Наследник цесаревич великий князь Георгий Александрович
Наследник цесаревич великий князь Георгий Александрович
Великий князь Георгий Александрович получил прекрасное образование. Кроме общеобразовательных наук, он специально обучался морскому делу и любил его до конца своих дней. В качестве гардемарина плавал два месяца на фрегате "Генерал-Адмирал" в Балтийском море.
В 1889 году он был произведен в мичманы и зачислен в первый флотский генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича экипаж. На этом же фрегате он совершил заграничное плавание. Надо сказать, что вся императорская семья была неравнодушна к морю. Каждый год они отправлялись в путешествие на императорской яхте "Штандарт" в гости к своим европейским родственникам, чаще всего в Данию, чтобы повидаться с родителями императрицы, бабушкой и дедушкой, "амама" и "апапа" по-датски. Отец императрицы, датский король Христиан, получил прозвище "дедушка всей Европы". Датский королевский дом был породнен со многими правящими династиями Европы. Две его дочери были замужем за английским королем и русским императором.
Датский король Христиан IX с дочерьми. Слева Александра, вышедшая замуж за английского наследника, позже короля Эдуарда VII, справа- Дагмар, будущая императрица Мария Федоровна.
Пасхальное яйцо с макетом яхты "Штандарт"
Кабинет на яхте "Штандарт"
Салон на яхте "Штандарт"
Яхта "Штандарт"
На палубе яхты "Царевна". В первом ряду с собачкой Георгий Александрович. 1891 год
В 1889 году на фрегате "Генерал-Адмирал" Георгий Александрович отправился сначала в Балтийское море, а затем в заграничное плавание на 99 дней. А 12 июня 1890 года началось плавание на броненосном фрегате "Память Азова" вокруг Европы, что было предпринято с таким расчетом, чтобы к 19 октября быть в Триесте. Туда должен был прибыть бывший в то время наследником цесаревичем его старший брат, Николай Александрович, которого император отправлял в путешествие на Дальний Восток.
Александр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу и наследник Николай Александрович должен был лично присутствовать при начале строительства в Владивостоке и свезти первую тачку грунта для насыпи железнодорожного пути. А так как августейшему путешественнику нельзя было проехать одним путем дважды, то было принято решение добраться до Владивостока морским путем, через Египет, Индию и Японию.
Итак, в конце октября 1890 года с небольшого перрона в Гатчинском дворце на Варшавской железной дороге отбыл специальный поезд.
Проехав российскую часть Польши и австро-венгерскую границу, совершив небольшую остановку в Вене (дабы побывать на торжественном обеде у императора Франца Иосифа в Шенбурнском замке), императорский поезд в три дня достиг порта Триест на Адриатике.
Тем временем русская эскадра, в составе фрегатов "Память Азова", "Владимир Мономах" и канонерской лодки "Запорожец" должна была ожидать приказа императора.Направляясь в Пирей, Георгий Александрович был в трех морях и объехал вокруг Европы. Получив приказание следовать навстречу наследнику Николаю Александровичу на Триестский рейд, русская эскадра 19 октября бросила якорь в гавани Триеста, недалеко от пристани Св. Андрея. Там и встретились оба брата. Вместе они совершили путешествие по Греции в сопровождении присоединившегося к ним кузена Георгия Греческого и в начале октября русская эскадра отправилась к берегам Африки, в Египет, в Александрию. Две недели братья совершали поездки по Египту, были у подножья великих пирамид, в Луксоре. Затем эскадра отправилась к берегам Индии.11 декабря они прибыли в Бомбей. Индия произвела на них сильное впечатление - они были в Хайдарабате, в Голконде, где осмотрели усыпальницу Великих Моголов.
Непредвиденные изменения в составе отряда внесла болезнь состоявшего в экипаже "Памяти Азова" в чине мичмана великого князя Георгия Александровича. У него держалась постоянно высокая температура, и русские и английские врачи обнаружили у него явные признаки туберкулеза, который во влажном тропическом климате мог опасно обостриться. Даже не рок, а собственная беспечность подтолкнула мичмана к постигшему его несчастью: сначала проводы после бала на "Азове" приглянувшейся итальянки на катере по холодному рейду в легком сюртуке, а затем -сон у открытого окна в ледяном сквозняке поезда после поездки к пирамидам в Египте. Рушились, и как вскоре выяснилось, непоправимо, все мечты о блестящей карьере этого одного из достойнейших представителей дома Романовых. Император приказал немедленно вернуть больного в Россию
18 января 1891 г. Николай простился с братом. Горечь прощания с полюбившимся великому князю кораблем на отряде пытались скрасить особенно пышными проводами и императорско-адмиральскими почестями. К трапу "Памяти Азова" для переправы на "Адмирал Корнилов" для мичмана Георгия подали катер, на котором гребцами были офицеры фрегата, а на руле сам командир Ломен. В тот же день 23 января 1891 г. проститься с великим князем на "Адмирал Корнилов" прибыли старший брат цесаревич и принц Георгий Греческий. При их съезде с корабля после прощания команда "Адмирала Корнилова" была послана по реям. При проходе корабля мимо "Памяти Азова" на нем был поднят сигнал: "Наследник желает счастливого плавания". По реям были посланы команды всех трех оставшихся крейсеров и всех иностранных кораблей. Тягостные предчувствия владели всеми на русских кораблях, с которых, не отрываясь следили за уходившим за горизонт "Адмиралом Корниловым". Так разошлись каждый навстречу своей судьбе два ближайших к престолу брата-наследника: один - чтобы медленно угасать в уединении имения Аббас-Туман, другой - к уготованной ему императорской короне и трагической судьбе.
После возвращения из этого плавания, врачи сочли нужным отправить великого князя в Алжир. Там он пробыл две зимы на вилле Эль-Биар, в четырех километрах от города Алжира. Однако, пребывание в Алжире не приносило ни выздоровления, ни улучшения здоровья. И вот тогда было предложено отправить великого князя в Аббас-Туман ( так писали тогда название Абастумани), о котором уже было известно после русско-турецких компаний как о курорте с прекрасными климатическими условиями.