Тетерин Виктор : другие произведения.

Эссе о романе З. Прилепина "Санькя"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано для участия в конкурсе "Студенческий букер"-2006


   Эссе о романе З. Прилепина "Санькя".
  
   Роман Захара Прилепина "Санькя" вслед за лонг-листом "Букера" попал и в шорт-лист. Кроме этого, он побывал еще и в финале премии "Национальный бестселлер" - 2006, где ему не хватило двух баллов для победы. Даже эти факты говорят о том, что роман члена НБП Прилепина (настоящее имя - Евгений Лавлинский) - весьма достойное произведение. Впрочем, конечно, это не единственная причина, по которой автор данного эссе выступает за награждение Прилепина "Русским Букером". Чтобы не быть голословным, назову остальные причины.
   В первую очередь, в данном романе важна тема, которую он затронул. А тема эта - деятельность запрещенных властью молодежных политических организаций в России, в данном случае - самой узнаваемой и "влиятельной" из них, а именно - Национал-большевистской партии (прозрачно прикрытой названием "Союз Созидающих", то есть - СС). Тема эта весьма важная для всего российского общества (а тем паче и студенчества, из которого во многом и рекрутируют своих новых членов лимоновцы) была и остается для отечественной литературы во многом табуированной. Конечно, в творчестве Лимонова и некоторых других его последователей она последовательно раскрывается, но отдельного романа, посвященного отдельному члену такой организации, до сих пор не было. На фоне глубокого кризиса в общественно-политической жизни общества данный факт не мог не казаться абсолютно неправильным.
   Во-вторых, роман "Санькя" примечателен тем, что в нем выведен новый тип "героя", в котором так остро нуждается современная русская литература. Роман был прохладно встречен либеральными критиками (а у нас они по определению таковые) во многом и потому, что является прямым продолжением в литературе традиций Горького и Фурманова, так непопулярных сегодня. Между тем, в том обществе, что сложилось в России к 2006 г., идеи, проводником которых является герой романа Саша Тишин, не то, что реанимированы (они никогда и не умирали, по большому счету), а абсолютно востребованы у огромной части молодежи, которая и является настоящим читателем Прилепина. Как и в первом своем романе "Патологии" (о войне в Чечне) Прилепин пишет правду об окружающей его действительности, правду о тех людях, с которыми ему приходилось сталкиваться, и правду о самом себе. Это и вызывает отклик у читателя, уставшего от бесконечных фантазий литературы, заточенной в башне из слоновой кости. Естественно, это не означает, что роман документален, это всего лишь говорит об искренности автора, что является довольно редким качеством для современных русских писателей.
   В-третьих, литературные достоинства романа "Санькя" находятся на уровне, предъявляемом "Русским Букером". И, может быть, в данном случае именно это и будет главным доводом для присуждению роману премии. Именно качество текста - вот чего не ожидали критики от "романа про нацболов". Именно поэтому они и придираются к отдельным предложениям, к "теме", к "фантастическому" финалу романа (на их взгляд), но не могут ничего "предъявить" (пользуясь терминологией, принятой в российской элите) самому роману, поскольку он представляет собой образец крепко сбитого текста, обладающего всеми признаками классического русского революционного романа о повседневной жизни определенной части общества, пусть эта жизнь и покажется кому-то необычной и даже, вполне себе, экстремальной.
   Важным фактом, требующим выделения при характеристике романа Прилепина, является то, что его главный герой (как и практически все персонажи романа), Санькя, живет в предлагаемых ему окружающей действительностью обстоятельствах (которые, к большому сожалению, типичны для нашей страны), но при этом не становится их жертвой, а активно действует, чтобы любыми путями способствовать победе добра над злом, как он понимает эти категории. Именно поэтому, собственно, он и является Героем романа. Здесь нет места идее "жизни для себя" в условиях "войны за выживание всех против всех", так активно продвигаемой все годы "реформ" в России, наоборот - в противовес им выдвигается идея социальной справедливости, общества взаимопомощи, естественно как идеал, для достижения которого придется проделать огромный путь, возможно, и с автоматом в руках. В каком-то смысле роман "Санькя" и есть ответ авторам всех этих "Духлессов" и "Casual", воспевающих в своих текстах идеалы гламурного рая в пределах Садового Кольца и Рублевки, уютного существования в трехэтажных коттеджах отдельного государства, по недоразумению располагающегося на территории ментовской эРэФии. И роман "Санькя" - как холодный душ, который наконец-то опрокинулся им на голову, пусть и не с давно уже "зачищенного" телевидения, а со страниц книги, обложка которой призвана напомнить всем обитателям "гламурного рая" о пословице: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся".
   Подводя итоги этого небольшого эссе, хотелось бы сказать - роман Захара Прилепина "Санькя" стал событием в русской литературе 2006 г., ознаменовав собой возвращение в психологический роман социального содержания, что всегда (на протяжении 19-20-го веков) было важнейшим в отечественной словесности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"