Тедеев Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Золотой век детской литературы?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления о соответствии конкурса имени Крапивина своему названию. Пост был размещён в ЖЖ в сообществе "Крапивин-ру", но вскоре администрация его удалила со всеми комментариями.


   В этом году в конкурсе имени Крапивина участвовала "Берестяная книга" Марии Семёновой (Азбука, 2009). Семёнова - автор книг, пользующихся настоящей популярностью, любовью огромного количества читателей, в т.ч. детей и подростков. Признанный мастер (грандмастер!) литературы, лауреат нескольких литературных премий, в т.ч. премии "Лучшая детская книга года". Литератор, творчество которого очень близко по духу творчеству Крапивину.
  
   Крапивина и Семёнову, двух самых любимых моих современных писателей объединяет кроме поразительного таланта, мастерства владения словом, глубокая порядочность, цельность натуры. Они остаются всегда сами собой. И в творчестве, и в жизни, и в словах, и в поступках. Героев их книг потому так любят читатели (самых разных возрастов), что герои эти - живые, потому что писатели вкладывают в них собственную душу. Благородство, честь, дружба, рыцарство, совесть, верность своим убеждениям в книгах Семёновой и Крапивина - настоящие. Эти понятия сильно обесценены в нашу эпоху тотальной душевной глухоты. Но читая Крапивина и Семёнову, к этим понятиям невозможно относиться с привычным равнодушием и цинизмом. Их книги способны перетряхнуть душу и пробудить её от спячки даже у очень толстокожего читателя. В рыцарство героев, в их тягу к добру и справедливости, в их стремление кого-то защитить, выручить из беды, обогреть - в это невозможно не поверить, потому что этими же качествами обладают сами авторы.
  
   И "Берестяная книга" Семёновой - тоже вполне "крапивинское" произведение. О подлости и благородстве, о внутреннем мире детей и подростков, об их проблемах, ошибках и расплате за ошибки, о мучительных порой поисках верного "пути в архипелаге", о взаимоотношениях детей между собой и со взрослыми.
  
   Книга светлая, по-настоящему добрая (несмотря на драматизм и жёсткость сюжета). живая, настоящая. Боль и радость души автора, вложенные в книгу, ощущаются порой острей своих собственных, заставляют звучать в унисон, резонировать души и юных, и взрослых читателей.
  
   Горжусь тем, что являюсь соавтором этой книги, но прекрасно понимаю, что моя роль не велика. Семёнова - основной автор, "Берестяная книга" - это её, а не моё произведение. Поэтому считаю, что имею моральное право заявить: книга очень хорошая, настоящая. Крапивинская.
  
   14 июля был опубликован сформированный литсоветом конкурса "длинный список" - список авторов, успешно прошедших первый этап отбора, одержавших предварительную победу на конкурсе и сохранивших шансы на звание лауреата. В этот "длинный" (действительно довольно длинный, 24 произведения) список "победителей" "Берестяная книга" Марии Семёновой НЕ ВОШЛА.
  
   Что это значит? Это значит, что внезапно наступил золотой век русскоязычной детской литературы! Да не просто детской - крапивинской! То есть особенно честной, чистой, захватывающе интересной, пронзительной, вызывающей у юных читателей жгучее желание научиться быть добрыми и бесстрашными, справедливыми и великодушными! Целая плеяда новых литературных имён, самородков, которые с ходу, легко превзошли саму Семёнову! Виват, крапивинцы! Гип-гип, ура!
  
   Ура?..
  
   Тем, кто поверил и искренне радуется внезапному появлению на небосклоне детской литературы грандиозной россыпи ярчайших звёзд, каждая из которых затмила талант Семёновой, кто свято верит в порядочность и профессионализм литературного совета конкурса, дальше читать не стоит. Дальнейшее для тех, кому здоровый скептицизм не позволяет впасть в эйфорию. Для тех, кто читал Семёнову и понимает, что "провал" на конкурсе её книги - явление как минимум очень тревожное.
  
   Лично для меня это означает провал (действительно провал, без кавычек) самого конкурса им. Крапивина. Означает абсолютное несоответствие этого конкурса своему названию.
  
   Конкурс наверняка продолжится, наверняка будут торжественно названы новые лауреаты, их будут поздравлять, им будут аплодировать, а они будут растроганно и благодарно улыбаться, но для меня всё это значения уже не имеет. Для меня этот конкурс УМЕР. Умер именно как крапивинский.
  
   Разъясняю свою позицию.
  
   "Крапивинский" литсовет выбросил (причём почему-то сразу, на первом же этапе) настоящую литературу талантливейшего и неравнодушного профессионала. Вклад которого в литературу сопоставим с вкладом Крапивина. Да и вообще творчество которого близко творчеству Крапивина. Ну, что ж, выбросил, так выбросил. Таковы, значит, критерии отбора...
  
   Верю, что среди произведений, попавших в "длинный список" есть хорошие и по-крапивински светлые. Допускаю, что в "длинный список" попали произведения, сопоставимые с книгой Семёновой по мощи и соответствию крапивинским принципам. Допускаю даже (с трудом, но допускаю, и был бы рад, если бы это действительно случилось) возможность появления вещи, более сильной, чем "Берестяная книга". Но решение литсовета означает, что появилось сразу 24 книги, оказавшихся сильнее! Сразу 24 новых литературных светила, одно гениальнее другого! Ребята, побойтесь Бога! И Командорского гнева...
  
   Но вопрос порядочности и (или) компетентности литсовета - на совести самого литсовета. Для меня это уже не вопрос. Бог с ним, с литсоветом. Меня больше волнуют авторы, участники конкурса. Потому что именно состав авторов, а вовсе не литсовет определяет лицо конкурса и его значимость. И в связи с этим меня очень интересуют два момента.
  
   Найдутся ли среди "победивших" Марию Семёнову усомнившиеся в реальности, объективности своей "победы"? Думаю, найдутся. Нет никаких оснований считать всех этих "победителей" наивными самовлюблёнными дураками. Поэтому возникает второй вопрос, ответ на который далеко не так очевиден.
  
   Найдётся ли среди усомнившихся хотя бы один автор, который не захочет пачкать своё имя такой "победой" и потому заявит (публично, конечно) о своём отказе продолжать участвовать в конкурсе?
  
   Если за борт корабля первым делом выбросили "Берестяную книгу" Марии Семёновой, много ли чести оставаться на борту этого корабля? Не лучше ли самому покинуть этот корабль и оказаться в одной компании с Семёновой, а не с теми, кто празднует "победу" над ней?
  
   Конкурс-то ведь заявлен как крапивинский, по идее и участвовать в нём должны люди, которым близки нравственные идеалы Крапивина и его героев. Которые стремятся хоть немного соответствовать этим героям и нормам их морали. А можно ли вообразить, чтобы Сергей Каховский обрадовался бы своей липовой "победе"? Или даже не очень обрадовался бы (покалывания совести могут сильно омрачить радость), но стыдливо промолчал, принимая эту "победу"? Дескать, я-то при чём здесь, не я же себя отобрал в "длинный список", а с судьями спорить нельзя, неспортивно... Нет, Сергей Каховский не стал бы молчать. И любой другой человек, для которого слова "честность", "честь", "крапивинские герои" - не пустые слова. Так вот, найдётся ли хоть один такой - крапивинский - человек в длинном списке "крапивинского" конкурса?
  
   Если такие люди найдутся, я могу только порадоваться за них. За то, что нашли в себе мужество отказаться от честолюбивого стремления стать лауреатом и сохранили при этом неиспачканным своё имя, сохранили моральное право иметь отношение к имени Крапивина.
  
   Если же в "длинном списке" не найдётся ни одного настоящего крапивинца... Не стану называть всех молчаливых "победителей" подлецами, это было бы слишком. Но как крапивинские авторы они для меня тоже умрут. И не только как крапивинские, мне как читателю будет вообще неинтересно их творчество, потому что сами они неинтересны как люди.
  
   Ну и сам конкурс, повторюсь, в котором победитель будет определяться только среди людей, заведомо куда менее щепетильных, чем Крапивин и его герои, просто не имеет морального права называться крапивинским.
  
   Меня могут спросить, для чего я всё это написал, чего добиваюсь. Да не знаю, чего. Уж точно не стремлюсь задеть самого Крапивина. Наоборот.
  
   Потому что сам как соавтор обиделся? Нет, господа. Обиделся, да, но вовсе не как соавтор Семёновой. А как её читатель. И ещё больше - как читатель Крапивина. А что касается меня лично, в прошлом году я участвовал в этом конкурсе со своим "сольным" сборником (роман и рассказы). Тоже был провален на первом же этапе. Но мне и в голову не пришло обидеться! Или усомниться (тем более публично) в порядочности и (или) компетентности жюри. Решил тогда (сейчас мнение изменилось), что, наверное, да, все попавшие в "длинный список" действительно сильнее.
  
   Если кто-то возьмётся утверждать, что просто пытаюсь таким образом прорекламировать "Берестяную книгу", отвечу, нет, это тоже неправда. Эта книга в рекламе не особенно нуждается, она, как и книги Крапивина, сама выбирает себе читателей. Тем более нет нужды рекламировать её на крапивинском форуме, тем, кому нравятся книги Крапивина, как правило (исключения редки) нравятся и книги Семёновой. И наоборот. Это очень похожие по духу книги.
  
   Так зачем же тогда?
  
   Да просто обидно стало. Не столько за Семёнову (её доброе имя как человека и литератора в этой ситуации не пострадало), сколько за Крапивина. За его доброе имя, которым прикрывают что-то явно фальшивое. Особых иллюзий о какой-нибудь результативности своей реплики не питаю. Но просто смолчать - как-то противно было бы. Тоже - не по-крапивински.

После размещения поста последовали комментарии, в основном, конечно, негативные. На некоторые из них я ответил:

  
  
   Из всех замечаний мне наиболее веским показалось утверждение, что Семёнова - не детский писатель. Ну да, далеко не все её книги предназначены для детей. Хотя дети и их читают запоем (и она это учитывает в своём творчестве, не допускает попадания в текст ничего, что могло бы детям повредить). А кто возьмётся утверждать, что все книги Крапивина исключительно детские? Хорошая литература чаще всего интересна и подходит читателям любого возраста.
  
   А "Берестяная книга" в первую очередь всё-таки рассчитана именно на детей и подростков.
  
   "Фэнтези не имеет отношения к детской литературе". Да неужели? По-моему, как раз наоборот. Маленькие дети любят сказки, дети постарше и подростки - фэнтези, т. е. фактически те же сказки. В книгах Крапивина, кстати, тоже немало фэнтезийного, и все его гномы, кнамы и шкыдлы вовсе не отдаляют его от детской аудитории.
  
   Могут заметить, что у Семёновой дети нечасто являются главными героями. Да, не очень часто, но всё же это бывает, и вовсе не только в "Истовике-камне" и "Берестяной книге", но даже если юный герой у неё не главный, пишет она так, что назвать его второстепенным язык не повернётся. В "Праве на поединок", например, больше, чем приключения самого Волкодава, цепляют и запоминаются судьбы спасённых им детей: Оленюшки, девочки виллы и двух мальчишек. Особенно судьба сироты Йарры, его очень непростой "путь в архипелаге". Это касается и взрослых читателей, и совсем юных. Говорю не голословно, немало работал с детьми, интересовался, чем именно их зацепила та или иная понравившаяся книга.
  
   Да и вообще, в творчестве какого ещё из современных писателей с такой мощью звучит тема защиты детей, тема крапивинского командорства? Я имею в виду известных, т. е. тех, которых действительно читают. Лиханов, да, плюс ещё несколько имён. Очень немного. Среди которых Семёнова как минимум не потеряется. И кто-то при этом берётся утверждать, что в творчестве Крапивина и Семёновой нет духовной близости?! Да кто же, если не Семёнова, воспевающая человеческую порядочность, рыцарство ("У силы есть одно святое право - защищать того, кто слабей. Женщину, ребенка, калеку...") вообще близок по духу в своём творчестве Крапивину?
  
   В творческом пути Семёновой главным с самого начала было (цитирую из "Школы злословия"): "...как стихотворение Симонова, "догнать, спасти, прижать к груди". Вот это, значит, было. Все остальное навинчивалось сбоку, сверху, снизу..." А творчество Крапивина, по большому счёту, разве не на этом же самом основано?
  
   Можете сколько угодно голословно язвить своими смайликами, я своё мнение по этому поводу менять не собираюсь. (Кстати, конечно же, да, мнение я высказываю именно своё).
  
   Что касается нелепой попытки приплести к имени Семёновой (или Крапивина?) г-на Верещагина, то это действительно "смешно, глупо и мерзко выглядит".
  
   Личные выпады по поводу моего "гигантского самомнения" и т.п. оставляю без ответа на совести "выпадающих" :-) Разговор затевал вовсе не о себе.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"