на просьбу одного коммерсанта помочь ему советом в его делах, провел анализ дел этого коммерсанта, пользуясь исключительно экономической логикой. Когда же удивленный коммерсант попросил, чтобы Хазон-Иш дал ему совет, основываясь на духе святости (поскольку в экономике-де он разбирается и без помощи раввина), Хазон-Иш ответил ему, что у него нет духа святости, а если бы даже и был, то он не стал бы его разменивать на дела и заботы этого мира.
   Когда Йосеф дает Фараону свой совет, перво-наперво он говорит: "И ответил Йосеф... без меня, Всевышний ответит Фараону с миром". РаШИ, комментируя это место, говорит так: "(Сказал Йосеф:) Мудрость мне не принадлежит, лишь Всевышний ответит Фараону, т.е. вложит в мои уста ответ, чтобы воцарить мир и спокойствие в душе Фараона". Из того, что Йосеф ответил Фараону, можно сделать однозначный вывод: "без меня! - т.е. Высшая Мудрость не нуждается в мудрости человека. Заканчивая изложение своего решения сна Фараона, Йосеф говорит: "А теперь, пусть найдет Фараон человека мудрого и понимающего и поставит его правителем над всем Египтом". И никто иной, как Фараон, соединяет два свойства в одном требовании - по его мнению, правитель, о котором говорил Йосеф, должен быть, с одной стороны, "человеком, несущим в себе дух Бога", а с другой - "не найдется подобный тебе в мудрости и знании". Остается также выяснить, почему Фараон предпочел именно толкование, данное его сну Йосефом, а не хартумскими жрецами, которые давали отличное от йосефова толкование - либо семь дочерей будут у Фараона, либо он захватит семь новых провинций.
   Рацио и божественное соотносятся так же, как соотносятся головня и пламя, как свет и пламя, как материя и дух. Разделение между ними лежит в основе любого греха. Тора не терпит разделения между ними ни на секунду. Духовность, игнорирующая материальность, лишена бытия, точно так же, как бездуховная материальность не обладает никакой ценностью. Одной не хватает предметности, а другой недостает осмысленности. Йосеф предложил решение, связанное непосредственно с экономическим будущим Египта. Рациональное решение, логически вытекающее из сна Фараона. Мудрый и понимающий человек - это ни кто иной, как одухотворенный человек, нашедший свое полное воплощение в предметном мире. Он представляет собой пример и прямое подтверждение Присутствия Бога. И потому благословил Фараон Йосефа - и мудрый, и понимающий, и прямой, и праведный! Существует ли иной набор человеческих качеств, выражающий освящение Имени Всевышнего более полно, чем этот?
   Как свет свечи. "И нет у нас права пользоваться ими, а только видеть их". Чудо и рацио есть две стороны одной медали. Рацио - прагматичное, инструментальное, лишенное качества; лишенное красоты, символизирующей качество, рацио есть лишь инструмент, сам по себе не обладающий никакой ценностью, поскольку вся ценность этого инструмента зависит от того, кто и для чего им пользуется - а обычно им пользуются ради удовлетворения преходящих произвольных потребностей, проистекающих из эгоистического минутного каприза. Когда же мы говорим о чуде, на иврите мы пользуемся словом "нэс", или "знамение", от выражения "знамя, чтобы знаменовать". Так вот, знамение призвано не восполнять недостаток природного хода вещей, а утверждать объективное Божественное Присутствие, существующее всегда. В ежедневной молитве мы говорим: "О Твоих знамениях, которые каждый день с нами". Чудо и рацио сосуществуют в нашем мире безраздельно. Не существует природных явлений, происходящих вне чуда, вне Божественного Присутствия, чей Лик сокрыт в них тайной Сокровения. Чудо ханукальных свечей подчеркивает именно эту взаимосвязь между чудом и рацио. Потому закон и запрещает нам использовать эти свечи подобно очередной сиюминутной инструмент, и разрешает только видеть их, видеть их свет, божественное качество, присутствующее во всей природной реальности. Это Присутствие проявляется через эстетичность как выражение божественного качества, присущего всем творениям и находящегося в них и, в первую очередь, в человеке. Эстетичность природы определяется не природной данностью, а данностью качества человека, чувствительного к красоте. Чем больше, чем возвышенней духовно-божественное качество человека, тем тоньше его чувствительность к вдохновляющей эстетике, открывающейся человеческому глазу при взгляде на творение.
   Животворящее все творение качество лучше всего представлено в таких заповедях, как Шаббат (в частности, зажигание шаббатних свечей), Ханука, заповедь свидания (мицват га-реайя) в Храме. В словах "...и увидите его..." (кисти цицит на углах накидки). С точки зрения чисто функциональной кисти на углах одежды совершенно излишни, они выполняют лишь роль эстетическую - украшения. Их красота призвана пробудить заложенное в предмете божественное качество. Вспомним хотя бы слова толкования: "Синета (тхелет) подобна цветом морю. Море подобно цветом небу..." А небо, как мы знаем из того-же толкования, напоминает место прибывания Славы Всевышнего - Престол Его Славы. Следовательно, от нас требуется понять влияние качества на рацио и на предметную реальность этого мира. Начнем с того, что облик последней носит ярко выраженные черты прагматичности, что приводит к сокращению и преуменьшению Лика Творца. Качество проявляется в глубоком понимании вещей, в осознании корней всех вещей, в проникновении в сердцевину бытия - туда, где находится Первопричина всего, Источник всего, Основа мира. С другой стороны, оно же поднимает человека до высот концептуальности, позволяющих окинуть и объять взглядом всю реальность, произвести категоризацию явлений действительности и удержаться от игнорирующего все особенности обобще-ния, страдающего поверхностностью и невосприимчи-востью к различиям. Прагматичность рационального подхода препятствует пониманию сути качества, снизводя его до узости спектра возможностей спекулятивно-механического манипулирования. Такой подход приводит к искаженному пониманию главного принципа любого явления, что, в свою очередь, ослабляет способность человека выявить этот же принцип в другой, отличной от данной, реальности. Все это мешает человеку полностью отдаться ощущению собственного бытия, почувствовать глубокую внутреннюю, душевную связь со своей деятельностью. И если мы поймем, что ритуал, церемония - это ограниченное во времени и в пространстве условно-формальное действие, не требующее от человека чувства глубокого сопереживания, то мы сможем и придти к выводу, что истинное служение Всевышнему не терпит никакой церемониальности. Все еврейские "обряды" и "ритуалы" созданы лишь для того, чтобы выразить эстетическую духовность. Различие между Йосефом и его братьями проявляется именно в этом - в объединяющей и всеохватной связи между качеством и рацио, в милосердии внутри неподкупной справедли-вости (рахамим бэ-дин), в человечности, вместе со всеми ее достоинствами и недостатками вплетенной в ткань Божественности - ибо без человечности невозможно раскрыть присущее действительности качество.
   0x01 graphic
   "Хафец Хаим" Пояснения к молитвеннику (из разных книг)
  
   Благословения на изучение Торы
   "...и дал нам Его Тору..." - именно Его Тору, т.е. именно то, что изучает сам Всевышний, а это является большой честью для человека, что он (здесь, на земле) учит то же самое, что (там, в Его высотах) учит Творец мира.
   "Благословит и сохранит тебя Господь." - двумя путями может человек достичь успеха. Во-первых, человек может получить благословение от Всевышнего. В таком случае те деньги, которые он получает, сам Всевышний сберегает их, чтобы никакие случайные обстоятельства не могли привести к их потере. И об этом сказано: "Благословит и сохранит тебя Господь". А Мудрецы истолковали это так: "Благословит..." - имуществом, "...и сохранит..." - от ущерба. И эта ситуация напоминает отношения отца и сына, когда отец, чтобы выказать свою любовь к сыну, дарит ему на свадьбу большую сумму денег. Но и после свадьбы отец продолжает заботиться о состоянии своего сына, постоянно советуя ему, как лучше распорядиться этими деньгами, чтобы они приносили не убытки, а доход. Но - и это второй способ достижения успеха - деньги могут достаться человеку преступным путем, т.е. через грабеж и подлость, либо посредством нарушения Шаббата или других заповедей Торы. Эти деньги не выдаются человеку из благословенной сокровищницы Всевышнего, поскольку это не сам Всевышний дал человеку деньги, а человек выхватил их силой. И потому Всевышний взирает на это богатство неодобрительно, что приводит к тому, что либо человек расстается с этими деньгами, либо деньги расстаются с человеком, как сказано: "Наживающий состояние незаконным путем оставит его в половину его дней" - и таким образом мудрецы это прокомментировали: либо состояние покидает человека, когда тот достигает половины отпущенных ему лет, либо человек, достигнув лишь половины данной ему жизни, умирает от своего богатства и оставляет его.
   0x01 graphic
   Законы субботы (по книге Шмират Шаббат ке-гилхата)
  
   Глава 14. Уход за одеждой в Шаббат и в праздник
   Чистка одежды от пыли и пятен в Шаббат и в праздник
      -- В Шаббат и в праздник запрещено любым способом - будь то с помощью оттирания, сильного или легкого встряхивания - очищать одежду от впитавшихся в нее пятен или пыли.
      -- Вещество, которое не впиталось в одежду и не прилипло к ней, можно счищать с одежды в Шаббат и в праздник, и в этом нет нарушения общего запрета вымачивания.
      -- Следовательно, нельзя соскребать с одежды пятно, будь то каким-либо орудием, или просто ногтем, так, что от пятна не останется ни единого следа. Также нельзя встряхивать одежду так сильно, чтобы очистить ее полностью от пыли. Запрещено пользоваться любым чистящим средством (водой, слюной, бензином и т.д.) для очищения всякой, без исключения, одежды.
      -- Для того, чтобы отряхнуть пыль, можно легко встряхивать одежду, чистоте которой не придается принципиальное значение (но нельзя пользоваться для этой цели щеткой). Одежду, чистоте которой придается принципиальное значение, нельзя очищать от пыли любым способом.
      -- Одежда, чистоте которой придается принципиальное значение, это новая (или выглядящая новой) одежда черного или темного цвета. Относительно другой одежды, вне зависимости от цвета или степени новизны, все зависит от привычек носящего эту одежду: если человек не склонен ее носить, если она загрязнена, то ее чистоте придается принципиальное значение, и наоборот.
      -- Можно снимать с одежды (без помощи щетки) перышко, волокна ваты, нитку и пр., но нельзя вытаскивать из одежды нить, которой она прошита. Продолжение следует...
   0x01 graphic
   Уроки (время, тема, преподаватель, место):
   Шаббат:
   20:00 - Учение р. Кука (р. Драйфус или П. Полонский \ дом Полонских)
   13:00 - Мудрецы Талмуда, законы Шаббата, недельная глава (Т. Зальцман \ дом Зальцманов)
   Понедельник (йом шени)
   20:30 - Тания (Ш. Гуревич \ дом Гуревичей)
   Вторник (йом шлиши)
   20:30 - РаМБаМ (Т. Зальцман \ дом Пороцких).
   0x01 graphic
   Объявления: 1. В доме семьи Гуревичей действует библиотека книг на русском языке. 2. Лекции экскурсовода М. Бурштейн о зарубежных достопримечатель-ностях! За информацией обращайтесь к Елене Гуревич.
   0x01 graphic

С пожеланиями субботнего мира и благополучия!

0x01 graphic

0x01 graphic

Смотрите также в Интернете: sadnatenosh.by.ru или zhurnal.lib.ru/t/tamir

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Емельянов "Мир Карика 3. Доспехи бога" (ЛитРПГ) | | С.Волкова "Жена навеки (...и смерть не разлучит нас)" (Любовное фэнтези) | | Л.Каминская "Сердце дракона" (Приключенческое фэнтези) | | Н.Князькова "Про медведей и соседей" (Короткий любовный роман) | | Д.Коуст "Золушка в поисках доминанта. Остаться собой" (Романтическая проза) | | И.Смирнова "Проклятие мертвого короля" (Попаданцы в другие миры) | | Д.Эйджи "Пятнадцать" (ЛитРПГ) | | М.Атаманов "Искажающие реальность-2" (ЛитРПГ) | | Н.Волгина "Провинциалка для сноба" (Современный любовный роман) | | А.Субботина "Плохиш" (Романтическая проза) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Советница Его Темнейшества" С.Бакшеев "На линии огня" Г.Гончарова "Тайяна.Влюбиться в небо" Р.Шторм "Академия магических близнецов" В.Кучеренко "Синергия" Н.Нэльте "Слепая совесть" Т.Сотер "Факультет боевой магии.Сложные отношения"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"