Среди ряда космогеофизических явлений особое место занимают неожиданные потемнения неба, когда вдруг на короткое или длительное время день превращается в ночь. Множество таких случаев описано в летописях и хрониках, некоторые из них объяснены, но многие так и остались загадкой.
Известный астроном Игорь Астапович приводит примеры подобных явлений, происшедших в древности:
" В 137 году н.э. весь год Солнце являло печальный свет без лучей наподобие Луны"; в 564 году в течение 18 месяцев оно светило лишь по три часа в день; хроника Михаила Сирийца свидетельствует, что в 624-625 годах "Солнце потемнело в месяце Арек до месяца Кагота; в "Хронике чумы; Шнуррера говорится о потемнении Солнца на 3 часа в 1090 году... Помрачение в начале февраля 1106 года заставило днем зажигать свечи; в 1208 году подобное явление длилось 6 часов".
В одной из легенд ацтеков Центральной Америки рассказывается, что однажды "Солнце и Луна на небе остановились, и Земля погрузилась во тьму". В хронике жреца Монтесиноса была указана и дата этого события - во время правления одного из царей инков. "В тот день в течение 20 часов не наступал рассвет" - пишет летописец. Расчеты показали, что такое необычайное событие должно было произойти в 1391 году. Подобное описание обнаруживается в Библии. В Ветхом завете описывается история полководца Иисуса Навина и вторжение в Ханаан, когда во время битвы наступила тьма, "Солнце и Луна остановились".В той же книге Иисуса Навина говорится, что на ханаанцев посыпались с неба большие камни, которыми многие из них были убиты.
Араго в "Общепонятной астрономии" приводит случай потемнения неба в Германии .20-22 апреля 1547 года Солнце было так сильно чем-то затемнено, что вокруг него на небе светили звезды.Помутнение атмосферы исключено - то, что закрывало свет Солнца, находилось, вероятно, в космическом пространстве Этот же случай описывается следующим образом: около 24 апреля 1547 года "в течение трех дней Солнце явилось как будто облитое кровью", однако в полдень на юге были видны звезды; Иоганн Кеплер пытался объяснить это явление, правильно предполагая, что это "облако черного дыма" или "кометная материя".
Русская рукопись, хранящаяся в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге сообщает, что в июле 1645 года Солнце потемнело и стало похоже на "дно котла медного", и это явление наблюдалось в Москве и во всей стране.В том же году видели Солнце, лишенное лучей и подобное Луне". 12 мая 1706 года около 10 часов утра Солнце покрылось такой плотной материей, что стали летать летучие мыши. В латинской брошюре " Физическое рассуждение о Солнце, потерявшем ясность на небе, не покрытом облаками", выпущенной в 1722 году описано, что 1 июня 1721 года в пятом часу вечера подобное помрачение наблюдалось в течение двух часов и привело народ в беспокойство. Подобные случаи наблюдались в 1117, 1560, 1724, 1731 и 1733 годах. Последнее потемнение было последствием мощного извержения вулкана Гекла в Исландии - выброшенный в атмосферу пепел мешал мореплаванию, мгла держалась несколько дней. Потемнения, вызванные земными причинами обычно легко отождествить с вулканическими извержениями или с переносами больших количеств пепла с каких-нибудь грандиозных пожарищ в тех случаях, когда горят леса. Но и эти случаи можно определить по характеру потемнений.Правда, такое отождествление сделать не просто. Например, в Черепановской летописи, ведшейся в Сибири, в Тобольске свыше 130 лет, описан густой огненный туман 13 сентября 1700 года, пришедший с юга, покрывший небо "как бы медью", не имевший запаха. "В двух саженях еще можно было видеть человека" - пишет летописец. Природа этого потемнения осталась неясной. В той же Черепановской летописи приводится случай, происшедший 6 июня 1703 года, когда в полдень около Солнца были видны молодой лунный серп, Венера и Марс (Марс на удалении всего 22 градусов от Солнца). А в 192 году в Риме рядом с Солнцем были видны две звезды и комета. Однако не только полного, но и частного солнечного затмения в это время , как и в ближайшие годы, не было.
Журнал "Сайентифик Америкен" в 1860 году опубликовал следующее сообщение: " 18 апреля после полудня Солнце было затемнено в Бразилии, хотя на небе не было видно облаков. Потемнение длилось несколько минут, и Венера стала хорошо видимой невооруженным глазом. Историки рассказывают, что подобные явления были засвидетельствованы в 1547 и 1706 годах".
Предполагается, что на протяжении последних столетий атмосфера Земли неоднократно подвергалась загрязнению космической пылью. Норденшельд приводит сведения о выпадении космической пыли в августе 1618 года в Венгрии, 14 марта 1813 года в Калабрии, 5 ноября 1814 года в Индии, 1 января 1869 года в некоторых районах Северной Европы, 29 и 30 марта 1880 года в Сицилии. Большинство этих случаев сопровождалось падением метеоритов.
Несомненным доказательством внеземной природы облака пыли является его сопровождение выпадением метеоритов. Особенно интересный случай потемнения неба и одновременного выпадения метеоритов наблюдалось 25 июня 1290 года близ города Великий Устюг в России. В местечке Новая Ерга произошло грандиозное падение каменных метеоритов, по описанию, бессчисленными камнями поломало лес, деревья были побиты до корней, а некоторые вырваны с корнями. Описание события содержит и такие строки в переложении со славянского: внезапно на город Устюг нашло темное облако и было как темная ночь. Появились большие тучи, из них беспрестанно сверкали молнии и был гром. Земля непрестанно тряслась и колебалась.Тогда же стало очень жарко. То, что камни не упали на Устюг, церковь приписала чуду святого Прокопия Устюжского и описание события было дано в его биографии в "Житиях святых". В великоустюжском соборе имелась каменная чаша и лампада с надписью, что они вырезаны "из камня, падшего с неба 1290 г. в день 25 июня", а в 1838 году купец Выдрин учредил ежегоднее молебствие 25 июня по этому случаю и еще в 30-х годах XX столетия "на тучу" совершался крестный ход. Это считалось необходимым для подддержания веры в чудеса. .
Интересное явление наблюдалось в 1938 году на полуострове Ямал и известном в науке под названием "Ямальская мгла". Вот некоторые описания этого небычайного явления: " 18 сентября 1938 года жители Сибири наблюдали странное и пугающее явление. В поселке Ныда отмечено сильное потемнение. Оно началось при безоблачном небе. Казалось, что с юго-запада надвигается какая-то пелена, закрывшая Солнце. После этого небо окрасилось в бурые и кроваво-красные тона, сменившиеся вскоре темнотой, державшейся более часа. К 10 часам исчезли последние остатки света. К 10.30 наступила черная ночь... Небо и земля не отличались друг от друга по освещению и окраске. Все казалось однородным, черным, абсолютно лишенным света". Это описание принадлежит очевидцу, ботанику В.Андрееву.
"Яркий свет круглосуточного полярного дня померк в восемь часов утра. Облака приняли желтоватый оттенок, затем стали кроваво-красными. Внезапное потемнение удивило и испугало местных жителей. В домах зажигались огни. Люди выходили на улицу, с тревогой оглядывая грозное темнеющее небо. Облака, словно наливаясь черной тушью, поглотили остатки света. Наступила абсолютная тьмя. Крики испуганных людей смешались с воем собак.Тьма сгустилась настолько, что на расстоянии нескольких шагов не были различимы даже светлые предметы. К полудню на северо-западе появилась узкая полоска буровато-оранжевого цвета, но через час она исчезла и землювновь окутала тьма.Лишь в первом часу дня начался красно-бурый рассвет и необычайное явление закончилось"- так описывает Ямальскую мглу географ В.Болдырев, которого потемнение застигло на берегу Оби.
Полоса "затемнения" захватила пространство от Южного Ямала до Игарки.Погрузилась во тьму огромная часть междуречья Оби и Енисея шириной 250 и длиной до 600 километров.Одним из исследователей этого явления был известный ученый, Петр Людовикович Драверт. Кстати, известный астроном И.Астапович был его учеником.Перед самой войной в журнале "Омская область" появилась статья Драверта "Космическое облако над Ямало-Ненецким округом". В частности, в этой статье сказано следующее: " Мы должны вспомнить, что наряду с такими образованиями, как звезды, планеты и их спутники, одной из форм материи во Вселенной является космическая пыль, -писал Петр Людовикович.- Одно из таких облаков космической пыли 18 сентября 1938 года скрестило свой путьс Землей. Этим создался мощный заслон, в конечном итоге прекративший доступ солнечных лучей к поверхности Земли на обширной площади. В районах, где над нашей планетой располагались менее плотные участки облака, небо принимало оранжевые, желто-бурые, кроваво-красные цвета. Там, где скопления космической пыли были наиболее густыми, наступала беспросветная темнота".
Гипотезу о встречи Земли с облаком космической пыли поддерживал и Вернадский.
Появление мощного пылевого облака сопровождало падение Сихотэ-Алинского метеорита, так называемый "Бразильский двойник" Тунгусского метеорита на Амазонке.
В "Сравнительной геологии" Менье приводятся многочисленные случаипаденияметеоритов, сопровождавшиеся выпадениями космической пыли. Например, в 1630 году в Нормандии наблюдался огненный метеор, за которым последовало выпадение красного дождя. Аналогичный случай, по свидетельств Араго, указан в рукописях бременского сенатора Саломана: 3 декабря 1586 года в Верде, в Гановере, упало множество красного и черноватоно вещества, в то же время наблюдался на небе светящийся метеор и слышался шум.
Американское судно "Джозия Бетс", плававшее в водах Индийского океана к югу от Явы в ночь с 24 на 25 января 1859 года было обдано дождем из очень тонкой пыли, которая скопилась на палубе и палубных пристройках в большом количестве. Образцы этой пыли были собраны т отправлены на анализ. Каждое зерно пыли состояло из твердой и полой капельки. Химический анализ показал лишь присутствие железа в смесм с некоторым количеством его окиси и закиси.
14 марта 1813 года в местечке Кутро, в Калабрии, упали метеориты, что сопровождалось световыми явлениями и шумом. Вместе с метеоритами выпала и пыль, покрывшая не только местность, где падали метеориты, но и всю Калабрию, Тоскану и Фриул.
1 января 1896 года было выпадение метеоритов в Швеции. Крестьянам была обещана награда, если они принесут метеориты. Но они жаловалась на то, что многие из камней, упавшие на лед или на снег пропали, потому что падали в виде черной или бурой пыли. Норденшельд, известный исследователь космической пыли писал: " Я хотел, чтобы мне тотчас принесли доказательства существования такой пыли, но выпадение снега после падения пыли сначала не позволили провести проверку. Лишь к весне, после таяния снега, мне удалось добыть немного пыли от одного крестьянина: слишком мало для того, чтобы провести полный химический анализ, достаточно для того, чтобы доказать ее происхождение от метеоритов и вывести существенные черты ее химического строения".
Пыль эта была черного цвета и содержала частицы, притягиваемые магнитом.
Сообщение британского посла в Персии Чарлза Мари содержит такие сведения: " Внезапно наступила темнота, более плотная чем в обычную полночь, когда не видно ни звезд, ни Луны...Спустя короткое время темнота сменилась жутким красным мраком, какого я никогда не видел ни в одной части света..." Это явление наблюдалось в Багдаде 20 мая 1857 года.
8 ноября 1819 года над Монреалем прошел дождь. Дождевая вода содержала большое количество сажи. А 10 ноября на Канаду и северную часть США опустилась странная тьма, сопровождавшаяся огнями в небе, падением какого-то черного вещества наподобие сажи и ударами, напрминавшими удары при землетрясениях.
19 марта 1886 года в штате Висконсин, в городке Ошкоша наступила внезапная темнота на 10 минут. Зона темноты постепенно, как некое пятно, перемещалась на восток. За три часа это "пятно" прошло по всей территории США от одного побережья к другому.
19 мая 1780 года пришедшая с запада при полном штиле туча на 14 часов закрыла небо побережья английских колоний в США настолько, что все погрузилось в сплошную тьму. Темень стояла такая, что лист белой бумаги невозможно было увидеть, даже поднесся его к глазам.
* * *
Два события, относящиеся к евангелическим рассказам об Иисусе Христе интересны с астрономической точки зрения.Первое - это появление Вифлеемской звезды , приведшей волхвов к яслям, где лежал новорожденный младенец Иисус и внезапное потемнение неба среди дня, наступившее в Иерусалиме во время казни Иисуса Христа. Вифлеемской звезде посвящена обширная литература. Не так давно бывший сотрудник Рутгеровского университета в США, астроном Майкл Мольнар заявил, что ему удалось отыскать дополнительные сведения о библейской Звезде Вифлеема в труде обращенного в христианство астролога Константина Великого Фирмикуса Матерниуса, написанного в 334 году н.э. Сопоставив эти данные с исследованием изображения звездного неба на римской монете того же периода, найденной при археологических раскопках в Сирии, Мольнар попытался составить компьютерную модель изображения, однако столкнулся с недостатком исторически достоверных данных. На монете были помещены стилистические знаки созвездий, и в частности - Овна, который был специфическим знаком для иудеев, связывающим этот знак со спасителями Иудейского царства. После того, как он обнаружил книгу Матерниуса, все стало на свои места: в этой книге четко описывалось некое астрологическое событие, а именно - прохождение одной из лун Юпитера по эллиптической дуге через созвездие Овна. В астрологической практике это событие несло вполне определенное значение: рождение божественного царя. Матерниус, правда, ни разу не упоминает имени Христа. Однако Мольнар полагает, что это связано с его обращением в христианство, в соответствии с нормами которого событиями на Земле управляет Бог, а не звезды. И астрология не пользовалась должным вниманием ни у первых христиан, ни у их последователей в более поздние века.Существует и много других версий Звезды Вифлеема, но мы привели самую свежую.
Второе событие, потемнение неба во время казни Иисуса Христа, практически не исследовано, хотя предположения о том, что это могло быть либо лунное, либо солнечное затмение рассматривались. Оба эти события не выдерживают критического рассмотрения, как это будет показано ниже, поэтому мы предлагаем гипотезу, которая может наиболее адекватно описать происходившие события.
Обратимся вначале к Евангелиям и к личностям евангелистов, как свидетелям событий. Существуют четыре Евангелия, "Святые благовествования" - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.В трех из них, от Матфея, Марка и Луки, в главе, в которой описывается казнь Иисуса Христа, приводятся следующие слова: в Евангелии от Матфея -"45. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;51.И вот завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу:и земля потряслась: и камни расселись:54. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшие, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий" (гл.27).
Среди канонических Евангелий в настоящее время общепринятым является признание Евангелия Марка древнейшим.
Марк пишет скупо: " 33. В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. 38. И завеса в храме разодралась на-двое, сверху до низу". (гл.15).
Лука описывает это событие так: "44. Было около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого. 45. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась посередине". (гл.23).
Попробуем определить, насколько достоверны сведения евангелистов, исходя из характеристик их личностей.
Известный церковный писатель второй половины III и первой половины IV века Евсевий, собиратель разнообразных материалов о первых веках христианства и автор "Церковной истории", сохранил древнейшее свидетельство о Евангелии Матфея. Оно принадлежит епископу Фригии Папию и восходит к первой половине II века н.э. "Матфей, - говорится там, записал изречения господни на еврейском языке, а переводил их кто как мог".
Евангелист Марк, по свидетельству того же епископа Папия, был переводчиком апостола Петра, и сопровождал его, тщательно записывая все, что тот говорил в своих проповедях. Существует версия среди исследователей христианства, что Марк, будучи совсем молодым, был свидетелем событий, происходивших в Иерусалиме. Более того, Тайная вечеря происходила в доме, принадлежавшем родителям евангелиста Марка. Это здание с куполом на плоской крыше изображено в мозаике VII века (панорама Иерусалима), найденной в развалинах города Маддаба. А указывают на него рукописи четвертого века. Гефсиманский сад, скорее всего, также принадлежал родителям Марка. "Все свершившееся в Гефсиманском саду происходило на глазах одного свидетеля, какого-то совсем молодого человека, который, вероятно, проводил ночь в соседнем здании для выжимания маслин. Заслышав шум, он приблизился, закутавшись в одеяло. Когда же слуги синедриона стали удаляться, он пошел за ними следом. Это вызвало подозрение и его схватили. Но он вырвался, оставив в руках стражи легкое покрывало и убежал, совсем нагой" (Марк.14.51,52).Исследователи часто задавали себе вопрос, какое значение имеет эта обособленная заметка не имеющая никакой связи с логикой всего предыдущего повествования. Догадка пришла из сопоставления нескольких фактов из биографии евангелиста Марка. Скорее всего в Евангелие от Марка этот эпизод был внесен самим Марком, который и был тем молодым человеком, юношей или почти мальчиком, который в этот трагический день ночевал в доме его родителей в Гефсиманском саду.
Итак, можно считать свидетельства евангелиста Марка, находившегося в день казни в Иерусалиме, правдивыми.
Тот же Евсевий автором третьего Евангелия называет Луку. О нем говорится, что он родом из Антиохии, по профессии врач, общался с апостолом Павлом и другими апостолами и написал Евангелие уже со слов тех, кто был непосредственным участником событий. Сам он их участником, по-видимому, не был, а был современником происходивших событий. Таким образом можно считать, что описаний обстоятельств, происходивших в день казни, то есть внезапное потемнение неба, землетрясение и так далее, описаны в Евангелиях достаточно достоверно.
По свидетельству раннехристианских писателей, Евангелие Иоанна написано позже остальных трех. Евсевий в своей "Церковной истории" называет его "последним из евангелистов".
Интересно отметить, что в Евангелии от Иоанна не приводится описание ни потемнения неба, ни землетрясения. В то же время считается, что из четырех евангелистов на месте казни, на Голгофе, присутствовал только Иоанн, а другие евангелисты, Матфей и Марк, в это время находились в Иерусалиме, то есть в черте города. Отсутствие в Евангелии от Иоанна описания потемнения сводится к двум предположениям: либо казнь произвела на Иоанна такое сильное эмоциональное впечатление, что он не обратил внимания на происходящие в природе перемены, что маловероятно, либо что на месте казни, на Голгофе, то есть несколько западнее Иерусалима и на некотором возвышении над городом, тьма не была такой насыщенной, как в самом городе.
В обширном сочинении настоятеля Кентерберийского собора Ф.Фаррара "Жизнь Иисуса Христа" соответствующее место из Евангелий приводится следующим образом: "Был уже полдень и в святом городе солнце должно бы освещать страшное зрелище палящими лучами нашего лета, но вместо этого небо было мрачно и полуденное солнце в этот великий и страшный день Господень "обратилось в тьму". Это не могло быть естественным затмением (имеется в виду солнечное затмение), потому что во время пасхи было полнолуние". Фаррар в подтверждение происшедшего потемнения неба приводит ссылки на античных писателей - историка Талла и летописца Флегона. Талл из Милета жил в I веке н.э. и является автором хроник, а о Флегоне и его сведениях пишет Иероним Блаженный в "Изложение хроники Евсевия Кессарийского":"Иисус Христос, Сын Божий по предреченным о Нем пророчествам, приходит на страдание в восемнадцатый год Тиберия, в каковое время и в других, языческих, памятниках находим буквально следующее: "Было затмение солнца (solis facta defectio), и тьма по всей земле. В Вифинии было землетрясение, и в городе Никее разрушено очень много зданий". Все это соответствует тому, что случилось во время страдания Спасителя. Пишет об этом и Флегон (Flego), вольноотпущенника императора, который в четырнадцати книгах довел хронику событий до 229 Олимпиады [138 г.н.э.] ... той эпохи Римской империи, когда он в XIII книге говоря так: "А в четвертом году 202 Олимпиады [33/32] было великое и выдающееся между всеми прежде случавшимися затмение солнца; в шестом часу день превратился в темную ночь, так что видны были звезды на небе, и землетрясение в Вифинии разрушило много зданий в Никее". Так говорит сказанный муж. А доказательство того, что Спаситель пострадал в том году, представляет Евангелие Иоанна, в котором пишется, что после пятнадцатого года Тиверия Кесаря Господь проповедовал в течение трех лет [15-й год Тиверия - 28/29]. И Иосиф, исконный иудейский писатель, свидетельствует, что около тех времен в день Пятидесятницы священники ощущали сначала колебания почвы и некие звуки".
Попробуем определить день казни Иисуса Христа. Этому вопросу также посвящена обширная литература. Мы приведем лишь некоторые свидетельства, которые могут приблизительно определить временные границы события. Гертц, один из исследователей Евангелий, приводит следующий документ, найденный им: "Иисус из Назарета из еврейского колена Иуды , обличенный в нападках и возмущениях против божественного Величества Тиберия Августа, римского императора, и преследуемый за таковые оскорбления господином нашим Иродом, наместником императора в Иудее, по приказу игемона Пилата приговорен к распятию на кресте. Пусть завтра в день 23 до мартовских ид приведут его в обычное место казни...".
Среди христианских апокрифов сохранилось несколько приговоров, подлинность которых, правда, вызывает сомнение. В одном из них сказано: " Приговор, объявленный Понтием Пилатом, наместником Галилеи, гласит, что Иисус из Назарета должен умереть крестной смертью. В 17-й год правления империей Тиберия в день 25 марта в священном городе Иерусалиме". 17 год правления Тиберия это 31 год по Рождеству Христову.
По астрономическим расчетам распятие произошло в полдень, в пятницу, 14 или 15 нисана между 29 и 33 гг. н.э., то есть 7 апреля 30 г. н.э. или 3 апреля 33 г.н.э.
Летоисчисление на нашей планете в основном ведется от Рождества Христова. Его ввел в 525 г. папский архивариус Дионисий Малый. В основу своих расчетов он положил предание о том, что Иисус Христос умер на 31 году своей жизни и воскрес 25 марта. На этот день приходилась Пасха.
Современные расчеты показали, что папский архивариус либо ошибся, либо искусственно переставил даты. В 31 г. н.э. полнолуние (15 нисана) было не в пятницу 23 марта ( где ему надлежало бы быть в соответствии с евангелиями), а во вторник, 27 марта. По-видимому, Дионисий ввел свое летоисчисление исключительно для удобства расчетов дат Пасхи.
Для правильного определения времени начала и конца потемнения, о котором сказано, что "тьма пала в часу шестом" и прекратилась в девятом, обратимся к тому, как в то время велся отсчет времени. В комментариях к "Письмам Плиния Младшего" ( который назывался Плинием Младшим в отличие от своего дяди, Плиния Старшего, знаменитого естествоиспытателя) сказано: "День в древней Италии делился на 12 часов, начинался с солнечного восхода и заканчивался солнечным закатом. Поэтому римский час не был постоянной неизменной единицей времени, а менялся в зависимости от времени года. Для зимы в день зимнего солнцестояния 6-й час начинался в 11ч15 мин, а 9-й в 1 ч 29 мин, а летом 6-йчас начинался в 10 ч 44 мин, а 9-й в 2 ч 31 мин. Итак, в римской провинции, в городе Иерусалиме (Ерушалаиме), где счет времени велся по римским правилам, потемнение началось прмерно в 10 часов 44 минуты, а закончилось в 2 часа 31 минуту. Таким образом, сразу же отбрасывается предположение о возможности наблюдения лунного затмения - дело происходило среди дня.
Можно полагать, что древние авторы донесли до нас событие, которое выглядит так:
Примерно между 30 и 33 гг. н.э., весной, в первой декаде апреля, в Иерусалиме в течение трех часов наблюдалось резкое уменьшение солнечной радиации, наступило потемнение среди дня. Ориентировочно это событие началось в 11 часов 30 минут и продолжалось около трех часов.Потемнение наблюдалось в основном в восточной части Иерусалима. За пределами города, в западном направлении, оно по-видимому, было не столь темным, как в черте города. В конце оптического явления наблюдались звуковые и оптические эффекты.
Пролет болида, как правило, сопровождается акустическими (звуковыми) явлениями. Очень сильными были акустические явления при падении каменного дождя близ Устюга Великого, причем акустические эффекты наблюдались в Устюге, хотя метеоритный дождь выпал в 20 км от него.
Метеорит в несколько килограммов создает акустическое поле (область, через которую проходит звуковое возмущение) радиусом около десятка км, метеорит массой в центнер производит звуки, слышимые за 100-200 км на площади до 100 000 квадратных км.
Воздушные волны, вызванные движением метеорного тела в атмосфере, дойдя до земной поверхности, частично отражаются обратно, частично поглощаются, передавая некоторую часть своей энергии земной коре, тем самым вызывая в ней поверхностные сейсмические волны. Громовые удары баллистических волн метеорных тел также производят быстропротекающие тахисейсмические явления. Физик Драверт предложил называть их гипергенными, т.е. вызванными внешней по отношению к Земле причиной. Вызванные полетом метеорного тела землетрясения называются космогенными сейсмами.
Достаточно мощная баллистическая волна может вызвать сильное механическое действие. Обычно сначала проходит волна сжатия, затем разрежения и так далее до затухания. Волна сжатия вызывает самое сильное воздействие. При полете болида иногда слышится 2-3 отдельных удара, быстро следующих один за другим. Различается метеорная гиперсейсма и метеоритная гиперсейсма. Метеорная гиперсейсма вызвана прохождением баллистической волны, передавшей часть своей энергии земной коре. Вторая гиперсейсма вызвана ударом о почву при падении метеорита. Это метеоритная гиперсейсма, которая гораздо слабее первой, так как при падении со скоростью 0.1-0.2 км./с выделяемая энергия, конечно, меньше, чем при движении того же тела с космической скоростью, когда большая часть энергии передается атмосфере.
Исключение - падение гигантских метеоритов, достигающих почвы с космической скоростью. Метеорное тело и воздушная волна достигают поверхности Земли в разных точках, например, при падении метеорита Кашин в 1918 г. эти точки были удалены друг от друга на 15 км.
Метеорные гиперсейсмы могут быть весьма сильными. Так, при падении метеорита Л'Эгль (Франция) 26 апреля 1803 г. звуки были слышны на площади радиусом 150 км, а в самом Л'Эгле почва дрожала под ногами и обрушилось несколько старых домов.
Попробуем теперь реконструировать иерусалимское потемнение. Если судить по описаниям, приведенным в Евангелиях, и по другим показаниям современников, облако, выпавшее на Иерусалим было, скорее всего космического происхождения. Пылевые частицы, из которых состояло облако, вызвали мощное поглощение солнечной радиации. Эти частицы должны были представлять собой очень мелкую пыль, размерами в микроны и доли микрон.Такая мелкая пыль могла образоваться в атмосфере в результате разрушения крупного болида в низких слоях атмосферы. Сам болид мог остаться незамеченным наблюдателями и выпасть на каком-то расстоянии от Иерусалима, в пустынном месте, либо полностью распасться в атмосфере на некоторой высоте. Спустя какое-то время после пролета первого болида, заполнившего район траектории своего полета мелкой пылью, произошел полет еще одного болида. Вторым болидом была вызвана метеорная гиперсейсма, воздушная волна которой произвела разрушения и повреждения в Иерусалима (земля потряслась, камни расселись, разорвался пополам занавес в храме).
Такова была последовательность событий, если верить описаниям трех евангелистов - Марка, Матфея и Луки.