Невозможно доказать то, что абсолютно очевидно: ибо само доказательство абсолютно очевидного есть свидетельство недостаточности этой очевидности для того, кто доказывает.
Опираясь же на недостаточную очевидность, невозможно показать очевидность абсолютную. Зная это, можно видеть невозможность метафизического основания и доказательства абсолютно бытия вообще, под какими бы именами оно не выступало в каждом конкретном случае, как то: Бог, Идея, Брахман, Материя, Природа и т.п., и которое здесь, в данном размышлении, выступает под именем САМОСОЗНАНИЯ, которое, исходя из вышесказанного, не доказывается, а откровенно полагается, и которое сознает себя не абсолютным САМОСОЗНАНИЕМ Духа, а относительным самосознанием данного телесного человека, говорящего здесь. Тому, кто видит, нет нужды в руководстве Откровения, ибо он сам есть откровение для себя, как все есть откровение абсолютного Самосознания Духа (далее - просто - Самосознание). Сказал Бхагаван Арджуне: "Когда твой разум, противопоставленный Писанию, станет неподвижно утвержденный в самадхи, ты достигнешь Йоги".
Тому, кто не-видит, но верит в Откровение, никаких
доказательств не надо: в силу понимания их недостаточности для верующего.
Тому, кто не-видит и не-верит, не помогут никакие
доказательства, ибо он и не хочет верить для того чтобы видеть. Сказал Гераклит: "Большая часть божественных дел ускользает от познания вследствие недостатка веры". Такие люди - вечные пленники мнения, о чем сказал Гераклит: "Мнение правит миром, ибо только мнение есть то, что даже самый безукоризненный мыслитель познает и сохраняет".
Такие человек живут, идя от мнения к мнению, как бы перебирая четки из самоцветов, или как бы глядя в гигантский калейдоскоп, где в бесконечном сочетании нескольких цветных фигур, отраженных в нескольких зеркалах, живет-поживает Майя - богиня Неведенья Очевидного. Они же, люди сии - рабы ее великолепия.
Так сказано о невозможности доказательства абсолютно очевидного бытия, о людях видящих, о людях не-видящих, но верящих, о людях не-видящих и не-верящих - тех, кто доказывает.
ТЕКСТ
"Я вопрошал самого себя".
Гераклит
Пожалуй, с этого я начну, что объявлю о своем намерении говорить здесь сам от себя, в меру самораскрытия истины, ничего не доказывая, а как бы ведя за руку тех, кто согласиться пойти вослед данному рассуждению. Надеюсь, что они сами увидят то, что увидел я. Взглянем на космос , как на одновременное существование различных ступеней Самосознания и попробуем выделить и определить наиболее глобальные из них. Ибо космос, с этой точки зрения, есть самораскрывающееся во всем многообразии единое бытие Самосознания.
Ступень первая: это хаотический мир взаимодействующих стихий, включающий в себя первые проформы органической, "живой" материи - микроорганизмы. Самосознание сей ступени не осознает себя как нечто единое отдельное от другого, а лишь смутно теплиться в себе самом, только лишь подступаясь к процессу самого-в-себе различения, и не имея, в собственном смысле слова, способности к познанию - познавательной способности. Это ступень относительного бытия Самосознания, вплоть до его небытия. Единица еще не разделилась, но чревата. Цифровое обозначение ступени: 0-1.
ступень вторая: это мир сознательной отдельности одного от другого, это различенный сам-в-себе мир отношений субъекта и объекта, с преобладанием объекта, когда некоему осознано отдельному противостоит хаотический мир объектов и подавляет его. Здесь бурлит процесс самого-в-себе
различения и проявлена познавательная способность. Короче, это ступень осознанной отдельности эгоистического самосознания, которое присуще всем существам, наделенным инстинктом самосохранения: от сложных микроорганизмов до "человека разумного" как вида.
Числовое обозначение ступени: 1 - 2 (единица родила).
Ступень третья: это мир уравненных отношений субъекта и объекта, где устанавливается сущностная связь между ними. Граница отдельного начинает размываться, а процесс самого-в-себе различения подошел к догадке сущностного единства мира, преодолевая его хаотичность. Однако, сознание отдельности все еще остается; эгоистическое самосознание догадывается о своей недостаточности и неполноте, а инстинкт самосохранения начинает терять свою безусловность. Это ступень самосознания воплощена в высших формах животного мира, особенно - в людях.
Числовое обозначение ступени: 2 - 3 (рожденная родила).
Ступень четвертая: это мир, в котором процесс самого-в-себе различения упирается в твердыню некоего единого, которое есть не что иное, как монолит, образовавшийся в необратимом слиянии субъекта и объекта. Иначе говоря, процесс самого-в-себе различения исчерпал питающий его хаос, но по инерции продолжает некоторое время различать неразличимое. Это ступень смерти эгоистического
самосознания, и рождения нового собственно самосознания, воплощенного в святых существах.
Числовое обозначение ступени: 3 - 1 (сын рождает отца).
Ступень пятая: и последняя. Этот мир определяется полным отсутствием определений и говорить о нем возможно для меня через намеки, ибо здесь процесс самого-в-себе различения отсутствует, познавательная способность исчерпана до конца. Самосознание здесь знает все как самое себя, т.е. не посредственно, а Само. Такое самосознание есть Абсолютное Самосознание, то есть Чистейший Дух и Высочайший Бог. Веданта его именует как Запредельное То, как бы отказываясь от какого-либо именования. К мирам эгоистических сознаний этот мир может относится и как все, и как ничто. Бхагаван сказал Арджуне: "Я есть Все. Кто так знает Меня - спасется". Шри-Шанкара-Ачарья учит: "По отношению к миру объектов Свидетеля можно определить как Ничто". Следовательно, Абсолютное Самосознание может быть всем во всем и ничем в чем-либо, и определенным чем-то, то есть Богочеловеком и Господом нашим - Иисусом Христом.
Числовое обозначение ступени: 1-0 (единица исчезает в себе самой).
Таким образом, мы выделили наиболее глобальные и потому заметные для моего, увы, довольно мутного умозрения пять ступеней одновременного существования самосознания, которое и раскрывается каждому в меру его относительного самосознания.
Пытаясь найти какие-нибудь закономерности в отношениях выделенных ступеней, мы можем увидеть, что первая
ступень (0 - 1) и последняя (1 - О) схожи между собой тем, что в них отсутствует процесс самого-в-себе различения и не действует познавательная способность, а следовательно, нет ни субъекта познания, ни объекта. Таким образом, можно сказать, что первые и последние ступени равны между собой по своему относительному небытию в отношении к относительному же бытию миров эгоистического самосознания, составляющих Космос, для которого в первую очередь характерно бесконечно многообразные Формы отношений субъекта и объекта, выделенных на пороге самого-в-себе процесса различения.
Эти ступени равны, но не тождественны, ибо первая ступень есть как бы небытие ДО процесса самого-в-себе различения, а последняя ступень есть как бы небытие ПОСЛЕ процесса самого-в-себе различения. Причем, мир первой ступени берут как основу материалистического монизма, а мир последней ступени как основу идеалистического пантеизма. Ибо это миры, где самосознание существует одно без другого, то есть самодостаточно: в первом случае - относительно, во втором - абсолютно. Автор данного рассуждения умозрительно тяготеет к последнему, хотя телесно находиться в мире стихий: ему не удалось различить еще иллюзорность объекта и собственного тела, но он верит в то, что ему это удастся. Однако, продолжим данное рассуждение.
Средние три ступени составляют общий Мир Эгоистического самосознания, где различаются и снимаются бесконечные системы мироощущений, мировоззрений, миросозерцаний, которые, по сути, есть не что иное, как бесконечное
множество мифов или, по слову Гераклита, мнений. Этот общий Мир Эгоистических самосознаний издавна именуется Космосом, или Вселенной. Здесь, в данном рассуждении, Космос определяется как Миф Эгоистического самосознания, состоящий из бесконечного множества мифов каждого, взятого в отдельности, самосознания эгоистического существа, в котором жив инстинкт самосохранения.
Повторим: самосознание в начале самого-в-себе процесса различения понимает себя как вне-положенный ему Хаос (Материю - Мать всего), а в конце этого процесса понимает себя как Бога-Духа - "Его же не видел никто никогда", везде и во всем равного себе самому в самосознании всего. Такова диалектика самосознания.
Итак, мы видим: САМОСОЗНАНИЕ не есть замкнутый сам на себе круг, а есть вечно обновляющийся через отрицание себя самого источник живой жизни, из которого пьет все сущее.
Имя источника - ЖИЗНЬ ЖИВАЯ: сама из себя истекающая, сама же в себя впадающая. Рог изобилия, поводырь богов и людей, к себе и от себя бегущая, каждому просящему дающая, нежная, всемогущая, непостижимо постижимая ЖИЗНЬ, объясненная здесь в меру слабых сил моих как сказавшее о себе самом САМОСОЗНАНИЕ.
***
*) философемы сии - продукт более поэтический, нежели философский, и потому вполне дилетантский. Однако, в контексте данной судьбы и книги они уместны. Тем более что, как проницательно заметил Мартин Х., поэт и мыслитель суть одно и то же лицо. Пусть иногда слегка глуповатое.