Аннотация: Пьеса о Писателе. Моя тринадцатая пьеса (май 2009 г.)
Виктор Тетерин.
ВПЗР.
Пьеса в одном действии.
Место действия Россия.
Действующие лица.
Писатель.
Женщина.
Друг писателя.
Издатель.
Критик.
Фанатка.
Писатель А, писатель Б - коллеги писателя.
Руководитель литературного кружка.
В первой сцене пьесы писатель - студент университета, ему около 20 лет, по ходу действия пьесы проходит несколько лет.
Сцена 1.
Писатель сидит за столом с другом, они пьют пиво из баклажки.
Писатель (ковыряясь в зубах). Слышь, Лех, че скажу.
Друг писателя. Чего?
Писатель. А я роман написал.
Пауза.
Друг писателя. Чего?
Пауза.
Писатель. Ладно, проехали. (Разливает пиво по стаканам.)
Сцена 2.
Роман Писателя читают на литературном собрании. После прочтения происходит обсуждение. Выступает руководитель литературного кружка, потрепанный мужчина за 50.
Руководитель литературного кружка (держит в руках распечатку романа писателя). Ну, знаете, что, молодой человек... Это интересно, интересно. Все так живо описано и вообще... Но! Почему у вас умирает главный герой? Может быть, изменить финал? И потом - сюжет часто провисает, сюжетные ходы предсказуемы, речь героев корява, сами герои картонны. И потом - зачем в романе мат? Разве у Толстого или там, у Горького, был в романах мат? Да и зачем вообще написан ваш роман, какую сверхидею вы перед собой ставили, я что-то не понимаю? А?
Руководитель литературного кружка обводит взглядом присутствующих на семинаре, в общей тишине кто-то шумно вздыхает.
Писатель. Вы ни хуя не понимаете.
Писатель забирает у Руководителя литературного кружка свой роман, уходит.
Сцена 3.
Писатель со скрученной в трубку распечаткой романа стоит на остановке, ждет маршрутку. Рядом с ним стоит Женщина (ей лет 20). Писатель нервно стучит трубкой по ноге, потом оглядывается по сторонам и подходит к урне, выбрасывает в нее трубку. Потом отходит в сторону, закуривает. Женщина удивленно смотрит на Писателя, подходит к урне, достает из нее распечатку, начинает читать. Писатель украдкой смотрит на нее.
Женщина (кивает на рукопись). Твое?
Писатель кивает.
Женщина (читая). А ничего так. Зачем выбросил?
Писатель. Можешь забрать, если нравится.
Женщина подходит к Писателю, протягивает ему руку.
Женщина. Женя.
Писатель. А я...
Женщина. Рома, здесь написано. (Кивает на распечатку, оба улыбаются. Пауза.) Значит, ты писатель?
Писатель (махает рукой). Скорее графоман.
Женщина. Ну, почему... мне нравится.
Писатель. Ага. И больше никому.
Женщина. Самое главное, чтобы тебе нравилось.
Писатель (после паузы). Мне нравится.
Женщина. Ну вот.
Пауза, Писатель оглядывается по сторонам.
Писатель. Что-то маршрутки не видать. Тебе куда, кстати?
Женщина. На Химмаш.
Писатель. И мне. Клево, да?
Женщина (после паузы). Ага.
Сцена 4.
Писатель и Женщина пьют пиво на детской площадке.
Писатель. Да уроды они все. Бездари! Тоже мне, блядь, Достоевские!
Женщина. А чего ты такой злой?
Писатель. Достали, потому что!
Женщина. Ну и забей на всех них. Чего нервы-то тратить?
Писатель. Я и забил. (Пауза, спокойно.) У тебя закурить есть?
Женщина. Тонкие только.
Писатель. Давай тонкие.
Женщина достает пачку сигарет, оба закуривают.
Женщина (затягиваясь и выпуская дым). А вообще я тебя понимаю. Я же тоже пишу. (Писатель вдруг начинает сильно кашлять.) Ты чего?
Писатель (откашлявшись). Дымом поперхнулся.
Женщина. Понятно. Но я не в том смысле пишу, как писатели пишут, я художник. Пишу, значит, рисую картины.
Писатель. А. Ясно.
Женщина. Но это у меня как хобби. А вообще я учусь в училище культуры. На актрису. Поэтому меня пьесы и интересуют.
Писатель снова сильно кашляет.
Женщина. Ты чего?
Писатель. Извини. Снова поперхнулся.
Женщина. Понятно. Ну, ты меня слушаешь?
Писатель. Да, конечно.
Женщина. Ты теперь понимаешь, что это судьба.
Писатель. Ты о чем?
Женщина. О нашей встрече, конечно.
Писатель. А... Понимаю.
Пауза.
Женщина. У тебя пиво еще есть?
Писатель (болтает бутылкой). Децл остался.
Женщина. Надо сходить в ларек, тут недалеко. У тебя деньги еще есть?
Писатель. Ну, есть децл.
Женщина. Тогда купишь сразу презервативы, а то у меня нет дома. Хорошо?
Писатель (после паузы). Ага.
Женщина (встает). Ну, пошли.
Писатель. Подожди, а родители?
Женщина. Какие родители?
Писатель. Ты же говорила, что живешь с родителями.
Женщина. А, это... Их нет, они сейчас на даче. Ну че, пошли?
Писатель (вставая). Пошли.
Сцена 5.
Писатель и Женщина на диване занимаются любовью.
Женщина. У нас будет творческий союз, хорошо?
Писатель (продолжая любить Женщину). Хорошо.
Пауза.
Женщина. Ты будешь писать романы, а я буду играть на сцене, хорошо?
Писатель (продолжая любить Женщину). Ага.
Пауза.
Женщина. Мы будем как Есенин и Айседора Дункан!
Писатель (продолжая любить Женщину). Бля, я сейчас кончу!
Сцена 6.
Затемнение, на сцене появляется Критик.
Критик. Роман молодого писателя Романа П. с оригинальным названием "Москва" уже успел наделать много шума. Он получил главный приз молодежной премии "Начало", и претендует на получение еще нескольких премий. В своем романе молодой писатель Роман П. исследует пограничные области человеческого сознания. При этом делает он это с удивительной для начинающего писателя силой художественного слова и неподдельной искренностью, что позволило ему сразу привлечь внимание широкого читателя. По-видимому, в отечественной литературе появилась новая серьезная фигура, которая со временем может вырасти в крупного мастера слова. По крайней мере, в литературном таланте Роману не откажешь, а дальнейший успех в писательском деле зависит только от него самого.
Затемнение, Критик исчезает.
Сцена 7.
Вручение премии "Признание". Церемония проходит в пафосном клубе.
К стоящему с бокалом шампанского в руке Писателю подходит Писатель А.
Писатель А. Поздравляю с признанием.
Писатель. Спасибо.
Писатель А. Мне очень понравился ваш роман. Честно.
Писатель. Спасибо. Мне тоже нравятся ваши книги.
Писатель А. Серьезно? Рад это слышать. От писателя такие слова слышать вдвойне приятнее.
Писатель А отходит. К Писателю подходит Писатель Б.
Писатель Б. Поздравляю с признанием.
Писатель. Спасибо.
Писатель Б. Я читал ваш роман, и он мне понравился. В нем есть что-то такое, что цепляет читателя, и меня тоже зацепило. Это настоящая литература.
Писатель. Спасибо. Мне тоже нравятся ваши книги.
Писатель Б. Серьезно? Рад это слышать. Тем более от вас. А что именно вы читали у меня?
Писатель. Ну... Точно не помню. Название забыл. Но фамилию автора запомнил.
Писатель Б. Наверное, вы читали "Жесть, как она есть". Это самый известный мой роман.
Писатель. Точно, "Жесть".
Писатель Б. Да, этот роман критики тоже хвалили. В нем есть, что-то такое...
Писатель. Извините, мне надо отойти.
Писатель Б. Конечно, конечно. Еще раз искренне поздравляю.
Писатель Б. жмет Писателю руку и отходит. Писатель подходит к Женщине, которая тоже стоит с бокалом шампанского в руке.
Писатель. Ну, как ты? Не заскучала еще?
Женщина (отхлебывая из бокала). Что ты, конечно, нет. (Берет писателя под руку.) Представляешь, все эти люди собрались здесь, чтобы чествовать тебя. Я так горжусь тобой. (Чокается с писателем бокалами.) За твой успех.
Писатель (пытаясь пошутить). Все эти люди собрались, чтобы на халяву выжрать шампанского и пожрать икры.
Женщина. Ну, зачем ты так. Ты же сам знаешь, что ты гений. (Писатель мотает головой.) У меня закончилось шампанское, пошли - поменяем бокал.
Писатель и Женщина уходят.
Сцена 8.
Писатель и Издатель встречаются в офисе издательства.
Издатель. Здравствуйте. (Протягивает писателю руку, тот жмет ее.) Поздравляю вас с получением премии "Признание".
Писатель. Спасибо.
Издатель. Нашему издательству очень понравился ваш роман, поэтому мы хотели бы предложить...
У Писателя звонит телефон.
Писатель. Извините. (Берет трубку, в трубке слышен голос Руководителя литературного кружка.)
Голос Руководителя литературного кружка. Алло, Роман! Это руководитель литературного кружка, куда вы приходили со своим романом год назад, помните? Мы его еще тогда хорошо обсудили. Алло?! Вы меня слышите?! Я хотел поздравить вас с успехом вашего романа и пригласить вас на собрание нашего кружка. Алло! Оно состоится...
Писатель. Я сейчас занят, перезвоню. (Кладет трубку, выключает телефон. Обращается к Издателю.) Да, я вас слушаю.
Издатель. В общем, мы хотели бы предложить вам контракт на издание как этого вашего романа, так и нескольких последующих. Ну, для начала, скажем, трех.
Писатель. Интересно. И каковы условия вашего контракта?
Издатель. В нем все написано. (Протягивает Писателю контракт.) Наши стандартные расценки обычно ниже, но для вас, как хорошо себя зарекомендовавшего автора, мы сделали исключение. (Пауза, Писатель читает контракт.) Вам не обязательно подписывать его прямо сейчас, можете взять этот экземпляр с собой, посоветоваться с вашим юристом. Но, еще раз подчеркну, что мы предлагаем вам эксклюзивные условия взаимного сотрудничества. Наше издательство гарантирует рекламную поддержку и продвижение ваших книг, изданных нами. Ну, а нашу репутацию на рынке вы и сами прекрасно знаете.
Писатель (поднимает голову от контракта). В принципе, меня все устраивает. Но я бы действительно хотел сначала посоветоваться с юристом.
Издатель. Конечно, нет проблем. Когда мы сможем узнать ваше решение?
Писатель. Ну...
Издатель. Дня три вам хватит?
Писатель. Да.
Издатель. Окей, тогда мы будем ждать вашего звонка через три дня. Договорились?
Писатель. Договорились.
Писатель и Издатель встают, жмут друг другу руки на прощание.
Сцена 9.
Писатель подписывает книги в книжном магазине. К нему подходит Фанатка.
Фанатка. Здравствуйте!
Писатель поднимает голову от стола, смотрит на Фанатку.
Писатель. Здравствуйте.
Фанатка. Мне очень понравился ваш роман, теперь я настоящая ваша фанатка!
Фанатка. Линда, прямо как героиню в романе. (Писатель смотрит на Фанатку с недоверием.) Шучу, меня Маша зовут.
Писатель начинает подписывать книгу.
Фанатка. Знаете, когда я прочитала ваш роман, то сразу поняла, что это обо мне. Я себя это... проассоциировала с Линдой. Вот. И мне очень понравился ваш роман. Он такой прикольный.
Писатель протягивает книгу Фанатке.
Фанатка. Спасибо. (Читает надпись на книге.) "Дорогая Маша, желаю тебе счастья и любви". Огромное спасибо! (Делает движение, как будто хочет поцеловать Писателя, тот непроизвольно отклоняется.) Извините.
Писатель. Ничего, ничего.
Фанатка (начинает рыться в сумке). Я это... Я хотела сказать, что... мне понравился ваш роман. Серьезно.
Писатель (улыбается). Ты это уже говорила. Но все равно - спасибо.
Фанатка достает из сумки блокнот, что-то пишет в нем, вырывает листок бумаги с написанным, протягивает Писателю.
Фанатка. Это мой номер телефона. На всякий случай.
Писатель (берет бумажку с номером телефона). Ага. Спасибо, Маш. Я позвоню, может быть. Может быть, позвоню.
Фанатка. Да, я буду ждать. (Писатель смотрит на часы.) Извините, я у вас отнимаю время. Я пойду. Меня Маша зовут, я там написала. На бумажке.
Писатель. Да, Маш, я запомнил. Я позвоню.
Фанатка делает жест рукой на прощание, Писатель улыбается и кивает. Фанатка уходит. Писатель некоторое время задумчиво смотрит в открытое окно, которое находится недалеко от стола, потом слепливает из бумажки шарик, "стреляет" им в окно.