Terra21 : другие произведения.

Легенды разных солнц

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   1. Космическая опера и фантастика Сергей Павлов и его 'Лунная Радуга' 1 сентября 2021 8,9K прочитали
  
   2. Космическая опера и фантастика Бесклассовое общество в фантастике 19 июня 834 прочитали
  
   3. Космическая опера и фантастика О смене профессии... 21 июня 586 прочитали
  
   4. Космическая опера и фантастика Про 'выгорание' Дара Ветра... 24 июня 665 прочитали
  
   5. Космическая опера и фантастика Государство при коммунизме 25 июня 268 прочитали
  
   6. Космическая опера и фантастика Космос мирный - или всё же, военный? 26 июня 335 прочитали
  
   7. Космическая опера и фантастика 'Туманность Андромеды' и 'Час Быка' - поговорим о дилогии? 27 июня 2,1K прочитали
  
   8. Космическая опера и фантастика Поговорим о критике? 1 июля 405 прочитали
  
   9. Космическая опера и фантастика 'Идеальный мир' Ивана Ефремова? 3 июля 798 прочитали
  
   10. Космическая опера и фантастика Экипаж звездолёта... 4 июля 1,2K прочитали
  
   11. Космическая опера и фантастика Книга и экранизация... 5 июля 1,2K прочитали
  
   12. Космическая опера и фантастика 'Ученик превзошёл учителя'. О Сергее Павлове и его 'Лунной радуге'... 8 июля 791 прочитал
  
   13. Космическая опера и фантастика Почему 'Лунная радуга' - это не фэнтези? 9 июля 480 прочитали
  
   14. Космическая опера и фантастика 'Лунная радуга' и немного занудства 3 дня назад 1,8K прочитали
  
   15. Космическая опера и фантастика Русский 'супермен' 2 дня назад 314 прочитали
  
   16. Космическая опера и фантастика 'Торманс за окном!' Вчера 722 прочитали
  
  
  
  
  За последний месяц Алексей Аряев автор Дзен канала "Космическая опера и фантастика" написал полтора десятка статей о творчестве Ивана Ефремова и Сергея Павлова.
  Мои интересы к этим авторам и темы статей лежат несколько в стороне от направления Алексея Аряева, но вот само направление представляет интерес.
  Во всяком случае выражаю моё удивление и уважение Автору перед объемом проделанной работы и искренним желанием разобраться и поделиться мнением о прочитанном.
  Поскольку эта статья представляет собой ответ на блог в Дзене, то и стиля буду придерживаться не академического.
  
  Мои детство и юность пришлись на годы книжного дефицита, особенно фантастики.
  Фантастика представляла собой сверхценность, хотя конечно встречалась очень разная.
  Как фантастика воспринимался уже в конце 80х годов начавшийся книжный бум и то как в киоске "Союзпечати" купил двухтомник в мягком переплете Василия Головачёва "Полёт урагана", в библиотеке советской фантастики первый том его же "Черного человека", но вот первого номера журнала с "Консервным ножом" найти не удалось.
  Это было прекрасное время - фантастику печатали десятки газет и журналов, от "Науки и техники"(Рига) до "Литературного Киргизстана", от "Радуги"(Киев) до "Звезды Востока"(Ташкент) и "Байкала"(Иркутск).
  Да было много и плохого - Чернобыльская авария, теплоход "Нахимов", продуктопровод и пассажирский поезд в Уфе, землетрясение в Спитаке и мутные дела на Мальте, гибель "Челленджера" во Флориде и потеря "Фобоса-1 и 2".
  Вывод наших войск из Афганистана и из Восточной Европы, побоища в Фергане и война советских республик в Закавказье, демонстрация по ТВ резки наших баллистических ракет и пейзажи Венеры и воздушные шары в её атмосфере, снимки ядра кометы Галлея от "Веги-1 и 2", полёт "Энергии" и "Бурана", полёты "Мрии" и "Интеркосмоса", спасение "Салюта-7" и многомесячные экспедиции на "Мир", рекордные погружения "Мира-1 и 2"..
  1980е годы - апогей Советского Союза.
  Если на минуту принять, что в 1970е годы был "застой", то тогда в 1980е было "кипение"!
  Это была прекрасная эпоха и совсем не было предопределено, что плохо закончится, развитие событий могло качнуться в любую сторону.
  Советские люди гордились своей страной и не понимали и не принимали зачем и почему нужно какое-то "Покаяние".
  "Покаяние" нужно было не советским, которых вдруг оказалось неожиданно много.
  
  Сразу должен признаться и предупредить читателей, что не разделяю формулировку коммунизма Луи Блана и Карла Маркса: "От каждого по способностям, каждому по потребностям".
  Ну какие такие потребности были у крестьян, рабочих и капиталистов в 1851-75 годах!
  Телевизор в зале, спальне и на кухне?
  Автомашина или флайер у каждого члена семьи?
  Самый минимум бытовой - холодильник, микроволновка, стиралка-автомат?
  Отдельная комната?
  Дача за городом или на другой планете?
  Формулировка близкая и понятная в ХlX веке перестала годиться уже к концу ХХ века.
  То же самое и про бессклассовое и безгосударственное общество.
  Это как с безлошадным.
  Апокалиптические прогнозы ужаса городов будущего тонущих в горах навоза в столкновении с мечтами о ста тысячах тракторов и автомобилей, дали неожиданный результат, да?
  "Проблема парковки", ага.
  Сможет ли решить эту потребность в будущем парковка Пояса астероидов?
  Или и Облака Оорта не хватит?
  Или придётся "пересаживаться с лошадей"?
  
  
  Что же так привлекало меня и множество других читателей в фантастике в те годы?
  Конечно интересные приключения, ситуации, идеи и главное - образ будущего, настоящего и прошлого.
  Всё это было в фантастике например Ивана Ефремова и Владимира Савченко.
  А где ещё можно было узнать, посмотреть и прочитать про образ будущего?
  В фильмах - практически нет, в нефантастической прозе вообще об этом не писали, в плановых показателях на следующую пятилетку - тоже не то..
  Даже о планах исследования космоса советские доперестроечные СМИ не писали!
  Вот и искал образ будущего в книгах Юрия Тупицына, Дмитрия Биленкина и конечно Ивана Ефремова.
  В "Туманности Андромеды" образ будущего с точки зрения советского читателя конца ХХ века не очень привлекательный.
  Это уже спустя несколько десятилетий из статьи Сергея Переслегина "Странные взрослые" узнал точные формулировки, тех давних ощущений - восприятия дао-ориентированной цивилизации Мира Туманности Андромеды читателем из время-ориентированной европейской цивилизации ХХ века.
  Ну, ещё не нравилось отсутствие государств и многообразия культур.
  Вся Земля воспринималась единым моногосударством.
  Да, отсутствие войн, военных конфликтов и расходов ресурсов, это несомненное и великое благо такого устройства.
  Но в продолжение этого блага при отсутствии государств, виделось очень очень неспешное просто нестерпимо замедленное развитие общества, культуры, науки и техники.
  Да, мне этот образ будущего в "Туманности Андромеды"Ивана Ефремова не нравился в конце 70х годов, не намного больше нравится и в 2020х.
  С образом будущего в "Часе Быка" немного получше, но немного.
  Причина стандартная - в образе дао-ориентированной цивилизации по терминологии С.Переслегина.
  Возможно это нормальная цена за отсутствие войн и вооруженных конфликтов.
  Наверное я ошибался в таком восприятии Мира Туманности Андромеды, как и те кто в 80е годы слушал и подпевал: "мы ждём перемен".
  Потом мы все в этих непрекращающихся "переменах" тонули и потерялись.
  Здесь видна прямая аналогия между Миром Туманности Андромеды и союзом братских республик СССР.
  Многим помнится такая красивая и антисоветская песня Игоря Талькова: "-Из мрачной глубины веков
  Ты поднималась исполином,
  Твой Петербург мирил врагов
  Высокой доблестью полков
  В век золотой Екатерины,
   Россия, Россия!"
  Так вот, в энной степени это можно и нужно сказать про Москву и СССР.
  Предполагаю, что именно это сходство Мира Туманности Андромеды с СССР осознанно или подсознательно вызывает агрессивную критику в адрес книг Ефремова.
  Критику с "Острова индивидуализма, потребительства и незалежности".
  
  
  У Сергея Павлова в "Лунной Радуге" и "Волшебном локоне Ампары" тоже совсем не идеальное и не коммунистическое будущее, но образ будущего интересный и живописный и потому привлекательный.
  На смену государств, общество Земли и Внеземелья поделено множество разновидностей общин, и с правами человека и с Академией Горя и Радости, и Чести и Права, на этой Земле будущего не очень-то хорошо.
  Людей подвергшихся воздействию и изменению в Космосе запирают в зоны изоляции и Человечество не обсуждает их проблемы, возможно просто не знает.
  Академии Чести и Права на этой Земле явно нет.
  Зато есть террористы и борющиеся с ними спецслужбы.
  Так что страхи и скрытность экзотов с "Лунной Радуги" вполне обоснованы.
  
  Здесь мы видим разный подход и разную проблематику у Ивана Ефремова и Сергея Павлова.
  Хотя Ефремов вполне представлял масштаб экзобиологических угроз при выходе человечества в Космос, достаточно упомянуть карантин в котором на Тритоне пребывала не только экспедиция "Тантры", но и экспедиция планетолёта "Амат" погружавшаяся в атмосферу Урана.
  Допустим, и у Ефремова Космос влияет на внеземные поселения людей на Луне, Меркурии, Венере, Марсе, Тритоне на всём протяжении ЭРМ, ЭОТ, ЭВК..
  То есть уже несколько тысяч лет.
  Как это будет выглядеть в Мире Туманности Андромеды Ивана Ефремова?
  Предположим, что и в этом мире есть подобные карантинные зоны.
  Где?
  На Земле - очень очень сомнительно.
  На Меркурии, на Марсе, на Венере?
  На Венере много чего добывается, в том числе драгоценные камни.
  Так может карантинная зона "Венера"?
  Вот предположим, экипаж "Тантры" привёз какие-то плохие и просто чужие бактерии и вирусы с планеты тьмы Железной звезды.
  Что очень было вероятно судя по описанию экспедиции и дыркам в скафандре Низы.
  Карантин на Тритоне выявил чужую микрофлору..
  Что тогда?
  Перегонять "Тантру" с экипажем на Марс или Меркурий лет на десять?
  На Луну нельзя - слишком близко к Земле и слишком жестоко, потому что хорошо видно недоступную Землю..
  Где критики Ефремова?
  Обсуждали остров Матерей, остров Забвения, а остров экзотов-косменов пообсуждать влом?
  Сюжет для романа: - чужая микрофлора обнаруживается не у всего экипажа "Тантры", а только у Низы Крит после повреждения скафандра.
  Ну, как вариант, у Лумы Ласви и ещё пятерых женщин экипажа.
  Тогда мужчины тоже попадают под многолетний карантин.
  Какие тогда "Белые зори" в Антарктиде!
  Кто мне напомнит хронологию разговоров Низы о ребёнке?
  Ему тоже никогда не увидеть Землю?
  В таком варианте "Туманности Андромеды" по Павлову.
  
  В интернете полно комментариев и упрёков Ивану Ефремову, что совершенно не знал физики и астрономии.
  Вопрос к залу: - А критики знают?
  Дано: возле инфракрасной звезды с температурой поверхности или атмосферы 700 К, находится ближайшая планета с годовым периодом обращения в 60 земных дней, очень большая суперземля массой в 43,2 земных и ускорением силы тяжести на поверхности в 2,65 g.
  Путём несложных вычислений определяется радиус планеты - 25 800 километров.
  Черное Солнце на небе планеты имеет угловые размеры в 46R, что в 90 раз больше земного солнца.
  Средняя плотность 0,65 земной, 3,6 г/см3.
  Сутки на планете длятся 20 земных дней, то есть в году трое местных суток.
  На рассвете и на закате Черного Солнца на планете бушуют бури, ураганы, штормы.
  Давление атмосферы на поверхности 1,4 бар.
  Да, здесь у Ефремова несуразность.
  Ау, а где же критики?!
  Скорость вращения Земли на экваторе 465 м/с или 1674 км/ч.
  Скорость вращения планеты тьмы Железной звезды на экваторе 93 м/с или 335 км/ч.
  Откуда тогда штормы и сильные ветры утром и вечером?
  Если Черное Солнце выползает из-за горизонта и уходит за горизонт больше 60 часов?
  Двое с половиной земных суток!
  И со тьмой на планете, по крайней мере на "дневной" стороне, проблемы..
  Если атмосфера планеты на дневной, вернее нагретой стороне, чрезвычайно насыщена электричеством затрудняющим локацию поверхности, то почему нельзя было всё дневное полушарие рассмотреть в оптику бортовых телескопов "Тантры"?
  При таком-то количестве гроз и молний?
  Сидя на планете земляне сплошной облачности не наблюдали, а тусклые огоньки звёзд.
  Да, десятисуточный "день" и десятисуточная ночь это много и долго.
  Но планета очень большая!
  Толщина линии восхода на экваторе 20 000 километров!
  За счёт большой длины экватора планеты и угловых размеров Черного Солнца на небе.
  Двадцать тысяч километров рассвета перед медленно ползущей линией терминатора.
  Да там полторы Земли поместятся, а вот ураганные штормы и ветры ну никак.
  Ближе к полюсам ещё может, и всё же сомнительно - там меньше не только длина широты, но и линейная скорость вращения планеты.
  Да и в полтора раза более плотная чем на Земле атмосфера, обладает и намного большей тепловой инерцией, так что с утренними и вечерними ураганами на планете тьмы проблемы.
  Как и со знанием физики и астрономии у множества современных читателей и критиков Ивана Ефремова.
  
  
   Про смену профессии Дар Ветром..
  Автор рассмешил..
  Такой интерпретацией смены профессии Дар Ветром.
  "Предал людей с которыми работал.."
  Да, Вы посмотрите вокруг - плюнуть некуда из-за таких "предателей"!
  Всюду президенты и депутаты всех уровней, которых надо ссылать уран добывать, а не рутил!
  А начальствующий состав МО, МВД, МЧС - все все "предатели" после 45 лет, да?
  Рассмешили, честное слово!
  Сложно, что ли додумать немного и понять, что та же система профпригодности по здоровью и возрасту известная нам, приобретает вот такой вид в Эру Великого Кольца в других общественных и экономических условиях и другой возрастной биологии человечества ЭВК?
  У нас такой проблемы, смены профессии, остро не стоит - наоборот стоит проблема старения кадров, а вот представьте на месте Дар Ветра или наоборот, командира экипажа пассажирского лайнера из фильма "Экипаж" Александра Митты?
  Вот так и в Мире Туманности Андромеды все люди, не только "бреваны" проходят ежегодный психофизиологический контроль здоровья и профпригодности, а "бреваны" так точно имеют конкретные ограничения по срокам "каденций"(это юмор в сторону слэнга журналистов и депутатов, если что) и Дар Ветру годом раньше или позже всё равно предстояла плановая замена.
  И так во всех областях деятельности человечества ЭВК!
  Ради обеспечения стабильности экономики, жизни общества и баланса Горя и Радости.
  Кстати, начиная читать статью хотел привести в качестве аргументов практику смены профессий, вернее рода руководящей деятельности партийно-хозяйственной номенклатуры СССР, менеджмента США и офицеров Третьего Рейха из лётчиков люфтваффе переходивших в подводников кригсмарине, но ярлыком "предателя" Автор канала сразу выстроил ассоциативную цепочку с нашими "бреванами" - президентами, премьерами, министрами, офицерами, депутатами..
  
  Про "выгорание" Дар Ветра..
  Плюс ещё сложная "семейная ситуация" - помните как Дар Ветер поделился сомнениями с Ведой Конг, не отправиться ли ему для смены профессии в тридцать восьмую звёздную экспедицию и Веда воскликнула: - Нет, только не звёздная!
  И предложила Дар Ветру участвовать вместе с ней в подводной археологической экспедиции у берегов Крыма.
  И Дар Ветер покинул Веду и Крым улетев на подводный рудник только когда стало известно что возвращается Эрг Ноор.
  Я думаю, Автору канала стоило бы предложить Дар Ветру в качестве смены профессии встречу с маргиналами или тиграми на Цейлоне.
  И Дар Ветер бы порадовался и читатели.
  
  'Туманность Андромеды' и 'Час Быка' - поговорим о дилогии?
  
  Наверное это самая "заводная" статья уважаемого Автора о мирах Ефремова и Павлова.
  Сразу должен указать, только пожалуйста без обиды, что не так и проблема не в романах Ефремова, а в восприятии Автора.
  И в этом нет его вины или злого умысла - Автор сам указывет, что в 1991 году ему было 12 лет.
  И радикально изменилось не содержание "темнозвёздных" и "солнечноземных" глав "Туманности Андромеды", а восприятие книг читателями всех поколений, тем более послесоветских.
  
  Собственно, именно это и заставляет меня писать эту и другие статьи и фанфики.
  Ранее описывая свои поиски работы в возрасте 20 лет, Автор рассказывал что искал работу не так, не там и слушал отца, который вообще ничего не понимал в происходящем вокруг.
  Странно, что Автору не пришло в голову сопоставить эту ситуацию с положением землян на Тормансе.
  С отказа от социализма и перехода к капитализму на тот момент, если судить по рассказу Автора, прошло меньше десяти лет.
  А и уважаемый Автор и его отец и многие миллионы советских людей оказались как на другой планете, в другом мире, в котором не ориентировались и ничего не понимали.
  А на Земле к моменту отправки миссии "Темного Пламени" прошло больше двух тысяч лет со времени перехода от капитализма к социализму и коммунизму.
  И требовать от миссии землян на Тормансе, всюду ходить не снимая скафандров, постоянно быть настороже как на оккупированной территории и в готовности к военным действиям и зависнуть над столицей Торманса на анамезонных моторах - равносильно упреку в адрес уважаемого Автора и его отца, ходить всюду не снимая скафандров, постоянно быть настороже как на оккупированной территории и быть в готовности запустить анамезонные моторы или "ударить планетарными"..
  И носить с собой не фигу в кармане, а всегда заряженные аккумуляторы.
  
  
  
   Теперь про магию на одном дыхании и радикальную смену стиля повествования в "Туманности Андромеды ".
  Сначала отметим, что такой метод постоянно применяется весь роман и в "Часе Быка", надо только приглядеться.
  А в "Туманности Андромеды" технически и психологически невозможно держать читателя в напряжении всю книгу на магии одного дыхания - книга просто скоро надоест и посыпятся упрёки в адрес Ефремова, что он забыл собственные слова о обязательной необходимости для человека смены режимов активности и отдыха и рода деятельности.
  Вся книга "Туманность Андромеды" построена на многократно повторенном контрасте и радикальной смене планов "темнозвёздной" эпопеи "Тантры" и "яркосолнечной" Земли, светоносной Веги и заброшенного спиралодиска, запертой двери убежища древних времён и сообщений из Центра Галактики.
  Но то что для Автора канала с переходом от невзгод "Тантры" к миру Земли закончилась магия на одном дыхании..
  Собственно, это и заставляет меня писать все эти материалы.
  То, что для читателей книг Ивана Ефремова, Сергея Павлова и других авторов советской фантастики в 1957-91 годах с переходом от мира Железной звезды к миру Земли начиналась магия на одном дыхании узнавания образа будущего, а для множества читателей после 1991 года этой магии нет, не ощущается и требуется.
  Ведь нет же?
  
  Уважаемый Автор канала, Вы же не ищете и не находите в "Эпсилон Тукана" или в "Глазах Земли" или в "Треворе 1001" магии образа будущего?
  Какой образ будущего Вы ищите и находите и в каких книгах каких авторов?
  Такое ощущение, что множество современных читателей вообще перестало искать в фантастике образ будущего.
  С одной стороны это объяснимо радикальной сменой стиля и содержания фантастики после 1991 года.
  Но с другой стороны это же и радикальное отличие читателей фантастики до и после 1991 года!
  Намного более радикальное чем переход от магии на одном дыхании эпопеи "Тантры", к магии солнечной Земли.
  Да, кстати магия солнечной Земли - это принадлежность не одного Ефремова, та же магия есть и у Артура Кларка в "Острове дельфинов" и "Фонтанах Рая" и у многих других писателей фантастов ХХ века.
  Особенно красочная у Юрия Тупицына.
  Собственно, это главная проблема общества, читателей и фантастики, что из фантастики после 1991 года, ушёл, исчез, изгнали положительный образ будущего, а ретранслируется негативный, взятый по лизингу из западной фантастики.
  И сейчас вокруг море-океан разнообразной фантастики, а жажду образа будущего утолить невозможно.
  Экшн есть, солёное море вокруг есть, а напиться и утолить жажду нечем.
  Тридцать лет уже нечем.
  Кроме "консервированной в бутылках до 1991 года разлива".
  Где-то наверное есть хорошая, чистая и живительная питьевая вода, но где она и как ещё до неё доплыть..
  
  Уважаемый Автор канала "Космическая опера и фантастика" пишет:
  
  "Но, на фоне героев Ефремова, я просто гений юмора! Потому что они вообще не шутят. Они настолько серьёзны, что даже сами себе в зеркале не улыбаются - как сказал персонаж одного мультфильма, что я смотрел очень давно. То есть, за весь роман - ни одной шутки. Вообще ничего. Кстати говоря, в той же эпопее 'Тантры' это смотрится особенно странно."
  
  "Собственно, главное, что отталкивает от мира 'Туманности Андромеды' - это то, что в нём почти нет человечности. Те люди, что описаны в романе, они ведут себя, не как люди. В них нет ничего от людей, на самом деле. И это - люди будущего? Те самые 'Homo Novus'?" "..они ведут себя, не как люди."
  
  *** *** ***
  
  Как же я хочу туда и вести себя не как люди!
  Знали бы Вы, как утомляет окружающий, всеобщий, тотальный юмор!
  Даже "доброе утро" или "до свиданья" почему-то стараются переиначить и схохмить!
  Какое-то вокруг общество не только тотальной лжи и маркетинга, но и тотального юмора!
  Кто так не считает или не замечает, то припомните-ка пожалуйста процент юмористических теле и радиопередач после 1991 года!
  Пожалуй, это может выступать критерием невротического болезненного состояния общества.
  
  Автор пишет: "И вот давайте представим себе - два человека находятся на вахте. Даже тот вариант, что был описан в самом начале романа - Низа Крит и Эрг Ноор... Тут, кстати, вообще, грубейшее нарушение - Низа Крит влюблена в командира корабля. Мне интересно, все ли понимают, чем это вообще может грозить? Кстати говоря, это потом сыграет роль, как все помнят. И хорошо, что Эрг Ноор оказался профессионалом высшей пробы - он не дал чувствам взять верх над собой. Да, он понимал, что Низа его любит - это потом упоминалось, но всё же..."
  
  Грубейшее нарушение чего?
  Расовых законов Третьего Рейха?
  Морального кодекса Группы Свободного Поиска?
  Чем грозить?
  Повторением сюжета семьи Александра и Мари Семёновых?
  Гибелью экипажа на планете тьмы и воспитания малыша электрическими медузами?
  
  "Чисто деловой разговор, несмотря на то что она без ума от Ноора уже больше трёх месяцев. С одной стороны, конечно, хорошо, что они не 'сюсюкали' о том, о сём, но, ребята, живые люди себя так не ведут."
  
  *** *** ***
  
  Но советские фантасты не писали и не пишут про секс на пульте управления в пилотской рубке!
  Возможно это было и неправильно..
  
  Насчёт "Тахмасиба".. Пожалуй Вы правы - там действительно самый активный и реальный персонаж в которого веришь - это фазоциклер.
  С ним и поговорить можно и пошутить, что Иван Жилин и делал всю дорогу!
  
  " Жилин, например, на тот момент - новичок, это его первый рейс. Ему реально страшно - ведь они могли погибнуть. Но, он смотрит на более опытных товарищей, он преодолевает свой страх, и вместе с Быковым идёт наружу, чтобы тестировать отражатель. И в это на самом деле можно поверить..."
  
  *** *** ***
  
  "Только вот, сложно сопереживать таким персонажам. Очень сложно..."
  
  *** *** ***
  
  А тестировать Низу..
  Это тоже было, но осталось за кадром!
  
  В общем, очень сложно.
  Действительно.
  
  'Ученик превзошёл учителя'. О Сергее Павлове и его 'Лунной радуге'...
  
  Сначала уважаемый Автор немного путает - из своих походов на Землю что-то нехорошее привёз Данил Шаламов, а не Дэвид Нортон!
  А дальше путаница смешения солёного с твёрдым продолжается.
  
  У Ивана Ефремова в "Туманности Андромеды" описана говоря терминологией Сергея Переслегина дао-ориентированная цивилизация, когда между пребыванием на Земле Эрга Ноора и Низы Крит проходит минимум тринадцать лет, а максимум двадцать и персонажи "Туманности Андромеды" и их разговоры становятся уважаемому Автору канала скучны и неинтересны.
  
  А "Лунная Радуга" написана совсем в другом темпе время-ориентированной цивилизации, к которой принадлежим и мы, и культурного и ментального диссонанса при чтении не возникает.
  Описана жизнь Земли не очень отличающаяся от нашей и поэтому уважаемый Автор эти страницы не пролистывал и не удивлялся зачем это ему должно быть интересно читать как спокойно разговаривают русские и американцы.
  В отличие от спокойных разговоров заведующих внешних станций Солнца и 61 Лебедя Дар Ветра и Заф Фтета.
  Как грится - нам энтот базар ближе к телу.
  И Дэвид Нортон понятнее Заф Фтета.
  Клювом не щёлкает.
  Временной задержки нет.
  Ни на миллионную галактической секунды.
  
  'Торманс за окном!'
  
  Уважаемый Автор пишет: "Собственно, я не раз говорил о том, что земляне в романе ведут себя просто на редкость безответственно для представителей великой земной цивилизации. По каким причинам они так делают - это уже не важно, ибо это задумка автора. А влезать в его голову и думать, почему он так захотел, я не хочу."
  
  *** *** ***
  
  А ниже про 1991 год и старшее поколение и него самого в этот год.
  
  И что настолько сильно отличается "на редкость безответственно для представителей великой земной цивилизации" поведение в 1991 году и в 7321 году на Тормансе?
  
  Нет ли здесь прямой аналогии?
  
  Хищные идеи века
  
  Перечитывая в пятый раз
  
  Сергей Переслегин
  
  Странные взрослые
  
  (Опыт социомеханического исследования фантастических романов И. Ефремова) (2001)
  
   С.Переслегин:
  
   ".. Если принять эти социомеханические построения (а И.Ефремов дал в "Туманности Андромеды" прямое указание на то, что время-ориентированная, материальная цивилизация "белого человека" осталась в глубоком прошлом13), то чисто литературные претензии к романам снимаются, зато возникает ряд трудных вопросов.
  
  Во-первых, европейская время-ориентированная цивилизация является планетарной.. Ее насильственная гибель или даже естественное умирание может (должно) обернуться планетарной же катастрофой, по сравнению с которой "Век голода и убийств" планеты Торманс покажется "сказкой для старших". И дело даже не в том, что эта катастрофа в обязательном порядке отравит почвы, воду или воздух, или приведет к порче генофонда - гораздо опаснее отравление социального подсознания продуктами распада знакотканей, слом архетипического базиса индивидуальной психики, накопление некротической, мертвой информации в семиотическом пространстве, чреватое его деструкцией.
  
   Гибель Рима обернулась пятью веками Тьмы. Тем самым, "неконструктивность" доказательства Ефремова приобретает существенное значение: что все-таки произошло? Перестройка цивилизации со сменой структурообразующих парадигм (по современным представлениям это вообще невозможно) или Эра Разобщенного Мира завершилась войной цивилизаций на уничтожение?
  
   Во-вторых, хороша ли, плоха ли "цивилизация времени", она - наша. Мы вправе спросить, неужели для того, чтобы люди могли жить по-человечески, титаническая европейская культура обязательно должна уйти в небытие?"
  
  " XX столетие характеризовалось резким увеличением роли информационных потоков в механизме управления. Сначала визуально-знаковый канал распространения новостей (газета) был дополнен аудиальным (притом, функционирующим в реальном времени): этого оказалось достаточно для массового воспроизводства тоталитарных структур. Затем научились передавать и проецировать непосредственно на индивидуальное сознание целенаправленно сконструированные образы.
  
   "Радиофицированное общество" обретает ряд неожиданных для своих создателей черт (например, потеря инстинкта самосохранения, как индивидуального, так и национального) и оказывается способным на чрезвычайное напряжение сил. В обществе же "телевизионном" уровень социоглюонного взаимодействия29 повышается настолько, что это приводит к погружению социума в целиком контролируемую властью искусственную информационную среду."
  
   *** *** ***
  
   Неожиданно нашёл хороший вариант ответа на заданную С.Переслегиным загадку не катастрофического демонтажа западной время-ориентированной цивилизации и перехода на дао-ориентированную низкоинфернальную цивилизацию Мира Туманности Андромеды.
  
   Всё это есть в тексте Переслегина - информационное воздействие ТВ Великого Кольца!
  
   Из истории Германии 1930х годов мы знаем какова может быть роль СМИ, радио и газет, в переформатировании немецкого общества.
  
   На нашей памяти роль советских СМИ, телевидения, газет и журналов, в переформатировании общества СССР 1980х-90х годов.
  
   Представим же, какой возымеют эффект многолетние тотальные трансляции передач Великого Кольца на всё население Земли!
  
   Конец или не конец там истории, может и не быть, но конец существовавшей культуры это точно!
  
   И без катастрофического разрушения цивилизации.
  
   И всего прочего сопутствующего:
  
   "И дело даже не в том, что эта катастрофа в обязательном порядке отравит почвы, воду или воздух, или приведет к порче генофонда - гораздо опаснее отравление социального подсознания продуктами распада знакотканей, слом архетипического базиса индивидуальной психики, накопление некротической, мертвой информации в семиотическом пространстве, чреватое его деструкцией."
  
   Но и не праздник.
  
   Не без ментального отравления .
  
   Сладкий яд.
  
   Или сон?
  
   Хищные идеи века.
  
   Дао-ориентированной низкоинфернальной цивилизации Мира Туманности Андромеды.
  
   Ключевое в сравнении воздействия советского телевидения и мыльных опер и сериалов 90х годов.
  
   "Инопланетяне тоже плачут" ага!
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"