Avrora
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Соловьев Мо Хара
Сценарий по книге Михаила Соловьева "Аврора"
Авторы сценария: Михаил Соловьев; Александр Мещеряков.
А В Р О Р А
Предобеденное время. Рабочие, переругиваясь, выносят из старинного здания экспонаты: бюст Николая 2-го вниз головой, картину в тяжелой раме. Следом трое парней в спецовках вытаскивают на улицу старинный диван, ставят на землю и один рабочий, располагаясь в нём, закуривает.
Молодая девушка подходит к зданию и, вытаращив глаза, смотрит на разворачивающуюся картинку. Рабочий, в грязной спецовке, сидя на диване, покачивает ногой и пускает клубы сигаретного дыма:
-- Чего смотришь, красавица?-- хлопает он ладонью с окурком по цветастому сукну, -- Садись! Диван купеческий! Девятнадцатый век, -- затягивается и пускает кольцо дыма.
Девушка забегает в здание, хлопая тяжелой дверью.
Мужчины поднимают диван и грузят в машину.
На табличке у двери надпись: "Краеведческий музей".
В здании рабочие снимают и выносят картины экспозиции. На вахте Ирина смотрит на старушку вахтёршу и вопросительно поднимает брови.
Та лишь пожимает плечами и снимает толстенные очки.
-- Директор у себя? -- интересуется девушка.
Вахтёрша обречённо кивает в сторону широкой лестницы.
Ирина решительно поднимается на второй этаж.
На верхней площадке появляется полный мужчина лет до сорока с группой лиц.
-- Сергей Арефьевич, нам бы поближе к центральному входу, - суетится холеный хлыщ около директора, - Крыло, конечно, хорошо, но все-таки...
-- Все позже господа, -- властно говорит тот, -- Дайте время, будет вам и центральный... -- бросает фразу директор, заметив девушку, -- Ирина Леонидовна, зайдите после обеда.
-- Ну, тогда мы первые на очереди, - услужливо суетится хлыщ.
Директор важно кивает.
Девушка с бумагами спускается в подвал, где находится запасник музея.
Её сопровождает пожилая женщина и, перебирая ключи, отпирает железную дверь хранилища.
Запасник - это огромное подвальное помещение с множеством полок, на которых книги, документы и коробки с экспонатами.
-- Ирина Леонидовна, что сегодня у нас?
-- Делаем опись состояния экспонатов для архива.
-- Кумиров пересчитываете? - женщина берёт у девушки бумагу и ведёт её меж рядов с пронумерованными коробками.
-- Елена Николаевна, кому они нужны - "кумиры"? Пожалуй, кроме нас - никому. Вон, директор, всё арендаторам раздал. Скоро и здесь кинозал откроет или ресторан.
Бабушка останавливается перед дверью с надписью 3000.
-- Трехтысячные, - вздыхает женщина, отпирая дверь, - В Советские времена сюда можно было входить только с директором или куратором КГБ...
-- Странно, - рассматривает в свете пыльных лампочек внешне обыкновенные стеллажи и коробки с экспонатами Ирэн, - А что здесь особенного?
-- Эх, милочка, в каждой коробочке, в каждой книге - история и правда наша... - хранитель подходит к стеллажу, ставит раздвижную лестницу и поднимается к верхней полке. - Не вся, конечно, но то, что осталось надо хранить. - Женщина, сверившись с бумагой, достаёт с полки нужную коробку.
-- А за ваши 40 лет работы что-нибудь пропадало разве?
-- Я давала подписку... - не хочет говорить хранительница... - А инструкции действительно нарушали... Давно... В пятидесятых... - Замолкает она - Тут главное себя не потерять...
Ирина вопросительно берёт коробку.
-- Что еще у нас? - отвечает вопросом на вопрос хранительница.
-- История Ойска до середины двадцатого века.
-- Да. Да. Вот она. Берите и не теряйте, а то с вами может случиться то же, - передаёт она девушке подшивку журналов "Нева".
-- Тоже что?
Женщина останавливается и шепотом говорит:
-- Перепишут...
Приемная директора "Краеведческого музея" У двери сидит расфуфыренная секретарша и подпиливает ногти.
За дверью в кабинет директора слышится густой бас:
-- Я сюда, Ирина Леонидовна, для того и поставлен, чтобы блюсти финансовые интересы, а не заниматься благотворительностью в угоду посетителям которых нет!
-- Но ведь это музей, а не сувенирная лавка!
-- Дотации -- урезаны. Может, оплатите зарплату сами? Сделайте так, Ирина Леонидовна, чтобы на это кладбище очередь стояла! - заканчивает он.
-- Без этой экспозиции России начала прошлого века теперь нет! - С отчаянием в голосе отвечает Ирэн, - Историю переписывать - нельзя!
-- Нельзя? - ехидно говорит директор, - Ну так перепишем пока ваше настоящее!.. Уволены! - картинно указывает он на дверь, - Чтобы завтра же вас не было!
На последних словах Ирина решительно выходит из кабинета, хлопая дверью. Вслед убегающей девушке ухмыляется секретарша с неимоверно длинными ногтями.
Девушка заходит в зал истории края, в котором темно и тихо и, успокаиваясь, рассматривает экспонаты - одежду и инструменты быта 19-ого века. Она прицеливается присесть в пустое кресло бабушки - смотрителя зала. Однако в этот момент из-за портьеры доносится стон. Девушка заглядывает за портьеру и видит, как молодая парочка чуть ли не занимается сексом, уединившись возле окна.
-- Отлично! - решительно отдергивает она портьеру, - А почему не среди зала? - подбоченивается она. - Девушка с парнем, поправляя одежду, бросаются к выходу, - Забыли, где находитесь, экстремалы?
-- Да уж, теперь можно всё... - раздается позади Ирэн грустный голос, девушка оборачивается, а позади нее стоит пожилая смотрительница зала.
-- Вот для кого он настоящее переписывает..., - в сердцах говорит девушка, указывая вслед парочке.
Ирина достаёт из коробки, которую принесла из запасника, бюст Николая 2-го, Сталина, Ленина и Гитлера и ставит их на стол.
На столе вперемешку с ноутбуком и стойкой с папками главенствуют небольшая фарфоровая статуэтка в бальном платье и чугунная русская тройка с лихим барином в цилиндре.
Девушка садится за стол, и какое-то время сидит неподвижно. После она очень нежно трогает фигурку в бальном платье.
Спустя еще несколько секунд она решительно достает из-под стола коробку от компьютера и складывает туда какие-то бумаги, а сверху кладет статуэтку балерины. Затем достает из стола подшивку "Невы" и берет бюст Ленина из запасника. Садится за стол. Открывает картотечный ящик и, посмотрев инвентарный номер на бюсте и сверившись с календарем, делает запись в книге учёта:
"Утеряно такого-то числа". После кладет Ленина и подшивку в коробку со своими вещами.
Кафе в стиле модерн. За окном стоят машины, а в зале суетятся официантки.
За столиком около окна сидят Ирэн и молодой мужчина примерно ее возраста.
-- Понимаешь, - говорит Ирэн. - Вторую экспозицию арендаторам отдал. С этим капитализмом скоро от истории ничего не останется. Прав был Ленин - "богатые и жулики две стороны одной медали"....
-- И что теперь делать? - с интересом смотрит на нее мужчина, - Ну, какие рекомендации от вождя?
Ирэн смеется:
-- Не точно, но: "Когда-то капиталисты продадут нам веревку, на которой мы их повесим!"
-- Ну ты даешь, Ирка... - рассматривает Ирэн мужчина, - как была старостой класса так и осталась, - смеется он, - Ничего со школы не изменилось... По-моему замуж тебе надо...- говорит он,
-- Парней-то нормальных - нет!
-- В музее? - явно шутит Игорь, - А директор? Может за него пойти? А? Мата-Хари?
-- Игорь, прекрати! - Ирина режет вилкой кусок торта на кусочки, - Мата-Хари командовала даже своими палачами,- замолкает вдруг она и после паузы, - А я? Только и могу, что посетителей по залам гонять...
-- Ну и что думаешь? - деловито интересуется мужчина.
Девушка пожимает плечами.
-- Жалко уходить, - смотрит Игорю в глаза девушка, - У меня же там девятнадцатый век, да и музей точно загнётся...
-- Ты сколько в музее отработала?
-- Ну... Сразу после института, вот и считай...
-- Не грусти! - Игорь трясёт девушку за руку, - Пора осваивать век двадцать первый.
-- Да уж, ночные клубы и всё такое, - поддерживает шутку Ирэн.
-- Мне и самому пора что-то менять, - подхватывает директор, - может стены в магазине красным покрасить? - смеётся он.
Неожиданно Ирина что-то вспоминает и просит:
-- Слушай, пикни-ка машину.
Мужчина заинтригованный тычет на пульт, и за окном бибикает сигнализация.
Ирэн выпархивает из кофейни и почти сразу возвращается с подшивкой из запасника, что забрала с собой.
-- Смотри, - бахает она на стол толстенный том и открывает на закладке, - Твой магазин назывался до революции "Авророй", - тычет она в разворот, - И принадлежал он купцу Антоновскому. А переименовали его в "Красный" только в двадцатые годы...
-- Ооо, новация? - оживляется собственник.
-- Вот какие мужчины тогда были,- показывает Ирэн на фотографию купца в журнале. - Не то, что наш директор!
-- А давай-ка, Ирка, ко мне администратором! Будем историческую справедливость восстанавливать... - тычет он пальцем в "Неву", - Ирина улыбается.
-- Бабах! - хлопает фейерверк на улице,
Гости в зале магазина за фуршетным столом радостно аплодируют.
-- Авроре ура! - кричит кто-то дурашливым голосом. - Прощай Красный!
-- Урааааааа! - подхватывают подвыпившие гости.
Ирэн под общий шум-веселье удаляется в глубину магазина с бокалом шампанского. Устраивается в офисном кресле и с удовольствием рассматривает обстановку кабинета покручивая бокал за тонкую ножку. На столе современная лампа, набор шариковых ручек. Пластиковые папки на полке. Ноутбук.
Неожиданно на глаза Ирэн попадается задвинутая в угол коробка из-под компьютера. Сверху лежит толстенная подшивка "Невы".
Девушка решительно допивает бокал, открывает дверь навстречу шуму фуршета. Берет коробку и проходит к дверце без надписей. Толкает дверь, та открывается. С трудом щелкает выключателем и это оказывается кладовка со швабрами, ведрами, тряпками.
Девушка протаскивает коробку мимо швабр (одна из них грохочет, падая на ведра). Ставит коробку в дальний угол и подталкивает её ногой.
За ее спиной где-то в зале шумят гости, играет музыка.
Ирина выходит, прикрывая за собой дверь.
Утро. Ирэн собирается на работу.
По телевизору идут новости
-- ..."Охота на ведьм", - Вещает диктор с экрана, - Именно так назвали оперативники убойного отдела разработку группы вымогателей связанную с похищениями потерпевших. Подозреваемые утверждают, что при помощи заговоров можно переместить человека. Следствию теперь остаётся разобраться, можно ли при помощи заговоров вернуть пропавших обратно.
К другим новостям...
Ирэн выключает телевизор и выходит из квартиры.
Красивая стройная девушка в обтягивающих джинсах радостно шагает по городу, улыбаясь окружающим.
Вход в магазин, новенькая надпись "Аврора" над входом и осколки витринного стекла на асфальте.
Милицейский уазик запаркован прямо на бордюре. Девушка добавляет шагу и заходит в магазин.
Возле окна возится эксперт с кисточками. Рядом стоит мрачный собственник Игорь.
- Видите - били изнутри - указывает эксперт на осколки на улице. - Выходит, этим торшером, - показывает он на валяющуюся на полу лампу с массивным основанием и разбитыми плафонами, - Сначала пробовали стулом, но там же пластик - массы не хватило, я вот не пойму только - лилипуты что ли здесь побывали? - поворачивается он к следователю с протоколом осмотра, - Пишите: удар был нанесен с размаху с высоты не больше чем метр двадцать, - забавно приседает он показывая как все происходило, - Загадка...
-- Лилипуты,- бормочет собственник Игорь, заметив девушку, - Внутрь не заходили... Бред какой-то...
-- Смотрите сами, - раздраженно берет собственника за рукав эксперт, - След маленький! - тычет он в подоконник, - Или дети, или точно карлики...
-- Горбатый из места встречи? - кидает шутку Ирэн...
-- Ага, - поддакивает эксперт, - Маленький рост и звериная сила хохочет,- показывает он на низенького участкового в форме.
-- Сорок пять тысяч за торшер и стольник за стекло, - берется за голову и бормочет собственник Игорь.
Ирэн проходит мимо кабинета, вытаскивает пластиковый стаканчик, наливает воды из диспенсера и вдруг замечает, что дверь в кладовку приоткрыта.
Девушка жадно выпивает воду, открывает дверь и зажигает свет. Швабра, которая падала вчера, снова валяется на полу. Стопка ведер тоже. И тут, около стенки, она вдруг видит небольшой картуз-фуражечку.
Поднимает ее и внимательно рассматривает.
Примеряет. Головной убор оказывается мал...
-- Картуз с лаковым козырьком, - неожиданно говорит девушка казенным голосом музейного работника, - Девятнадцатый век. Инвентарный номер... - переворачивает она фуражечку.
-- Ира - неожиданно окликают её. Собственник магазина идет к ней из зала, - Ира, как милиция уедет - сразу уборочку организуй. Со всех объяснения, кто, чего и когда, а я потом решать буду...
В это время ухо Ирины улавливает голос диктора новостей из плазы, стоящей в главной зале.
-- Задержаны двое малолетних карманников. Мальчик и девочка. Назвались безродными... Особые приметы: одеты по дореволюционной моде...
После этих слов девушка потихоньку прячет картуз, что держит в руке за спину.
-- ...Закончишь, перезвони... - даёт указания Игорь и идет на выход.
Ирина же проходит к себе в кабинет, кладет на стол картуз, и задумчиво его рассматривает, чуть касаясь пальцами козырька...
Кабинет оперативника.
-- А почему вы вчера не отдали фуражку опергруппе? - с интересом рассматривает девушку симпатичный оперативник. - И почему думаете, что это именно они?
-- Так в новостях сказали - задержаны на рынке мальчик и девочка. Одеты странно, - не тушуется Ирина, - А картуз я нашла только сегодня. Вот и принесла...
-- Да уж, - задумчиво крутит в пальцах карандаш оперативник, - Странностей с этими карманниками много. Одеты будто из кино, да и сумочку-то они резали не чем-нибудь, а отточенной царской монетой, - бросает он на стол пакетик с серебряным рублем, - Зачем? Будто канцелярских ножей сейчас мало, - в сердцах заканчивает он.
-- Послушайте, - вкрадчиво говорит девушка, - А поговорить с ними можно? - и на недоуменный взгляд оперативника торопливо объясняет, - Они же у нас торшер разбили за сорок пять тысяч, стекло витринное, так может, выясним что? А то у нас из зарплаты вычтут ...
Взгляд оперативника становится осознанным.
-- Поговорить? - задумчиво переспрашивает он. - А какое у вас образование?
-- Педагогическое. Историк.
-- Есть! - радостно бросает карандаш оперативник, - Теперь и педагога искать не надо,- радостно потирает руки он, - Их сюда уже везут. Кстати, меня Петром зовут, - протягивает он руку через стол.
-- Ирина Леонидовна... Ира.
Кабинет Петра.
Картинка выглядит совсем по-семейному. Все сидят с чаем. Паренек в косоворотке лет тринадцати пьет его из блюдца швыркая и пошевеливая кусок рафинада в блюдце.
-- Пробуй, Антоха, -- сует девчонка брату конфету в блестящей обертке, -- Чище леденцов штука. - Но тот оставляет ее без внимания.
-- Охранка? - оглядывается он очередной раз швыркнув из блюдца.
-- Не совсем, -- улыбнулся Петр, -- Беспризорными детьми занимаемся.
-- Безродными?
-- Ну, можно и так.
-- Про што говорить будем? -- глядит исподлобья парнишка, -- Если о Хитроване хошь пытать, так это без пользы, он нам как батька...
-- Твоя? -- выложил на стол картуз оперативник.
Мальчишка молчит насупившись.
-- Забирай, нам она не нужна, это Ирина Леонидовна из магазина принесла.
-- Ребята, а как вы в магазине очутились? - включилась в разговор девушка.
-- Городовой погнался, -- пискнула было Ефейка, но осеклась под строгим взглядом брата.
-- Городовой.... Милиция?-- глядит в глаза пареньку Петр.
-- Да не молчи ты, не видишь разве, где оказались? Похоже на ваш город? - Ирэн двигает сладости к ребятам.
-- Неа, -- мотает головой тот, -- Мы всяко с Ефейкой думали, -- берет он конфету со стола и показывает её, -- У нас такого не бывает, разве что леденцы или когда сахарну голову раз украли...
Петр выразительно глядит на Ирину и строит гримасу.
-- Мы когда убегали, -- продолжил мальчишка, -- в магазин заскочили и в саму даль запрятались. Городовой с приказчиком давай по залам шарить. Почти до чулана дошли, где сидели, но не заглянули. Мы в самый угол забились и молчим. Голоса все ближе, а потом развернулись почему-то. Парнишка замолчал и потянул к себе остывающий стакан с чаем. Хрумкнул рафинадом и продолжил:
-- На улицу выскочили, долго бежали, потом глядеть стали - экипажей конных нету, люди не по-нашему одеты. Подалися тогда на рынок. Раньше -- рукой подать, враз добежали бы, а тут идти надо, только когда огоньки на столбах горят, да и ваши экипажи быстрые, в жись дороги не перейти...
-- Это я углядела, как надо, -- хвастается Ефейка, размазывая по лицу шоколад от конфет, -- Чем сдуру бежать, всегда глянуть лучше, чего другие делают.
-- Ну и пошли мы значит как все, -- продолжает Антоха, -- Город еле узнали: мостовые каменны. Там, где мощены были, тоже переделато все - грязь и та другая. На рынке пока старших искали для спросу воровать, мамзель заплыла, вся на золоте, ну и давай мы ее ридикюль делать, там и сцапали...
-- Дальше понятно, -- включается в разговор Петр, - Дежурка! - давит он кнопку на столе, - Машина есть?
-- На выезде, - бубнит динамик.
-- Придется на своей , - досадливо-задумчиво морщится Петр, - Нет времени конвой собирать... Прокатимся? - с надеждой обращается он к Ирине.
Автомобиль. За рулем Петр.
-- А как в спецшколе приняли? - спрашивает Ирина.
-- В приюте? -- глянул недетским взглядом паренек, -- Приют што, мы привычные. Нас когда отчим в сироты определил, мне "паспорт" на второй день выдали.
-- Паспорт это били? - уточняет Петр. Антоха кивает.
-- А сколько уже воруете? -- улыбается Петр.
-- Второй год. Хабар Хитровану. Он нам комнату, заступничество и долю. Ефейка, как вырастет, замуж пойдет, а моя судьба таперича одна -- с ворами.
-- Послушайте, ребята, -- повернулась к детям Ирэн, -- А если мы вас в школу определим?
-- В приюте? -- глянул на нее паренек, -- Так к нам, как заехали на первый же день, гости из местных пожаловали.
Ефейка прижалась к Ирине. Антоха тем временем продолжал:
-- Старший нынешнего приюта, где мы сейчас, и сам сирота. Много чё интересное рассказал, вы не думайте, мы же с Ефейкой поняли, что в историю попали, только я никак в толк не возьму, почему в приютах ваших девчонок малолетних нахратят, а заступиться некому.
Ирина с Петром молча переглядываются.
Вахта спецшколы.
Старенький внедорожник Петра тормозит возле ворот.
Ирина выходит с заднего сиденья первой и помогает Ефейке спуститься.
Умаявшаяся Ефейка тянет к себе девушку и шепчет ей на ухо:
-- Тетка Ира, тетка Ира, забери нас к себе завтра, ладно? -- Надрыв в голосе девочки вовсе неделанный. Девочка обхватывает ее на прощанье и неловко тыкается в живот.
Антоха стоит рядом с машиной и грустно осматривается.
-- Дядь Петь, -- неожиданно говорит он, -- Как нам обратно-то попадать? Чужие мы здеся ...
-- Обратно? -- захлопывает дверцу оперативник, -- А надо ли? Что вас ждет там? Девятьсот четвертый Русско-Японская. Следом первая мировая, революция, гражданская. Ты с какого года?
-- С девяностого, -- вздохнул паренек, -- Все одно, домой хотца. Тяжело здесь, да еще в приюте...
-- Давай-ка сюда их, - раздается вдруг хриплый голос из проходной с решетками и на пороге появляется охранник в камуфляже и с признаками всех пороков на лице, - Расчувствовались. Не смотри на них что малые - матерые дальше некуда, - ехидничает он.
Ефейка после его слов еще крепче вцепляется в девушку...
Петр с Ирэн едут обратно. Оба смотрят задумчиво на дорогу.
-- Вы знаете, - говорит Петр, - рассказать кому сегодняшнюю историю и мы с вами кандидаты для психушки.
-- А мне кажется, что мы и так уже в ней, - смотрит в окно Ирэн, - Обыкновенная иллюзия, вроде рафинада на блюдце - плесни чаю - растает...
-- Это тоже иллюзия, - смеется Петр, - Иной раз самое незначительное событие может перевернуть мир. Возьмите хоть историю сыска: был в царской России такой персонаж как Зубатов Сергей Васильевич. Его разработками Уголовный розыск до сих пор пользуется...
-- Не слышала. В какие годы он жил? - оживляется Ирэн.
-- Так вот я просто уверен - не отодвинь министр внутренних дел Плеве Зубатова в свое время от дел- не было бы никакой революции 1905-го, да возможно и всё государство Российское покатилась бы по другим рельсам. - ставит точку Петр, - Вот они незначительные изменения, а какой поворот истории?
Магазин Аврора и кабинет Ирины.
Ирэн рассеянно раскладывает бумаги на столе и переставляет папки. Рядом сидит собственник Игорь.
-- Вместе будем отдуваться? - продолжает беседу Игорь, - Кто-то прячется в магазине, гадит на серьезную сумму, а я оплачивай? Не пойдё-ё-ёт...
-- А что делает администратор в таких случаях? - Интересуется Ирэн.
-- Собирает коллектив и расписывает кому-что платить... - поднимается Игорь,
-- Ни фига себе... Выходит прав был Ленин за капиталистов и жуликов?
-- Работайте с персоналом, Ира! - назидает-выходит собственник.
Девушка идет к окну и рассматривает воробьев на решетчатом колодезном люке. Начинается дождь.
Телефонный звонок.
Девушка, не отрывая глаз от птичек, тыкает кнопку громкой связи.
-- Ира? - кричит знакомый голос оперативника Петра, - Ира, слава Богу, вы на месте. Представьте, они сбежали.
-- Пётр? Что случилось? Кто сбежал?..
-- Час назад... Антон с Ефейкой... Двое воспитанников ранены, надзиратель на вахте тоже. Я к вам машину отправил - им-то бежать больше некуда.
Неожиданно воробьев спугивает милицейский "бобон", подъехавший к магазину. Сзади с грохотом открывается дверь.
Девушка резко оборачивается. В двери врываются промокшие до нитки Антон с Ефейкой.
-- Тетка Ира, тетка Ира, -- бросается к ней Антоха, -- Не виноватые мы, там старшие за Ефейкой пришли... Я заступался тока...
На входе слышны голоса.
-- Потом, - хватает девушка за руки детей, -- Все потом. Тащит она их к кладовке, распахивает дверцу чулана и ныряет в темноту, -- В угол садитесь, где были и тихо... - Прикрывает дверь она, сама же садится сверху на свой архив.
За дверью кладовки взволнованные голоса.
-- Ирина Леонидовна?!...
Ефейка вдруг сжимает кулачки и начинает что-то бормотать.
Голоса все ближе, и ближе. Ирэн и Антоха сидят молча, и лишь Ефейка шепчет, шепчет и шепчет.
-- Шшш, - неожиданно толкает Ефейку Антоха и, выждав паузу, распоряжается, - Тетка Ира, глянь-ка чего там.
Девушка поднимается-идет в темноте серой тенью и, с трудом открывая тяжелую деревянную дверь, выглядывает в зал.
На месте диспенсера оказывается огромная бочка.
За витринным стеклом с надписью "арорвА" старинным шрифтом Ирэн вдруг видит силуэт извозчика.
На улице поливает дождь.
Дети выворачиваются из-за спины обмершей Ирэн и чувствуют себя полностью в "своей тарелке".
Ефейка за руку тащит пораженную Ирэн к двери, а Антоха тенью скользит, в свете газовых горелок на входе, к вешалке с мокрым большим зонтом.
Мальчишка снимает с вешалки сюртук, подает его Ирэн. Шепчет,
-- Надень, тетка Ира. А то совсем не по-нашему смотришься, да колокольчик придержи, у меня роста не хватит.
Ирэн неловко тянется к колокольчику, и тогда Ефейка, лукаво улыбаясь, встает на цыпочки и, опираясь на Ирэн, ловко его снимает.
-- Приказчик тама, -- тычет Антоха в дальний угол, -- Одевайся, а я еще гляну.
Ирэн одевает сюртук, и только тут замечает, что в руке у нее зажат бюст Ленина из музея. Она сует его в карман сюртука.
Через пару секунд Антоха возвращается со свертком:
-- Ниче нету, жратва тока, -- тащит сверток мальчишка и командует, -- Ефейка пошла, тетка Ира последняя, - критически осматривает он Ирэн, напялившую на себя-таки сюртук, - На-ка еще, - снимает он с вешалки котелок и одевает его на Ирэн, - Ничё, - довольно крякает он, - Да не отставай за нами...
Девушка теснится, выпуская ребятишек на улицу. Перед тем как прикрыть дверь она оборачивается на чулан.
На улице девушка замирает, попадая ногами вместо привычного асфальта в растоптанное после дождя месиво.
-- Тащи её, чего замерли курицы? Давай, пока городового нету, - шагает Антоха по мосткам.
-- Тетка Ира, чего ты в грязь-то заперлась?-- дергает ее за руку Ефейка, -- на мостки вставай, да пошли быстрее...
Ирэн автоматически делает первый шаг на расшатанные мостки.
Вонючий воз с бочкой проносится рядом.
-- Поберегись! - орёт кучер.
-- Шибает? -- смеется девчонка, глядя, как Ирэн закрывает лицо локтем, -- Это ж золотарь...
-- Что? -- приходит в себя девушка после непривычного амбре.
-- Ну, золотарь, -- смеется Ефейка, -- Сортиры чистит...
Конные экипажи с разноречивой публикой. Возы с какими-то ящиками, бочками. Прогуливающиеся граждане. Гомон. Скрип колес. Частый топот детских ног. Городовой в белом кителе на углу.
-- Тетка Ира, не ставай, -- выглядывает из подворотни Ефейка и тянет ей руку, -- Сюда заворачивайся...
Хлюпающая грязь. Полумрак и лестница со скрипом.
Уютная беленая комната с печкой. За столом сидит кряжистый мужик с начисто выбритым лицом. Пытливый взгляд его ощупывает троицу, стоящую на пороге.