Татаренков Валерий Владимирович : другие произведения.

Город Нот

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Истории нотных знаков

  Если вы будете путешествовать по стране Знаков, обязательно загляните в город Нот. Уверяю вас, ничего подобного не увидите вы в других местах. Только будьте осторожны, пробираясь к городу, а лучше, путешествуйте вместе с теми, кто уже бывал здесь. Ведь город Нот окружён самым настоящим диким лесом, в котором живут самые настоящие, дикие зв... Да нет же не звери, а звуки! Когда то ноты тоже были дикими, и жили в лесу, но после они решили построить город, прямо на живописном холме, посреди леса .
   Ноты живут на холме уже так давно, что из первых нот уже успели возникнуть семь династий, свои писаные и неписаные законы, предрассудки и конечно предания. Как и положено династиям, они строго придерживались традиций, одной из которых было то, что нельзя было выдавать своих дочерей за сыновей из других династий. Но, как это обычно и случается, были и исключения, которые со временем тоже стали традицией. Дело все в том, что династии жили по-соседству, в однажды заведенном порядке, который они неукоснительно соблюдали на протяжении столетий. Династия До, династия Ре, династия Ми, династия Фа, династия Соль, династия Ля и династия Си. И, так уж случалось, что родители не всегда могли уследить за своими детьми и например молодой нот из семейства До мог влюбится в нотку из семейства Ре, ведь они жили по соседству! Родителям влюбленных ничего не оставалось делать, как только заключать брак между детьми своих династий. Причем (и это был первый предрассудок ) родители До называли новобрачных До- диезами, а родители Ре - на свой лад, Ре- бемолями.
  Надо сказать, что династии Ми и Фа а так же Си и До никогда не заключали браков между детьми своих династий, наверное потому, что считали это неприличным. Так что в городе Нот вы никогда не встретите нота с фамилией Ми- диез или До- бемоль.
  Так ноты рождались, росли, женились и выходили замуж, строили свои дома. Со временем город разросся и занял весь холм от подножия до вершины. Но, что удивительно, селились ноты все в том же порядке До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, и так далее. Конечно, как вы помните между До и Ре жили До-диезы (или Ре-бемоли), между Ре и Ми- Ре-диезы (или Ми- бемоли). Между Ми и Фа не было никого, Между Фа и Соль снова Фа-диезы (либо Соль-бемоли), Между Соль и Ля- Соль- Диезы (или, как вы догадались Ля-бемоли), дальше, между Ля и Си располагались Ля- диезы или Си- бемоли, ну и между Си и До, как вы помните не было никого.
  Поскольку фамилий было всего двенадцать, а в городе жило ни много ни мало несколько десятков тысяч нот, то весь город пришлось поделить на улицы, для того, чтобы было проще найти нужного нота. Итак, улицы шли по порядку - от подножия к вершине. Первую, она опоясывала холм у подножия, назвали Субконтроктавная, выше неё шла Контроктавная, ещё выше Большая октавная, над ней Малая октавная, и дальше по порядку- Первая октавная, Вторая октавная и на самой вершине - Третья и Четвёртая октавные улицы. Кроме того город бы поделен на районы, смотря по тому, где находились улицы - выше или ниже двух железных ворот, которые запирались на ключ. Хранителем ключа от нижней части города было семейство Фа с Малой октавной, а сам ключ называли Басовым. Второй ключ, от верхней части города хранило семейство Соль, с Первой октавной, а ключ назвали Скрипичным, наверное потому, что ключ сильно скрипел, когда отпирали замок на воротах.
  В каждой усадьбе жило большое семейство: глава семьи, его называли "Целым" или "Целой", его сын с женой- "Половинки", двое их детей с супругами- "Четвертные", имевшие в свою очередь четверых детей которые уже обзавелись спутниками или спутницами жизни, их называли "Восьмые", а еще были "Шестнадцатые" и "Тридцатьвторые", так что в одной усадьбе жило шестьдесят три нота и нотки!
  
  Толстые и тонкие
  Узнать, где живет нот или нотка можно не только по адресу, но и по внешности, и даже по голосу. Стоит только посмотреть на толстяка Ля, обладателя шикарного баса (который к тому же носит титул самого толстого нота в городе), и его семейство, чтобы понять, что живут они у самого подножия, на Субконтроктавной улице. А вот старушка Си, худая, как палка, с тонким, писклявым голосом живет почти на самой вершине холма, на Четвертой октавной. И дети, и внуки у неё все такие тонкие, что, кажется, вот подует ветер, и унесет всё семейство с вершины холма прямо в небо. Вот так повелось, чем толще были ноты, тем ниже они селились, ведь им не хотелось каждый раз подниматься и спускаться с верхних улиц. Худые же напротив, были легки на подъём. Середняки же, как всегда не любили крайностей, а предпочитали во всем золотую середину, так им казалось правильнее.
  Некоторые ноты от рождения отмечены особым знаком - точкой. Ноты считают, что им кроме одной жизни, дано еще полжизни, и таким нотам дают выступать на концертах дольше, чем их сверстникам.
   Хотели бы вы знать, чем занимаются ноты? Они музыкально одаренные, и целыми днями или выступают, или готовятся к выступлениям. Все, от мала до велика играют на фортепиано, многие играют на гитаре и других инструментах. Те, что живут на нижних улицах, ниже басового ключа, увлекаются игрой на контрабасе, а те, что выше скрипичного почти боготворят скрипку. Ну, а если какой - то нот сначала играл на скрипке, а потом ему захотелось поиграть на гитаре, то про него говорили, что он сменил тембр.
  Выступления у нот проходят каждый день, ведь они ничего другого не умеют, да и не хотят делать. Итак, стройными рядами, и целыми колоннами, ноты совершают свои выступления. Чаще всего шествие начинается от Скрипичных ворот, иногда от Басовых, но самое красивое зрелище бывает когда колонны начинают движение на разных улицах параллельно друг другу, следуя таинственному замыслу Автора, перекликаясь, вторя, или развивая собственную линию ноты создают поистине чудесную атмосферу вокруг. Восьмые, Шестнадцатые и Тридцать вторые ноты несут яркие флаги или транспаранты, которые как бы связывали их вместе общей вязкой, или ребром, как называли его сами ноты. Их старшие родственники, Четвертные и Половинки считают, что довольно и простых штилей. А уж почтенные главы семейств - Целые ноты и вовсе не хотят себя утруждать всякими атрибутами, и важно шествуют с пустыми руками. Издалека это похоже на весёлый карнавал, и издавая звуки радости ноты поднимают настроение и себе, и тем, кто не участвовует в сегодняшнем представлении. Хотя бывали и времена, когда такое шествие больше было похоже на демонстрацию протеста, а то и вовсе похоронную процессию. Жизнь нот сложна, в ней много разных событий, оттого, и выступления их так не похожи друг на друга.
  
  Паузы, дети Альтерации и другие.
  В городе Нот, кроме тех, кто любит играть и петь, есть и другие, не менее интересные личности. Взять, например Паузу, и всех её отпрысков. Про неё говорят, что она приезжая. Когда то давно она переехала в город, но никто не знал откуда. История города Нот об этом умалчивает. Да и вообще, всё, что связано с Паузой, сопровождается молчанием. Когда эта особа появляется на выступлении, все ноты как по команде замолкают, правда, ненадолго. Пауза никогда не задерживается в компании нот. Ведь она приезжая, а приезжим бывает нелегко ужиться с местными жителями. Правда, Пауза сделала всё, чтобы походить на коренных жителей, в её семействе всё было, как и у других нот: кроме неё там были половинки, и четвертные, и восьмые и все остальные. Вот только постоянного жилья у них не было. Когда самая первая пауза появилась в городе, все дома были уже заняты. Поэтому Паузы скитаются из одного конца города в другой, иногда пересекаясь с процессиями нот, которые при виде Пауз молча пропускают их, и шествуют дальше.
  Крещендо и Диминуэндо те еще знаки! Один полная противоположность другого. Антиподы, так сказать. Что бы один из них не делал, другой делает в точности наоборот! Хотя, по правде сказать ни Крещендо ни Диминуэндо ничего и не делают, и делать не собираются. Никакой музыки они не производят, зато оба любят покомандовать да поуказывать другим. Крещендо стоит где-нибудь на углу, да покрикивает проходящим нотам: "Эй, что вы там бредёте еле живые, а ну, живее, сильнее, давай, давай!"
  А Диминуэндо напротив глядя на ноты качает головой и тоже указывает: "Куда все бегут? Не уж-то на пожар? Нет, так жить нельзя. Зачем изо всех сил то стараться? Надо потихонечку да полегонечку!" Нотам же от них конечно одни неприятности, они как то даже спрашивали, дескать, почему это вы тут раскомандовались, по какому праву? На что Крещендо и Деминуэндо отвечали, что они тут не сами по себе, и что есть у них на это письменное разрешение самого Композитора, указывая рукой куда то в небо. Ноты глядя на небо ничего возразить не смели, считая, что там, наверху конечно виднее, и наверное есть какой то прок и от этих бездельников.
  Нельзя не сказать и о Лиге, утончённой музыкальной натуре. Она держалась в стороне от двух динамичных деятелей но оказывала на жизнь нот не меньшее влияние. Ей всё казалось, что нотам не достаёт плавности что каждая из них держится обособленно, и она считала своим священным долгом напомнить нотам о гармонии сплочённости, взаимопонимания и взаимопродолжения, обычно повторяя на распев: "Легато, легато, легато!"
  Её идейному противнику Стаккато была противна сама мысль о том, что всё нужно делать вместе, поэтому он при любой возможности образно говоря "вбивал клинья" между нотами, поучая их о всех преимуществах самостоятельности и независимости.
  А ещё есть в городе три брата: Диез, Бекар, и Бемоль, дети Альтерации. Несмотря на то, что они родные братья, характер у них уж очень сильно различается. Старший из братьев, Диез, при встрече с нотами всегда убеждал, что они выше, чем есть на самом деле. Так, подходя к До, он помпезно проговаривал: "Друг, ты не просто какой- то там До, ты До-диез, совершенство само"! И До верил Диезу, и изображал из себя До диеза, хоть и не был им на самом деле. Ноты вообще были доверчивы, и делали всё, что им говорят.
  Бемоль же, который был младше всех, напротив, при встрече с нотами посмеивался над ними, дразнил и говорил, что они слишком много о себе думают. "Да какая же ты Соль? Ты всего лишь Соль бемоль! И лицом ты не пригожа- больно ты на Фа похожа!" И бедняжка Соль соглашалась с Бемолем, и всё пыталась строить из себя Соль бемоль.
  А вот их средний брат, Бекар был реалистом. Когда он видел нота или нотку, которые делали то, что им сказали Диез или Бемоль, подходил к ним и говорил: "Может хватит больше делать, что другие говорят? Жить пора своим умом! Если До, то будь как До, если Соль, живи как Соль. А Диеза и Бемоля вы не слушайтесь, они, просто так вас разыграют! Вы им сильно не нужны". И ноты охотно соглашались с Бекаром, ведь это так приятно, снова быть в ладу с собой!
  
  Гости города
  Кроме нот, пауз, и других местных жителей в городе бывают и гости. Это буквы и цифры. Вообще -то они живут в своих городах, буквы в городе Букв, а цифры - в городе Цифр. Мы обязательно посетим эти замечательные города в нашем путешествии. Буквы и цифры, которые гостят у нот, не умеют играть на инструментах, зато очень любят смотреть как ноты, паузы, Диез, Бекар и Бемоль, и все другие участвуют в ежедневных шествиях.
  Буквы болтливы, они просто не могут удержаться, когда что- то видят или слышат. Одних прямо таки распирает от желания тут же всё комментировать. Обычно такие буквы, стоя на обочине, наблюдают, как ноты начинают выходить из Скрипичных ворот и тут же начинают перешептываться между собой: "О, решительно!", "Ну...не быстро" или "довольно скоро!" или "Да..довольно оживлённо". Но есть и другие буквы, они не хотят стоять в стороне, и вливаются в шумную процессию. В то время как ноты играют на музыкальных орудиях, буквы начинают подпевать им! Получается весёлый ансамбль: дудят трубы, гремят барабаны, где то солирует скрипка, и буквы поют! В городе Нот совсем не скучно!
  Цифры по характеру совсем другие. Они не умеют ни петь, ни играть на инструментах. Цифры любят считать. Считать всё подряд. Вот и стоя вместе с некоторыми буквами у Скрипичных ворот некоторые цифры уже посчитали, (а считают они очень быстро!) сколько нот в каждом ряду проходящих колонн, сколько из них Целых, сколько Половинок, сколько Четвертных. И тут же делают выводы : "2/4", "4/4"или "6/8". Да, кому то может показаться, что цифры скучны и неинтересны. Важнее то, что сами цифры так не считают! Ведь они, как и буквы тоже любят музыку.
  Другие цифры стоят вдоль всей улицы, по которой идёт шумная толпа певцов и музыкантов, и подсказывают нотам, как лучше играть на инструментах. Как ни странно, цифры в этом очень хорошо разбираются! Рядом с цифрами стоят буквы, и по своему обыкновению комментируют шествие, или кричат играющим на фортепиано "давай, жми на педаль" или, по итальянски, громко восклицают "crescendo!" На такие подсказки ноты совсем не обижаются, ведь они любят своих друзей из других городов за то, что те любят их музыку. Так здорово делать что то вместе!
  
  Интервалы и аккорды
  Ноты тоже умеют считать. Конечно они не такие умные, как их друзья - цифры, и счёт у них совсем простой. А звучит он так: прима - секунда - терция - кварта - квинта - секста - септима - октава. 0 - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 -как посчитали бы цифры. Ноль - один - два - три - четыре - пять - шесть - семь - как сказали бы буквы. А учёные ноты знают немного больше номеров. Они любят вдаваться в подробности, и считают так: чистая прима - малая секунда - большая секунда - малая терция - большая терция - чистая кварта - тритон - чистая квинта - малая секста - большая секста - малая септима - большая септима - чистая октава.
   Зачем же нотам считать? О, это очень важно. Каждой уважающей себя ноте нужно знать интервалы,соблюдать дистанцию и уметь выбирать себе друзей. Ноты очень общительны. Они всерьёз считают, что ходить поодиночке довольно скучно. Другое дело в компании! А как же нотке найти себе подходящую компанию? А очень просто! Нужно все правильно рассчитать! С кем-то можно быть ближе, а от кого-то держаться подальше! Если подпустишь к себе близко не ту ноту, может и неблагозвучие получиться.
  Вот, выходит, к примеру, нотка Соль из дома на улицу и начинает считать. Если ей нужна компания чтобы весело провести время, она считает дома до четырёх, вверх по улице, начиная с соседского дома: малая секунда - большая секунда - малая терция - большая терция. Для нотки Соль счёт заканчивается на доме, где живёт семейство Си. Соль зовёт Си, и они вместе выходят на улицу и снова начинают считать, на этот раз до трёх: малая секунда - большая секунда - малая терция. Так они находят третью подружку для мажорной компании, а живёт она в семействе Ре. Вот у них и собрался "Соль-мажорный аккорд", как говорят ноты. Соль-мажорная компания потому, нотка Соль задаёт основной тон, она у них главная, и первая идёт к другим. Си между собой называют терцией, а Ре - квинтой. Когда Соль приходит к Си, они так и говорят - пойдём к квинте. И потом гуляют три подружки весело вместе, и вместе участвуют в концертах.
  А вот если наша нотка Соль загрустит, и настроение у неё минорное, ей захочется с кем - то поговорить о своих бедах, то выйдя на улицу, она начнёт считать до трёх, и окажется около дома Си Бемолей. Затем Соль вместе с Си Бемоль считая до четырёх, пойдут дальше, и счёт закончится на доме всё той же верной подружки из семейства Ре. Так бывает и у нот - некоторые дружны и в горе и в радости, а другие нужны только когда горе или только когда радость. Такую печальную компанию ноты между собой называют "Соль-минорный аккорд". И в этой Соль-минорной компании Соль задаёт основной тон, Си Бемоль называют терцией, Ре - опять квинтой. Вот и бродят они своей компанией по городу, чтобы развеять печаль.
  Так же поступают и все другие ноты из города Нот - от малого до большого. А ещё, в жизни нот бывают и другие разные аккорды - компании. Главное - соблюдать дистанцию! Золотое правило для нот.
  Посторонние
  Хотел бы я вам сказать, что в городе Нот всегда все тихо да гладко. Но...как ни старались городские власти поддерживать порядок, нет, нет да и случались у нот некоторые казусы. Не все в точности знали городские законы, а те, кто знал не всегда их соблюдали. У них были на то веские причины, как они говорили, оправдывая очередной конфуз, но при расследовании обычно выяснялось, что некоторые, даже почтенные ноты просто позволяли себе определенные вольности. Начитавшись о каких то таинственных практиках, якобы древнего Какофона, они снова ввели в моду какофонию, как они ее называли. Например они могли ходить в компании совсем не подходящих им нот, всем "аккордом" издавая неприличные звуки, Это же наша компания, говорили они, если вам не нравится, мы вас к себе не зовем. И вообще, мы никому не мешаем. О, они в самом деле так думали! Но постоянные жалобы законопослушных нот в городскую администрацию показывали, что далеко не всем по нраву такие свободы. А все потому, что всякие неприличные звуки хотя и звучали не так часто, но оставляли неприятный осадок в душах нот, и они уже не могли потом так же непринужденно давать концерты, проводить шествия и марши.
  Кроме местных нарушителей бывали в городе и заезжие гастролеры. Посторонние Звуки. Эти проходимцы не уважали общепризнанных правил, и периодически срывали концерты каким то невообразимым гулом, воем и свистом, топаньем и хлопаньем, а так же шуршанием, шипением, пищанием, скрипением. В общем они порядочно действовали на нервы всем участникам, слушателям и зрителям.
  Из за них служители порядка были вынуждаемы останавливать мероприятия, и изгонять нарушителей за пределы города.
   Продолжение следует...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"