|
|
||
Под куртесианской православной триадологией мы понимаем триадологию, в частности, учение о сущности Бога и Его энергии (энергиях), разработанную Геннадием Схоларием на основе различия, именуемого в западной схоластике "distinctio fromalis a parte rei". Геннадий (Григорий) Схоларий (Γεννάδιος ὁ Σχολάριος) (годы жизни: 1400 - 1473 гг.) - византийский богослов и философ, хорошо знакомый с западной, католической, схоластикой; после падения Константинополя был избран Вселенским Патриархом. В миру Геннадий Схоларий был известен как Григорий Куртесий (Γεώργιος Κουρτέσιος); отсюда, по его фамилии, "Куртесий", мы, достаточночно условно назвали разработанную им триадологию "куртесианской триадологией". Характеризуя место куртесианской триадологии в православии, можно сказать, что эта триадология, так сказать, для "продвинутых" православных - то есть, для тех, которые осведомлены о ложности паламизма, в особенности, собственно паламовского паламизма, и о "классическом" (допаламовском) правосавии, но, тем не менее, не хотят рвать с официальным православием. Куртесианская триадология предоставляте таким православным возможность некоторого возврата если не к собственно к "классическому" православию, то к тому, что его напоминает. И в самом деле: куртесианское православие учит о тождественности Ипостасей Бога Его сущности - по крайней мере, на уровне сильнейшей реальности, учит о тождественности энергии Бога Его сущности - опять же, по крайней мере, на уровне сильнейшей реальности, учит о том, что Ипостаси Бога суть свойства - в контексте "классического" православия надо поинмать: суть свойства-отношения. Разумеется, сам Григорий Схоларий рассматривал, по крайней мере, "официально", свою триадологию как находящуюся в рамках официального паламизма православной церкви, победившего в ней в 1351 г. Но по сути куртесианская триадология в своей основе не имеет ничего общего ни с "классической" правосланой триадологией, ни с паламитской православной триадологией. И это "продвинутые" православные, по-видимомому, тоже должны хорошо понимать. Поэтому в следовании куртесианской триадологии, по-видимому, порой можно видеть ничто иное, как завуалированный отказ от паламитского православия и, соответственно, завуалированное движение по направлению к "классической" православной триадологии, в основных своих чертах совпадающей с католической триадологией. |
Лорин Патрик МакКевин
(Lorin Patrick McKevin)
Куртесианская православная триадология
и её несостоятельность
(несогласованность и противоречивость)
Содержание
Второй экземпляр Содержания (на тот случай, если не отображается первый)
1. О куртесианской православной триадологии
2. Формальное различие (distinctio formalis a parte rei) и модальное различие, введённые Дунсом Скотом; осмысление формального различия в терминах многих действительностей Геннадием Схоларием
3. Различия "distinctio virtualis sine fundamento in re" ("distinctio rationis ratiocinantis") и "distinctio virtualis cum fundamento in re"; отличие "distinctio virtualis cum fundamento in re" от скотовского "distinctio formalis a parte rei"; "distinctio formalis a parte rei" Дунса Скота и "distinctio formalis a parte rei" Геннадия Схолария
4. Критический разбор distinctio formalis a parte rei Дунса Скота и Геннадия Схолария с точки зрения логики