Таравский Вячеслав Вячеславович : другие произведения.

Нежнее моря

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   НЕЖНЕЕ МОРЯ
   пьеса
   Действие 1
   Он узнал ее, хотя прошло уже много лет. Это была она. Экскурсия проходила по старым заброшенным катакомбам. Они шли по коридорам прошлого, рассказывали о том, что можно узнать только о себе. Вдруг обрушивается стена, и в темном лабиринте остаются два незнакомых друг другу человека, две разные жизни, но так похожи сердцем. Это почти как в море, где двое в лодке, предоставленные сами себе, ищут свой берег счастья. Женщина напугана, она кричит и просит помощи, а мужчина сидит молча. Он слушает тишину.
   Виола: Я не хочу оставаться здесь! Дурацкие катакомбы! Мой муж уехал в командировку и выключил мобильный телефон! А я ...я решилась на экскурсию. Боже, какой ужас! Что заставило меня ехать сюда?! Хорошо, что вы тоже попали в ловушку! Без вас мне совсем стало бы страшно, и я бы умерла в то же мгновение! Я очень боюсь замкнутых пространств. А еще мест, где нет выхода. У вас нет сигареты? Почему вы молчите? Я хочу курить. Страшно! Больше всего я не переношу тишины. Это ужасное состояние, почти смертельное. Я сразу представляю загробную жизнь, а вот вы мне, почему-то напоминаете седовласого священника, который постоянно молчит, созерцая райскую жизнь. От волнения я начинаю чувствовать голод. Чего вы молчите? Скажите хоть что-нибудь! Ведь надо искать выход! Вы же мужчина! Проявите свои мужские качества! А-а, вы решили играть в молчанку! Боже, но хоть кто-нибудь догадался о нашем существовании?! Страшно! Вы бросаете вызов моей капризной натуре? Но вы ошибаетесь! Я никогда не плакала, я смеялась на всей этой безысходностью. Я умела быть храброй женщиной! Вы трусливый мужчина! Что не так? Никакой реакции. Что это? Что за скрип?! Я не переношу мышей! Фу, какая гадость! Да вы, наверно, глухонемой сумасшедший! А розы на мольберте завяли, краски высохли, книга о художнике Пабло Пикассо без меня ушла в распродажу. В мой дом пришли агенты службы безопасности.
   Сергей: Да, хороший художник. Я был на последней выставке в Париже. Впечатляет!
   Виола: Вы были на выставке?! А где вы еще были? Мне это показалось? Или вы действительно только что заговорили? Издеваться над человеком - самое гнусное занятие, а тем более над женщиной. Терпению есть предел! Если увлекаетесь живописью, это не значит, что остальные слова надо пропускать мимо ушей. Я тоже приобщена к этому виду искусства и занимаюсь им более десяти лет. Пишу натюрморты, перевожу с французского книги, знаю знаменитых художников и, как ни странно, я тоже люблю картины Пабло Пикассо.
   Сергей: Я вспомнил одно из стихотворений Андрея Вознесенского.
   Виола: Какое? Вы что учитесь остро шутить? Невероятно! Передо мной сидит гордая высоко-духовная субстанция, которая не замечает боли простой женщины. Подумайте хоть на одно мгновение, что о нас забыли и быть может, мы просидим здесь последние дни жизни! Жалко, что мой муж, не видит в какой я глупой, нелепой ситуации. Он бы принял все меры и побеспокоился обо мне. Ну, к чему сейчас пафосные манеры поведения? Скажите?
   Сергей: А еще есть замечательная песня Вертинского.
   Виола: Конечно, сейчас вы начнете перечислять всех поэтов 20 века! А вам не приходило в голову вспомнить великих архитекторов? Они ведь тоже чем-то замечательны? Уже прошел ровно час, а о нас никто не подумал. Хорошо, вы не хотите со мной разговаривать. А как вы относитесь к своей собственной жизни? Неужели вы хотите умереть здесь, при женщине?! Или вы рассчитываете, что я тихо и смирно умру?! Покину этот мир?
   Сергей: Слышите музыку, она так тихо играет, что надо прислушиваться. Мелодия довольно известная. Давайте потанцуем? Я так долго не танцевал с женщиной.
   Виола: Просто поразительно!
   Сергей: Да, невероятно! Идите ко мне, мы поймаем такт мелодии.
   Виола: Я боюсь вас. Вы со странными наклонностями. Сначала, сделайте так, чтобы было светло. Вокруг было много людей, играл оркестр, и вы были поприличней одеты.
   Сергей: А чем вам не нравится мой вязаный свитер, потертые джинсы? Видно вы никогда не были на море?
   Виола: Я не была на море?! Извините, но турецкие пляжи незабываемы! Я их постоянная посетительница.
   Сергей: Я говорю совсем о другом море.
   Виола: А-а я же забыла, что вы высоко-духовная субстанция и живете сейчас в воображаемом мире! Вы меня не видите. Лишь иногда музыка напоминает вам, что рядом с вами кто-то есть, и это она, та самая, с которой надо потанцевать. Да-а-а.
   Сергей: Я о море, что передает настроение. В то самое утро меня провожала любимая женщина. Я был рыбаком. Уходил надолго. Годы - на северном море, потом ближе к югу. Монотонная грубая работа, где все заканчивалось подсчетом улова. Возвратился ровно через год, ее не было в живых. Болезнь, слабый иммунитет... . Мне приходилось покупать розы и уходить снова в море, чтобы не было так одиноко. Постепенно лекарством становилось оно, море. Живая сила штормов, нескончаемая тишина бриза.
   Виола: Так вы рыбак, который молчит. Для вас не вызывает труда помолчать день, неделю, год. Профессиональна привычка.
   Сергей: Когда сильный шторм бросает баркас на рифы, ты выходишь к штурвалу и успокаиваешь капитана хорошей пощечиной или ударом в живот, и все проходит. Море спокойно, по радио играет саксофон.
   Виола: Я не капитан вашего судна, и я не была в море! Если вы думаете, что своим поведением, своею непоколебимостью сразите меня наповал, то вы ошибаетесь. Я - женщина и имею право на всплески эмоций, а вот вы поступаете некрасиво! Если вы знаете, как отсюда выбраться, почему вы умалчиваете?! Хотите поиздеваться надо мной? Или показать какой вы храбрый моряк?!
   Сергей: Нет, я не знаю выхода, но я понял, где его надо искать.
   Виола: Где? За моей спиной? За моей слабой, израненной душой? Или вы надеетесь, что я сама все решу?
   Сергей: Да. За вашей измотанной, раненой душой. На выставке в Париже ни одна ваша работа не будет иметь успеха. Вы слабый художник! То, что вы хотели показать, давно утратило ценность, глубину восприятия. То, что вы так выставляли напоказ - слишком вычурно. Ваш менеджер просто занимался безвкусицей и продолжает потакать вашим прихотям. Хотя ваши прежние работы, оставленные на Украине, у бабушки, имели большой успех. Там еще жива искренность и наивность юной девочки.
   Виола: Откуда такая осведомленность?1 Вы бывали на моих выставках? Вы знакомы с моей живописью? Вы знаете моего менеджера? И почему вы думаете, что я плохой художник?
   Сергей: Просто я ваш друг, которого вы забыли.
   Виола: Друг детства, с которым мы сидели за одной партой? Случайный знакомый, который танцевал со мной на вечеринке в 18 лет? Сотрудник по работе, который оформлял залы моих выставок или журналист, который следит за моей творческой карьерой?
   Сергей: Ни то, ни другое, ни третье. Мы встречались в жизни только один раз. Но эта встреча была такой, как будто в море столкнулись два больших корабля.
   Виола: Я вас не помню. Если бы вы представились, было бы легче вспомнить. В полумраке, мне приходиться смотреть на ваш силуэт, как на безмолвную статую музейной скульптуры.
   Сергей: Пляж. Туристы прогуливаются по побережью. Вы стоите на старом деревянном пирсе. Ваша бабушка с удочкой в руках ловит рыбу, в основном мальков, карасиков. Старая прогнившая доска под вами разламывается, и вы падаете в воду. Я вас спасаю.
   Виола: А что я делала там, на старом пирсе?
   Сергей: Вы рисовали древнюю крепость. С того места ее лучше было видно, и вопреки предупреждениям бабушки, пошли на это.
   Виола: А что было дальше?
   Сергей: Я, думаю, у вас хорошая память и вы сами продолжите.
   Виола: Нет, я хочу услышать от вас.
   Сергей: Мы долго говорили о живописи. Вы хвастались, что ваши работы заметили, и, что скоро ваши мечты воплотятся в жизнь. Когда наступил вечер, вы попросили меня остаться, хотя бабушка была недовольна тем, что вы будете без присмотра. Я рассказывал вам как ловить кальмаров, как красиво бывает утром в тихой бухте северного залива на берегах Балтийского моря. А потом появились звезды и большая луна. Мы начали сочинять песни. У вас плохо получалось, и мы смеялись, дурачились, бегали по берегу, догоняя друг друга.
   Виола: Почему вы замолчали? Вы забыли, что происходило дальше?
   Сергей: Я думаю, что уже многое сказал, что бы освежить вашу память.
   Виола: А как вы накинули на меня шерстяной плед, помните? Мы говорили друг другу, что никогда этого не забудем, но все так быстро стирается, исчезает, меркнет перед тем, что уже наступило. Вы говорили, что окончили мореходное училище и собираетесь в плавание на торговом судне, что вы станете капитаном большого лайнера и отправитесь в кругосветное путешествие. Даже не верится, что мы встретились здесь, в темных коридорах катакомб. Почему вы пошли на экскурсию? Интересовались историей или простое любопытство?
   Сергей: Мой дед воевал здесь, а почему вы?
   Виола: Я хотела побыть одна, а муж этого не давал. Я хотела спрятаться, убежать, окунуться в мир собственных желаний, без мужчины. Мы проезжали мимо музея Великой Отечественной Войны, я попросила остановиться. Взяла билет на экскурсию и оказалась здесь, в этих катакомбах. Получается, нас опять свел случай?
   Сергей: Вы жалеете о том, что случилось?
   Виола: Нет, после того, как вас узнала. Мне стало легче. Я избавилась от ненужных предрассудков, и от мужской эгоцентричности. Я прошу меня извинить за грубое поведение, но вы, действительно, так спокойны в этой ситуации.
   Сергей: А вы хотели, чтобы я бросился искать выход?
   Виола: Да. Мы же в опасности.
   Сергей: Боитесь потерять, что имели? Боитесь смерти?
   Виола: А вы не боитесь? Вам больше не хочется увидеть меня, поговорить о живописи, заглянуть в будущее, где вы, может быть, добьетесь успеха. Стать тем, кем вы мечтали?
   Сергей: Я доволен тем, что у меня есть.
   Виола: А я нет! И я хочу, чтобы вы проявили настойчивость для нашего освобождения! Или вы получаете удовольствие от того, как я страдаю?
   Сергей: Я спокоен потому, что уверен, нас найдут.
   Виола: Вы уверены в этом?
   Сергей: Абсолютно!
   Виола: Не надо. Вы успокаиваете меня, чтобы я смирилась с обстоятельствами. Я хочу увидеть вас в действии. Сделайте что-нибудь! Копайте яму, стучите в трубу! В конце-то концов, подойдите ко мне. Мне холодно, я замерзла. Чокнутая жизнь, и сигареты кончились.
   Сергей подходит и обнимает девушку.
   Виола: Как давно это было? Порою, мне хочется вернуться в то время, где я ни о чем не задумывалась. Взобраться на ту самую крепость, и как принцесса наблюдать за белым парусом. Видеть, как преображается родной берег.
   Сергей: Я хотел бы вернуть семью.
   Виола: Ты любил ее? А впрочем, извини, я не хотела.
   Сергей: Это был ангел во плоти, для которого земля была болью, а любовь страданием.
   Виола: Зачем придумали разлуку? Что оставляет она нам, несчастным?
   Сергей: Слышите, кто-то идет? Там, по ту сторону стены. Видно нас уже ищут.
   Виола: Сомневаюсь. Это мыши скребутся.
   Сергей: Потанцуем?
   Виола: Я никогда не танцевала с мужчиной.
   Сергей: Вы такая эффектная женщина!
   Виола: Нет, вру, танцевала. Только с манекенами.
   Сергей: Понятно.
  
   Действие 2
   Диггер открывает железную плиту и проходит внутрь катакомб, за ним следует служба скорой помощи, люди с носилками, близкие родственники..
   Муж Виолы: Виола, ты жива! Ноги целы, руки целы, голова на месте. Слава богу, а кто это? Он тоже с тобой был здесь? Он тебе ничего не сделал? Ты вся продрогла. Дайте шерстяное одеяло. Пойдем, милая. Ты вся дрожишь. Потерпи еще чуть-чуть и мы дома.
   Виола: Со мной все в порядке.
   Муж: Устала. Я же говорил, не стоит совать свой нос в Стрые заброшенные развалины войны. Тут ничего нет хорошего. Тебе нельзя сейчас переутомляться. У нас через два дня выставка в Амстердаме, уже составлен договор, подписан ряд важных документов. Билеты уже куплены. Франсуа Де Ревуар через неделю нас приглашает на праздничный фуршет в честь авангардных художников 20 века. Мы должны там быть.
   Виола: До свидания, Сережа.
   Муж: Что?! Ты его знаешь? Кто он? Тоже художник? Кто-то из наших? Не похоже. Ты кто?
   Виола: Ты его не знаешь. Это мой друг.
   Муж: Скажи мне, друг, а ты не мог бы предпринять какие-то действия или ты беспомощное существо без признаков самосохранения? А может, ты просто воспользовался моментом? Виола, он к тебе приставал? Признайся честно! Может, он специально это сделал?
   Виола: Не надо, ты поступаешь по-глупому. Ревность здесь ни к чему.
   Муж: Хорошо, тогда познакомь меня со своим другом. Мне интересно узнать, чем он занимается.
   Виола: Если он этого захочет.
   Муж: А я у него должен спросить разрешение? Подготовить акт об обоюдном согласии двух сторон?! Ты мне сама все расскажешь, кто этот, измазанный в краску, в потертых джинсах мужлан?! Я хочу узнать и уйти!
   Сергей: Я мужлан в потертых джинсах.
   Муж: Вот, он сам признался. И он твой друг?
   Виола: Да, он мне дорог.
   Сергей: Виола, ты должна идти, это лишнее.
   Муж: Бессовестная. Такого нахальства я не потерплю. Я о ней пекусь, как о собственной дочери, а... . Ты не представляешь как я о тебе беспокоился, как нервничал, всю дорогу переживал. Ты же моя драгоценность, единственная надежда в этой жизни. Зачем ты пошла в эти катакомбы? Чтобы измениться, чтобы забыть, чтобы перечеркнуть все, что было? Твоя карьера только начинается. Мы только бросили семя во влажную землю. О тебе уже пишут в газетах! Тебя уже знают в кругах именитых художников! Мы только начали нормально жить, по-человечески. Неужели тебе плевать на меня, на творчество, на все, что мы строили по кирпичикам собственными руками?!
   Виола: Не паникуй. Я ничего не хочу. Пойдем, я действительно устала.
   Муж: Вот так, мой друг. Нам надо идти. Ты можешь еще тут посидеть, подумать о своем поведении, но если ты мне встретишься еще раз, у тебя будут неприятности. Это не угроза, это предупреждение! На всякий случай. Идем, дорогая. Тебе надо привести себя в порядок, а то ты совсем мне не нравишься.
  
   Действие 3
   Франция. Праздничный фуршет в доме художника авангардиста Франсуа Де Ренуара. В зале много журналистов, политиков, ценителей искусства. Мужчины одеты в строгие классические костюмы. Дамы в вечерних платьях с дорогими украшениями, аксессуарами моды. Они знакомятся с произведениями великих мастеров живописи и ведут диалоги.
   Худ. дизайнер: Дорога Виола, я вас приглашаю на свой очередной проект. Я буду заниматься дизайном отелей в Венеции. Часть из них хочу посвятить готике, экспериментальному витражу, а часть мозаике в стиле "модерн". Ваше мнение и непосредственное участие поможет мне лучше применить мои эскизы, поможет устранить неточности в огранке цвета и формы.
   Фотограф: Виола, вы не смотрели мои последние работы, посвященные кинозвездам и людям из большой политики? Я подобрал необычный набор снимков, разных по настроению и атмосфере. Приходите, вы тоже попадете в объектив фотокамеры.
   Политик: Не отказывайтесь. Я посоветовал бы вам побывать на Токийской конференции, в Японии. Незабываемый накал страстей, столько шума, столько оригинальных мыслей в экономической реформе.
   Спортсмен: Если вы думаете, что политики решает экзотику отдыха настоящего художника, то вы ошибаетесь. Один бой чемпионата мира по боксу принесет вам больше удовольствия, больше переживаний и даст энергию творчества на целый год.
   Военный: Последний раз, я помню, женщина была на моем полигоне неделю назад. Знаете, что ей понравилось? Ползать с полным снаряжением оружия, преодолевать препятствия на БТР-е, облитым керосином. Вот это адреналин, вот это настоящее искусство.
   Журналист: Завтра у нас будет презентация нового журнала мод от известного Кутюрье. Я бы хотел, что бы вы задали там пару курьезных вопросов по эстетике современного искусства.
   Муж Виолы: Все потом. Дорогие друзья, выставка Виолы есть новое веяние молодых талантов. Художников с особым взглядом на мир. Я хотел бы поздравить ее с вступлением в череду мастеров крупного масштаба. А мой подарок ей - ее первая работа, которую она написала в пору юности и романтизма.
   Вносят картину, на которой изображен моряк в лодке. В руках у него была роза. Виола разворачивается, скрывая слезы на лице, выбегает на улицу, садится в "шевроле" и уезжает прочь. За ней бежит муж, он садится в ближайшую машину и едет за ней вдогонку.
   Действие 4
   Балтийское море. Морской порт. Рыбаки сматывают сети, укладывают в доки мороженую рыбу. Большие куски поваренной соли вывозят в трейлерах на рыбопромысловые базы. Возле поставленных вагончиков, которые выходят прямо на берег, жены моряков вывешивают выстиранное белье. У старой баржи дети играют в прятки. У причала стоит двухмачтовая яхта. Играет на саксофоне седой старик. А там дальше, в бухте торговые суда подавали гудки приветствия или торжественного прощания с берегом. Сергей возвращался с работы. Он проходил мимо домов местных жителей, изредка поглядывая на море, на волны. Там кружились чайки, летали, догоняя порывы ветра. Он встретил знакомого друга, который заикался. Он всегда правду, с глубоким чувством, открывая душу. И ему можно было высказать все свои сомнения и страхи, тревоги, ожидания и беспокойства. Это была искренняя беседа двух друзей, которые хорошо знали язык моря и признавали свою любовь к красивой женщине.
   Друг: Ты видел, сегодня утром привезли цветы? Розы ушли сразу, фиалки остались старикам и детям.
   Сергей: Я больше не покупаю цветы.
   Друг: Но завтра рейс!
   Сергей: У меня еще остались с прошлого года.
   Друг: Но они же мертвые.
   Сергей: Для меня они всегда остаются живые.
   Друг: Кто она?
   Сергей: Художник.
   Друг: Я ее видел?
   Сергей: Нет, и вряд ли увидишь.
   Друг: Ты с ума сошел! Вокруг много тех, кто мог быть с тобой.
   Сергей: Мог быть? Смотри на полет этой чайки. Видишь, как она меняет свою траекторию полета? Она ждет уже много лет того, кто прилетит и повторит ее рисунок, но этого не происходит. И она плачет и ждет.
   Друг: А ты заметил, я почти перестал заикаться. Я научился петь. Морской воздух входил в мои легкие, и я пел.
   Сергей: Красивая?
   Друг: У нее голубые глаза. В них я вижу улыбки дельфинов. Мы с ней познакомились в прачечной. Я помогал ей выжимать белье.
   Сергей: Белье?
   Друг: Да. Я ее так рассмешил своим подходом к работе, что на следующий день мы поцеловались.
   Сергей: Поцелуй был нежным?
   Друг: Нежнее моря.
   Действие 5
   В зареве заката солнца море преображалось и дышало свежестью. Чайки кружились, кричали, как будто прощались с чем-то неведомым, взмывая в глубину неба. Берег был тихий, пустынный. Легкий шум волн и отдаленные звуки мотора рыбацких катеров - все приводило к тому, что день заканчивался, и усталая рука вечера красиво ложилась на прибрежную полосу Балтийских просторов.
   Он сидел у самого берега, в лодке, зарытой наполовину в песок. Смотрел в море на размытый горизонт, на яхты, уходящие в закат и думал о том, что завтра в рейс, что он станет единым целым с этим огромным организмом - морем, которое тоже умеет грустить, умеет любить, умеет бушевать, играть, умеет страдать и чувствовать сердце человека. Он знал, что идет в череду дней бесконечного одиночества, где нет места для задушевных разговоров, для улыбки, нежному взгляду любимой и просто усталости. Даже прошлое стирает грани воспоминаний, утраченных надежд, безумных переживаний и чувство влюбленности, оставляя лишь свободу балтийских ветров, силу мужества суровой среды существования и теплоту фотографий близких, тех самых близких, что заставляют тебя бороться за жизнь и повторять себе, что жизнь прекрасна, и стоит уходить в рейс ради счастливых глаз, которые встречают тебя на берегу.
  
   Она узнала, где он проживает, и где его можно найти. Она вышла из машины и пошла по берегу к тому селенью по дороге, спрашивая стариков, детей, женщин. В руках, осторожно придерживая, она несла розу - спутника удачи ее судьбы, ее начала. Ей так хотелось увидеть его, и она всматривалась на изредка проходящих мимо людей, узнавая черты его лица. Вот прошли его глаза, с печалью Аполлона, вот нос, испещренный морщинами морского воздуха, вот губы, обветренные холодными ветрами, вот его фигура с усталой походкой. А там, дальше где-то он сам, но она его не видела. Торопилась, пока не зашло солнце. Вдалеке она увидела силуэт человека, сидящего без движения. Он устремил свой взгляд в беспредельную даль морских горизонтов. Это был он. Она на мгновение остановилась, пробуя прочитать его мысли, и медленно пошла к нему. Сердце выскакивало из груди, будоражило душу, заставляло лететь, поднимая невидимые крылья. И вновь она остановилась, еще раз посмотрела на него, пока он ее не увидел. Она увидела многое - годы тяжелой работы, силу и выносливость мужчины, что терпит одиночество, безмолвное существование морского волка, мужские слезы, судьбу, что вырвала из жизни навсегда близких ему людей и ту скрытую, давно потерянную, что с болью в сердце дышала еще надеждой - Любовь. Он повернулся, и они встретились взглядом. Что можно было прочитать по этим глазам?! Как можно было проследить то трепетное чувство?! Это просто невероятно!
   Виола подошла и села возле него в лодку. Молчание было долгим. Никто не хотел нарушать то, что было похоже на ребенка, который только заснул и сладко спал, отправляясь в страну волшебного сна. А дальше были слова, которые значения не имели. Жизнь в 356 дней, а может быть и больше. Это время для мужества.
   Сергей: Я завтра ухожу в рейс.
   Виола: Я буду тебя ждать.
   Эпилог
   Без посторонних глаз. Трепетные чувства, что вселяют надежду, уверенность и вызывают восторг перед тем, как прекрасна женщина. Желание послушать французский шансон и пересмотреть лирические фильмы о любви. С одушевлением представить, как ты, где-нибудь на яхте с какой-то красавицей ловишь кальмара, шутишь, улыбаешься и сочиняешь песни. Это просто экзальтация, а впрочем, это произведение подарило мне искренность и теплоту отношений. В серости будней еще одна история любви, где все заканчивается красиво, с лепестками роз на ветру.
   Уходим в рейс не надо плакать
   Не надо женщин с эмоциями
   Устроим так, располагайтесь.
   Морской дюшес, портвейн жены,
   Уходим тихо и без шума.
   Без посторонних глаз любовницы
   Без света и второго трюма,
   Без памяти бессонницы.
   2003г.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"