Тарская Авдотья Викторовна : другие произведения.

Пустыня реальности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В какой-то момент мне вдруг показалось, что не существует ничего, кроме бесконечного океана битов информации

  Однажды одна молодая особа сказала:
  "Все мысли о природе реальности и смысле жизни, какие могла, я уже подумала в 17 лет. Сейчас меня волнуют практические вопросы: как получить образование, найти работу, вторично выйти замуж".
  Этим наглядно иллюстрируется социологический феномен: расходовать выстрелы нейронов, глюкозу и кальций на такие мысли может либо растущий организм, пока что обеспечиваемый родителями, например - второкурсник (их-то обычно и упоминают); либо решивший базовые проблемы, не очень бедный и не очень богатый экономический субъект. Например, профессор культурологии. На самом деле, если человек однажды по-настоящему начал об этом думать, он вряд ли сможет когда-либо остановиться.
  Хотелось бы вкратце описать развитие этих представлений - у человечества и у меня лично.
  
  Первой стройной картиной мира был бесконечный четырехмерный ящик, где в абсолютной пустоте двигались атомы. Ящик придумали еще пожалуй египтяне, а на атомы догадались поделить греки, смекнув, что многообразие форм сводится к конечному количеству, например четырем-пяти, видов частиц. К ящику с атомами можно пририсовать каких-нибудь духов или бога, но это уже кто как хочет. Эту картину мне передали родители.
  
  Глядя наружу, можно было задуматься о существовании "братьев по разуму", но они, во всяком случае, пока молчат. Поскольку ящик всегда был, то появление в нем жизни не казалось таким уж странным (хотя в детстве многое было непонятно: как работает общество или электронный прибор). В конце концов, за очень долгое время триллион обезьян напечатает поэму Шекспира, и подберет цепочку нуклеотидов в ДНК.
  
  Вслед за атомами в разум западного человека просочилась такая восточная идея: то, что мы видим - на самом деле иллюзия, голограмма, спроецированная откуда-то с поверхности, из мира идей. Я узнала об этом пожалуй только на втором курсе, когда проходили Платона. О голограмме, правда - вообще в прошлом году. Как бы ни сильна была эта идея, она все равно разделяет мир на две части: истинную и ложную.
  
  Четырехмерный ящик, сознание в котором было работой атомов в мозгу, тоже имел две составляющие: пространство-время и вещество-энергию. Ящик был бесконечно богат ими. Информация, когда я о ней узнала, кодировалась в нем распределением вещества-энергии по пространству-времени. Так как в библиотеке обычно были выданы на руки научно-фантастические книги, я перечитала все научно-популярные книги по физике, которые там имелись. Обнаружилось много нового: Вселенная, оказывается, конечна и началась 15 миллиардов лет назад; ящик оказался надувающимся пузырем; абсолютная пустота - "супом" из виртуальных частиц. Частицы обладали поведением, не поддающимся обычной логике. Кроме того, кто-то зачем-то установил барьер - скорость света. Из-за наличия гравитации и этого барьера появлялись черные дыры. Сама гравитация, в довершение всего, оказалась не силой навроде электромагнетизма, а прогибанием пространства. Вместо простого и понятного ящика - кривой пузырь, заполненный черте чем, имеющий начало да еще и, похоже, конец.
  
  В 1939 вышел рассказ Айзека Азимова про Слишком страшное оружие. Перевод названия мне не очень нравится, но другого я пока не придумала. Оружие, о котором там идет речь, "отделяет ум от мозга", то есть между миром ума (сознания), природа которого пока неясна даже создателям оружия, и материей существует интерфейс, точка крепления - мозг. Это примерно соответствует моим представлениям во время учебы в университете, что мозг - антенна (под влиянием Юнга, ноосферы и теории хаоса). Однако если материальный мозг - интерфейс, то сознание находится, опять, за пределами голограммы, в мире идей на поверхности. Это нечто вроде учетной записи на службе облачных вычислений, куда можно подключиться, скачать и закачать информацию. Примерно тем же занимается и ДНК - как некий крипто-пароль. Это все представления на тот момент - тогда уже был интернет.
  
  В 1865 вышла книга Льюиса Кэролла "Алиса в стране чудес". Там помимо педофилии и увлечения грибами есть много интересных слоев, в большинстве своем уже недоступных современнику, но нам здесь интересен главный для культуры XX века момент - дупло, через которое Алиса проваливается в чудесную страну. Нью-Эйдж использовал эту метафору так: до начала XX века мы имели в основе своей straight world, который можно было населять разными воображаемыми чудесами - по желанию. Атомная бомба, однако, и последовавшая за ней квантовая механика поставили нас перед дуплом. Большинство физиков побоялись прыгнуть в дупло, поэтому туда последовали фрики (freaks), что даже немного жалко. К слову о последних: живя до атомной бомбы, Маркиз де Сад не мог себе вообразить, как мы могли бы навредить природе; мы и сейчас вряд ли можем откатить все на миллиард лет назад, но на несколько сотен миллионов, стерев например всех млекопитающих, или даже всех позвоночных - можем.
  
  В 1999 вышел фильм братьев Вачовских "Матрица". В нем опять же есть две части мира: "пустыня", которую Нео никогда так и не пощупал - ему просто показали ее в симуляции; утверждалось, что корабль Навуходоносор и Сион находятся где-то среди этой каменистой пустыни, но к концу просмотра третьей серии зритель уже во всем сомневается. Почему-то скитаться по этой пустыне - неизмеримо круче, чем сосать палец в Матрице; у пустыни - иной онтологический статус. Что характерно, эти же представления высказываются в критике фильма Аватар с христианских позиций где-то в ЖЖ. Скорее всего, эта двоичность и высказывание предпочтения правой или левой половине - эффект нашей билатеральности, осевой симметрии, которой обладает большинство животных.
  
  Находим мы двоичность и в марксизме - там есть базис и надстройка. Информация кодируется веществом и энергией, намазанными на пространство, а не наоборот - иначе получается идеализм. При этом почему-то считается, что именно материализм безупречно побрит бритвой Оккама. Материализм постулирует существование немеряного количества материи и пространства-времени по сути дела низачем; просто чтобы не признавать, что существует субъективный наблюдатель, который смотрит на колеса поезда, и чтобы не было нужды постулировать наличие ультра-наблюдателя, который смотрит на все и всегда.
  
  И тут наступает век Информации, XXI век. Производство всего необходимого в материальном мире концентрируется в отдельных зонах, которые как бы выпадают из внимания сытых и благополучных. Большинство потребляемых калорий тратится на создание и потребление виртуальных миров. Обещанный религиями рай (как выход из мира, но не как конец развития) обретает вполне отчетливые очертания в виде переселения сознания на иной вычислительный субстрат. Вместо извечной мечты о звездах (от которых нас отделяет установленный кем-то зачем-то барьер) открывается дверь в нано, где в скором будущем возможно тоже будут жить - не шесть миллиардов умов, а шесть триллионов. Вместо зажигания подконтрольной звезды, ради даровой энергии, в наномасштабе можно будет поймать, или создать, черную дыру и ухнуть в нее, в надежде что там - другая Вселенная. Понятно, что если мир - компьютерная программа, то есть информационная система, то ей вовсе незачем рендерить колеса поезда, когда на них никто не смотрит. Она может рисовать на небосклоне вспышки гамма-лучей сколько угодно, но необязательно (по бритве Оккама же!) делать вывод, что это остатки от коллапса миллионов солнц. Да и все эти бесконечные галактики, весь этот "waste of space", как выразились у Карла Сагана в "Контакте", могут быть лишь декорацией - только для тех, кто уже построил инструмент на них смотреть. Зачем они были нужны, когда из нашего уголка охотник в набедренной повязке смотрел на звезды? Мир сразу же становится на диво экономичным! Да, в нем очень много всего, но нет ничего лишнего, ничего - куда не посмотрел разумный наблюдатель. В основном эта программа не глючит, если она нарисовала здесь галактику, то галактика уже никуда не денется (по крайней мере, пока воинствующие христиане не запретят телескопы).
  
  Зачем нужно было бы придумывать головоломные законы квантовой механики, пока никто не взорвал атомную бомбу? Разве нескольких десятков химических элементов недостаточно для описания мира, в котором жил древний грек? Конечно, в симулированном мире тоже есть свое богатство - симулянты создают свои симуляции, надувают у себя вселенные, подобно тому, как в детстве многие из нас представляли себе миры существ, живущих на электроне (тоже состоящих из своих, еще более мелких частиц). Граф симуляций конечен, но не имеет границ (как в теории мнимого времени у Хокинга). Нет сингулярности, из которой бы вышли "первые" симулянты - как нет и верховного владыки всех симуляций - и соответственно, никто из них не круче других. Когда мы заходим на сайт Ника Бострома, читаем очередную книгу Пелевина или как-то еще, если повезло, теряем эту почву под ногами - The Desert of the Real - понимая, что одна симуляция может быть интереснее другой, но не различается по онтологическому статусу (а все онтологическое вообще следовало бы сбрить бритвой); что все, что есть в мире - информация, и именно информация кодирует пространство, время, вещество, энергию, именно она дергает "струны" где-то там в глубине, так же глубоко в космос от атома как от галактики - к атому; вот тогда и начинается настоящее познание.
  
  Граф конечен, но он растет - новых симуляций появляется больше, чем исчезает. Тут и там симулянты осваивают новые этажи, подобно тому как слизь миллиард лет стряпала человека. Я не буду даже утверждать, что в графе-мультиверсуме есть или будет какое-то подобие мозга; возможно, белковую жизнь в нем можно сравнить с нервной тканью, а ум человечества - с ганглием, из которого потом нечто соберется. Но это лишь метафоры. Информация порождает информацию - и этого достаточно.
   P.S. заметке скоро уж полгода, и некоторые вопросы, такие как: "чем пустыня реальности круче Матрицы?" - получили свои ответы - так что продолжение следует...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"