"Когда нам развяжут руки, мы сделаем все как надо:
Все будут любить друг друга и жить на одну зарплату..."
Ермен Анти, "Политкорректность"
Без малого год назад, в начале декабря 2008 года, всю Грецию охватили массовые выступления народа против государственной власти, вызванные убийством несовершеннолетнего анархиста афинскими полицейскими. В акциях протеста приняли участие две трети населения страны. Греческие профсоюзы призвали своих иностранных товарищей к общеевропейской стачке. К сожалению, народными волнениями воспользовались греческие социалистические организации, добившись своей победы на общенациональных выборах. В итоге, уже через четыре дня после победы социалистов почти тысяча полицейских - ОМОН, моторизованная полиция, тайная полиция и обычные полицейские в форме - обрушились на закрытый для полиции район Экзархия - анархический центр Афин. По данным прессы, полицейские ворвались в 26 баров, расположенных в освобожденном парке на улице Наварину и продемонстрировали крайне мстительное и жестокое отношение ко всем, кому довелось находится в пределах радикальной зоны. Многие молодые люди были сильно избиты в ходе операции. Во время погрома были задержаны более 80 человек. И вполне вероятно, что задержанных анархистов направили на принудительные общественные работы - ибо в социалистическом обществе "кто не работает - тот не ест". Таким образом, потенциально более масштабная чем в 1968-м общеевропейская революция, как говорится, "накрылась медным тазом". В чем же причина столь крупной неудачи анархистов?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить азы анархической теории. Прежде всего, что такое анархия? В представлении обывателя - это либо что-то хаотичное и опасное, либо что-то утопическое и недостижимое. На самом деле, анархия - это способ общественного устройства, в котором государство отсутствует, а социальные отношения строятся на свободном договоре заинтересованных в этих отношениях лиц. Очевидно, чтобы перейти к новой анархической форме общественных взаимоотношений необходимо отбросить старую иерархическую форму. Но... Тяжело отбросить форму общественного устройства, в которой ты живешь, и которая худо-бедно, но все же выполняет свои функции: в школах учат, на заводах работают, в конторах ведут дела, пенсионеры получают пенсию... Конечно, не все идет так как хотелось бы: вместо пенсии гроши, бизнес под контролем спецслужб, права рабочих практически отсутствуют, образование только разрешенное властью... И кажется, что для достижения социальной гармонии только-то и надо, что ликвидировать мелкие социальные недостатки... И вот, убежденный анархист постепенно "сползает" на социалистические позиции; результат описан выше. Так сказать, сели товарищи пятой точкой между двумя стульями - анархизмом и социализмом.
Однако, подобные ошибки допускают не только иностранные анархисты; у нас, например, между двух стульев умудрилась сесть организация "Автономное действие", некогда позиционирующая себя анархической. Ныне АД является организацией либертарных коммунистов, соответственно обладая вполне себе социалистической идеологией и методологией. Надо сказать, что реформистская практика автономов очень даже последовательна: через несколько дней после сообщения о том, что неизвестные сожгли четыре милицейских автомобиля, сайт "Автоном.Org" вывешивает информацию о проведенном митинге "За реформу милиции". Сами собой вспоминаются слова П.А. Рауша: "Террор есть основной метод реформ". Очевидно, что с анархической практикой создания альтернативной экономики, самоуправляемых коммун и вооружения народа данный "автономный социал-реформизм" имеет общего разве что букву "А" в начале названия. Естественно: заниматься защитой прав животных или слать в МВД петиции вида "остановите фашистский беспредел" гораздо комфортнее, нежели саботировать государственную деятельность и массово бойкотировать уплату налогов. Реформистская практика, она же не мешает государству сохранять и приумножать свою монополию на "кидалово" - в отличие от практики анархической.
Невозможно сидеть одновременно на двух стульях. Невозможно призывать к ликвидации государства и одновременно быть законопослушным гражданином этого государства. Даже если анархист не нарушает никаких государственных законов - по этим законам он уже является преступником, ибо выступает за уничтожение существующего строя. Кто же тогда для государства человек, готовый защищать свои естественные права, свою собственность и свою жизнь с оружием в руках, если даже митинги, призывающие к реформе существующей системы, порой приравниваются к "экстремизму"?
Истинный экстремизм - не в бесцельном активистском размахивании флагами на разрешенных красных демонстрациях по принципу "лишь бы было круто и революционно"; истинный экстремизм - в создании сети децентрализованных анархических групп, неподконтрольных государству и строящих свои отношения на принципах личной ответственности и свободного договора. Понятно, что реализация подобных задач будет действующей власти что нож в горле; но лишь через преодоление иерархии в повседневной жизни, вопреки государственным репрессиям, можно достигнуть такой масштабной цели, как Анархия. В противном случае, российское протестное движение так и будет обреченно призывать к "справедливым общественным преобразованиям", стоя с транспарантами в оцеплении ОМОНа...