Тепикин Виталий Владимирович: другие произведения.

Информационно-коммуникационное пространство современной России: поиск и смена механизмов регулирования

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикация: Vitaly, Tepikin. Information and communication space of modern Russia: search and change of the mechanism of regulation // Science progress in European countries: new concepts and modern solutions. Papers of the 2-nd International scientific conference. Stuttgart, 2013. P. 3-4.

  Информационно-коммуникационное пространство современной России: поиск и смена механизмов регулирования
  
   Проблема взаимоотношений журналистского сообщества с властью всегда была актуальной. Ее изучение актуализируется потенциальными возможностями информационно-коммуникационного пространства, постепенно расширяющего свои горизонты. Совсем недавно мы говорили о телевидении, которое не имеет аналогов по силе воздействия на массовую аудиторию. В последние годы с ним стали конкурировать Интернет-СМИ и социальные сети Интернета; по Тоффлеру, пришла третья волна развития цивилизации - информационная .
   Период слабого развития электронных СМИ - а это первая половина и середина ХХ века - повсеместно ознаменован устремлением власти взять под контроль творческую деятельность журналистов печатных изданий и писателей. В СССР отчасти этим объясняется создание и развитие профессиональных творческих союзов журналистов и писателей, организация разветвленной сети областных, а также местных отделений данных союзов. Хорошо продуманная и выстроенная структура творческих организаций пишущего сообщества позволяла власти не только держать под присмотром их членов (а полноценно на видных позициях можно было работать только имея союзное членство), но и направлять работу этой части художественной интеллигенции в нужное русло. Союзы дополняли существующую в стране редакционную идеологическую цензуру.
   Устремление власти к регулированию информационно-коммуникационного пространства объясняется необходимостью обосновать свою легитимность и получить максимальную поддержку общества. В современных условиях творчество писателя отходит на второй план в силу утраты массового интереса к художественной литературе. Зато журналистика стала значительно многогранней: поле радийных, телевизионных, интернетовских каналов, а также газет и журналов трудно исчислить, не все СМИ имеют государственную регистрацию (в России тираж до 1000 ее не предусматривает), значительно больше, чем в советский период, существует тематических СМИ. Словом, возможности для реализации у современного журналиста широкие. Но насколько он свободен в своем волеизъявлении в современной России? В условиях заявленной свободы слова, где медиапространство поделено на государственное и частное?
   Начнем с того, что зависимость существует всегда и везде: она есть в редакциях государственного финансирования, есть и в частных. В том и другом случае идет редакционное лоббирование чьих-то интересов, корректно называемое редакционной политикой. Это помимо зависимости должностной, которая существует в любых учреждениях. Подобные виды "несвободы журналиста" лежат на поверхности и позволяют без особых усилий прогнозировать характер освещения происходящих событий каждой конкретной редакцией.
   Есть отдельные средства массовой информации, которые не имеют четкой идеологической линии, опираются при этом на единовременные заказы материалов, выступающие для них в данном случае доходной статьей вместе с рекламой. Такова ситуация в некоторых небольших частных редакциях, чью "линию поведения" предсказать труднее.
   С целью анализа механизмов регулирования информационно-коммуникационного пространства со стороны государства и, возможно, других социальных институтов в науке была предпринята попытка обозначения определенных моделей взаимодействия СМИ и власти. Сразу отметим, что таких модельных классификаций сегодня уже не одна, и нам бы хотелось условно выделить главные модели, которые касались и касаются именно отечественного медиапространства.
   Первая значимая, на наш взгляд, модель - авторитарная. Сегодня она все чаще подвергается общественной критике, осуждению, поскольку предполагает безусловное подчинение СМИ государственной власти - без исключений. Любое несогласие с политическими и моральными приоритетами госаппарата карается как уголовное преступление. В таких условиях журналисты абсолютно теряют профессиональную независимость и со своих "информационных трибун" вправе говорить только то, что приказано. Данная модель взаимодействия СМИ и власти заметно преобладала в нашей стране в сталинский период.
   Отдельно можно выделить - и это будет верным - советскую модель "после Сталина". Тотальная угроза для журналистов со стороны силовых структур государства в ней уходит. Но остаются идеологическая цензура, партийный контроль, четкая дозированность информации, а главное - государственная монополия на СМИ. Журналист, конечно же, уже меньше рискует, тайно ведя дневники общественно-политической тематики, но читатель для них найдется (если найдется) лишь в будущем.
   Демократическая модель, пришедшая на смену советской после распада СССР, привнесла много нового. Это и тематическое разнообразие СМИ, и утрата центрального политического контроля, и ориентация редакций на интересы аудитории. Отречение от цензуры и государственной монополии на СМИ не могло не приветствоваться гражданами страны, но оно же привело к некоторым сомнительным последствиям - появилась, например, ниша так называемой "желтой прессы", ориентированной на скандально-вульгарную тематику и откровенно оглупляющей аудиторию. Возникла тенденция непрофессионализма в журналистике, коснувшаяся главным образом развивающегося регионального сегмента медиарынка.
   На сегодняшний день в силу масштабности территории страны мы наблюдаем разные стадии развития региональных средств массовой информации. Демократическая модель, взятая за "точку устремления", предполагает предельно высокую медиа-насыщенность и опору редакционных коллективов на рекламный бизнес как гарант стабильности и развития. В большинстве регионов России к началу 2000-х годов демократическая модель СМИ сформировалась. Некоторая разобщенность наблюдалась на политической карте страны: идеологические пристрастия и убеждения в ряде регионов не совпадали с прокремлевской политической группировкой, что заметно сказывалось на политической выраженности местных средств массовой информации и их близости к оппозиционным партиям. Однако третий президентский срок В.Путина, вызвавший неоднозначную реакцию российской общественности, принес вынужденные для президента меры по изменению механизмов регулирования информационно-коммуникационного пространства. Демократическая модель взаимодействия власти и СМИ стала еще быстрее, чем ранее, трансформироваться в регионах, но не вперед, а обратно - в авторитарную. Так, районные издания окончательно переданы из муниципального областному подчинению и обязаны перепечатывать целые полосы официальных областных газет. Власть повсеместно оказывает давление на авторов и редакции, даже центральные (в марте 2013 г. Государственная Дума обсуждает публикации "Московского комсомольца", критикующие ее депутатов, и считает подобные выступления СМИ преступными). Центральные телеканалы сегодня уже подконтрольны государству вне зависимости от форм собственности. Но частные из них, судя по всему, пока еще руководствуются экономической выгодой, поскольку оппозиция не обладает необходимыми финансовыми ресурсами.
   "Государство - любое государство - занято тем, чтобы быть у власти, - указывал Э.Тоффлер. - Чего бы ни стоила экономика для остальных людей, оно будет искать пути к обузданию последних революционных перемен в области коммуникаций, желая использовать их в своих целях, и оно будет создавать преграды свободному течению информации" . Обольщаться возможностями Интернета не стоит. Человека в современном информационном обществе продолжают активно формировать и направлять, так сказать "информировать". И манипулирование позволяет погрузить аудиторию в состояние иллюзорности, ведь "само активное информационное поле обладает способностью формировать сознание людей" , подчиняя их тем, кто управляет процессом.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"