р. Зеев Хаим Лифшиц : другие произведения.

Человеческое сознание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Данное эссе состоит из двух частей: в первой части представлено стихотворение, написанное возле Мертвого моря; во второй части приведено философское обоснование стихотворения из первой части.


      -- Человеческое сознание
  
   О чём голосит петух...
  
   Всего лишь неделю назад поглотил утёс отпущения ещё одну жертву. Бесценную жертву.
  
   Тончайшей души аврех, которому ещё в утробе матери ангелы пели колыбельные песни.
  
   Зловещие каменные клещи Творца тяжеловесно вламываются в гладь неба и моря.
  
   Острые, точёные скалы хладнокровно поджидают добычу.
  
   Море, над морем пустыня, над пустыней синь неба. Моавские горы прикрыты вуалью марева, струящегося над стальным морем.
  
   Успокаивающее солнце, поглядывая вниз, лениво крадётся поверх высот. Всем правит порядок.
  
   Неожиданно вспыхивает броневая синь. Слепит, запекается на сетчатке.
  
   Горы взбрыкивают как овны, вырываясь из крепкого медвежьего объятия, которым стиснуты земля и небо.
  
   Котёл моря кипит, поднимая кверху клубы пара.
  
   Пенится, бушует водоворот огня - прямым сообщением из ада.
  
   Место чертовых плясок. Беспощадное удушье упаковывает душу в мусорный мешок безысходности.
  
   Земля изрыгает душу на своих жителей.
  
   И человека нет, чтоб обустроил землю.
  
   Но чу! Откуда-то издалека доносится петушиный крик. Приближается, успокаивая!
  
   И земля навеки стоит. Цивилизация.
  
   Омывает человек руки и благословляет : Благословен дающий петуху мудрость отличить день от ночи*.
  
   Благословен дающий человеку разум*.
  
   Во имя жизни.
   2. Сознание
  
   "Дающий петуху мудрость различать". Остальные пернатые также пробуждают утро. Птица щебечет, собака лает - их дейсвие является лишь реакцией на внешний раздражитель. Мир вплетается в течение Творения, разбегаясь и отступая, подобно ангелам, исполняющим слово Вс-вышнего. В этом действии нет сознания. Оно движется в направлении общего течения, вместе в дуновением ветра, цветением деревьев и благоуханием цветов; вместе с жужжанием пчелы, возвещающей оплодотворение, подобно тому, как рык животного свидетельствует о потребности, о ситуации, требующей реакции. Петушиный крик - исключение. Он - как крик души, вне какой-либо другой потребности, кроме как к самовыражению. Призыв ко всему миру с требованием обновления, смены направления движения. Сам петух того не осознаёт, ибо сознание есть исключительная прерогатива человека. Особенность человека в его способности осознать своё существование и предназначение как венца творения - объявить о Присутствии Творца (хотя бы сознанием Его существования).
   Петушиный крик призван напомнить человеку об осознании присутствия Вс-вышнего. И неслучайно потуму благословение на петушиный крик предшествует всем другим утренним благословениям. Ежедневная петушиная потребность кричать ранним утром не есть самоцель, а лишь средство осознания своего существования ради Творца. Таково и благословение что не сотворил меня женщиной, которая несет на своих плечах тяжелое бремя бытия, используя для этого весь багаж своих творческих способностей, свою коммуникативность, свою непосредственную связь с природой, окружающей и пронизывающей женское существо гораздо интенсивней, чем мужское. Предназначение женщины состоит в том, чтобы создать Принадлежность, связать Небо и Землю, применить свой талант принадлежать к упрочению единства всего творения. Такая роль не оставляет женщине времени и возможностей для осуществления проникающей интроспекции познания и сознавания, для которой необходима полная свобода от остальных забот об интеграции с движущейся и требующей постоянного внимания Вселенной. И потому женщина не нуждается в осознаваемом и рациональном напоминании о сути своей роли в этом мире, для этого ей достаточно и тех обыденных повседневных забот, которыми полна ее жизнь. Произношение мужчиной упоминавшегося благословения призвано дать ему возможность совершить активное действие, пробуждающее в нем самостоятельное осознание его долга по отношению к Творцу. Сама потребность подобного самопробуждения вызвана тем, что в мире мужчины почти нет естественных напоминаний о его роли, но и те, что есть, завуалированы удовлетворением той или иной природной потребности. Предназначение мужчины более всего проявляется в молитве, и, в основном, именно по этой причине по отношению к молитве у мужчины есть больше обязанностей, чем у женщины.
   Как уже было сказано, именно в потребности в Свободе кроется главная причина различия между мужчиной и женщиной. Характерная склонность женщины к Принадлежности делает ее ответственной за единство всего творения. В свою очередь, Свобода позволяет мужчине вырваться из цепких объятий повседневных забот и задуматься над сутью человеческого качества - своего собственного, а также и других людей. Сознание освобождается от эгоистичных шор механизма самосохранения и позволяет выразить ценность и качество личности ближнего через собственное ценностное качество.
   Отсюда открывается путь к приобретению ощущению тождественности с ближним, к эмпатии, позволяющей, согласно комментарию РаМБаНа к заповеди о любви к ближнему, почувствовать нерасторжимость уз объективной, основывающейся на качестве, любви. РаМБаН не соглашается отождествлять любовь к ближнему с обыкновенной эмоциональной любовью. Возлюбить ближнего как самого себя - это, по мнению великого комментатора, невыполнимое требование. Преувеличение, далекое от действительности. Причина такого отношения состоит в том, что обычная эмоциональная любовь, подобно своему антиподу - ненависти, создает зависимость, искажает образ объекта любви и отнимает способность к объективному восприятию ближнего. И потому РаМБан ищет такую любовь, которую можно поверить критерием рационального суждения о ней.
   И РаМБаН находит ее на пути отрицания. Отрицания малейшей толики зависти. И оно, это отрицание, может быть подвергнуто проверке и критике сознания. Если ты способен пожелать своему ближнему все то, что ты желаешь себе, без того, чтобы зависть уменьшила, пусть и в наименьшей степени, все, что ты ему желаешь, то ты можешь быть уверен в том, что между вами существует настоящая любовь. Стало быть, чувствительность к ближнему, проистекающая из чувства тождественности с ним, возможна только если человек смотрит на ближнего сквозь призму собственного божественного качества, вглядывается в источник качеств своего "Я", отрицающего всякое участие Эго, которому принадлежит власть исключительно над механистической системой выживания. Поняв это, можно установить точное значение стиха: "И люби ближнего своего как самого себя, Я Господь" - только Божественное Присутствие позволяет возникнуть любви и неразрывной связи между "Я" и "Ты". Следовательно, Свобода является ключем к сознанию и осознанию божественного качества, выражающего своеобразную особенность каждого человека. Эта особенность, являясь по сути своей отличием, в конечном итоге парадоксальным образом приводит, хоть и косвенно, к единству, о чем и было сказано выше. В то же время женщина восстанавливает единство напрямую, посредством усиления собственно Принадлежности.
   Суть заповеди подсчета времени Смера (т.е. первого сжатого снопа дикой пшеницы) состоит именно в счете. В этой заповеди, кроме собственно счета, нет подсчета никакого внешнего действия. Нам ничего не остается, кроме как видеть смысл этой заповеди в выполнении активного действия, призванного пробудить в человеке осознание необходимости принять собственное предназначение в качестве носителя Божественного Присутствия, поскольку, исполняя эту заповедь, мы вовсе не считаем дни до дарования Торы. Подготовка во время подсчета времени омера к дарованию Торы есть не что иное, как подготовка человека, пробуждающего этим подсчетом свое сознание и осознавающего собственное божественное бытие. Следовательно, женщина освобождена от необходимости выполнять эту заповедь не потому, что это повелительная заповедь, пришедшая с ходом времени, но, даже согласно мнению РаМБаНа, считающего, что подсчет времени омера не является повелительной заповедью, пришедшей с ходом времени, поскольку в этой заповеди нет определенного самостоятельного действия, для которого время - лишь внешняя ограничивающая рамка, но для нее собственно время является объектом заповеди, и тем не менее женщина не обязана ее исполнять, поскольку женщине не требуется напоминание, восстанавливающее в ней понимание собственного бытия, по той простой причине, что к женщине это понимание приходит со всех сторон ее повседневного окружения. Способность понять ближнего, например, возникает в женщине в результате ее преданной заботы о нем; к любви - через милосердие, как написано в книге раввина Э. Деслера "Письмо от Элияhу", что любовь возникает как следствие дарящего инвестирования - т.е. такого вложения сил и средств, что не существует более полного единства, чем это.
   Аврех - учащийся ешивы.
   - Тэhилим, 114,4.
   - Бэрейшит, 2, 5.
   - Коhелет (Экклизиаст), 1,4.
   * - Из утренних благословений.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"