"Летающие гробы" это не моя выдумка. Так назвал советскую авиатехнику главком ВВС, генерал Рычагов в глаза товарищу Сталину 9 апреля 1941 года.
"Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!"
Справедливо или нет было высказывание Павла Васильевича? И правильно ли назван им главный виновник высокой аварийности?
Как известно всем, кто учился в техническом ВУЗ-е неважно по какой специальности, кривая вероятности отказов любой техники, в том числе и авиационной имеет ярко выраженные максимумы. Первый максимум в самом начале, когда техника "сырая". Тогда на ней делают доработки, повышающие надежность. Я это не понаслышке знаю. Своими руками делал то, что было в толстенных бюллетенях прописано. Потом техника начинает работать более-менее надежно. Но потом наступает старость и количество отказов растет, и чем дальше, тем больше. Никакие работы уже не помогут, технику надо списывать. Как пристреливают загнанных лошадей. Заставлять летать на старой рухляди это все равно что заставлять кавалеристов скакать на старых больных клячах. Даже хуже, ибо упавшая лошадь это не смертельно для седока. А вот упавший самолет...
Ныне самолеты служат долго, как физический износ так и моральное старение происходят весьма медленно. Можно вспомнить, хотя бы Б-52 который служит с 1950-х годов прошлого века. Но так было не всегда. В период бурного развития авиации смена поколений проходила куда быстрее. Возьмем, например, боевой состав предвоенных Люфтваффе по типам и модификациям.
Люфтваффе к началу 1938 года. He 111B: 219
He 111E: 141
He 111F: 30
He 111J: 78
Ju 86A/D/G: 200
Do 17E/M: 300
Ju 87A: 120
Hs123A: 150
Bf 109B/C: 510
Ar 68E/F: 400
Do 17F/P: 180
He 45M: 150
He 70F: 49
Hs 126A: 42
Итого: 2500 боевых самолетов
Люфтваффе на 1 сентября 1939 He 111E: 38
He 111H: 400
He 111P: 349
Do 17E: 119
Do 17M: 40
Do 17Z: 212
Ju 88A: 18
Ju 87B: 366
Bf 109C: 36
Bf 109D: 389
Bf 109E: 631
Bf 110С: 68
BF 110D: 27
Ar 68F: 28
Do 17P/S: 257
He 45M: 14
Hs 126: 275
Итого: 3300 боевых самолетов
От начала 1938 до сентября 1939 года всего год и 8 месяцев. Никакой войны, ну разве что в Испании локальная.
Из боевого состава Люфтваффе бесследно исчезли:
- все до единого 219 He 111B, 30 He 111F и 78 He 111J.
- все до единого 200 Ju 86A/D/G.
- все до единого 120 Ju 87A.
- от 400 Ar 68 осталось всего 28 штук.
- от 150 He 45M всего 14.
- от 510 мессеров Bf-109B/C осталось всего 36 Bf-109С.
Ясно, что "разбиться" такое количество не могло. Значит иное. В Германии без всякой жалости списывали даже самолеты, которые по нашим понятиям к новым типам относятся. Даже такие, как первые модификации Мессершмиттов Bf-109B/C. Заметим, что к моменту начала войны с СССР и все 389 Bf 109D исчезли из состава Люфтваффе. А первого немецкого истребителя He 51, которых было выпущено 700 штук, нет даже в списках боевого состава в 1938 году.
Давайте сравним производство самолетов в СССР и в Германии.
Производство самолетов в СССР / Германии по годам (ист: Groehler. Geschitse des Luftkriegs)
1930г: 899 / 0
1931г: 860 / 13
1932г: 1734 / 36
1933г: 2952 / 368
1934г: 3109 / 1968
1935г.: 2529 / 3183
1936г.: 3578 / 5112
1937г.: 4769 / 5606
1938г: 5469 / 5235
1939г: 10382 / 8295
1940г.: 10565 / 10247
1941г.: 7867 / 6207 (до июля по среднемесячному)
Итого: 54713 / 46270
Как мы видим, в СССР не намного меньше. Притом, что самолеты в Германии начали выпуск боевых самолетов в только в 1931 году. А в некоторые годы производство в Германии превышало производство в СССР.
Ну а сколько числилось в боевом составе к началу Великой Отечественной?
Германия: 5070 самолетов , из которых 4628 боевых (Groehler. Geschitse des Luftkriegs)
СССР: 24480 самолетов, из которых 18.759 боевых (БЧС стат.сб)
Вот это да. При примерно одинаковом производстве в боевом составе Советских ВВС почти впятеро больше самолетов.
Но что это за самолеты? Самый старый истребитель Люфтваффе это Мессершмитт Bf 109E. Уже даже Bf 109D в боевом составе не осталось. Зато у СССР. Вот конкретный список из БЧС стат. Сборник No 1.
Вот таблица производства самолетов в СССР (Самолетостроение в СССР).
В 1941 году в строю в году еще И-5, производство которых прекращено в 1934 году. Но до самой войны продолжался выпуск истребителей бипланов И-153. Когда в Люфтваффе уже списаны даже Bf 109D, который у нас отнесли бы к самолетам "новых типов". И это еще при том, что авиация Германии была цельнометаллическая, в отличие от нашей деревянной.
То есть мы ярко видим совершенно различное отношение как к технике, так и к летному составу. Геринг не заставлял своих "птенцов" летать на изношенных физически и устаревших морально самолетах. Поэтому при примерно равном производстве там делали ставку на качество и никакой Гитлер не мог заставить Геринга "летать на гробах". У нас делали ставку на количество, и никакой главком ВВС своей волей не мог избавляться от рухляди. Виновника назвал Павел Рычагов, и отправился за своими предшественниками:
Главкомы ВВС Красной Армии:
Розенгольц А.П. - расстрелян, Баранов П.И. - разбился, Алкснис Я.И. - расстрелян, Локтионов А.Д. - расстрелян, Смушкевич Я.В. - расстрелян, Рычагов П.В. - расстрелян.