Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Китайско-советская реакция на развертывание Б Р С Д. Доклад Цру 1958

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


    []  []

SNIE 100-4-58
15 апреля 1958
No 298

СЕКРЕТНО

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОЙ РАЗВЕДКИ
НОМЕР 100-4-58


ВЕРОЯТНАЯ КИТАЙСКО-СОВЕТСКАЯ РЕАКЦИЯ НА РАЗВЕРТЫВАНИЕ США БРСД НА ПЕРИФЕРИИ СОВЕТСКОГО БЛОКА



  Представлено
  ДИРЕКТОРОМ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  В подготовке этой оценки участвовали следующие разведывательные организации: Центральное разведывательное управление и разведывательные организации государственных департаментов, Армии, Военно-морского флота, Военно-воздушных сил и Объединенного штаба.

  Согласовано
  КОНСУЛЬТАТИВНЫМ КОМИТЕТОМ по РАЗВЕДКЕ
  15 апреля 1958. С этим согласились директор разведки и исследований Государственного департамента; помощник начальника штаба разведки Департамента армии; Директор военно-морской разведки; помощник начальника штаба разведки ВВС США; заместитель директора по разведке Объединенного штаба; и представитель Комиссии по атомной энергии в МАК. Помощник директора Федерального бюро расследований воздержался, поскольку этот вопрос находился вне его юрисдикции. .


СЕКРЕТНО



ЦЕНТРАЛЬНОЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УВЕДОМЛЕНИЕ О РАСПРОСТРАНЕНИИ

  1. Эта оценка была распространена Центральным разведывательным управлением. Эта копия предназначена для информации и использования получателем, указанным на обложке, и лицами, находящимися под его юрисдикцией, на основе необходимости знать. Дополнительное существенное распространение может быть разрешено следующими должностными лицами в их соответствующих департаментах:
    a. Директор по разведке и исследованиям Государственного департамента
    b. Помощник начальника штаба по разведке Министерства армии
    c. Директор Военно-морской разведки Министерства военно-морского флота
    d. Директор разведки ВВС США для Департамента Военно-воздушных сил
    e. Заместитель директора по разведке Объединенного штаба для Объединенного штаба
    f. Директор по разведке AEC для Комиссии по атомной энергии
    g. Помощник директора ФБР для Федерального бюро расследований
    h. Помощник директора по центральной справочной информации, ЦРУ, для любого другого департамента или агентства
  2. Эта копия может быть сохранена или уничтожена путем сжигания в соответствии с применимыми правилами безопасности, или возвращена в Центральное разведывательное управление по договоренности с Центральным справочным управлением CLA.
  3. Когда оценка распространяется за рубежом, зарубежные получатели могут хранить ее в течение периода, не превышающего одного года. В конце этого периода оценка должна быть либо уничтожена, возвращена экспедиторскому агентству, либо у экспедиторского агентства должно быть запрошено разрешение на ее сохранение в соответствии с IAC-D-69/2, 22 июня 1953 г.,
  4. Название этой оценки, при использовании отдельно от текста, должно быть классифицировано:
  КОНФЕДЕНЦИАЛЬНЫЙ


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Этот материал содержит информацию, затрагивающую национальную оборону Соединенных Штатов
по закону о шпионаже, раздел 18, USC, разделы 793 и 794, передача или раскрытие которой любым
способом неуполномоченному лицу запрещено.


  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ:
  Белый дом
  Совет национальной безопасности
  Государственный департамент
  Министерство обороны
  Операционный координационный совет
  Комиссия по атомной энергии
  Федеральное бюро расследований


 []


 []  []

СЕКРЕТНО

ВЕРОЯТНАЯ КИТАЙСКО-СОВЕТСКАЯ РЕАКЦИЯ НА РАЗВЕРТЫВАНИЕ США БРСД НА ПЕРИФЕРИИ СОВЕТСКОГО БЛОКА

  ПРОБЛЕМА

  Оценить китайско-советскую реакцию на предполагаемое и фактическое развертывание США БРСД в различных районах по периферии Блока в течение следующих двух или трех лет.
МАСШТАБ

  Для целей этой оценки предполагается, что БРСД будут развернуты либо под единоличным контролем США, либо под общим контролем, первоначально в Великобритании, а затем в других странах региона НАТО, включая Францию, Италию, Грецию, Турцию и, возможно, Западную Германию. Также рассматривается влияние возможного развертывания в некоторых странах Ближнего и Дальнего Востока (например, Иран, Пакистан, Южной Кореи, Японии, Тайваня и Филиппин). Предполагается, что объем первоначального развертывания составит четыре ракетных батальона по 15 единиц вооружения в Великобритании и от шести до десяти дополнительных батальонов в других местах.

ВЫВОДЫ

  1. Мы считаем, что лидеры Блока расценили бы развертывание США БРСД, предполагаемое в этой оценке, как существенное дополнение к западным возможностям. Но они вряд ли придут к выводу, что это действие указывает на изменение намерений США или в основном изменит относительную военную мощь Востока и Запада.
  2. Таким образом, мы считаем, что Блок, принимая энергичные дипломатические и пропагандистские меры, направленные на предотвращение или задержку этих развертываний и делающие их политически дорогостоящими, не стал бы прибегать к применению силы для этого.

ОБСУЖДЕНИЕ

  Блоковая оценка намерений США
  3. Советские лидеры почти наверняка давно предвидели развертывание БРСД по периферии Блока. Они, вероятно, интерпретируют энергичность, с которой США сейчас продвигают эту программу, как попытку компенсировать возможности советских МБР в промежуточный период, прежде чем американские МБР станут доступны в большом количестве. Они, вероятно, также видят в этом попытку укрепить возможности НАТО, чтобы уменьшить давление внутри некоторых европейских стран в отношении компромисса или тенденций к нейтралитету. Кроме того, они, вероятно, рассматривают программу БРСД как указание на то, что США намерены продолжать отказываться от разоружения на советских условиях и продолжают свои усилия по борьбе с СССР с позиции силы.
  4. Несмотря на опасения Советского Союза по поводу развертывания МБР, мы не верим, что советские лидеры будут интерпретировать их как предполагающие столь радикальное изменение намерений США или баланса военной мощи между Востоком и Западом, чтобы потребовать серьезного изменения советской политики. В этой связи они будут помнить о своей нынешней сдерживающей мощи, и, если наши оценки их прогресса в области МБР верны, они рассчитают, что их собственные возможности в области МБР достигнут значительных масштабов к тому времени, когда для них возникнет существенная угроза со стороны МБР. Они вряд ли придут к выводу, что США впоследствии будут проводить более агрессивные действия или начнут всеобщую войну. Более того, они будут считать, что, даже если предполагаемое развертывание IRBM не произошло, аналогичная угроза позже возникнет из-за пусков с моря. БРСД и МБР американского базирования. В свете этой оценки и из-за сохраняющегося уважения советского Союза к существующей сдерживающей мощи США мы считаем, что СССР не стал бы пытаться предотвратить развертывание БРСД с помощью таких рискованных мер, как применение силы.
  Блоковая оценка военных и политических последствий
  5. Тем не менее, Советы уже предоставили достаточно доказательств своей обеспокоенности по поводу возможного развертывания США БРСД по периферии Блока. В военном отношении Советы расценили бы успешное развертывание баллистических ракет США как существенное дополнение к западным возможностям доставки ядерного оружия (см. Карту охвата Блока баллистическими ракетами из двенадцати выбранных стран), хотя это в основном не изменило относительную силу Востока и Запада. Развертывание только в Великобритании привело бы к тому, что в пределах досягаемости ракет оказались бы два крупнейших города СССР, многие другие важные центры и многие базы советской авиации дальнего действия. Развертывание в других странах НАТО, особенно в Греции и Турции, значительно расширило бы этот охват. Если бы БРСД были развернуты также в некоторых государствах Ближнего и Дальнего Востока, то вся территория Китайско-Советского блока оказалась бы в пределах досягаемости, за исключением большого, но малонаселенного района центральной части СССР (см. карту). Советские планировщики должны были признать, что каждое дополнительное развертывание, даже если оно в значительной степени дублировало предыдущее покрытие, усложняло бы их оборонительные проблемы. Среди прочего, развертывание БРСД повысило бы актуальность требования о противоракетном потенциале.
  6. На наш взгляд, Советы также обеспокоены политическим воздействием развертывания БРСД на НАТО и, возможно, другие альянсы США. Советские лидеры, вероятно, опасаются, что развертывание БРСД за счет усиления сдерживающих возможностей в Западной Европе сделает Западную Европу менее уязвимой для военных опасений и, следовательно, менее восприимчивой к политическим и психологическим усилиям, направленным на то, чтобы сыграть на их тревогах. Советы могли бы также оценить, что в долгосрочной перспективе БРСД на территориях союзников США, вероятно, фактически перейдут под единоличный контроль стран-получателей. По этой причине они могли бы рассматривать первоначальное развертывание БРСД США как важный шаг на пути к росту независимого европейского ядерного потенциала. Достижение такого потенциала, по их мнению, еще больше снизило бы восприимчивость Западной Европы к советским угрозам и увеличило бы число стран, способных развязать ядерную войну.

 []  []

СЕКРЕТНО

  7. СССР признал бы, что даже в условиях контроля США сокращение времени предупреждения, доступного в случае ракетных атак, и, как следствие, необходимость быстрого реагирования создают неотъемлемо больший риск неправильного толкования предупреждающих знаков, приводящих к принятию решения о контратаке. Таким образом, они будут предвидеть увеличение рисков войны из-за просчетов. Кроме того, если бы другие страны получили независимый ракетный потенциал, Советы предвидели бы дальнейшее увеличение этих рисков. Однако мы считаем, что СССР расценил бы эти риски как неизбежные и полагался бы на свои собственные сдерживающие возможности, чтобы заставить Запад проявлять осторожность. Те же самые факторы, вероятно, также будут действовать, чтобы побудить СССР к осторожности.
  8. Мы считаем, что Пекин также был бы серьезно обеспокоен последствиями развертывания США БРСД. В целом, было бы опасением, что увеличение общего потенциала сдерживания США наложит некоторые дополнительные ограничения на действия, доступные Блоку в целом. В частности, он может опасаться, что увеличение общего потенциала сдерживания США снизит готовность Советского Союза поддержать Пекин в случае кризиса на Дальнем Востоке. Более того, Пекин был бы обеспокоен своей собственной уязвимостью от БРСД, размещенных на Дальнем Востоке, ввиду отсутствия у него в настоящее время каких-либо возможностей противодействия.
  Основные направления действий до развертывания
  9. В результате мы предвидим продолжение усилий Блока по предотвращению, ограничению или, по крайней мере, задержке развертывания БСДР США, или, если это не удастся, сделать это политически дорогостоящим для Запада. В этой связи уже возникающая реакция в различных потенциальных получателях и других странах создает уязвимости, которые Блок использует. Растущее осознание населением разрушительной силы ядерного оружия и советских возможностей его доставки усиливает опасения ядерного конфликта. Среди многих это питает чувство, связанное с этим страхом, что размещение между Востоком и Западом имеет важное значение и не должно ставиться под угрозу такими мерами, как принятие БРСД. В некоторых случаях в национальном мнении существуют существенные разногласия, которые могут быть расширены. Более того, программа БРСД истолковывается как подтверждение советских утверждений, уже признанных значительной частью мнений в нейтральных странах, о том, что США озабочены военной конкуренцией, в отличие от советской озабоченности окончанием холодной войны.
  10. Чтобы использовать эти возможности, СССР применяет и будет продолжать применять широкий спектр тактик, включающих как уговоры, так и запугивание. Однако, по нашему мнению, СССР, по крайней мере, какое-то время будет полагаться главным образом на свою широкую кампанию по ослаблению международной напряженности, в то же время стремясь добиться вывода американских войск с зарубежных баз и иным образом подорвать военно-политическую позицию Запада. В глазах Советского Союза эта кампания также послужит противодействию развертыванию американских БРСД; действительно, их предполагаемое развертывание, вероятно, является дополнительным фактором, побуждающим СССР настаивать на этом. Цель состоит в том, чтобы создать климат, в котором обоснование развертывания БРСД было бы скрыто, или их использование, если бы оно было установлено, было бы затруднено.
  11. Основная советская опора на эту кампанию предполагает несколько менее воинственный подход к проблеме БРСД, чем в прошлогодней кампании против размещения атомных установок США за рубежом. Элемент запугивания, хотя и не отсутствовал, по-видимому, был смягчен в пользу подчеркивания советской искренности в стремлении ослабить напряженность, что сделало бы ненужным развертывание США БРСД. Основные усилия сосредоточены на создании у населения надежд на переговоры на высшем уровне, соглашения о разоружении или различные формы разъединения. Например, Советы настаивают на создании безъядерных зон, которые, помимо прочего, служили бы для блокирования развертывания БРСД в соответствующих районах. В качестве еще одной тактики СССР объявил об одностороннем прекращении испытаний ядерного оружия. Эти усилия направлены на создание атмосферы противодействия военным действиям Запада на том основании, что они уничтожат шансы на общее ослабление напряженности.
  12. Однако элемент запугивания будет, как правило, выходить на первый план в тех случаях, когда эти другие подходы оказываются неэффективными или когда существуют особые возможности. Советы могут издавать предупреждения, сформулированные таким образом, чтобы США и их союзникам было трудно определить, означали ли они намерение прибегнуть к силе или нет. Они также попытаются извлечь выгоду из мнения, высказанного в Европе и других странах, о том, что развертывание БРСД является преимуществом только для США и ответственностью для страны, где они расположены.
  13. Этот двойной подход будет применяться на всей территории НАТО. В Великобритании будут предприняты попытки использовать оппозицию либералов и части Лейбористской партии принятию БРСД, а также нынешнюю пацифистскую и нейтралистскую агитацию. Аналогичные кампании во Франции и Италии возглавят их крупные коммунистические партии. Также будут обращены призывы к нейтралистским элементам в Греции. В случае с Турцией Москва, вероятно, будет использовать прямые и простые угрозы.
  14. СССР уже продемонстрировал особую озабоченность по поводу ядерного вооружения Западной Германии и будет более энергично реагировать на перспективу размещения здесь БРСД, чем в случае любой другой страны НАТО. Москва не только продолжает опасаться возрождения немецкой угрозы, но и ощущает в политических разногласиях в Западной Германии особые возможности для упреждающих действий. Методы, которые будут применены, уже очевидны: запугивание западных немцев и поощрение народных протестов; попытки привлечь политическую оппозицию; предупреждения соседям о том, что немецкий ирредентизм может втянуть всю Европу в атомную войну; и угрозы о том, что принятие БРСД сделает воссоединение невозможным, возможно, в сочетании с намеками на то, что в противном случае СССР мог бы стать более гибким в этом вопросе. Также с положительной стороны, СССР предлагает зону, свободную от атома, и другие формы разъединения.

 []  []

СЕКРЕТНО

  15. За пределами зоны НАТО наиболее сильную реакцию Советского Союза, вероятно, вызвало бы предполагаемое размещение БРСД в Иране из-за чувствительности Советского Союза к этой области и потому, что Советы оценили бы, что Иран был очень восприимчив к запугиванию. В случае Пакистана Блок, вероятно, сосредоточился бы на угрозах неизбежного участия в любой войне на Востоке и Западе и на использовании крайне негативной реакции Индии. Предложение разместить БРСД в Южной Корее или на Тайване будет использовано в качестве основы для создания общего азиатского давления на США, чтобы отказаться от такого развертывания. Размещение подразделений американских "Матадоров" на Тайване было умеренно использовано в этом направлении и имело лишь ограниченный эффект. Кампания против развертывания в Японии или на Филиппинах была бы направлена на нейтралистские и антиамериканские настроения, а также напоминания о неизбежном возмездии в случае войны. Пекин должен был принять важное участие в этих дальневосточных кампаниях.
  16. СССР также попытается побудить третьи страны оказать давление на базы БРСД. По всей Европе советская пропаганда будет играть на наследии антигерманских чувств и утверждать, что развертывание там БРСД исключит "разъединение". Соседям потенциальных получателей, например Югославии, Индии, ОАР, будут предложены не только общие аргументы, используемые в других местах, но и напоминания о том, что ракеты могут вовлечь их в общую войну или даже быть развернуты. против них.
  17. Несмотря на эти возможности, лидеры Блока, вероятно, ожидают, что, если США будут настойчиво искать базы БРСД по периферии Блока, они в конечном итоге получат существенный и во многих областях многократный охват Китайско-советского блока. Они могли бы ожидать, что развертывание будет политически дорогостоящим для США с точки зрения неблагоприятной иностранной реакции. Они будут надеяться, что даже в тех случаях, когда их усилия по предотвращению развертывания окажутся безуспешными, шрамы, оставленные разногласиями по развертыванию, станут активами для будущей эксплуатации.
  Последующие направления действий Блока
  18. Как мы уже предположили, фактическое или неизбежное развертывание американских БРСД может привести к усилению советских опасений войны из-за просчетов и привести СССР к выводу, что его свобода маневра в холодной войне несколько сужается. Мы считаем, что Советы, учитывая их собственные растущие возможности сдерживания, не рассматривали бы такое развертывание -- само по себе -- как влекущее за собой столь радикальное изменение соотношения сил между Востоком и Западом или риски войны из-за просчетов, которые потребовали бы серьезного изменения советского отношения к разоружению. Более того, они по-прежнему будут считать, что сохраняют значительную свободу действий для политического маневра, отчасти направленного на то, чтобы ограничить возможное использование БРСД. Однако в более широком контексте развертывание США БРСД -- если рассматривать его вместе с другими развивающимися военными возможностями США, например, вероятным приобретением США МБР и БР морского базирования - может рассматриваться СССР как достаточное дополнение к рискам, уже присущим военной конфронтации между Востоком и Западом, чтобы повлиять на СССР, чтобы занять более гибкую позицию на переговорах по разоружению.*

  *Директор по разведке и исследованиям Государственного департамента считает, что это предложение, как правило, предвосхищает важную оценку, которая должна быть рассмотрена в SNIE 11-6-58. Поэтому он считает, что последние два предложения следует опустить.

  Вопрос о том, окажут ли эти события такое кумулятивное влияние на советскую позицию в области разоружения, поскольку это связано со многими факторами, не рассмотренными в этом документе, будет рассмотрен в нашем предстоящем SNIE 11-6-58.
  19. Развертывание БРСД может повысить актуальность различных советских наступательных и оборонительных контрмер. Кроме того, СССР мог бы объявить о размещении ракет в Восточной Европе, хотя и твердо сохраняя контроль в советских руках. Однако, возможно, для советской мирной кампании лучше было бы вместо этого заявить, что, хотя СССР и очень старался, он отказался быть спровоцированным на контрмеры, которые еще больше увеличили бы опасность войны. Более того, учитывая дальность и сдерживающую мощь советских МБР и других возможностей нанесения ядерного удара, советские планировщики, возможно, не сочтут необходимым в военном отношении размещать ракеты большой дальности на территории сателлитов. Поэтому мы не думаем, что развертывание БРСД в НАТО обязательно приведет к тому, что СССР предпримет аналогичные ответные действия в Восточной Европе, хотя кампания против развертывания будет содержать намеки на такой ответ, и несколько символических развертываний могут быть осуществлены для переговоров и психологических целей.
  20. В случае коммунистического Китая развертывание БРСД на Дальнем Востоке усилило бы давление, которое Пекин, вероятно, уже оказывает на Москву с целью выделения передовых вооружений. В ответ на это давление СССР мог бы разместить современное оружие в коммунистическом Китае в рамках договоренностей, сохраняющих советский контроль.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"