Живя в эпоху социальных потрясений трудно отрешиться от мысли, что в их основе не лежат причины, пока еще не осознанные и недоступные пониманию человека. По-видимому, ключ к пониманию крутых поворотов в истории человечества находится на стыке многих нак - астрофизики, физики, геологии, биофизики и биохимии, геофизики, истории медицины, психологии и психиатрии. Этот вывод основан на научном знании и научной интуиции, нащупывающей правильный ответ на как будто на первый взгляд неразрешимую в своей хаотичности проблему.
"За редчайшими исключениями во всей истории человечества мы не отыщем фактов ясного предвидения историческими лицами ближайшего будущего своих народов и государств или конечные результаты войн и революций. Исторические события, завершаясь, всегда давали иные результаты, чем те, которые были предложены при их возникновении", - так пишет Александр Чижевский, известный ученый первой половины XX века, искавший связь между гелиоактивностью и ее проявлениями в биосфере. Англичанин Томас Бокль, автор "Истории цивилизации в Англии", один из первых пытался показать, что к истории должны быть приложены методы и принципы естественных наук, "ибо история есть взаимодействие между человеком и природой".
Известный итальянский криминалист и психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909) гг пытался выяснить, влияют ли климатические изменения на состояния социума. В его книге "Политическая преступность" представлены главы "Влияние климата и атмосферных явлений на революции", "Влияние климата и атмосферных явлений на бунты и восстания", " Влияние барометрического давления, геологического строения почвы и высоты над уровнем моря на революции".
Законы психической деятельности человека несомненно также подчинены законам Вселенной. Человек, пользуясь с земной точки зрения, необъятным багажом знаний, может только чуть-чуть приподнять завесу тайны, но ему не дано понять до конца и тем более изменить ход исторической судьбы планеты Земля. Но те крупицы мирового знания, которыми он владеет, могут хотя бы смягчить удары судьбы или "неумолимого рока".
Если представить себе планету Земля и ее место хотя бы в той части Вселенной, которая может быть наблюдаема с ее поверхности, то тогда становится понятной ее ничтожность среди других объектов Вселенной. Представьте себе бумажный кораблик, пущенный на волю волн Тихого океана - такова, или даже менее того, планета Земля в безбрежном океане Космоса.
Наиболее проницательные философы и ученые античности и более поздних времен, обладавшие глубокой интуицией, нащупывали управляющие связи Космоса и тем самым готовили почву для будущих исследований.
Александр Чижевский, человек разносторонне образованный, который, кстати сказать, несмотря на различие в возрасте, был жружен и находился под большим влиянием Константина Циолковского, благодаря своей эрудиции в разных областях знания, смог понять пути развития исторического процесса и предположить его периодическую цикличность.Он предположил, что каждый исторический цикл делится на четыре периода, которые и обозначил следующим образом:
I. Период минимальной возбудимости
II. Период нарастания возбудимости
III. Период максимальной возбудимости
IV. Период спада возбудимости
Третий период, являясь наиболее опасным, несет в себе зародыширазрушения и катастроф. Чижевский пишет: "Период максимальной возбудимости, по справедливости, может быть назван периодом выявлений лица народных масс и звучанием голоса народа. Историки становятся в тупик перед фактами, указывающими на то, что идеи, о которых не смели говорить год-два тому назад, в этот период высказываются открыто и смело, массы становятся нетерпеливее, беспокойнее, возбужденнее, они начинают возвышать голос, требовать и вооружаться. Демонстрации делаются злобнее и неприязненнее, народные собрания не протекают мирно: массы властно требуют с мечом в руках признания своих решений; порывы больше не сдерживаются и немедленно подхваченные массами ведут к ниспровержению всего того, что волнует и тревожит умы. Единичные капризы и выходки тотчас становятся законом и каре предается каждый, кто пытается противоречить им. Населением овладевает глубокая ненависть к своим врагам, которые предаются истреблению".
Чижевский пытался понять причины, движущие массами в такие периоды. Возбуждение нарастает и человеческий организм как бы требует разрядки. Это объясняется тем, что совокупности описанных выше причин вызывает резкое изменение нервно-псхического тонуса масс, повышая их реакцию на внешние раздражители.
Записки современников свидетельствуют о поразительной быстроте распространения народных восстаний и массовых движений в периоды максимальной возбудимости. Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) например, назвал социальные конфликты "заразительным мором".
Психическое заражение или взаимовнушение , по словам Чижевского, достигает своей наивысшей точки и массы превращаются в собирательную личность, коллектив индивидуализируется. "Иногда разгар борьбы вскрывает всю обширную область человеческого безумия, неуравновешенность и страсти. Стихийные насилия, ожесточение, остервенение, эпилептическое исступление, жажда мести, эпидемия убийств, паник, погромов, опустошительных набегов, отчаянных битв, массовых истреблений, а также мятежи, бунтарства, соряженные с проявлением фанатизма и героизма достигают своего апогея. Массы и толпы могут ликовать при виде самых ужасных насилий, зверств, убийств. Безумие воплощается в жизнь. То, что считалось невозможным и диким впериод минимальной возбудимости, в период максимума вполне может идти рука об руку с моралью и возвышенностью преследуемых идеалов. Перед этими порывами и проявлениями как масс, так и отдельных индивидов, вследствие необычайного состояния психического возбуждения, должны заглохнуть чувства опасности, самосохранения, даже инстникт.
Исследование исторических событий позволило установить ряд факторов, согласно которым период максимальной возбудимости способствует:
I. Объединению масс
II. Выдвижению вождей, полководцев, государственных деятелей
III. Торжеству идей, поддержанных массами
IV. Максимальному развитию парламентаризма
V. Демократическим и социальным реформам
VI. Восстаниям, бунтам, мятежам, революциям
VII. Эмиграциям, переселениям, гонениям и другим вспышкам массовой человеческой деятельности".
Все эти мысли приходили Чижевскому, наблюдавшему безумия революционного периода в России начала XX века. В 90-х годах того же XX века наблюдались те же картины массовых психозов. Профессор Отто Прокоп из Берлина в эти времена приводит интересные факты, которые во многом соответствуют умозаключениям Чижевского. Он пишет, что зачастую выступления лидеров перед народными массами не несут в своих речах ничего нового или конструктивного. Их выступления сплошные лозунги и призывы. Но толпа, же внутренне подготовленная, жаждет этих слов, плачет до обмороков, аплодирует до изнеможения. Прокоп приводит свидетельства французского врача Гюстава Ле Бона, который еще в XIX веке в своей нашумевшей книге "Психология масс" отмечал, что простейшее утверждение, безо всякого доказательства, но эмоционально брошенное в толпу, служит надежнейшим средством завоевания людских душ. В массе теряют свою индивидуальностьлюди глупые и завистливые, тщеславные и жадные. Но от тесного соприкосновения с толпой у каждого из них пробждается сознание своей значимости и силы. И тгда ничтожества становятся одержимыми и опасными: разумные слова на них уже не действуют. "По своему медицинском опыту я знаю, - говорит профессор Прокоп, - что наиболее восприимчивы к лозунгам и призывам личности слабые, истеричные, действующие под воздействием сиюминутного импульса. И таких немало. Из тысячи людей примерно четыре человека страдают маниакально-депрессивными психозами. Есть такое классическое изречение: один идиот способен уговорить тысячу, но тысяча не способна уговорить одного идиота. Особенно опасна толпа. Разъяренная, злая, она неуправляема и способна на все. В массе теряют свою индивидуальность все, но выигрывают глупые и необразованные, которые находят в толпе свою стихию. Призрак всегда ослепляет, поначалу заслоняя собой реальность. Повернуть же обратно, когда глупость уже совершена, бывает очень непросто".
"Только в Европе, - пишет далее профессор Прокоп, - один-два процента населения составляют люди психически неполноценные. Это темные, но спокойные силы, потому что они родились в зажиточных старанах, где не надо прилагать особых условий, чтобы прожить. Примерно пять процентов населения - это психопаты, а десять процентов - социопаты. Последние не столько живут своей собственной жизнью, сколько интересуются чужой: подслушивают, подсматривают и доносят. Но социопаты могут быть и агрессивными, особенно, если собираются вместе. Современный культурный слой очень тонок и под ним скрываются недра суеверий прошлого - магия, тайные науки, которые периодически вырываются наружу".
Вот эта "периодичность" массовых потрясений и заставляет искать причины, ее порождающие. Трудно себе представить, чтобы без какой-либо внешней причины, какого-то толчка огромные, инертные до определенного времени массы, вдруг срываются с мест и ищут себе других пристанищ или вдруг начинают истреблять себе подобных с невероятной жестокостью, как это было, например, во время Великого переселения народов или Крестовых походов.
Подобные странности поведения наблюдаются не только у людей, но и у животных. Об этом пишет Рене Шовен в своей книге "Поведение животных": "...они (животные)...поражают воображение благодаря совершенно удивительным изменениям в поведении мигрирующих животных. Типичным примером служат миграции леммингов. Это маленькие боязливые грызуны, выходящие из нор только по ночам. Но раз в три, четыре или пять лет они начинают быстро плодиться, покидают норы при свете дня, выходят за пределы своей территории и совершают массовые миграции. Во время миграции лемминги, которые в отличие от саранчи держатся на известном расстоянии друг от друга, движутся все в одном направлении, причем настоящие огромные скопления они образуют только тогда, когда на их пути встречается какое-нибудь серьезное препятствие, напрмер, большая река; тогда они миллионами бросаются в воду и плывут прямо вперед, взбираясь на все, что попадается им на пути. Лодку, напрмер, они перегружают так, что она идет ко дну. А один лемминг весит всего-навсего несколько десятков граммов. Они отваживаются даже выплывать в открытое море. Есть свидетельство, что в 1868 г один пароход должен был пройти на полной скорости по Тродхейм-фьорду, пока ему удалось выбраться из сплошной массы леммингов, покрывавших всю поверхность вод так, что их бесчисленные головки виднелись над волнами повсюду, насколько хватало глаз. Обычно такой робкий лемминг не боится в эту пору показываться в городах, в домах, а при случае может кинуться и укусить.
Зверьки с маниакальной последовательностью повторяют все, что делают их собратья; стоит одному из них броситься в ров, как за ним последуют другие, пока ров не переполнится до краев; подойдя к виадуку, они все ринутся в пустоту, они будут плыть по морю, пока не потонут... Словно какое-то безумие охватывает их".
Известны многочисленные примеры других млекопитающих, которые, подобно леммингам, в определенные периоды как бы впадают в исступление. Например, серые американские белки передвигаются стадами, насчитывающими несколько сотен миллионов особей. Другой пример - южноафриканская газель спрингбок. Стада этих газелей движутся сплоченными рядами и, если лев попал в их массу, то он оказывается в плену и не может вырваться, несмотря на самые яростные усилия. Случается, что газели покидают великолепные пастбища, уходят в пустыни и гибнут там от голода или же миллионами бросаются в море. У этих газелей стадное чувство развито настолько сильно, что иногда они объедтняются даже с животными других видов, например, со страусами.
Все нерегулярные вариации, то есть те, которые происходят не по годичному циклу, имеют ряд общих черт. Во-первых, эти миграции происходят через сравнительно большие промежутки времени. Их причины пока еще не известны: голод или жажда исключаются, а роль метеорологических факторов хоть и неоспорима, но трудна для интерпретации. Во-вторых, необходимо отметить особое психологическое состояние мигрирующих животных, у которых полностью меняется не только поведение, но иногда даже окраска и морфология. Миграции явно противоречат инстинкту сохранения вида и частоприводят к массовой гибели животных. Создается впечатление, что животных одолевает массовый приступ безумия, причем это безумие заразительно, так как часто мигрирующие животные увлекают за собой даже особей других видов.
Известны случаи "массовых психозов" среди животных, которые ведут их к массовой их гибели - десятками выбрасываются на пологие отмели киты и дельфины, причины их самоубийства непонятны.
Чижевский, а за ним и другие исследователи подметили, что эпидемии чумы и холеры внезапно возникали в разных географических точках и так же внезапно утихали, без всяких видимых причин. Это очень походило на то, как стихийно возникают народные волнения, причиной чему может служить самое ничтожное, даже нелепосмехотворное событие.
Возвращаясь к аномалиям в поведении общества, естественно задаться вопросом - в чем же кроется причина внезапного общественного безумия? Отчего в определенные периоды истории толпа идет за явными безумцами, зачастую известными в обществе как люди с неполноценной психикой, призывающими к разорению и истреблению?
Возможная цикличность исторического процесса, а также причины, ее обуславливающие, описываются и обсуждаются в книгах Льва Николаевича Гумилева, о которых мы будем говорить ниже.
Александр Чижевский в ряде своих работ последовательно искал корреляции между солнечной активностью, вариациями в возникновении эпидемий и пандемий чумы и холеры, эпидемий гриппа, а также нервно-психическими расстройствами, приступами массового безумия и некоторыми историческими процессами. Несмотря на то, что Солнце является мощным фактором, действующим на биосферу Земли, четких корреляций обнаружено не было, оставалось интуитивное понимание того, что кроме солнечной активности должны существовать и другие факторы.
ЕСТЬ ЛИ ЛОГИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ?
Откровенно говоря, найти логику в столь хаотичном процессе очень трудно. Тем не менее исследования последних десятилетий, изучающие факторы, влияющие на исторический процесс, предлагают различные версии, достаточно интересные, но не объясняющие полностью наблюдающиеся катастрофические процессы в жизни человеческого общества. Но уже то, что существуют такие исследования и, следовательно, возможна дискуссия на эту тему, дает повод думать, что проблески разрешения этой проблемы очевидны.
Приведем еще одну цитату. Огюстен Тьерри (1795 - 1856 гг.), один из крупнейших французских историков, писал: "...народные массы, когда они приходят в движение, не отдают себе отчета в той силе, которая их толкает. Они идут движимые инстинктом и продвигаются к цели, не пытаясь ее точно определить. Если судить поверхностно, то можно подумать, что они слепо следуют частным интересам какого-нибудь вождя, имя которого только и остается в истории. Но эти имена получают известность только потому, что они служат центром притяжения для большого количества людей, которые, произнося их, знают, что это должно обозначать и в данный момент не испывают потребности выражаться более точно".
Лев Гумилев, развивая свою теорию пассионарности, высказывает такое же мнение: "...не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения".Далее Гумилев пишет: " Пассионарность обладает еще одним крайне важным свойством: она заразительна. Это означает, что люди импульсивные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионариями. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они приобретают природный психо-этнический поведенческий облик. Это обстоятельство без всякого осмысления известно довольно широко и учитывается главным образом в военном деле: там либо выбирают пассионариев, узнавая их интуитивно, и формируют из них отборные, ударные части, либо сознательно распыляют их в массе, мобилизованных, чтобы поднять "воинский дух".Во втором случае считается, что два-три пассионария могут повысить боеспособность целой роты. И это действительно так ".
И ЕЩЕ НЕМНОГО ИСТОРИИ
1914 год по всеобщему признанию историков является поворотным пунктом современной истории, годом, когда кончилась спокойная и процветающая жизнь Европы и начался хаос. Вот некоторы высказывания современников о начале XX века.
" Когда сегодня, размышляя спокойно, задаешься вопросом, отчего Европа в 1914 год низверглась в войну, то не находишь ни одной солько-нибудь разумной причины, даже повода", писал Стефан Цвейг в своих "Воспоминаниях современников". То, о чем пишет Стефан Цвейг , ощущали тогда многие европейцы - "еще не было паники, но было постоянное и жгучее тайное беспокойство". То же ощущение испытывал и Ромен Ролан: "Нам выпало жить в эпоху массовых чувств, массовой истерии, силу которых на случай войны нельзя предугадать".
Стефан Цвейг рассказывает в своих воспоминаниях как летом 1914 года он шел в Бадене со своим приятелем через виноградники и старый виноградарь, которого они встретили там, сказал им: " Такого лета, как это, давно мы уже не видели. Если оно простоит таким же, вино мы получим как никогда. Это лето люди запомнят надолго". Слова эти прозвучали как страшное прежсказание. Таким же необычайным было лето 1811 года, к которому мы вернемся ниже. В то лето был великолепный урожай винограда и вино, полученное в тот год, было замечательным и стало называться "вином кометы" в честь необыкновенно яркой кометы 1811 года.
"С 1914 года каждый, кто осознает тенденции, существующие в мире, глубоко встревожен ходом событий, который похож на предопределенный роковой марш к еще большим несчастьям. Многие серьезные люди пришли к заключению, что гибель ничем нельзя предотвратить. На их взгляд, человеческий род подобен герою одной греческой трагедии, который был гоним сердитыми богами и не был больше хозяином своей судьбы" - писал Бертран Рассел.
"Мне приходят в голову мысли и картины...мысли из времени до 1914 года, когда на этой Земле были мир, покой и безопасность, времени, когда мы не знали, что такое страх...с 1914 года из жизни людей исчезли безопасность и спокойствие" - это слова Конрада Аденауэра.
Мнтересно еще одно наблюдние Стефана Цвейга в первые военные недели 1914 года: "Самые миролюбивые, самые добродушные как одержимые жаждали крови".
Фатальная трагедия Европы перед наступающей бедой обострила чувства эмоциональных людей. Один из самых тонко чувствующих поэтов того времени, Николай Гумилев, оставил нам описани лета 1914 года:
То лето было грозами полно,
Жарой и духотою небывалой,
Такой, что сразу делалось темно
И сердце биться вдруг переставало.
В полях колосья сыпали зерно
И солнце даже в полдень было ало.
И в реве человеческой толпы,
В гуденье проезжающих орудий,
В немоязычном зове боевой трубы
Я вдруг услышал песнь моей судьбы
И побежал, куда бежали люди,
Покорно повторяя: "буди, буди".
Пятистопные ямбы. Николай Гумилев
СЕЗОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВСПЛЕСКОВ
Периодические вариации всплеска эмоций имеют также, по всей вроятности, и сезонный характер. Если внимательно проследить даты наибольшей активности социума, то бросаются в глаза два периода - конец апреля-начало мая и конец октября-начало ноября. Эти периоды не связаны с сезонными хозяйственными работами Известный этнограф Джеймс Фрезер отмечает два, стоящие совершенно особняком среди многих праздников сева и уборки урожая и других подобных крестьянских развлечений и не связанных ни с одним из четырех великих поворотных пунктов солнечного года: с днями летнего и зимнего солнцестояния или весеннего и осеннего равноденствия. Это праздники в канун первого мая и первого ноября.
В канун первого мая это знаменитая Вальпургиева ночь, которая на Северо-Шотландском нагорье носила название Бельтановых огней и подробно описывается Фрезером. Фрезер пишет, что из друидических праздников наиболее значительным является праздник Бельтана или Майский день. Этот праздник сопровождался пышными церемониями, в которых без труда можно было разглядеть следы человеческих жертвоприношений.Праздник Бельтана, по-видимому, справлялся на холмах и возвышенностях. Для тех, чьим храмом была вся Вселенная, считалось унизительным поселиться в доме, построенном человеческими руками. Еще в течение последнего века по традиции этот праздник отмечали шотландские горцы. В праздник Бельтана зажигался костер, причем во многих местах Шотландии костер зажигался от огня, добытого трением и при этом считалось, что огонь послан с неба. В разных местах Шотландии праздник Бельтана отмечался в разное время с30 апреля до 3 мая.
Огни Бельтана зажигались и в Ирландии. Первое мая получило свое название от огня, который друиды Ирландии зажигали в этот день со страшными заклинаниями. В Швеции на Первое мая устраивается большой народный праздник.
На канун Первого мая в Вальпургиеву ночь, по народному поверью, в воздухе незримо кружат ведьмы. Совершаемые в Вальпургиеву ночь обряды были распространены в Тироле, Моравии, Саксонии и Силезии.
Майский праздник был распространен и в других странах, расположенных южнее. Испанский художник Франсиско Гойя написал картину, на которой изображен народный праздник с пляшущими крестьянами вокруг майского дерева - шеста, украшенного лентами и цветами.
Испанский писатель Калос Рохас в книге "Долина павших" обращает внимание на то, что май отличается повышенной эмоциональностью людей "...почему именно май - the cruelest month (самый жестокий месяц), когда больше всего крови и мертвых остается на арене. ...Бомбардировка Герники случилась 26 апреля 1937 года и первые наброски знаменитой картины Пикассо тоже были сделаны под знаком Быка, Зодиакального Быка... Между 20 апреля и 21 мая, а именно 3 мая 1808 года происходит бойня, представленная Гойей на картине "Расстрел в ночьсо 2 на 3 мая 1808 года", которую он выставляет на Триумфальной арке 11 мая 1814 года. 2 мая 1808 года под тем же самым знаком зодиака на Пуэрто- дель-Соль, нулевом километре Испании, начиналась новая история бессмысленных метаний народа, оторый будет совершать дикие скачки, пытаясь найти себя, но так и не найдет".
Первое мая как Международный праздник всех трудящихся был установлен в июле 1889 года на парижском конгрессе 2-го Интернационала. Принятие резолюции было связано с событиями, происшедшими первого мая 1886 года в Соединенных Штатах Америки. В этот день по всей стране прокатилась волна стачек и демонстраций. В Чикаго произошла массовая демонстрация, подвергшаяся нападению полиции. Во время демонстрации была брошена бомба. Несколько организаторов митинга были казнены, многие были осуждены на длительное заключение. Первые празднования Первого мая сопровождались по всему миру жестокостями, схватками демонстрантов с полицией, кровопролитиями.
Другой подобный праздник - это канун дня Всех святых - праздник в начале ноября, за которым под тонким покровом христианства скрывается древний языческий праздник мертвых. Оба прадника - первого мая и первого ноября - очень схожи по своей обрядности и по связанными с ними суевериями; сходство выдает глубокую древность этих обрядов, их чисто языческое происхождение. У древних кельтов этим праздником начинался новый год. В этот день, по представлениям кельтов, в воздухе снуют и строят свои козни ведьмы.В сознании кельтского крестьянства канун Дня всех святых был окружен ореолом таинственности и страха.
В Германии с ноябрьскими днями связаны довольно зловещие события.
8-9 ноября 1923 г. Гитлер возглавил мюнхенский "пивной" путч, представлявший собой дерзкую попытку взять под контроль правительство Баварии. Густав фон Кар, который вместе с начальником полиции и местным командующим войсками являлся фактическим диктатором Баварии, выступал в этот день перед большой толпой в пивной "Бюргербройхеллер". Вдруг дверь распахнулась, и в пивную ворвалась группа вооруженных людей в коричневых рубашках во главе с Гитлером, который размахивал револьвером и кричал: "Национальная революция началась!". На следующий день попытка путча провалилась, когда полиция разогнала маршировавших по городу нацистов. Гитлер, его ближайший соратник Эрнст Рем и генерал Людендорф были арестованы.Путч был подавлен. Гитлера арестовали, обвинили в государственной измене и осудили на 5 лет тюрьмы. Отсидел Гитлер только 9 месяцев, успев написать в камере книгу "Моя борьба", в которой он изложил политическую философию нацизма. В своем "труде" Гитлер провозгласил войну евреям, коммунистам, жалким либералам и капиталистам-эксплуататорам во всем мире и торжественно приветствовал возрождение расово чистой Германии и несгибаемой воли нации. Он писал о Германии, которая воспрянет и станет господствовать над миром; Германии, которая заявит о своих правах на жизненное пространство и обретет его в центральной Европе и России.
Вторым столь же зловещим событием, была "Хрустальная ночь", ночь с 9 на 10 ноября 1938, во время которой по всей Германии прошли еврейские погромы. Сигналом к началу еврейских погромов, повод для которых давно искали нацистские власти, послужило убийство в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Грюншпаном 7 ноября 1938г. советника германского посольства Эрнста фон Рата. В ответ на этот акт в ночь с 9 на 10 ноября по личному приказу Гитлера и при организационном участии Геббельса и Гиммлера был инсценирован как стихийное выражение народного гнева всегерманский еврейский погром. Было разрушено и сожжено 267 синагог и 815 магазинов и предприятий, принадлежавших евреям. 20 тысяч евреев были арестованы и брошены в концлагеря, 36 человек было убито. Общий ущерб составил 25 млн. рейхсмарок, из которых около 5 млн. пришлось на разбитые витрины (отсюда второе название "Хрустальной ночи" - "Ночь разбитых витрин"). Впоследствии возникла легенда, будто Геббельс и Гиммлер организовали этот погром без ведома Гитлера, и он, узнав об этом, якобы был недоволен и строго выговаривал им за эту акцию. Однако близко стоявший к Гитлеру имперский руководитель прессы Отто Дитрих решительно опровергает эту версию, утверждая, что именно Гитлер был инициатором "хрустальной ночи". (Книга Отто Дитриха "12 лет с Гитлером", Мюнхен, 1955).
7 ноября 1917 года в России произошла революция, которая повлекла за собой гражданскую войну и принесла неисчислимые жертвы.
Ниже приводится Таблица некоторых майских, октябрьских и ноябрьских событий.
ТАБЛИЦА
1917 год
7 ноября (25 октября)
Октябрьская революция в России.
1918 год
30 октября
Подписание Мудросского перемирия между Оттоманской империей и Антантой.
30-31 октября
Революционные выступления в Вене, образование советов, формирование Временного правительства Австрии.
1 ноября
Провозглашение во Львове Западноукраинской Народной Республики.
3 ноября
Подписание в Падуе перемирия между Австро-Венгрией и Антантой. Восстание германских военных моряков в Киле. Начало революции в Германии.
4-8 ноября
Образование советов в Киле, Бремене, Гамбурге, Эссене, Кельне, Мюнхене, Любеке и других городах.
5 ноября
Образование в Люблине (Польша) Люблинского Совета рабочих депутатов.
7 ноября
Создание эмигрантскими группами в Варшаве при поддержке Антанты правительства Польши. Провозглашение Польской республики.
7-8 ноября
Свержение баварской династии и провозглашение республики в Баварии.
9 ноября
Формирование правительства Фридриха Эберта в Германии. Бегство кайзера Вильгельма II в Нидерланды.
10 ноября
Аннулирование Румынией Бухарестского мирного договора с Германией.
11 ноября
Подписание Компьенского перемирия между Германией и державами Антанты. Бухарестский и Брест-Литовский договоры объявлены недействительными. Окончание Первой мировой войны.
12 ноября
Отречение императора Австро-Венгрии Карла I Габсбурга. Провозглашение Республики Немецкая Австрия.
13 ноября
Формальное аннулирование Советской Россией Брест-Литовского мира.
16 ноября
Провозглашение республики в Венгрии.
1922 год
1 мая
Свержение правительства Сунь Ятсена китайскими милитаристами.
28 октября
Поход итальянских фашистов на Рим.
31 октября
Формирование кабинета Муссолини в Италии.
1 ноября
Упразднение Оттоманской монархии и провозглашение Турецкой Республики.
1923
8 ноября
Мюнхенский путч в Германии (закончился 9 ноября)
1926 год
12-13 мая
Государственный переворот в Польше, организованный Юзефом Пилсудским при поддержке армии. Установление режима "санации".
31 мая
Государственный переворот в Португалии, власть перешла к генералу Мануэлю де Оливейра Гомеш да Коста. 9 июля сам он свергнут генералом Антонио Оскаром де Фрагосо Кармоной.
1926 год
16 мая
Военный путч в Японии.
1942 год
7 ноября
Высадка союзных войск под командованием Дуайта Эйзенхауэра в Марокко и Алжире (операция "Факел").
11 ноября
Приказ Гитлера об оккупации "зоны Виши" во Франции.
1944 год
Ноябрь
Начало гражданской войны в Греции.
ХИТРОСПЛЕТЕНИЯ ИСТОРИИ: ПЕРВЫЙ ВЕК НОВОЙ ЭРЫ
В исторических фактах очень легко заплутаться. Известно, что история как бы заново пишется и подстраивается под каждый исторический период. Поэтому разбираться не специалисту во всех исторических хитросплетениях не просто.Но есть периоды, которые настолько привлекали всегда к себе историков - и современников, и историков других, более поздних времен, что к этим временам, достаточно хорошо описанным, можно обратиться как к достаточно достоверным. Таким периодом является первый век новой эры, описанный римскими историками и философами - Дионом Кассием, Плутархом, Светонием, Плинием Старшим и Плинием Младшим, Тацитом, Иосифом Флавием, Геродотом, Евсевием и другими римскими и греческими писателями.
Итак, первый век новой эры.
Приведем некоторые избранные биографии римских императоров этого времени, следуя нашему принципу - космос, земля и люди..
Тиберий (Tiberius Caesar Augustus, при рождении был назван Тиберием Клавдием Нероном, Tiberius Claudius Nero) (42 до н.э. - 37 н.э.), римский император с 14 по 37 н.э. Его мать Ливия развелась с мужем в 38 до н.э., чтобы выйти за Октавиана (впоследствии императора Августа). После того как Тиберий был усыновлен Августом (4 н.э.), он именовался Тиберий (Юлий) Цезарь, а после смерти Августа - Тиберий Цезарь Август. Тиберий сопровождал Августа в поездке на Восток в 20 до н.э. (и представлял в своем лице особу императора на коронации царя Армении, а также принял от парфян взятые ими при разгроме Красса в 53 до н.э. римские военные знамена) и в Галлию в 16 до н.э., а затем посвятил себя главным образом военной карьере. Им была покорена Паннония на Дунае (в 12-9 до н.э.), после чего вел кампании в Германии (9-7 до н.э. и вновь в 4-6 н.э.). В 6-9 н.э. Тиберий подавлял восстания в Иллирике и Паннонии. Тиберий привел к повиновению области на севере Империи вплоть до Рейна и Дуная и упрочил здесь римское господство, превратив эти реки в северные рубежи Римской империи.
Личная жизнь Тиберия была принесена Августом в жертву его династическим интересам. В 11 г до н.э. Август принудил Тиберия развестись со своей беременной женой, от которой у него уже был сын Тиберий Друз и жениться на овдовевшей дочери Августа Юлии. План Августа состоял в том, чтобы сделать Тиберия опекуном двух старших сыновей Юлии от ее брака с Агриппой, Гая и Луция Цезарей, одному из которых Август хотел передать власть в будущем. Этот брак был неудачным и, возможно, характер Тиберия начал портиться в сязи с этим. В 6 г. до н.э.Тиберию надоело быть игрушкой в руках Августа, он удалился от дел и поселился на греческом острове Родос, где пробыл 4 года.Это вызвало неудовольствие Августа, потому что он наделил Тиберия полномочиями трибуна на пятилетний срок. Во 2 году до н.э. Август отправил Юлию в ссылку за прелюбодеяние и способствовал ее разводу с Тиберием. В 4 году н.э. , после смерти Луция и Гая Цезарей, Август усыновил Тиберия, обязав его усыновить Германика, сына его брата Друза и внучатого племянника Августа. Следующие 10 лет Тиберий был, в сущности, соправителем императора.
Август умер 19 августа 14 года н.э., а 17 сентября состоялось заседание сената, на котором происходило своеобразное состязание в лицемерии: сенаторы делали вид, что им не терпится выразить свое преклонение перед новым госдарем, а Тиберий прикидывался недостойным этой чести и неспособным принять ответственность за Империю. В конце концов он, разумеется, уступил просьбам. Правление Тиберия проходило под знаком верности заветам Августа. В области внешней политики он следовал принципу сщхранения существующих границ. После смерти царя Архелая в 17 г. н.э. Каппадокия ( ныне находится на территории Турции) стала римской провинцией. Мятежи в Лугдунской Галлии в 21 г. н.э. были легко подавлены. Дважды Римской империи угрожал конфликт с Парфией, однако в 18 г. н.э. его смог отвести командированный на Восток с чрезвычайными полномочиями Германик, а перед самой смертью императора мир удалось сохранить благодаря наместнику Сирии Луцию Вителлию. Провинции при Тиберии процветали, благодаря, в частности, миру и бережливости императора
.
Римское население, которое в большой степени состояло из бездельников, привыкшим к щедрым подаяниям императоров, возмущалось недостатком публичных зрелищ, упрекая императора в скупости (после его смерти осталось 2.3 млрд или даже 3.3 млрд сестерциев), хотя обычные раздачи хлеба продолжались и при Тиберии, пусть и в меньшем объеме. Родственники самого Тиберия и члены знатнейших сенаторских родов подвергались казням и ссылкам, постоянно возрастало количество разбиравшихся в сенате обвинений в государственной измене. Когда в 19 г. н.э. в Сирии умер Германик, римляне заподозрили, что его отравили по приказу Тиберия. В 23 г. н.э.в Риме умер сын Тиберия Друз, отравленный префектом преторианской гвардии Элием Сеяном, правой рукой Тиберия. Понтий Пилат, шестой прокуратор Иудеи, (игемон), был протеже Сеяна и пока Сеян был у власти , чувствовал себя комфортно. После гибели Друза возникавшие одно за другим обвинения в измене и казни были связаны в основном с проблемой престонаследия. Ненависть к обществу или страх за свою жизнь побудили Тиберия покинуть Рим и в 26 г. н.э. уехать на Капри.Отсутствие Тиберия отрицательно сказалось на управлении империей. Сеян, замещавший Тиберия в Риме, рвался к абсолютной власти, но в 31 г. н.э. Тиберий обвинил его в заговоре и казнил.В Риме (но не в провинциях) правление Тиберия воспиринималось как бедствие, главным образом из-за неспособности или нежелания остановить лавину процессов о государственной измене и из-за отсутствия у императора чутья на преданных людей. Умер Тиберий в Кампании, куда он перебрался с Капри.
После смерти Тиберия в Римской империи наступают еще более смутные времена. Тиберию наследует Гай Юлий Цезарь, носивший прозвище Калигула и под этим именем вошедший в историю. Однако, как пишут историки, если Тиберий был на грани сумашествия, то Калигула был откровенным сумасшедшим. В 41 г. безумный император был убит своими приближенными. Следующий император, Клавдий, был отравлен. И, наконец, наступило, правление Нерона, которое своими ужасами затмило все, происходившее до него. Апофеозом тех чудовищных превышений власти, которые творились при Нероне, был поджог Рима и затем грандиозный пожар, который уничтожил большую часть города.
Известно, что во времена Нерона уже сформировались первые христианские общины благодаря проповедям апостолов и их последователей и приверженцев.Их было уже так много в Риме, что Нерон нашел возможным для себя, ибо в поджоге видели его руку, обвинить христиан в пожаре Рима, когда был сожжен весь центр великого города. Обвинив христиан, Нерон осудил их на жесточайшие казни, которые проходили в цирке и имели вид пышно поставленных представлений, когда дикие звери разрывали в клочья на арене цирка обреченных. Казалось, что и все участники этих грандиозных представлений, и несчастные актеры, и зрители объяты безумием. Шел 64 год новой эры. Вся Римская империя была занята казнями и убийствами, во всех слоях общества царил ужас.
Состояние экзальтации охватило в это же время и Иудею. Эрнест Ренан пишет, что "нацией овладел припадок горячки, который можно сравнить только с состоянием, охватившем Францию во время Революции и Париж в 1871 году".Но такие же горячечные времена бывали и позже, и раньше.
В разных частях необъятной в те времена Римской империи в 66 году начались жуткие массовые убийства. Нельзя сказать, чтобы эти ужасы были бы необходимы для укрепления государства. Но состоянии масс было уже наэлектризовано до предела. Нужна была только вспышка, чтобы начался разрушительный процесс. В Сирии начались еврейские погромы - за один час там было убито 20 000 евреев. Это вызвало гнев и жажду мести. Евоем стали образовывать банды и убивать сирийцев в малых городах, они опустошали и сжигали города и деревни. Сирийцы в свою очередь убивали всех евреев, которые попадали им в руки. Южная Сирия обратилась в одно сплошное поле битвы. Каждый город разбился на два воюющих лагеря, между которыми шла беспощадная война.
Эпидемия убийств распространилась и на Египет. По причине, которую вряд ли можно назвать основательной, в Александрии началась страшная резня. Еврейский квартал был буквально завалентрупами, число убитых определялось в 50 000. Эти ужасы продолжались почти месяц.
В этой объятом кошмарами гражданских войн стране, в Римской империи, императором владели грандиозные идеи - то он собирался прорыть Коринфский перешеек и тысячи рабов под бичами надсмотрщиков уже трудились там, то провести канал от Байи до Остии, то открыть источники Нила.
Всеобщая экзальтация проявлялась в жгучем интересе ко всему таинственному, в веру в знамения и чудеса, шарлатаны всех мастей эксплуатировали народное невежество.Нерон интересовался всем этим особенно болезненно, но и последовавшие за ним императоры Отон и Вителий были во власти предсказателей и тому подобных шарлатанов. Все очень интересовались метеорами, небесными знамениями. Болиды производили сильнейшее впечатление. Кометы, затмения, ложные солнца все это отмечалось, обсуждалось и толковалось определенным образом. И, видимо, все подобные явления были частыми в ту эпоху.
"Бедствия той эпохи, в конце концов, до известной степени оправдывали эти безумства. Кровь всюду лилась рекой. Со смертью Нерона, которая была во многих отношениях освобождением, начался период междуусобных войн. Борьба в Галлии между легионами Виндекса и Вергиния была ужасна; Галилея была театром беспримерного истребления; война Корвулона у парфян была также чрезвычайно смертоносна. Каждый цирк сделался адом. Таковы были пытки, в нем происходившие. Жестокость военных и гражданских нравов изгнала со света всякое милосердие".
В железной Римской империи непрестанно возникали гражданские войны. "Первая война, - пишет Лев Гумилев, - вспыхнула в 68 году, когда пропретор Галлии Юлий Виндекс, потомок аквитанских царей, воглавил восстание своих соплеменников, жаждавших освобождения от власти и поборов Рима. Испанские легионы примкнули к восстанию, провозгласив императором Сервия Сульпиция Гальбу. Но прежде, чем Гальба перешел Пиренеи, с аквитанцами схватились легионы, стоявшие на Верхнем Рейне. Вожди обоих войск не думали о войне, но легионеры их не послушались - 20 000 аквитанцев палив бою, в том числе Виндекс.
Гальба вступил в Рим во главе испанских легионов и через семь месяцев был убит преторианцами, уроженцами Италии, провозгласившими императором Отона, одного из собутыльников погибшего Нерона. Но восстали легионы Нижнего Рейна, заставившие своего вождя Авла Виттелия идти с ними на Рим. В 69 году эти провинциалы разбили преторианцев. Отон вонзил себе в грудь кинжал. Однако сирийские и египетские легионы не согласились признать Вителлия и заставили своего командира Веспасиана возглавить их в борьбе за власть.
К ним присоединились легионы, стоявшие в Мезии, Паннонии, Иллирии, чтобы отомстить Вителлию за Отона. Тщетно командир германских легионов Цецина пытался сдаться. Воины заковали его в цепи и пошли в бой. У Кремоны войска Веспасиана одержали победу, жутко разграбили город и перебили всех жителей, так как те были римскими гражданами и их нельзя было продавать в рабство. Вителлий отрекся от власти, но воины, находившиеся в Риме, не приняли его отречения, напали на Капитолий, убили префекта Рима, брата Веспасиана, и дрались, пока их всех не перебили. А римский народ переходил на сторону очередного победителя".
К убийствам прибавился голод. В 68 году хлеба, доставляемого из Александрии, не хватило. В начале марта 69 года произошло опустошительное наводнение Тибра. В 65 году Рим посетила чума - в течение весны от нее погибло 30 000 человек. Страшные бури и ураганы свирепствовали повсюду.
"Но более всего производили впечатление землетрясения. Земной шар переживал потрясения, параллельные тем, которые происходили в мире духовном; казалось, и земля, и человечество одновременно заболели горячкой" - пишет Ренан.
Везувий в это время был в состоянии готовящегося извержения 79 года. Землетрясения повторялись одно за другим. Пространства вокруг Везувия дышали серными испарениями. Землетрясения происходили не в одной Италии, но во всей восточной части побережья Средиземного моря.
В Каталоге И.Гущенко "Извержения вулканов мира" приводится список извержений, произшедших в первом веке новой эры. В 38 г извержение вулкана Этна в Италии, в 46 вулкана Санторин в Греции - оно было подводным и на месте извержения образовался остров. Напомним, что в 1400 году до н.э. Санторин испытал катастрофическое извержение, похоронив под пеплом и обломками вулкана Минойскую культуру на острове Крит. В 50-м и 72-ом годах - Этна в Италии. В 60-ом снова Санторин.
И вот катастрофическое извержение Везувия 26 октября 79 года н.э. За 16 лет до извержения в 63 году произошло сильное землетрясение, принесшее большие разрушения.24 августа 79 года снова произошли землетрясения и затем началось извержение вулкана, главный пароксизм которого в октябре погубил города Помпеи, Герлуланум и Стабию.
Как можно видеть из достаточно краткого исторического наброска, в первом веке новой эры налици признаки "смутного времени" - высокая космическая активнсость - наблюдаются яркие кометы, усилена метеорная активность, возможны вхождения Земли в облака космической пыли и ее последующие выпадения в атмосферу земли. Усилена геофизическая активность - землетрясения, извержения вулканов. По данным астрофизика Джона Эдди, это так называемый "римский максимум" в вариациях солнечной активности, который характеризовался повышенной активностью Солнца после многолетних минимумов. А с максимумом солнечной активности связана и максимальная замечаемость комет, так как процессы на Солнце стииулируют повышенную активность выбросов из ядер комет. Кометы развивают огромные хвосты и становятся более замечаемыми по сравнению с солнечно-спокойными периодами.
Смутное время - бурный первый век новой эры. Начало крушения могущественной Римской империи. Граждансие войны и непрерывные смены правителей в Римской империи. Появление пророков. Мятежные провинции, Иудея, ее столкновение с Римом. Падение Иерусалима.