Тетерин Виктор: другие произведения.

Эссе о романе Е. Гришковца "Рубашка"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано для участия в конкурсе "Студенческий Букер"-2004.


   В этом эссе мне хотелось бы написать о романе Е. Гришковца "Рубашка". Не потому, что это лучший роман из всего списка номинантов (хотя, может быть, так оно и есть), и не потому, что он мне нравится (это подразумевается само собой), а потому, что он, на мой взгляд, отличается от всех остальных романов, вошедших в "лонг-лист" премии "Букер - Открытая Россия".
   Прежде всего, скажу о том, что мне нравится все творчество Е. Гришковца. Именно этим, конечно, и определяется мой первоначальный выбор букеровского номинанта. Теперь нужно сказать - почему он мне нравится? Конечно, в литературе очень сложно определить причины того, что ты чувствуешь симпатии к тому или иному автору. Обычно просто: "нравится" или "не нравится", но сейчас, в таком важном деле, как определение лауреата "Букера", одного такого критерия явно недостаточно. И все же... Постараюсь обойтись без умных литературных терминов и всевозможных параллелей, которыми так грешат наши профессиональные критики. В конце концов, я все-таки не член жюри и имею право просто высказать свое мнение, свой, чисто субъективный, взгляд на русскую литературу и на "Рубашку" Е. Гришковца в том числе.
   Начну с того, что я, как человек, любящий и ценящий драматургию (и вообще театр), конечно же, обожаю пьесы Е. Гришковца - да, да, те самые, вокруг которых было сломано и до сих пор ломается столько копий, но на спектаклях по которым всегда аншлаг. Вы, конечно же, все эти пьесы прекрасно знаете, и не нужно объяснять сколь много сделал Гришковец для русского театра, внеся в него свою ноту исповедальности "маленького человека", может быть, даже в традициях русской литературы, хотя, конечно, в абсолютно другой форме. Как точно узнаешь самого себя в его героях, свои проблемы - в их проблемах, то есть - полностью отождествляешь себя с персонажами Е. Гришковца, а ведь это и есть показатель абсолютного мастерства автора. Герой Гришковца понятен, он свой, он думает, как ты и о том же - и одновременно такой трогательный и запутавшийся во всем этом гигантском водовороте событий, именуемом жизнью. Как часто в наши дни ты сам не можешь ничего понять из происходящего вокруг, пытаешься успеть прожить 10000 жизней, а в итоге, в сухом остатке, все равно остается только любовь, родители, дом и дети, да и то, если повезет.
   Зачем же в этом эссе я стал писать про пьесы Гришковца? Да потому, что роман его, на мой взгляд, та же пьеса, только написанная в прозаической форме "большой литературы". И все в "Рубашке", вся эта фирменная "гришковецкая" манера повествования подтверждает это наблюдение. То, как думает герой, предмет его мыслей, различные события, составляющие внешнюю канву его жизни - все это из пьес, зародилось там, и автор сам этого нисколько не скрывает. Да и зачем ему менять свой стиль, "насиловать" себя, когда получается, как раз то, что нужно. Пусть кто-то из читателей не верит в то, что герой "Рубашки" может так сильно любить женщину, пусть кто-то брюзжит о застывшем стиле Гришковца - но ведь все это непонятно лишь тем, кто никогда не жил, не понимал себя, или еще не успел понять. Внутри каждого из нас есть такой же замученный неудачами, находящийся в плену обстоятельств, маленький человечек, который тоскует о любви и простой, спокойной жизни, а, также, быть может, свободе от всего этого. Получается такой русский экзистенциализм, но не хотелось бы начинать вешать на Гришковца ярлыки - я стараюсь просто передать впечатление от его творчества, его влияния на меня самого.
   Но тут может возникнуть еще один вопрос: конкурс называется "Студенческий Букер", а какое отношение "Рубашка" Е. Гришковца имеет к этой среде - университету, или, если брать в общем, ко всему молодому поколению, в конце концов? Можно было бы отделаться справедливым утверждением, что настоящая литература не имеет возрастных и социальных границ, но дело в том, что "Рубашка" - то, как раз и сделана, практически, для студентов - как бывших, так и нынешних. Почему? Да, потому что герой ее молод, современен и, самое главное - такой же, как и среднестатистический студент в плане своей, извиняюсь за умные слова, ментальности. Нет, конечно, он более опытен, давно уже не студент, и проблемы у него уже серьезней, но думает он и любит, абсолютно так же, как и вся молодежь. Есть, как мне кажется, какой-то сдвиг, который произошел в сознании людей, и отличающий современную молодежь от более старшего поколения. Нет, конечно, ничего кардинального; все, если угодно, в рамках проблемы "отцов и детей", но именно этот разрыв и определяет то чувство доверия к герою, когда мы, молодые читатели, понимаем, как говорится, без слов то, что думает герой, на что дан лишь какой-то намек, легкое обозначение направления мысли, но оно нам понятно, потому что мы - думаем так же, о том же и приходим к тем же выводам.
   К сожалению, ограничение объема эссе, ставящее всех в равные условия, но жестко фиксирующее рамки изложения, не дает мне много "растекаться мыслью по древу". Но основную мысль я уже сказал. Конечно, многие из остальных номинантов "Букера" - достойные авторы, написавшие отличные книги, но выбрал из них я все же "Рубашку" Гришковца. На Руси говорили: "С мира по нитке - нищему рубашка", а мне хочется перефразировать: "Каждому в мире по "Рубашке" - и нищих станет меньше". Потому что, "Рубашка" Гришковца учит нас понимать других, и в первую очередь - себя. А если ты понимаешь другого человека, если ты знаешь, что он - такой же, как ты, то тебе уже намного сложнее сделать ему зло, причинить боль. И все эти персонажи в "Рубашке" - и друг главного героя, и бывший любовник его Женщины, и все-все-все - они тоже живые, им тоже больно. Вот что нам часто так трудно понять.
   Конечно, "Рубашка", как и все букеровские номинанты, обладает несомненными литературными достоинствами. Но, все-таки, она обладает и другим необходимым для победы в "Букере" качеством - она Явление, не бывалое до этого в русской литературе. Именно поэтому я и решил выбрать ее.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"