р. Зеев Хаим Лифшиц : другие произведения.

И приблизился Йегуда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


0x01 graphic

Еврейский Центр Духовной Ориентации

"М а с т е р с к а я Ч е л о в е к а"

п р е д с т а в л я е т:

  
   р. Зеев Хаим Лифшиц Глава "И приблизился Йегуда..."

Любовь как связующее звено
между Идеей и человеческой реальностью

  
   Что такое любовь.
   Послеглавие (гафтара) взято из книги Йехезкеля, глава 37. В этой главе Йехезкель пророчествует об обеща-нии Всевышнего объединить два еврейских царства: Йегу-ду и Израиль. "Вот Я беру древо Йосефа... и Я приложу их сверху его с древом Йегуды и сделаю их единым дре-вом, и будут едины в Моей руке". Со слов пророка мы по-нимаем, что, на первый взгляд, желанное единение внутри еврейского народа станет возможным только благодаря Божественному вмешательству, и без Него оно недости-жимо даже при наличии обоюдного желания земных сто-рон. Данное положение вещей может быть понято только после того, как мы постигнем значение фактора Любви, единственно способного пролить свет на проблемы, поднимаемые читаемой нами сегодня главой. А проблемы эти очень серьезные. Так, например, не понятно, почему Йосеф, в тот момент, когда занял важное положение и обладал всеми необходимыми к тому возможностями, не сообщил отцу о том, что он жив. Для того, чтобы дать от-вет на этот вопрос, нам прежде всего необходимо разоб-раться в том, какие доводы Йегуды смогли пробить брешь в защитной маске Йосефа. Может быть, готовность Йегу-ды (имевшего статус царя среди потомков Яакова) стать, вместо Биньямина, рабом Йосефа? А как понял это пред-ложение Йосеф? Не расценил ли он это, как реализацию своих снов? Или он отнесся к этому как-то по-другому? Есть ли в этом происшествии концептуальное объясне-ние (в духе систематической разработки понятий в преды-дущих главах) или же это только эмоциональная реакция Йосефа при встрече с братьями?
   Ипостась Суда без Любви. Власть закона в Из-раиле: судебная диктатура, объясняющаяся как германская привычка во всем полагаться на силу, прикрывшаяся мас-кой "просвещенности".
   Существуют два подхода к понятию истины. Первый - Ипостась Суда. Реализация лозунга: "Да здрав-ствует та Идея, для которой упрямые факты - не помеха!". Факты не только объективные, но и субъективные, про-диктованные человеческой ограниченностью. Второй подход - Ипостась Милосердия. В рамках этого подхода человеческая основа определяет границы истины. Т.е., при таком подходе не может быть оправдана идея, кото-рая заменяет собой человеческие потребности. Как мы ви-дим, такой подход прямо противоположен предыдущему, провозглащающему первичность идеи, даже если для ее осуществления требуется принести в жертву человеческий фактор! Братья Йосефа представляет собой первый, идео-логический подход, в то время как сам Йосеф - подход человечный, гуманный. Высшим достижением представ-ляемого Йосефом подхода является любовь. Особый интерес представляет иссле-дование взаимоотношений между любовью и истиной. На первый взгляд, Ипостась Суда укрепляет позиции истины. А истина, в свою оче-редь, усиливает Ипостась Суда. Именно прямой и беском-промиссный путь Ипостаси Суда поддерживает истину. Но... Не уподобляется ли эта "усиленная" истина своему антиподу - грубой силе? Хотя бы в том, что у нее нет ни-чего общего с таким важным человеческим качеством, как взаимность? Но если подойти к последнему примеру с противоположной стороны, то можно задать следующий вопрос: а не страдает ли указанная взаимность излишней склонностью к компромиссу, к отказу от правоты собст-венной позиции? То, что малейшее проявление неприми-римой силы несовместимо с истиной, уничтожает ее, ста-новясь на ее место, объясняется самым характером исти-ны, главное преимущество которой состоит в ее объектив-ности, в отсутствии каких-либо посторонних интересов. Истина важна сама по себе, и в том ее сила. Если же мы рассмотрим систему отношений между истиной и мило-сердием, мы обнаружим, что последнее препятствует про-явлению истины и ослабляет ее. И совсем уж иной поря-док царит в отношениях истины с любовью. В любви всегда есть место для милосердия, но не всегда в милосер-дии находится место для любви, и в первую очередь то-гда, когда милосердие суть проявление слабости.
   "Все проступки прикроет любовь". Любовь как Присутствие. Весь мир, все ощущение бытия любя-щего человека занят объектом его любви. В этом и есть Присутствие, со всему свойственными ему достоинствами и недостатками. Любящий человек любит любое прояв-ление присутствия объекта любви, будь это даже остав-ленная этим объектом грязь. Как, например, мать, которая не брезгует грязными пеленками своего отпрыска. Во вре-мя тяжелейшего испытания Йосеф вспоминает образ лика его отца. Йосеф соединяет любовь с истиной. Телка с прорубленным затылком (последний закон, ко-торый Йосеф учил с Яаковом перед их столь долгой раз-лукой) олицетворяет собой прекратившееся присутствие гостеприимного хозяина, не потрудившегося проводить своего гостя после того, как тот оставил его дом. Нехватка этого присутствия, нехватка любви стала причиной убий-ства невинного путника встретившимися ему на темной и заброшенной дороге разбойниками... Йосеф, которого переполняет чувство любви, не выдерживает нервного на-пряжения и решает открыться своим братьям в тот момент, когда Йегуда - верховный над своими братьями, гордый собой герой - выказывает готовность унизиться до уровня раба правителя Египта. В этом жесте Йосеф видит знак присутствия любви, которое позволило Йегуде по-жертвовать собой ради освобождения Биньямина. Инте-ресно, что Йегуду подвигает на этот поступок то же, что в свое время спасло Йосефа от страшного по своей силе искушения - в обоих случаях это было присутствие обра-за лика их святого отца. И потому решается Йосеф рас-крыть тайну присутствия своей любви. На первом этапе эта тайна раскрывается в связи с их отцом: "Я Йосеф, жив ли еще мой отец?", или, другими словами, Йосеф спрашивает у своих братьев, есть ли в них ощущение при-сутствия их отца, и если есть, то настолько ли оно у них яркое и живое, как у него? И это пугает братьев Йосефа, поскольку им еще никогда не приходилось в столь явной форме встречаться с Любовью. Даже Йегуде, и то был ведом лишь небольшой отблеск этого качества. И то как осознаваемое присутствие.
   Взаимность, эмпатия, полное со-бытиИ с люби-мым. И если у Йегуды эти чувства проявлялись по отно-шению к отцу, то Йосеф их испытывал по отношению к своим братьям. Он словно бы говорит им: "Это не вы про-дали меня в Египет, нет, на самом деле это дело рук Все-вышнего". Полное соучастие Божественному Присутст-вию прикрывает и свидетельствует о плохом намерении братьев. "Все проступки прикроет любовь". Для того, кто возвращается ко Всевышнему из любви, преднамеренные проступки поднимаются до статуса заслуг.
   Измерение возвышенности бытия задается за-поведью "И люби ближнего своего как самого себя, Я Господь". Любовь возможна только в присутствии и по-средством божественного измерения возвышенности бы-тия, когда соотнесение бытия со Всевышним позволяет воспринимать другого человека как носителя Божествен-ного Образа, а не как конкурента из плоти и крови. Для достижения любви необходимо уметь видеть все события жизни в их божественной перспективе, через призму божественного плана бытия, а не с точки зрения узкого и приземленного инстинкта самосохранения, сквозь тернов-ник ненависти и недостатков, свойственных человеческой природе. Важно отметить тот факт, что в нашей главе на-личествуют самые первичные признаки любви, все еще далекой от того, чтобы быть осознанной. Присутствие любви требует существования двустороннего канала ее распространения (и этого не понимают христиане, счита-ющие любовь односторонним явлением, спускающимся только сверху вниз, без того, чтобы грешнику (в христи-анских понятиях) была дана возможность полюбить). Не может существовать односторонняя любовь, поскольку такая любовь была бы лишена сопереживания, черпающего свою силу из взаимности. И вот, односто-ронняя любовь лишена присутствия, так как тот, кто не может дать любовь, не может ее и получить.
   Божественная высь стала Присутствием только начиная с Синайского откровения, с Дарования Торы. "И спустился Всевышний на гору". Процесс, начавшийся в принудительном порядке - через трепет, и закончивший-ся любовью только в свитке Эстер. Тогда, когда "исполни-ли" из любви то, что "получили" из страха. Любовь - это процесс, развитие, складывающееся из взаимности, сопе-реживания, Присутствия, измерения возвышенности бы-тия, принципов и святости. И, что еще важнее, из конст-руктивного положительного подхода... Фактически, работа над способностью любить носит различный ха-рактер у различных людей. Человек простой и грубый должен начать свой путь со станции под названием "тре-пет", ибо только через него он может начать приобретать необходимую для любви привязанность, которую создает прессинг внешних обстоятельств. А у человека с тонкой и чувствительной душой процесс должен начинаться имен-но с непосредственной работы над способностью лю-бить, посредством приобретения любви ко Всевышнему и к ближнему - у одного начиная с любви ко Всевышнему (и этот путь подходит для обладателя склонности к духов-ности и святости), а у другого, отличающегося своей че-ловечностью, начиная с любви к ближнему.
  
   0x01 graphic
   "Хафец Хаим" Пояснения к молитвеннику (из разных книг)
  
   Благословения на изучение Торы
   "...а изучение Торы превыше всего" - глядя на природу, созданную Творцом, мы можем заметить, что во взаимодействии четырех стихий - Огня, Воздуха, Воды и Земли - более тонкая (духовная) стихия довлеет более грубой (материальной), и послед-няя не идет ни в какое сравнение с первой (так, например, огонь уничтожает более грубую материю, а ветер разрушает горы и раз-бивает скалы). Но точно такие же процессы затрагивают и горние сферы, такие, как заповеди о навязывании кистей на края одежды, о "букете" из четырех растений в Суккот, о трублении в рог в Рош-га-Шана, да и, в общем, все остальные заповеди. Ведь не смотря на то, что человек, исполняющий их, освящяет Имя Твор-ца в этом мире и сам поднимается на уровень святости (как ска-зано: "Исполнив Мои заповеди, станете святыми..."), тем не менее воздействие заповедей не сравнить с тем, что дает изучение Торы... даже одно высказывание Торы. Причина такой ситуации кроется в том, что заповедь немыслима без материи (ведь невоз-можно выполнить заповедь о кистях на краях одежды, если нет одежды, или заповеди праздника Суккот без шалаша и без четырех растений, и т.д., и т.п.), но изучение Торы зависит только от дара речи, который представляет собой асбтрактную духовную силу, и потому сказали Мудрецы, что "изучение Торы превыше всего".
   0x01 graphic
   Законы субботы (по книге Шмират Шаббат ке-гилхата)
  
   Глава 14. Уход за одеждой в Шаббат и в праздник
   Очистка одежды от налипшей на нее грязи
      -- В зависимости от типа грязи действуют различные законы очистки одежды от прилипшей грязи:
        -- Если грязь мокрая и оставит, будучи счищенной, после себя след, можно потереть одежду с внутрен-ней стороны, чтобы отстала грязь, а с внешней сто-роны можно соскребать грязь ногтем и ножом.
        -- Сухую грязь непищевого происхождения нельзя счищать никаким образом (ввиду опасения нару-шения запрета помола).
        -- Сухую грязь пищевого происхождения (каша и т.п.), которая оставляет после себя след, можно счищать (не опасаясь нарушить запрет помола).
        -- Если грязь, будучи счищенной, не оставляет после себя никакого следа, то в таком случае ее можно счищать только с одежду, чистоте которой не придается принципиальное значение.
      Продолжение следует...
   0x01 graphic
   Уроки (время, тема, преподаватель, место):
   Шаббат:
   20:00 - Учение р. Кука (р. Драйфус или П. Полонский \ дом Полонских)
   Понедельник (йом шени)
   20:30 - Тания (Ш. Гуревич \ дом Гуревичей)
   В связи с резервистскими сборами, уроки Тамира Зальцмана на этой неделе не состоятся
   0x01 graphic
   Объявления: 1. В доме семьи Гуревичей действует библиотека книг на русском языке. 2. Лекции экскурсовода М. Бурштейн о зарубежных достопримечатель-ностях! За информацией обращайтесь к Елене Гуревич.
   0x01 graphic

С пожеланиями субботнего мира и благополучия!

0x01 graphic

Смотрите также в Интернете: sadnatenosh.by.ru или zhurnal.lib.ru/t/tamir

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"