Хельга Лу : другие произведения.

Хельга Лу.      Крепость Чуфут-Кале

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О, Крым!

  Крепость находилась высоко в горах, в километре от Успенского пещерного монастыря. Живописная тенистая дорога вывела нас на обширную зеленую поляну.
   Гид, молодой ироничный парень - студент, рассказывает довольно подробно и интересно, при этом видно, что он волнуется, щеки его пылают, движения предельно аккуратны, речь чёткая:
  
   "Крепость служила убежищем в случае военной опасности.
   Жили там в VI веке - аланы, предки современных осетин, они были христианами. В 1299 году крепость захватили татары которые назвали её Кыpк-Оp (сорок укреплений), а самыми последними жителями крепости были караимы, именно от них пошло название города на плато - Чуфут-Кале (Иудейская крепость).
  
   Когда вода из этой крепости уходила, то жители спускались в источнику Газы- Мансур , куда мы с вами сейчас и идём.
  
  
   Они спускались сами, потом на осликах, они брали бурдюки с собой, чтобы наполнить их водой и поднимались вверх, в крепость к тайным малым Южным воротам, которыех пока не видно!
  
   Сейчас мы с вами как те ослики тоже будем подниматься в крепость...
  
   С давних пор вода в крепости была привозной.
  
   Использовали также дождевую и талую воду.
  
   А запасы воды в виде снега и льда хранились в пещерах под соломой и войлоком.
   Запасы воды также доставляли через малые тайные Южные ворота, которых до сих пор не видно!!
  
   А в период осады воду доставляли по тайной системе гидротехнических подземных сооружений из колодцев расположенных у подножия города-крепости, через тайные Южные малые ворота которых до сих пор не видно!!!
  
   Ворота эти сделаны из дуба, кованого железом. Железо - 16 века, а дерево - 14 века, то есть дерево древнее, чем железо.
   А сейчас мы с вами ворвёмся в крепость Чуфут-Кале через малые тайные южные ворота, которых всё ещё пока не видно!!!!
  
   Если враг врывался в эти ворота, то он оказывался в узком каменном коридоре, через который мы с вами сейчас пройдём. Этот коридор - ловушка для захватчиков.
  
   Сверху располагался настил из бревен, на котором сидели защитники крепости.
  
   Они лили на врага различные кипящие жидкости, кидали бычьи пузыри с золой - всё это лопалось, взрывалось, ослепляло врагов, и их продвижение замедлялось
  
   Если враг проходил дальше, то на него летел град стрел-дротиков вот с этого южного оборонительного комплекса, где мы с вами сейчас и находимся".
   ...................................
  
   Чуфут-кале - это не понарошку вторжение в далекое прошлое: вот где действует настоящая машина времени: все окружающее дышит древностью, а в чистом прозрачном воздухе слышатся крики пастухов, угрозы стражников, стоны и проклятия пленников, а то и одинокая печальная песня красивой невольницы.
   ...................................
  
   И вот я - молодая энергичная аланка. Смело и уверенно руковожу бесстрашными воинами, четко отдаю команды, при этом подкрепляю их отборным матом ...мать твою...что?!
  
   Женщины были в другом месте?! Они укрывались с детьми в глубине пещеры?! Им не место на оборонных укреплениях, у них другая задача?!!
  
   Ладно, хорошо, тогда я мужчина! Да, я молодой, удалой, отчаянный джигит. Конечно же, командир!! И вот быстро и четко отдаю команды поднести мешки с камнями, бычьи пузыри с золой, бочку кипящего дерьма, чтобы сбрасывать их на врага. Но мне докладывают, что захватчики уже почти у крепости, мешки и пузыри кончились, а следующая партия еще не подготовлена.... Как?!
  
   Какого чёрта я решила, что я мужчина, джигит, командир, вечно я лезу на рожон, нет, конечно же, я женщина.
   ...................................
  
   Сквозь грохот военных действий, или мотора машины времени, или больного, отравленного чистым горным кислородом разума, слышу голос нашего юного экскурсовода:
  
   "Мы с вами находимся в четырёх ярусных пещерах, которые сообщаются отверстиями-люками, если враг занимал первый этаж яруса, то люк можно было заблокировать и вновь вести оборону, также все эти люки сообщались перекидными лестницами и с первого этажа можно подняться на четвёртый этаж"...
  
   "Ах, вот как?! Слава богу, выход есть! Всем быстро перейти на другой уровень через люк... N2!! "
  
   Всё смешалось... тут - оборона.. там - гид, который продолжает увлекательно рассказывать:
  
   "Все эти пещеры с отверстиями люками в военное время использовались только в военных целях, а в мирное время - в хозяйственных".
  
   Наконец-то мирное время! Я, честно говоря, обрадовалась.
  
   На фоне неба, на самом краю скалы отчетливо видны строения, оборонительные стены, башня, искусственные пещеры. Так вот он какой, этот средневековый город -Чуфут-Кале!
  
   Перед нами центр городища, небольшая, а можно сказать почти маленькая площадь, что-то вроде базарной.
  
   На площади народ - богато одетые мужчины, важные и высокомерные особы, множество охраны, какие-то туземцы, торговцы всяческим товаром, гуси, куры, индюки, яйца, базарный шум, крики.
  
   Какой-то молодой здоровяк в черной одежде тащит барана, тот упирается и истошно орёт. Боже, как же жалко барана, конечно, того, который орёт. Решила вмешаться, справедливо призвать к порядку, но что это?!
  
   Меня вежливо, на чисто русском языке, просят удалиться, оказывается, идут съемки исторического игрового фильма.
  
   Чуфут-Кале - интереснейшее зрелище!
  
   Возвращаемся назад. Оторвавшись от группы экскурсантов, спускаемся по "козьей" тропе вниз, в долину.
  
   Тропинка узенькая и довольно крутая, обросшая кустарником, зеленью, вокруг деревья можжевельника.
  
   А в спину со стороны Чуфут-Кале всё ещё дует ветер прошлых времён, мрачного средневековья, и слышится лязг колёс нагруженной бочками с водой телеги, которую, матерясь, тащит старый жилистый ишак, и разная, разная речь: то аланов, то татар, то караимов..
  
   Историческая справка
  
   Вопрос о времени возникновения города-крепости Чуфут-Кале является дискуссионным.
   Некоторые исследователи считают, что Чуфут-Кале, как и другие "пещерные города" Крыма, был построен Византией в VI в. для защиты Херсонеса Таврического от набегов кочевников; другие называют более позднюю дату - X-XI вв., связывая возникновение города с развитием в Крыму феодальных отношений.
   По свидетельству арабского историка и географа первой половины XIV в. Абульфеды, до захвата Крыма татарами в Чуфут-Кале жили аланы - позднесарматское племя иранского происхождения. Родственные по культуре и языку скифам, предки современных осетин, аланы начали проникать в Крым в III в. н.э. из придонских и прикаспийских степей. Поселившись в горной части полуострова, они приняли христианство. Занимались скотоводством, земледелием, ремеслами.
   К концу XIII в. площадь Чуфут-Кале составляла 29 гектаров, из них 9 были застроены жилыми домами, хозяйственными помещениями и общественными зданиями. Остальную часть использовали под огороды и пастбища. С южной, западной и северной сторон не было необходимости строить укрепления: здесь плато круто обрывается вниз. С восточной стороны вход в город закрывала мощная крепостная стена.
   И все же в XIII в. город был повержен: в 1299 г. после осады его захватил татарский бей Яшлавский. По-видимому, в конце XIV - начале XV в. татары поселили здесь караимов, которым вменялось в обязанность восстановление всего разрушенного и строительство новых сооружений. Площадь города увеличилась вдвое. Татары назвали его Кырк-Ором (сорок укреплений). Довольно скоро Кырк-Ор стал первоклассной для своего времени крепостью. Особенно большую роль она сыграла в период борьбы крымских ханов с Золотой Ордой за свою независимость.
   В этой боpьбе крепость служила Гиpеям укpеплённой pезиденцией во вpемя междуусобиц, и в ней pазмещался татаpский гаpнизон.
   После того, как Менгли-Гиpей пеpенёс свою ставку в Бахчисаpай, Кыpк-Оp становится местом заточения знатных пленников: с 1692 по 1695 гг. здесь томился в тюpемном застенке посол Василий Айтемиpов, тpи года пpовёл в заключении посол князь Ромодановский, двадцать один год пpосидел в казематах кpепости захваченный в плен в 1660 г. воевода В.Б. Шеpеметьев.
   По мере усиления Крымского ханства значение Кырк-Ора постепенно ослабевает, а в середине XVII в. татары покинули его.
   На pубеже XIV-XV вв. пеpед восточной обоpонительной стеной pазpасталось поселение каpаимов-pемесленников, последователей ветхозаветной Библии. Для защиты своей слободы они выстpоили втоpую обоpонительную стену. Постепенно каpаимское население в кpепости становится пpеобладающим настолько, что с пеpвой половины XVII в. она стала называться Чуфут-Кале - "Иудейская кpепость". К сеpедине XIX в. в гоpоде стояло около 300 домов и насчитывалось до 1600 жителей. Но уже к концу пpошлого столетия большинство их покинуло Чуфут-Кале.
   После присоединения Крыма к России караимы переселились в города Евпаторию, Бахчисарай, Ялту и другие места Крыма. Город ощущал постоянную нехватку питьевой воды; на плато не было пригодных для обработки участков земли. Эти причины и привели к тому, что город постепенно пустел, а к середине XIX в. прекратил свое существование.





Хельга Лу
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"