Tau Demetrious : другие произведения.

Онтология эсхатона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    или Смысл жизни человека как участника исторического процесса


Онтология эсхатона

или

Смысл жизни человека как участника исторического процесса

  
   "Всему на свете цена - дерьмо, сказал Изя, ковыряя в зубах хорошо отмытым пальцем. Всем этим вашим пахарям, всем этим токарям, всем вашим блюмингам, крекингам, ветвистым пшеницам, лазерам и мазерам. Все это - дерьмо, удобрения. Все это проходит. Либо просто проходит без следа и навсегда, либо проходит потому, что превращается. Все это кажется важным только потому, что большинство считает это важным."

А. и Б. Стругацкие, "Град обреченный"

  
  
   Практически во всех исторических пособиях - как школьных, так и вузовских - историю человечества рассматривают как линейный процесс, имеющий начало и предположительно конец. Соответственно данной концепции, понятие "настоящее" определяют как точку на линии, в которой в данный момент находится человечество, понятие "прошлое" определяют как отрезок линии между предполагаемым началом линии (40 тыс. лет до н.э.) и текущим положением человечества, а понятие "будущее" - гипотетический отрезок линии между текущим положением человечества и предполагаемым концом линии.
   Думаю, этим абзацем ничего нового я читателю не сообщил. Однако, у меня лично возникает по поводу вышесказанного вопрос, по-моему вполне естественный: в чем смысл вышеупомянутого исторического процесса? Ответа на этот вопрос не найти ни в одном учебнике, как будто все авторы сговорились обходить эту тему стороной. Некоторые из них, впрочем, философствуют по поводу "движения homo sapiens к вершине", очевидно, подразумевая под вершиной конец истории - так называемый эсхатон. В высшей степени удивительно: если цель истории - подойти к естественному концу, какой смысл тогда заботиться о будущем - отрезке линии между настоящим и эсхатоном; тогда смысл в том, чтобы сделать этот отрезок как можно короче. Если же эти авторы имеют в виду стремление к бесконечности истории, называя ее "вершиной" - тогда смысл в том, чтобы непрерывно отдалять эсхатон в бесконечность, уничтожая таким образом будущее - поскольку если отрезок временной линии, называемый будущим, бесконечен в одну сторону, можно сказать, что он представляет из себя непрерывное и бесконечное настоящее.
   И вот тут мы подошли к вопросу, вынесенному в заголовок статьи: каков смысл жизни человека, как участника исторического процесса? Из сказанного выше очевидно, что смысл этот может заключаться в одном из двух стремлений: в стремлении приблизить эсхатон и достичь таким образом вершины развития, или же в стремлении постоянно отдалять и отдалять эсхатон, добиваясь бесконечности истории и, следовательно, бесконечности настоящего.
   Однако, при рассмотрении любого из этих двух стремлений ни в коем случае нельзя забывать очень важный фактор - смертность человека. Каждый живущий на земле человек когда-нибудь умрет, и он об этом знает. Теперь в свете этого рассмотрим каждое стремление отдельно.
   Начнем с первого - стремления к эсхатону. На первый взгляд, стремление вполне очевидное: если рождение, как говорил Сенека, начало дороги к смерти, то рождение цивилизации, следовательно, начало дороги к концу цивилизации, то есть к эсхатону. Не следует путать это с суицидом; рождение - начало дороги к смерти, но не начало желания себе смерти. Эсхатон так же отличается от "конца света", как естественная смерть от самоубийства.
   Казалось бы, сознавая свою собственную смертность, человек должен так же отчетливо сознавать и смертность, точнее конечность, человеческой истории. Но что странно: большинство людей в мире считают, что история никогда не закончится и все время Вселенной принадлежит им. (Кстати говоря, в этом свете просто смешно читать рекламные слоганы некоторых фирм, типа "Step into Future/Шаг в будущее/" - если будущее конечно, призывать к нему глупо, если же оно бесконечно, призывать к нему бессмысленно, и в таком случае следовало бы писать "Step into Present/Шаг в настоящее/").
   На самом деле, общественная и частная жизнь в начале XXI века все больше напоминает некую глобальную репетицию, совмещенную с глобальной пьянкой, на которой каждый из актеров независимо от роли уверен, что репетируемый спектакль никогда на самом деле не состоится. На это указывает, кстати, и периодически возникающая массовая истерия по поводу "конца света": последний пример - "ошибка-2000". Теперь очередной Судный День намечается на 2012 год; и при каждом приближении "обетованного дня" среди актеров наблюдается резкое оживление, судорожное листание папок со своей ролью, лихорадочное допивание оставшихся запасов спиртного, беготня и взаимное переспрашивание друг у друга, не забыл ли кто-нибудь закрепить за собой кресло в театре (а также место на кладбище). Однако, когда очередная дата "конца света" проходит мимо и, как всегда, не осуществляется, все актеры дружно облегченно вздыхают и отправляются по домам спать, чтобы наутро продолжить репетицию.
   Впрочем, с моей стороны было бы высшей степенью несправедливости утверждать что линейный подход к историческому процессу, официально принятый сейчас за "истину", является единственно верным. Еще до нашей эры возникло множество теорий и учений, о которых сейчас мало кто любит вспоминать, толкующих историю как циклический процесс. В частности, к ним относятся различные религии индуистского толка, буддизм, иудейская каббалистика, различные оккультные учения и гностицизм. Во всех этих учениях считалось, что история есть непрерывный циклический процесс, проходящий поочередно фазы развития, расцвета, упадка, после чего вновь начинается развитие и все повторяется сначала. К этим же учениям относится и древнейший символ вечности: змея, пожирающая свой хвост, как наглядное олицетворение исторического процесса. На основе явной цикличности исторических событий, произошедших с начала эры письменности, некоторые ученые все-таки осмелились утверждать, что история "идет волнами", но до признания ее цикличности, а следовательно бесконечности, дело еще не дошло (Надо сказать, лингвистика играет здесь злую шутку: слово "революция" во многих языках означает также "бесконечное повторение", "вращение", "спираль").
   Что же касается вопроса о смысле жизни человека, здесь ответ дается следующий: раз история - циклический процесс, то цель человека - разорвать этот цикл, в который он возможно попал не по своей воле, выбраться и стать свободным. Именно свободу обещали восточные религии и эзотерические учения своим адептам. Неудивительно, что подобный взгляд на исторический процесс сейчас не в моде и считается чем-то средним между "опиумом для народа" и бредом укуренного наркомана.
   Так какое же из двух стремлений правильное: стремление к вечности или стремление к свободе? Не берусь отвечать, поскольку вопрос этот слишком субъективен. Каждый человек имеет право выбора; если бы я не признавал этого, я бы не стал писать эту статью. Оставаться в вечности настоящего или искать, подобно экзистенциалистам, выход из ситуации - каждый решает сам. Но все-таки выскажу свое мнение: будущее появится у человечества только тогда, когда люди признают, что оно когда-нибудь закончится.
  

Самурай Икс


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"