Temptator : другие произведения.

О духовном толковании заповеди зарывать испражнение вне стана, данной боговидцем Моисеем

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Подобно блаженному Павлу и мы обратимся к таким, казалось бы, сейчас маловажным для нас богодухновенным словам блаженного пророка и боговидца Моисея, как слова о том, как воин должен блюсти чистоту в своем воинском стане, когда захочет сходить по большой нужде. Вот эти слова: "12 Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; 13 кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; 14 ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя." (Втор.23:12-14)


   О духовном толковании заповеди зарывать испражнение вне стана, данной боговидцем Моисеем
  
   (материалы к проповеди или к занятию в воскресной школе)
  
   Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Братья и сестры! "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности," (2Тим.3:16) - так говорит апостол Павел во втором послании к Тимофею. Но как же должен судить о словах Писания христианин? Он должен судить о нем духовно, стяжав для этого ум Христов. И не только о нем, о Писании, так должен судить истинный христианин, но и обо всем, что от Духа Божия. Ибо тот же апостол Павел сказал: "14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. 15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов" (1Кор.2:14-16).
   Как же судил духовно о словах Писания сам Павел? Известно, что из слов Закона "не заграждай рта у вола молотящего" он, Павел, выводил то, что христианский проповедник имеет право питаться в вознаграждение своих трудов от тех людей, которых он обратил ко Христу и среди которых несет свое служение. Блаженный оный апостол Павел рассуждал так: "7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? 8 По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? 9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? 10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое. 11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?" (1Кор.9:7-11).
   Подобно блаженному Павлу и мы обратимся к таким, казалось бы, сейчас маловажным для нас богодухновенным словам блаженного пророка и боговидца Моисея, как слова о том, как воин должен блюсти чистоту в своем воинском стане, когда захочет сходить по большой нужде. Вот эти слова:
  
   "12 Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить;
   13 кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое;
   14 ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя."
   (Втор.23:12-14)
  
   Казалось бы, братия и сестры, - что духовного в этих словах можно найти? Это вполне обычные здравые предписания, которые кто-то может вывести и из ума своего, а не из божественного откровения; ведь и отхожие места для справления нужды по градам и весям строятся не по божественному откровению, а по обычному человеческому разумению. Но, повторим, как сказал своими устами блаженный апостол Павел, "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности," (2Тим.3:16). Посему и мы попытаемся извлечь из приведенных выше богодухновенных словес духовный смысл "для научения, обличения, исправления и наставления в праведности". И сие весьма похвально - ибо псалмопевец Давид говорит: "18 Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. 19 Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих." (Пс.118:18,19)
  
   Сказанные Моисеем слова сказаны в связи с тем, что после того, как пища входит в уста, она превращается в нечистоты; сперва эти нечистоты находятся внутри человека, образуя и составляя внутреннюю нечистоту, а затем низвергаются вовне, образуя нечистоту внешнюю. И прежде чем перейти к толкованию словес оного Моисея, нам необходимо выяснить и узреть духовный смысл этого явления - явления превращения доброкачественной пищи в негодный и скверный кал. Что же нужно разуметь здесь, под этим явлением, духовно? Какое духовное и назидательное истолкование можно дать этому явлению?
   Человек имеет падшее естество. И как человеческому телу при жизни свойственно есть и преобразовывать пищу в нечистоты, так и падшему естеству свойственно грешить - как внутренне, сокровенными от других помыслами, волениями, скверным сердечным расположением и прочим, так и внешне - самими делами и речами - в том числе и подачей великих соблазнов. Посему, если хочешь судить духовно, то прими следующее духовное истолкование сего: внутренние грехи подобны внутренней нечистоте; а внешние грехи подобны внешней нечистоте; и образование внешних грехов подобно образованию внешней нечистоты, сиречь исхождению из срачного хода испражнений: когда внутренние грехи переполняют человека и развиваются в нем до крайней степени, тогда они "прорываются наружу", в сами дела и слова человека - подобно тому, так и внутренние нечистоты, достаточно скопившись, исторгаются вовне, становясь внешними нечистотами, сиречь, калом. Итак, кал, испражнения, ниспадшие на землю из срачного хода, означают греховные дела и слова, и великие соблазны, подаваемые грешником; нечистоты же, находящиеся внутри и имеющие выйти наружу из тела, символизируют грехи внутренние и невидимые прочим - грехи мысленные, грехи внутренних изволений, грехи расположения сердца.
   Или, если хочешь, понимай духовно же под внутренними нечистотами, находящимися в человеке, греховную поврежденность человеческого естества, а под внешними нечистотами, извергнутыми из срачного хода, сиречь, калом, разумей все грехи, которые творит человек из-за своей греховной поврежденности - как внутренние - вроде помыслов и им подобных, так и внешние - вроде дел и слов.
  
   Вернемся к словам Писания - к предписанию о том, как должен испражняться воин. Как видим, приведенными выше словами Писание дает израильтянину-мужчине, который вышел на брань, две заповеди: не испражняться в стане и испражняться вне стана.
   О какой брани здесь идет речь? Разумея слово Божие духовно, принимай здесь за брань не брань телесную, но брань духовную, которую ведут христиане - как сказано о брани с дьяволом и бесами: "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной." (Еф.6:12). Разумей под бранью также и брань с собственной плотью, с собственными страстьми и похотьми: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями." (Гал.5:24). Распяли - значит: умертвили, побороли.
   Что же означает воин, сиречь, израильтянин-мужчина? Он означает всякого сына Божия, всякого члена Церкви Христовой, всякого христианина или христианку, который вышел на брань с врагами - сиречь с дьяволом и бесами и с собственной плотью, с собственными похотьми и страстями - как сказано: "26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. 28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе." (Гал.3:26-28)
   Что означает стан? Писание здесь, повторим, разумеет военный стан, собрание людей, уготовляющихся на брань против врагов. Посему стан духовно следует разуметь как Церковь, как тело Христово - сиречь ликовствующее собрание верных Господу людей и ангелов, которые в ликовании своем предстоят Господу и, вдохновляемые Господом, собираются вести борьбу и ведут ее с дьяволом, бесами и собственной плотью; итак, оный военный стан означает церковь воинствующую и торжествующую, посреди которой выну пребывает Господь и вдохновляет ее, и укрепляет Духом Своим.
   Что же означает заповедь не испражняться в стане? Ответим на вопрос: что есть такое испражнение в стане? Оно духовно означает совершение различных грехов, когда, совершая их, человек следует дьяволу и бесам, следует собственной плоти, следует ее страстями и похотям. Это и "внешние" грехи делами и словами, когда, в том числе, подаются различные соблазны к претыканию иным, это и грехи "внутренние" - грехи помыслами и внутренними изволениями на злое, грехи скверным сердечным расположением. И эти-то грехи и суть кал и испражнения; и грешащий ими подобен испражняющемуся калом и нечистотою вовне из своего срачного хода. Сии-то грехи и оскверняют человека и отвращают и отделяют грешащего ими человека от Бога и от Его церкви - сиречь, от "военного стана".
   Как ясно, эти грехи наводят великий божий гнев на грешника или грешников; и когда в стане, сиречь, в церкви, обретается много таковых грешников, то Господь поражает всю церковь, как он поразил Содом и Гоморру. Как сказано: "24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, 25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли." (Быт.19:24,25). Посему не подобает грешить члену церкви к собственной погибели и к погибели братьев и сестер и к подаче им великих соблазнов. Посему-то и дана Господом сия заповедь: воин, не испражняйся в стане! Ибо, как сказано, "Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя". Церковь твоя, - та, в которой ты состоишь, - говорит Господь, - должна быть свята и непорочна; а посему и не греши, дабы не увидел Господь, пекущийся о Церкви своей, в ней ничего срамного - то есть, греховного, и не отступил от тебя и от всей Церкви, и не стал ты и вся Церковь из-за этого посрамлением для бесов и посрамлением для собственной плоти с ее похотями и страстями - в то время как, наоборот, ты и Церковь должны посрамлять с Божьей помощью бесов и плоть - как сказано: Бог ходит среди стана (то есть, присутствует Церкви и подает Духом Своим различные дары верным), чтобы избавлять тебя и твоих братьев от нападок вражиих (то есть, от нападок бесов и плотских страстей с похотьми) и чтобы предавать этих врагов в твои руки (то есть, делать так, чтобы ты господствовал над ними и побеждал их, а не они господствовали над тобою).
   Что же значит заповедь о том, что воину подобает испражняться вне стана? Сперва решим вопрос: что значит испражнение в данном случае? Под испражнением вне стана здесь духовно разумей законное, уготованное и предписанное богом очищение души от грехов, от всякой душевной и духовной нечистоты, - сиречь, законное покаяние - как покаяние с великим плачем и стенанием наедине, так и покаяние в таинстве перед священником. Также под этим разумей и борьбу с восставшей плотью, с ее страстьми и похотьми, которая происходит в достодолжном месте со всяким утеснением плоти.
   Почему же такое покаяние и такая борьба названы испражнением, сиречь покаянием и борьбой, вне стана? Ведь если стан означает церковь, то разве кающийся или боримый плотью должен выйти из церкви? Не должен ли он, будучи грешником и терпя истязания от собственной плоти, наоборот, еще теснее прибегнуть к ее спасительным средствам? На сие ответим так: под станом разумей здесь духовно церковь ликувствующую и торжествующую, готовую к битве и победоносную, церковь тех, кто не нуждается в покаянии и тех, которые победили плоть и господствуют над ней - сиречь, тех, кто подобны девяноста девяти праведникам, не нуждающимся в покаянии, о которых сказал Сам Господь в словах: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии." (Лук.15:7); под пространством же вне стана, - то есть, возле стана, - где и происходит испражнение, сиречь, покаяние и духовное очищение и изрядная борьба с восставшей плотью, - разумей церковь кающуюся, плачущую и стенающую и утесняющуюся себя - сиречь, церковь кающихся в грехах и пребывающих в аскезе по причине восстания плоти - то есть, церковь болящих, церковь ко врачебницу. Ибо оные ликовствующие и торжествующие сыны Божии подобны здравым воинам в стане, которые выну готовы для битвы и ядят отменную пищу; а кающиеся и пребывающие в борении с плотью сыны Божии подобны воинам, находящимся в больнице и пьющими по болезни горькие лекарства.
   Итак, под станом здесь духовно разумей собственно, сам храм Божий, в котором стоят верные, на которых не наложены епитимии, и главным, образом, алтарь, где стоит священство; под пространством же вне стана и возле стана разумей притвор храма или паперть церковную, где обретаются кающиеся, ибо кающиеся должны удалиться туда и пребывать там, как в некоей больнице, не вкушая пищи здоровых - сиречь, страшных Христовых Таин. Также под местом вне стана и возле стана, где происходит покаяние в грехах и духовное очищение и борьба с восставшей плотью, разумей всякие удаленные места, в которые уходили для покаяния и плача о грехах, а также для борьбы с собственной плотью подвижники.
   Итак, испражнение, если судить о нем духовно, здесь означает покаяние и духовное очищение со всяким постом, молитвой, плачем и прочей аскезой; оно же есть и борьба с восставшей плотью. А место вне стана, располагающееся возле этого стана, есть место для оного покаяния и очищения и борьбы. И как для того, чтобы испражниться, воин должен выйти из стана и направится в место близ стана, дабы проделать свое дело, так и грешник или испытывающий сильное восстание плоти, должен сперва выйти из церкви торжествующей и ликовствующей и затем присоединиться к церкви кающихся, плачущих и стенающих и себя зело утесняющих - например, уйти в притвор церковный или на паперть или же удалиться в пустыню, далеко от людей. Под удалением же в пустыню разумей удаление не только телесное, но и духовное, сиречь, удаление волею своею и помыслами своими и сердечным расположением. Это и значит духовно: выйти из стана и испражниться вне стана, близ стана. И всякий молящийся наедине о прощении грехов своих, и всякий кающийся в храме в грехах своих есть, в духовном смысле, испражняющийся вне стана.
   Как ясно, при церкви ликовствующих и торжествующих, сиречь, здоровых, не имеющих нужды во враче, должна быть и церковь кающихся и плачущих и стенающих и ведущих брань с восставшею плотию, сиречь, церковь больных, - дабы заболевшему было куда удалиться для исцеления. Ведь человекам свойственно грешить из-за их поврежденной грехом природы, - так, как нечистотам свойственно издавать зловоние. Посему-то и сказано: "Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить" - то есть, должно быть у тебя место покаяния, плача и борьбы, куда может и должен удалиться недугующий грехами и восстанием плоти; разумей также под этим местом и таинство покаяния, свершаемое в церкви.
   Обратимся к тринадцатому стиху. В нем говорится, что у воина, сиречь сына Божия, должны быть оружие и лопатка. Опять же: разумей сказанное духовно. Итак, о каком оружии, сиречь, оружии духовном, идет здесь речь? О том, о каком сказал блаженный апостол Павел: "11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, ... 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие." (Еф.6:11, 13-17).
   Для того же, чтобы понять, что духовно знаменует лопатка, необходимо внимательно рассмотреть, что ею делают. Лопаткой, как сказано, зарывают испраженния в землю: "и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое". Что же означает здесь земля, в которую зарывают испражнения? Под землей здесь духовно разумей все богатство милосердия Божия, благодаря которому прощаются грехи, и благодаря которому на человечество изливается множество даров - в частности, даров помощи в борьбе с восставшей плотью. Также под землей духовно разумей и изобилие божественной благодати Святаго Духа, которая очищает душу кающегося от грехов и беззаконий и подает помощь в борьбе с плотью. Также под землей разумей и бесценную и великую жертву Христову, принесенную за нас, которая имеет цену, достаточную, чтобы искупить все грехи всех, которые совершаются ныне, а также были и будут совершены. Господь сказал, что небо и земля не могут быть измерены человеком: "если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево" (Иер.31:37); и как неизмеримо небо вверху и основания земли внизу, так и милосердие божие, так и благие дары Духа во всей своей полноте, равно как и цена и величие жертвы Христовой, также и даже еще несравненно более не могут быть измерены человеком. Посему-то они и уподобляются здесь прикровенно земле, в которую зарываются испражнения, сиречь человеческие грехи и восстание плоти.
   Но земля не поглощает испражнения сама по себе - то есть, человеку, по слову Божию, недостаточно просто извергнуть испражнения из тела, чтобы они были покрыты самой землей, - нет! Сперва он, согласно повелению, должен выкопать яму и только после этого испражнится на землю, в вырытую яму, а затем еще он должен зарыть эту яму землей, которую он прежде вырыл и разместил в кучке: выкопай, сказано, лопаткой яму и опять зарой ею испражнение твое. О сем духовно разумей так: не просто прощается грех и устраняется восстание плоти в силу совершения Христом жертвы и в силу милосердия божия и в силу наличия у Духа очищающих и поддерживающих человека даров; человек сам должен приложить усилия к тому, чтобы грехи его были прощены и очищены и чтобы привлечена была к нему очищающая благодать Духа; человек сам должен приложить усилия к тому, чтобы он получил божественную помощь для покорения плоти с ее страстьми и похотьми. Сиречь: человек должен усиленно и искренне каяться, много стенать и плакать и осуждать себя из-за совершенных грехов и много молиться об их прощении. Он должен много поститься и молиться ради сего и раздавать обильную милостыню. А если он испытывает восстание плоти, восстание ее страстей и похотей, то для их усмирения он, опять же, должен много поститься и молиться и много прилагать иных усилий по утеснению собственной плоти. Все это и значит: "выкопай лопаткой яму". После же сего, согласно повелению, происходит само испражнение в яму, - то есть, непосредственно само удаление нечистот из души недугующего сын Божия - сиречь, происходит непосредственно само покаяние, при котором действием Духа прощаются и очищаются грехи грешника, или же, если речь идет о подвижнике, борющемся с восставшей плотью, происходит непосредственно сама подача освящающей, просвещающей и спасительной помощи Духа в этой борьбе, которая исцеляет и усовершенствует подвижника. При этом-то испражнении и очищении милосердие божие преклоняется к раскаивающемуся грешнику и ему усвояется спасительная жертва Христова, принесенная на Голгофе за спасение мира.
   Что же означают слова о том, что человек должен зарыть испражнение свое, которое он изверг в яму? Если под испражнением понимать покаяние, то под зарытием испражнения понимай несение эпитимии за грех, которая исправляет душу, исправляет вкоренившийся в эту душу злой навык: Также под зарытием испражнения - так, что его больше не видно, - понимай и совершенное изглаживание греха пред Богом и совершенное исцеление и очищение души у истинно кающегося, равно как и совершенное исцеление и очищение души у борющегося с собственной плотью. Понимай под этим зарытием испражнений также и блюдение себя от впадения в подобные грехи или подпадание под власть подобных же греховных страстей и похотей - да не свершится то, о чем предупреждал апостол Петр: "Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи." (2Пет.2:22) Понимай также под землей, которой зарываются эти испражнения, и стяжание благодати Духа, которая способствует таковому блюдению.
   Обратим внимание на слово "садиться": "и когда будешь садиться вне [стана]". При испражнении в вырытую яму воин должен садиться. Он не должен, например, испражняться стоя или лежа. Но разве это не ясно? И если это и так ясно, то зачем тогда недвусмысленно и прямо, явно сказано: "садиться"? По-видимому, об этом - то есть, о том, что испражняющийся должен сесть, - сказано не без цели. Итак, что же значит: "садиться" в духовном смысле? Оно означает: смиряться пред Богом, поклониться Богу и признавать свое недостоинство; то есть, ищущий покаяния и очищения для своей души, равно как и ищущий угашения восставших в нем страстей и похотей плоти и исцеления от такового восстания, должен смириться пред Богом и глубоко осознать свое недостоинство, а также величие Божие и бездну Его милосердия к человеческому роду. И при этом он должен уповать на Божие милосердие и божию помощь и веровать в то, что Бог неприменно умилосердится о нем и подаст ему таковую помощь. При этом, испражняясь, человек не должен пребывать в гордости ("стоять") или же пребывать в унынии и маловерии, считая, что Божия помощью и Божие милосердие его недостигнут (то есть, он не должен "лежать" в унынии и маловерии). Таков духовный смысл слова "садиться".
   Обратим внимание также на следующее: в Писании не сказано просто: "зарой испражнение", но сказано: "зарой испражнение твое"; какой же смысл явно говорить "твое", когда и без этого ясно, что речь идет о том испражнении, которым испражнился воин сам, лично? Опять же воспримем сказанное духовно. Кающийся на исповеди, как известно, должен каяться в своих грехах, а не в чужих; должен говорить о своих грехах, не прилагая к ним повествования о чужих грехах - даже если, возможно, именно чужой грех и подвиг кающегося к совершению собственного греха, и, таким образом получается, что чужой грех служит некоторым смягчающим вину оправданием для греха личного. Аналогично, борющийся с восстанием плоти должен усердствовать о том, чтобы погасить свое собственное восстание плоти, а не чужое; он должен осуждать в следовании похоти и страстям прежде всего себя, а не других; это в духовном смысле и подразумевает вставленное слово "твое": прежде всего пекись о своих грехах, похотях и страстях, пекись о том, как загладить их и исцелить их и меньше обращай внимания на грехи, страсти и похоти других. Таков здесь смысл слова "твое".
   Теперь, истолковав духовно почти все сказанное, ответим на вопрос: что же следует понимать под лопаткой?
   Если речь идет о кающемся грешнике, то понимай под лопаткой таинство покаяния, предлагаемое церковью; а то, что воин всегда должен иметь при себе лопатку понимай как повеление всегда быть готовым прибегнуть к таинству покаяния в случае греха. Понимай также под лопаткой правое понимание и усвоение догмата о нашем спасении и искуплении через крестную смерь богочеловека Иисуса Христа, а также благое расположение использовать знание и разумение этого догмата через готовность прибегнуть к покаянию. Понимай также под лопаткой и веру в прощение грехов и очищение от них души, совершаемое действием Духа Святаго. Понимай так же под лопаткой и непрестанный покаянный пост и непрестанную покаянную молитву к Богу, которые должен совершать грешник, а также обильную раздачу милостыни ради прощения греха; наконец, понимай под оной лопаткой также и твердое и непреклонное желание больше не грешить и, в особенности, не впадать в другой раз в тот же самый грех, да не будет, повторим, по слову апостола Петра: "Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи." (2Пет.2:22)
   Если же речь идет о христианине, борющемся с плотью с ее страстьми и похотьми, разгорячаемую дьяволом, то под лопаткой понимай также всякий пост и всякую молитву к Богу об избавлении от этой брани, понимай всякое утеснение плоти, которое творит подвижник в этой брани ради победы; понимай под лопаткой также и непреклонность воли и желания вести таковую брань и пребывать в таковой брани до победного конца. Понимай также и непоколебимую веру в то, что Господь подаст в этой брани Духом Своим необходимую помощь и исцеление душе. Что касается подвижника, исцелевшего от страстей и похотей плоти, то понимай под лопаткой, опять же, постоянное блюдение себя от впадение в эти же страсти и похоти и стяжание благодати для такового блюдения.
   Отметь также следующее, христолюбивый брат или сестра: кал, извергаемый из срачного хода, образуется человеком из чего-то доброго - из доброкачественной пищи. Каков духовный смысл этого? Таков: Господь все сотворил благим, но человек волей своей склонившись ко греху, достиг того, что доброе, сотворенное Богом, обращает во зло для себя и других, совершая грехи - как то, например: убивает с помощью благих средств вроде топора, предназначенного для того, чтобы рубить деревья для дома. И этим он наносит и своей душе великий вред, и приносит великое горе окружающим. И из добра выходит кал. Отметь также и то, что из кала, извергнутого срачным ходом и зарытым в землю, берут питательные силы плодоносные растения, приносящие прекрасный и годный в пищу плод. О сем также суди духовно: зло и грех, совершенные грешниками, Господь, по премудрости Своей и по могуществу Своему, может обратить и обращает в добро.
  
   А то, что о приведенных выше богодухновенных словесах боговидца и пророка Моисея надо судить духовно, говорит и преподобный Ефрем Сирин, сам стяжавший ум Христов и судивший о всем, что от Бога, духовно, и истолковавший то же самое место в своем "Толковании на книгу Второзаконие", духовно. Так, толкуя слова "кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое", он глаголет (http://lib.pravmir.ru/library/readbook/886, Преподобный Ефрем Сирин.Толкование на книгу Второзаконие):
   "Лопатка означает седение и разумение, или покаяние и сердечное сокрушение. Душа разумная в слезах скрывает грехи - сию душевную нечистоту. Оружием же именуются или заповеди, или благодатная сила святых таинств, составляющих для души непреодолимое оружие."
   Посему к сказанному выше добавь и сказанное преподобным Ефремом Сирином.
  
   Разбирая вышеприведенные слова Моисея остается только лишь воскликнуть вслед за апостолом Павлом: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!" (Рим.11:33). Также и святой псалмопевец, царь, пророк и богоотец Давид глаголет: "14 На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве. 15 О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои. 16 Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего" (Пс.118:14-16). А посему, дабы судить о Слове Божием духовно, стяжав ум Христов, да будем о сем усердно молить Бога, да вразумит Он нас и не оставит нас своей милостью. Аминь.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"