Темежников Евгений Александрович: другие произведения.

Были ли русско-татарские отношения уникальны?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: "Я остановлюсь на одном аспекте: на том, что отношения такого рода уникальны. Отчего-то ни в одной разбитой или захваченной ими стране татары так себя не вели". Как же они себя вели в иных разбитых странах?


Были ли русско-татарские отношения уникальны?

   Предыдущая глава: Почему убивали русских князей?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
   АБ: Вернемся к оборотной стороне медали "татаро монгольского ига". Уникальным отношениям между "ордынцами" и русскими... Слишком много и часто писали о том, как русские князья и "монгольские ханы" становились побратимами, родичами, зятьями и тестями, как ходили в совместные военные походы, как (назовем вещи своими именами) дружили... Я остановлюсь на одном аспекте: на том, что отношения такого рода уникальны. Отчего-то ни в одной разбитой или захваченной ими стране татары так себя не вели... Примеров в истории множество. С приходом завоевателей бывшую элиту сменяла новая, принадлежащая сплошь и рядом к другому этносу (Англия, Хорезм), пресекались старые династии королей и падишахов, менялась структура администрации (новые должности и их названия), количество и границы провинций, порой велась яростная борьба даже с безобидными старыми обычаями, порой менялись и вера, и само название страны... Одним словом, всегда и везде новшества, вносимые завоевателями, были весьма обширны и качественно отличались от прежних установлений. Всегда и везде... кроме подвергшейся "татаро монгольскому нашествию" Руси [9.1].
  
   ЕТ: Писатель толи незнаком с "классической версией", которую пытается опровергать, толи сознательно вводит в заблуждение. Далеко не всегда, и далеко не везде завоеватели меняют всё и вся. Часто бывает выгоднее разгромленную страну сделать своим вассалом, обложив данью, сохранив и поставив на службу себе правящую элиту. Тот же Наполеон, захватив всю континентальную Европу, во многих покорённых странах оставил и веру, и название, и прежних правителей и взял в жены дочку австрийского императора Марию Луизу, став зятем Франца II Габсбурга, заставив дорогого зятька участвовать в самоубийственном походе на Россию в 1812 году. Так что это обычное явление в истории.
  
   Иловайский: "К счастью, по своей дикости, политической незрелости и по своей привычке к степному быту золотоордынские ханы ограничились вассальными отношениями и удовлетворяли своей жадности посредством тяжких даней. Пребывая пока в грубом язычестве, они не отличались религиозным фанатизмом, не воздвигли гонения на православную веру и казнили только за непокорность" [8.1, т.4, ч.2].
  
   ЕТ: Ныне это называется протекторат. Примеров протекторатов в истории множество. Не буду перечислять не относящиеся к теме, назову только протектораты монголо-татарской империи.
  
   УЙГУРИЯ
   Это был первый протекторат. В 1211 году идикут уйгуров Барчук добровольно подчинился Чингис-хану, согласился платить дань и поставлять бойцов в монгольское войско. На протяжении дальней шей истории Уйгурия сохраняла свою автономию в самом центре Монгольской империи.
  
   КОРЕЯ
   Россаби: "Хубилай... решил сделать ставку на наследника престола... В конце 1259 г. принц в сопровождении монгольских войск прибыл в Корею и взошёл на престол, приняв имя Вонджон. Он вскоре доказал свою преданность и "добродетель", отправив наследника ко двору Хубилая. Хубилай, в свою очередь, наделил корейского принца нефритовым поясом и прочими подарками. На протяжении последующего десятилетия отношения между корейским королём и монгольским ханом неизменно улучшались. Корейский правитель время от времени отправлял ко двору Хубилая посольства с данью... В 1266 г. монгольский импеатор послал приболевшему корейскому королю лекарства. Когда Хубилай узнал о мятеже против корейского правителя, он немедленно принял меры для оказания помощи своему союзнику или, в его понимании, вассалу... Хубилай направил в Корею отряд в 3000 человек под началом сына Вонджона...
   Хубилай ещё больше укрепил отношения с королём Вонджоном... Его дочь... Ху-ду-лу Цзе-ли-ми-ши была просватана за наследника корейского престола...
   Корейцы обязывались выплачивать дань шкурками сурков и выдр, серебром, тканями и бумагой... С 1264 по 1294 гг. корейские правители направили ко двору Хубилая 36 посольств с данью. Ко всему прочему, Хубилай выдвинул требования, типичные для монгольских ханов. Он приказал корейцам прислать данные переписи населения (первый шаг при формировании системы налогооблажения), создать ямы и предоставлять припасы монгольским войскам, стоящим в Корее. В дополнение он возложил на корейцев ряд особых обязанностей. Они были обязаны поставлять ко двору женщин, которые либо определялись в гарем, либо становились рабынями и служанками. Члены королевской семьи до 1283 г. также несли службу при дворе Хубилая, где они находились в качестве заложников. Корейские короли... были вынуждены разместить в стране постоянных монгольских представителей. Эти представители иногда делили властные полномочия с королями, но чаще обладали большей властью, чем монархи" [8.39, с.161-163].
  
   ЕТ: Копия русско-татарских отношений! Не написать ли книгу "Корея, которой не было", заменив только Батыя на Хубилая, Александра на Вонджона, а русских на корейцев. Впрочем, процитированная книга вышла после написания творения Бушкова. Однако, задолго до неё в классической "Всемирной истории", на которую Бушков в иных местах ссылается (то есть он её читал), содержались строки:
  
   ВИ: "В течение почти ста лет, с 70-х годов XIII в. до 70-х годов XIV в., Корея находилась под игом монголов. Корейские короли, хотя и оставались на престоле, на деле были полностью подчинены монгольским наместникам, которые контролировали всё управление страной. Почти все короли и члены королевского дома женились на монгольских принцессах, приезжавших в Корею с многочисленной свитой. Двор был заполнен представителями монгольской знати, с которой корейская знать стала быстро сливаться" [8.1, т.3, г.36].
   Юань Ши: "Кидань [Елюй] Люгэ захватил город Цзяндун принадлежащий Корее. [Чингисхан] приказал полководцам Хачи и Джаларуу усмирить его. Корейский ван Коджон поэтому покорился [Чингисхану] и выпросил [разрешение] давать ежегодную дань местными изделиями" [2.6, цз.1, 171].
   Юань Ши: "В той же луне [1231 г.], ввиду того, что в Корее убили посла" было приказано Саритаю повести войска и покарать ее [Корею]. Было взято свыше 40 городов, корейский ван Коджон прислал своего младшего брата Хвеан-гона просить принять капитуляцию. Саритай на свою ответственность учредил должности и поставил на них [людей], распределив [обязанности] по умиротворению этих земель, после чего вернулся назад" [2.6, цз.2, 175].
  
   АРМЕНИЯ
   Вардан: "Вахрам же, с сыном своим, Ахбугой, скитался по разным местам, пока не узнал, что Татары щадят тех, кто с покорностью подчиняется им, и потому (покорившись) получил обратно все захваченные ими местечки и крепости - собственные свои наследственные владения" [4.6, т.1, с.6].
   Магакия: "Тогда только мудрые князья армянские и грузинские узнали, что Господь даровал татарам силу и победу над страной нашей. Потому они смирились и подчинились им: согласились платить им дань, известную под именем мал и тагар и обещались идти со всей своей конницей туда, куда бы они ни повели. Татары, довольные их покорностью, перестали грабить и разорять страну. Они воротились в свои кочевья в Муган, оставив на месте, одного из начальников, Карабугу" [4.2].
   Магакия: "В то время Христом венчанный и благочестивый царь армянский Гетум вместе с мудрым отцем своим и богохранимыми братьями и князьями, по-зрелом между собою обсуждении, положили подчиниться татарам и платить им дань и халан, и недопускать их в богоустроенную и христианскую страну свою. Они привели свою мысль в исполнение следующим образом. Предварительно свидевшись с предводителем татарских войск, Бачу-нуином, которому изъявили покорность и дружбу, они отправили брата царского, армянского аспарапета, барона Смбата, к Саин-хану (Гуюку), который сидел в то время на престоле Чингиз-хана. Смбат вскоре прибыл к Саин-хану, который чрезвычайно любил христиан. Он был очень добр, зачто народ прозвал его Саин-хан, т. е. добрый, хороший хан. Саин-хан, увидев аспарапета армянского, весьма благосклонно принял его по причине его христианской веры, и в особенности за те мужественные и рассудительные слова, которые говорил пред ним аспарапет армянский Смбат. По этому он пожаловал его землей и ленными владениями, дал великий ярлык, золотые паизы и выдал за него знатную татарку, носившую бохтах. У них было такое обыкновение: если они хотели кому нибудь оказать высший почет и дружбу, то выдавали за него одну из почетных жен своих. Оказав такие милости хан отправил аспарапета армянского на родину к венчанному Христом царю армянскому, Гетуму, которому повелел также прибыть к нему на свидание. Благочестивый царь Гетум, увидя брата своего, барона Смбата, возвеличенного такою милостью от хана, был весьма рад; особенно он радовался граматам, освобождавшим (от повинностей) церкви, монастыри и всех христиан" [4.2].
   Вардан: "В 703 - 1254 г. Христолюбивый царь армянский Гетум отправился к Бату, к великому хану северных стран, а оттуда к Мангу-хану, который принял его с большими почестями. Через год он вернулся с миром в свою столицу" [4.6, т.1, с.9].
   Киракос: "Когда минуло немного времени, [татары] отправили Авага к своему царю, которого называли ханом, в далекое путешествие на северо-восток, поскольку они делали так со всеми вельможами, которых желали почтить, -- посылали к нему, а потом поступали с ним сообразно его приказу, ибо [татары] во всем подчинялись приказу своего царя. Сам шихан тоже, надеясь облегчить участь свою и своей страны, изъявил желание ехать... А он, поехав, предстал перед великим государем, предъявил ему письмо военачальника их и сообщил о причинах своего прибытия, дескать, прибыл, чтобы служить тебе. Услыхав это, великий государь любезно принял его, дал ему в жены татарку и послал его обратно на родину. [И еще] он предписал своим военачальникам вернуть [Авагу] его страну и с его помощью постараться подчинить всех мятежников, что именно и было сделано. Как только он вернулся на родину, [татарские] военачальники исполнили повеления своего государя. Тогда им изъявили покорность сын Закарэ Шахиншах, и шихан Ваграм, и сын его Ахбуга, и Гасан, коего звали Джалалом, владетель области Хаченской, и многие другие. И каждому из них возвращены были его владения, а также [было сделано] и снисхождение на некоторое время. Затем стали притеснять их податями, постоянными своими посещениями и требованием [выделить] воинов. И, невзирая на притеснения подобного рода, а также еще более тяжкие, они никого не убивали. А по прошествии нескольких лет [татары] стали особенно притеснять ишхана Авага, так как были они крайне жадны, а [Аваг] не мог удовлетворить желания всех. Они не довольствовались тем, что ели и пили, а требовали еще драгоценной одежды и коней, так как очень их любили. Поэтому они забирали лошадей отовсюду в стране, и никто не решался открыто держать лошадь либо мула -- разве только скрывали где-нибудь для отбывания военной повинности. Ибо, где бы ни нашли они [лошадь], отбирали, более того, если на ней оказывался их знак (ведь каждый военачальник клеймил весь свой, а также отобранный скот, выжигая на теле свой знак) и если даже [лошадь] была куплена у них самих, люди из другого отряда отнимали [лошадь] и наказывали [владельца] как вора. И это делали не только высокопоставленные, но и рядовые [татары]" [4.1, ф.4].
   Памятная запись: "Они совершили много злодейств в стране, уничтожили города, крепости и разорили церкви и разными способами умерщвляли людей и захватывали их в плен. После всего этого они помирились с оставшимися в живых людьми, отдав им власть в стране, и заключили союз. В уцелевших церквах клирикам дали свободу, чтобы они свободно служили по правилам своей религии. Но они бесцеремонно требовали чрезмерные налоги, как с людей, так и со скота, за исключением маленьких церквей и тому подобных сооружений, а также их служителей" [4.4].
   ЕТ: Армянские церковники так радовались, что призывал смириться и платить эти самые "неимоверные налоги".
   Бардзберзи: "Но милосердный бог не все сделал, чего заслужили мы своими грехами, и не покарал нас за все наши злодеяния. Опять с божьей помощью смягчились к нам войска хана; вы остались в своих домах, монастырях и на родной земле, церкви остались для ваших молитв и обеден в память покойников, для духовной пищи и спасения живых. За все это благословение и благодарность, честь и слава беспредельной любви и милости Христа, бога нашего, во веки веков. И хотя подати большие и тяжелые, но это по грехам вашим. И пусть град, засуха, суховей, саранча вредят урожаю вашей страны, все же вы обязаны платить подати" [4.5].
  
   ГРУЗИЯ
   ВИ: "Царица Грузии Русудан признала власть монгольского великого хана, обязавшись платить ему ежегодную дань в 50 тыс. золотых... В Грузии завоеватели не поселились. В результате борьбы и сопротивления грузинского народа здесь уцелели и сохранились прежние формы феодализма. Уцелели также местная государственность и местная феодальная знать. Но попавшая в вассальную зависимость от ильханов Хулагуидов страна была разорена и до конца XIII в. переживала период хозяйственного упадка, хотя относительно меньшего, нежели в Армении и Азербайджане. Монгольские ханы, желая ослабить Грузию, содействовали расчленению её на два царства (в Восточной и Западной Грузии) и на ряд княжеств (Самцхэ и др.). Были установлены тяжёлые поборы ильханов с населения грузинских земель, а крестьяне прикреплены к земле" [8.1, т.3, г.37].
   Картлис цховреба: "Привели Давида с великим почетом и воинством. Как только узрели Чармаган, Чагата, Иосур и Бичо, возрадовались и почтили царя и вельмож грузинских, отдали ему всю Грузию, Тбилиси, Самшвилде, которое в первой войне забрал Иосур Ангурга при участии Авага. И столь хорошо приветили Давида, коего назвали Нарин Давид, то есть главный Давид. Тогда представили посланника пред великим каэном, который восседал в Каракуруме, на троне Чингиз-каэна... и уведомили в следующем порядке: "Грузины явились сполна, царь и с ним заодно мтавары, которые имеют веру добродетельную и избегают лживости, и меж ними нельзя указать на отравника". А о персах уведомили так: "Персы - лживы, предатели и клятвопреступники и во множестве находятся (меж ними) отравники и бесчисленно - мужеложцы" [4.7, с.349].
   Багратиони: "Во время сие, по повелению Мангу, ноины сделали ревизию народа и наложили тяжкую дань: по 60-ти пиастров с каждого дому или двора, да по рублю с каждого дому в городах. Последняя сия подать называется и доныне мали. Дань же наложена была совокупно на Армению и на Иверию, почему от тяжкой сей дани народ столь был доведен до крайности, что начал питаться саранчою... Брат сего тирана, по имени Улага или Улу, сделался тогда властителем в Иверии и пришел в Адребежан для удовлетворения алчных своих видов. Иверские цари и католикос Николай со многими вельможами прибыли к нему в стан для изъявления покорности и униженно просили о сохранении храмов божиих. Улу был доволен униженностью царей, обещался сохранить церкви и пожаловал католикосу золотой жезл и бриллиантовый крест для ношения на клобуке" [4.9, ф.3].
   Карпини: "Если у тех государей, которые им сдались, возникают какие-нибудь спорные случаи, то им надлежит отправляться для разбирательства к императору Татар, как случилось недавно с двумя сыновьями царя Георгиании. Именно один был законный, а другой, имя которого было Давид, родился от прелюбодеяния; законного же звали Мелик; сыну прелюбодейки отец оставил часть земли; другой же, который был моложе, поехал вместе с матерью к императору Татар ради того, чтобы вышеупомянутый Давид предвосхитил путь к нему; мать другого, то есть Мелика, именно царица Георгианская, по которой муж владел царством, так как то царство находилось во владении по женщинам, умерла в дороге. Они же, по прибытии, роздали огромные подарки, в особенности же законный сын, требовавший части земли, которую отец оставил сыну своему Давиду, так как этот последний, будучи сыном прелюбодейки, не должен был владеть ей. Тот же отвечал: "Пусть я сын наложницы, все же я прошу, чтобы мне оказана была справедливость по обычаю Татар, не делающих никакого различия между сыновьями законной супруги и рабыни". Отсюда приговор был произнесен против законного сына, чтобы он подчинился Давиду, который был старше, и чтобы он владел спокойно и мирно тою землею, которую дал ему отец, и таким образом младший сын потерял розданные им дары и проиграл дело, которое вел против брата своего Давида" [6.8].
  
   АЗЕРБАЙДЖАН
   ЕТ: В Азербайджане продолжала править династия ширваншахов Керсанидов, платившая дань.
  
   ТИБЕТ
   ЕТ: Тибетом правили первоиерархи буддийского монастыря Сакьянпы рода Кхон. Их утверждал великий хан.
   https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Тибета
   "Сакья-пандита был известным буддийским учителем, написавшим множество трудов буддийской традиции. Он обосновался при дворе Годана, проповедовал гуманистические основы буддизма в среде монгольской знати и вплоть до своей смерти обеспечивал своим авторитетом невмешательство Монгольской империи в дела Тибета, с одной стороны, и выплату дани тибетцами монголам, с другой стороны. Он сформулировал принцип "чой-йонг", "наставник -- покровитель", в рамках которого духовный авторитет превосходит светскую власть, и соответственно Тибет не вассальная территория империи, а опекаемая империей резиденция духовного наставника государства. Для монголов, которые согласно Ясе Чингис-хана как правило относились ко всем религиям с уважением и не облагали налогами монастыри и церкви, эта позиция оказалась понятной. Невыплата налогов отдельными светскими правителями привела к монгольскому карательному вторжению в Тибет только в 1251, после смерти Сакья-пандиты".
   Пагсам-джонсан: "В следующем году (1240), ставшим смутным, появился [в Тибете] монгольский Дорта, который разрушил монастыри Радэн и Чжаллхакхан после чего в год дерева-дракона (1244) Сакья-пандита отправился в Монголию и умер в год железной свиньи (1251). В следующем году монгольский Годан-хан прибыл в Тибет во главе сформированного войска, победил самого Монкхар-Ганбо и убил много людей, после чего также умертвил Чжал-Чо-Жобара. В год дерева-зайца (1255) Карма-бакши Манипа прибыл в Монголию и стал учителем Мункхэ-хана, а в год дерева-мыши (1206) вернулся обратно...
   Бригонба привела войска верхних монголов против Сакьяпы" [2.7].
  
   ВЬЕТНАМ
   https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Вьетнама
   "В 1276 году Южная Сун пала, и в 1277--1278 годах с известием об этом из столицы монгольской империи Юань были отправлены послы в столицы государств Юго-Восточной Азии. Правитель Чампы отослал в Пекин традиционное формальное "согласие подчиниться", что было истолковано монголами как признание этим государством вассальной зависимости от них. В 1279 году империя Юань потребовала через своих послов от правителя Чампы личного изъявления покорности Хубилаю, но правитель Чампы вместо себя отправил своих послов со словесным выражением покорности, обойдя молчанием вопрос о собственном приезде. В 1281 году Хубилай провозгласил Дайвьет "самоуправляющимся инородческим округом" и назначил туда "управляющим" Байн Тимура".
  
   БИРМА
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Паганское_царство
   "В 1277 году бирманцы потерпели первое крупное поражение от монгольских войск, а в 1287 году Паган был окончательно разгромлен и распался на части. Захватив Паган, юаньские войска посадили на трон правителя-марионетку и покинули Мьянму, оставив там гарнизоны".
  
   РУМСКИЙ СЕЛЬДЖУКСКИЙ СУЛТАНАТ
   ВИ: "В 1243 г. монголы наголову разбили сельджукское войско у Кесэ-дага. Султан Кей-Хюсрев II признал себя вассалом-данником монгольского великого хана" [8.1, т.3, г.34].
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Конийский_султанат
   о условиям мирного договора Кей-Хосров должен был ежегодно отправлять в Каракорум около 12 миллионов гиперперонов либо местных серебряных монет, 500 кусков шёлка, 500 верблюдов и 5000 баранов. Султан оставался правителем той части государства, которая не была завоёвана. Это годом позже подтвердил своим ярлыком Бату, глава Улуса Джучи, чьим вассалом по сути и стал Кей-Хосров".
  
   ТРАПЕЗУНДСКАЯ ИМПЕРИЯ
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Трапезундская_империя
   "Мануил Комнин стал данником монголов, чем обезопасил свои владения от грабежей победителей".
  
   ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
   Эльмуфаддаль: "Потом войско Берке двинулось на Константинополь и произвело опустошения в окрестностях его... Потом василевс отправил Эльфариса к Берке и послал с ним с своей стороны посла и грамоту, содержание которой в том, что он обязывается от себя в числе ежегодной подати вносить 300 атласных одежд с тем, чтобы он (Берке) был ему подпорою и не вторгался в его земли" [3.5, с.190-191].
  
   БОЛГАРИЯ
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Второе_Болгарское_царство
   "В 1242 г. Болгария подвергается монгольскому нашествию и вынуждена платить дань Орде... К концу XIII века в результате войн и внутренних смут Болгария ослабла настолько, что в 1299 году сын хана Ногая -- Чака -- ненадолго становится её царем. Однако хан Токту, занявший место Ногая, через год с войсками вторгся в Болгарию. В результате восстания под руководством Святослава (сына свергнутого царя Георгия I) Чака был убит, а его голову отправили хану Токту. В качестве благодарности татары навсегда перестали совершать набеги в болгарские территории и дань была снята".
  
0x01 graphic
  
   ЕТ: Так что Русь была далеко не единственным протекторатом-данником. Более того, если мы посмотрим на карту Монгольской империи, то мы увидим, что со всех сторон, кроме малообитаемого севера, она окружена зависимыми странами-данниками с востока на запад: Корея, Вьетнам, Бирма, Тибет, Уйгурия, Азербайджан, Армения, Грузия, Румский Султанат, Трапезунд, Византия, Болгария, Русь. Во всех этих странах сохранялись правящие династии, национальные элиты и религии, все они платили дань, вступали в родственные отношения, участвовали в походах, звали на помощь своих покровителей при внутренних разборках и т.п. По-иному и быть не могло. Не могла столь мощная и агрессивная держава иметь границы с независимыми, и уже поэтому, враждебными государствами: только с данниками и вассалами. Так что Русь это не исключение, а правило, из которого исключения составили лишь Делийский султанат и Египетское мамлюкское государство, сумевшие отстоять независимость.
   Карпини: "Они берут дань также с тех народов, которые находятся далеко от них и смежны с другими народами, которых до известной степени они боятся и которые им не подчинены, и поступают с ними, так сказать, участливо, чтобы те не привели на них войска, или также чтобы другие не страшились предасться им, как они поступили с обезами, или георгианами, от которых, как сказано, они получают в качестве дани пятьдесят или сорок тысяч иперперов, или бизанциев" [6.8].
  
   Источники и литература
   Продолжение: Куда делось награбленное золото?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"