Аннотация: Данное эссе состоит из двух частей: в первой части представлено стихотворение, написанное возле Мертвого моря; во второй части приведено философское обоснование стихотворения из первой части.
--
Человеческое сознание
О чём голосит петух...
Всего лишь неделю назад поглотил утёс отпущения ещё одну жертву. Бесценную жертву.
Тончайшей души аврех, которому ещё в утробе матери ангелы пели колыбельные песни.
Зловещие каменные клещи Творца тяжеловесно вламываются в гладь неба и моря.
Неожиданно вспыхивает броневая синь. Слепит, запекается на сетчатке.
Горы взбрыкивают как овны, вырываясь из крепкого медвежьего объятия, которым стиснуты земля и небо.
Котёл моря кипит, поднимая кверху клубы пара.
Пенится, бушует водоворот огня - прямым сообщением из ада.
Место чертовых плясок. Беспощадное удушье упаковывает душу в мусорный мешок безысходности.
Земля изрыгает душу на своих жителей.
И человека нет, чтоб обустроил землю.
Но чу! Откуда-то издалека доносится петушиный крик. Приближается, успокаивая!
И земля навеки стоит. Цивилизация.
Омывает человек руки и благословляет : Благословен дающий петуху мудрость отличить день от ночи*.
Благословен дающий человеку разум*.
Во имя жизни.
2.Сознание
"Дающий петуху мудрость различать". Остальные пернатые также пробуждают утро. Птица щебечет, собака лает - их дейсвие является лишь реакцией на внешний раздражитель. Мир вплетается в течение Творения, разбегаясь и отступая, подобно ангелам, исполняющим слово Вс-вышнего. В этом действии нет сознания. Оно движется в направлении общего течения, вместе в дуновением ветра, цветением деревьев и благоуханием цветов; вместе с жужжанием пчелы, возвещающей оплодотворение, подобно тому, как рык животного свидетельствует о потребности, о ситуации, требующей реакции. Петушиный крик - исключение. Он - как крик души, вне какой-либо другой потребности, кроме как к самовыражению. Призыв ко всему миру с требованием обновления, смены направления движения. Сам петух того не осознаёт, ибо сознание есть исключительная прерогатива человека. Особенность человека в его способности осознать своё существование и предназначение как венца творения - объявить о Присутствии Творца (хотя бы сознанием Его существования).
Петушиный крик призван напомнить человеку об осознании присутствия Вс-вышнего. И неслучайно потуму благословение на петушиный крик предшествует всем другим утренним благословениям. Ежедневная петушиная потребность кричать ранним утром не есть самоцель, а лишь средство осознания своего существования ради Творца. Таково и благословение что не сотворил меня женщиной, которая несет на своих плечах тяжелое бремя бытия, используя для этого весь багаж своих творческих способностей, свою коммуникативность, свою непосредственную связь с природой, окружающей и пронизывающей женское существо гораздо интенсивней, чем мужское. Предназначение женщины состоит в том, чтобы создать Принадлежность, связать Небо и Землю, применить свой талант принадлежать к упрочению единства всего творения. Такая роль не оставляет женщине времени и возможностей для осуществления проникающей интроспекции познания и сознавания, для которой необходима полная свобода от остальных забот об интеграции с движущейся и требующей постоянного внимания Вселенной. И потому женщина не нуждается в осознаваемом и рациональном напоминании о сути своей роли в этом мире, для этого ей достаточно и тех обыденных повседневных забот, которыми полна ее жизнь. Произношение мужчиной упоминавшегося благословения призвано дать ему возможность совершить активное действие, пробуждающее в нем самостоятельное осознание его долга по отношению к Творцу. Сама потребность подобного самопробуждения вызвана тем, что в мире мужчины почти нет естественных напоминаний о его роли, но и те, что есть, завуалированы удовлетворением той или иной природной потребности. Предназначение мужчины более всего проявляется в молитве, и, в основном, именно по этой причине по отношению к молитве у мужчины есть больше обязанностей, чем у женщины.
Как уже было сказано, именно в потребности в Свободе кроется главная причина различия между мужчиной и женщиной. Характерная склонность женщины к Принадлежности делает ее ответственной за единство всего творения. В свою очередь, Свобода позволяет мужчине вырваться из цепких объятий повседневных забот и задуматься над сутью человеческого качества - своего собственного, а также и других людей. Сознание освобождается от эгоистичных шор механизма самосохранения и позволяет выразить ценность и качество личности ближнего через собственное ценностное качество.
Отсюда открывается путь к приобретению ощущению тождественности с ближним, к эмпатии, позволяющей, согласно комментарию РаМБаНа к заповеди о любви к ближнему, почувствовать нерасторжимость уз объективной, основывающейся на качестве, любви. РаМБаН не соглашается отождествлять любовь к ближнему с обыкновенной эмоциональной любовью. Возлюбить ближнего как самого себя - это, по мнению великого комментатора, невыполнимое требование. Преувеличение, далекое от действительности. Причина такого отношения состоит в том, что обычная эмоциональная любовь, подобно своему антиподу - ненависти, создает зависимость, искажает образ объекта любви и отнимает способность к объективному восприятию ближнего. И потому РаМБан ищет такую любовь, которую можно поверить критерием рационального суждения о ней.
И РаМБаН находит ее на пути отрицания. Отрицания малейшей толики зависти. И оно, это отрицание, может быть подвергнуто проверке и критике сознания. Если ты способен пожелать своему ближнему все то, что ты желаешь себе, без того, чтобы зависть уменьшила, пусть и в наименьшей степени, все, что ты ему желаешь, то ты можешь быть уверен в том, что между вами существует настоящая любовь. Стало быть, чувствительность к ближнему, проистекающая из чувства тождественности с ним, возможна только если человек смотрит на ближнего сквозь призму собственного божественного качества, вглядывается в источник качеств своего "Я", отрицающего всякое участие Эго, которому принадлежит власть исключительно над механистической системой выживания. Поняв это, можно установить точное значение стиха: "И люби ближнего своего как самого себя, Я Господь" - только Божественное Присутствие позволяет возникнуть любви и неразрывной связи между "Я" и "Ты". Следовательно, Свобода является ключем к сознанию и осознанию божественного качества, выражающего своеобразную особенность каждого человека. Эта особенность, являясь по сути своей отличием, в конечном итоге парадоксальным образом приводит, хоть и косвенно, к единству, о чем и было сказано выше. В то же время женщина восстанавливает единство напрямую, посредством усиления собственно Принадлежности.
Суть заповеди подсчета времени Смера (т.е. первого сжатого снопа дикой пшеницы) состоит именно в счете. В этой заповеди, кроме собственно счета, нет подсчета никакого внешнего действия. Нам ничего не остается, кроме как видеть смысл этой заповеди в выполнении активного действия, призванного пробудить в человеке осознание необходимости принять собственное предназначение в качестве носителя Божественного Присутствия, поскольку, исполняя эту заповедь, мы вовсе не считаем дни до дарования Торы. Подготовка во время подсчета времени омера к дарованию Торы есть не что иное, как подготовка человека, пробуждающего этим подсчетом свое сознание и осознавающего собственное божественное бытие. Следовательно, женщина освобождена от необходимости выполнять эту заповедь не потому, что это повелительная заповедь, пришедшая с ходом времени, но, даже согласно мнению РаМБаНа, считающего, что подсчет времени омера не является повелительной заповедью, пришедшей с ходом времени, поскольку в этой заповеди нет определенного самостоятельного действия, для которого время - лишь внешняя ограничивающая рамка, но для нее собственно время является объектом заповеди, и тем не менее женщина не обязана ее исполнять, поскольку женщине не требуется напоминание, восстанавливающее в ней понимание собственного бытия, по той простой причине, что к женщине это понимание приходит со всех сторон ее повседневного окружения. Способность понять ближнего, например, возникает в женщине в результате ее преданной заботы о нем; к любви - через милосердие, как написано в книге раввина Э. Деслера "Письмо от Элияhу", что любовь возникает как следствие дарящего инвестирования - т.е. такого вложения сил и средств, что не существует более полного единства, чем это.