Тихонов Сергей : другие произведения.

Ст-2015. Финал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткие впечатления от рассказов, вышедших в финал конкурса "Свободное творчество - 2015"


  
   "Свободное творчество — 2015"
   Впечатления от рассказов, добравшихся до финала
  
  
   Коротко о критериях оценки.
   Я не работаю ни редактором, ни корректором в издательстве. Я не исправляю ошибки и не привожу цитаты с неправильными, на мой взгляд, фразами. Передо мной всего лишь черновики, а потому — нет дела до пропущенных запятых, лишних местоимений или повторений одного и того же слова в соседних предложениях.
   Влияет ли это на оценку?
   Немного.
   И не само по себе, а лишь в букете, где на первом месте: яркий небанальный герой, оригинальная фабула и затягивающий мир, которые ты вспоминаешь и через час, и через день.
   К слову, лавры Белинского меня также не привлекают. Единственная задача этой статьи — описать мои впечатления от рассказов финала и раскрыть подоплёку тех или иных оценок.
   Итак...
   Я ценю истории, в которых чувствуется огонь, что горел в глазах автора во время работы над черновиком, а не математически изящное, но холодное, как снежинка, фразосложение профессионала, за которым угадывается лишь желание попасть в модную "струю" или сорвать аплодисменты в своей тусовке.
   Другими словами... Если вы пишете для "каннского фестиваля" — вы "в пролёте". Если сочиняете очередную часть дорогих и ярких, но скучных "трансформеров" — тоже. А вот если найдёте золотую середину — заработаете хорошие баллы в табель выпускника.
  
  
  
  
   Diamond A. "Бесцветные из Уэстон-Крик"
  
   Дороги за лесом не видно.
   За лесом из пустых фраз.
   В героев не веришь, что уж говорить об их "переживаниях".
   Жаль, но автор не захотел работать над сюжетом, не решился задуматься над характерами, а просто навалил погуще хлёстких, но неуместных сравнений и оборотов, словно Портос, у которого позолота лишь спереди, а плащ скрывает дешёвую перевязь сзади.
   Единственное, что не даёт поставить низкую оценку — актуальность темы. Согласен, лучший способ мгновенно забыть о мучительной влюблённости — получить доказательства того, что "та" девушка не "ангел", а обычная похотливая шлюха. Это работает, проверено.
   А потому оценка будет не ниже средней.
  
  
  
   Аноним — "Замкнутое пространство"
  
   Читаю второй рассказ финала и... второе разочарование.
   Слабое произведение, за уши притянутое к тематике конкурса. Такое ещё сыграло бы на турнире постмодернистского нуара, но здесь?!
   Простенький, как дважды два, сюжет из разряда "автор не до конца честен с читателем". В довесок, здесь небрежно повторяется фабула из "Sucker Punch" Зака Снайдера. Но если тот хотя бы потрудился разработать для героини "прошлое", которое объясняет мотивы и логически приводит к "настоящему", а затем и к финалу, то в этом рассказе я вижу совершенно невнятного протагониста. Но с претензией на нечто большее за счёт того, что всё, словно кетчупом, залито словесными псевдо-завитушками.
   Вот только они не трогают ни сердце, ни разум.
   Такое впечатление, что перед тобой современный красивый торт. Много крема и розочек, но если ты перевернёшь коробку и найдёшь мелкий шрифт, то узнаешь, что слепили это "чудо" из пальмового масла и консервантов.
   Несъедобно.
   Просто потому, что автор поленился взяться за работу, а написал рассказ "на отвали". Взял с полки словарь, надёргал вразнобой слова для пары сотен сравнений и оборотов. Выдал копию Венеры, но не из мрамора, а из гипса — ткни пальцем и под тонкой оболочкой найдёшь лишь пустоту.
   Пустоту на двадцать пять килобайт.
  
  
  
   Баев А. "Слансарга"
  
   Наконец-то повстречался рассказ, который заслуженно вышел в финал и возродил веру в участников конкурса.
   Единственный серьёзный минус — неуместные, как "пятая нога", отсылки к индуизму. В рассказе так и не раскрыто как или за счёт чего Николай, человек с негативной кармой, не только не ухудшает своего положения в новом перерождении, но обретает счастье, вместо того чтобы стать муравьём или свиньёй.
   За счёт чего он достигает просветления и вырывается за пределы колеса сансары? Ведь одного лишь осознания совершённых ошибок недостаточно?
   В итоге — индуистская философия сводится к обычной "волшебной палочке", с ролью которой "на ура" справляется любая другая магия или религия, от ангела-хранителя до "мирового древа". Или "кротовой норы", если вы предпочитаете научную фантастику.
   В остальном — крепкое, увлекательное произведение с героями, в которых веришь, а зачастую и узнаёшь бывших одноклассников, друзей или знакомых.
   За мастерское использование флешбэков для раскрытия характеров персонажей — отдельный плюс.
   И как вишенка на торте — финал. Точнее, принятое героем решение. Несмотря на все допущенные в прошлом ошибки, на все трудности и сложности, Глеб не соблазнился лёгкой возможностью переписать жизнь и начать всё заново. Переборол искушение и сделал осознанный выбор.
   Выбор сильного духом человека, который к середине жизни понял, что "Я" — это пережитый опыт. И если его стереть, то новую жизнь начнёт уже кто-то другой, пусть и в том же теле.
  
  
  
   Берестнев С.П. "На грани фола"
  
   Оригинально!
   Даже не заметил, как проглотил историю, будто конфетку.
   Лёгкая юмористическая зарисовка в антураже развлекательной фантастики. Как написали бы на обложке в "девяностых": "Неукротимая планета" Гарри Гаррисона встречается с миром Алисы Селезнёвой.
   Правда, с "соседями" автору немного не повезло. Подозреваю, что лёгкий развлекательный рассказ в окружении серьёзных драматических произведений некоторыми читателями, поначалу, воспринимается как нечто чужеродное и не сразу ложится на душу.
   Основные достоинства: не банальный герой и оригинальная идея. Использовать детей в телах взрослых тридцатилетних людей в качестве завязки рассказа о геологической разведке — это надо же придумать!
   Они инфантильны, безответственны, истерят без повода. И "достают" своим непрофессионализмом директора местного "детсада", то есть капитана космического корабля, отправленного к Проциону за редким минералом бессмертия.
   А главное, в отличие от других образцов современной фантастики, которую зачастую пишут с упором на драму и "сложный моральный выбор", герои здесь ближе к персонажам "мира полдня" Стругацких. Несмотря на финансовую подоплёку экспедиции, капитан, в первую очередь, думает о своих великовозрастных, но по-детски непосредственных, подопечных. Не бросает умирать, смиряется с недополученной прибылью и действует скорее в интересах команды, а не корпорации.
   За это, за хорошее настроение, не затёртую идею, и не депрессивный взгляд на будущее рассказ заслуживает хорошей оценки.
  
  
  
   Васильева Т.Н. "Красная дорожка"
  
   Неплохой прозаический рассказ, который могла бы написать феминистка конца "восьмидесятых", когда в моду сначала вошла гиперболизированная "чернуха", а затем убила у большинства россиян интерес к литературе и кино. Когда писатели и сценаристы, опьянённые свободой, бросились "рубить правду жизни", но оказалось, что сказать им, по сути, нечего.
   Впрочем, и сейчас на TV большие шансы у программы, в сценарии которой обсасывается ТЖД — "тяжёлая женская доля". Причём не в "западном" духе живописания сильных характеров, которые преодолевают обстоятельства, а в посконно русском, где обстоятельства лишь гнетут героинь.
   Так и здесь.
   В небольшой по объёму истории мне представлены персонажи-функции, единственная цель которых — проиллюстрировать клише: "все дамы — жертвы любви и обстоятельств, а мужики — похотливые самцы".
   Вот только сделано это весьма топорно.
   Слишком "в лоб".
   Хотя нет, скорее "по лбу".
   Могло ли всё описанное произойти в реальной жизни?
   В теории — да. Мало ли в России матерей одиночек любого возраста. Но три поколения подряд?
   Хорошо, оставлю сюжет на совести автора. Возможно, она даже скажет, что фабула списана из жизни её знакомых. Но как тогда быть с Юрием Владимировичем, которого автор в одной сцене выводит человеком небезразличным к чужой беде, внимательным и ответственным, способным на поступок и любовь, а в другой рисует как клиента подзаборных проституток?
   Смешно. Здесь либо незнание мужчин и психологии, либо сознательное использование персонажа для продвижения навязчивой идеи про "мужиков-кобелей, которые походя ломают жизни невинным девушкам".
   Либо... автору не хватило объёма произведения (а может желания?) для того, чтобы обосновать настолько резкий переход Юрия из одного "облика" в другой.
   И это — главная проблема рассказа. Текст отдан на откуп трём поколениям женщин, а вот другой стороне (несмотря на тему конкурса) автор слова не даёт.
   Впрочем, последний кунштюк всё расставляет по местам.
   Какова вероятность того, что Юрий станет развлекаться со старой проституткой ровно в тот момент, когда к нему идёт молодая возлюбленная, да ещё шлюха окажется матерью любовницы, да ещё и Юрий, и Милка останутся в неведении, что "перешли дорогу" Альке?
   Поклонник логической вероятности скажет, что "пятьдесят на пятьдесят", а статистической, что такая вероятность стремится к нулю. И будет прав.
   Прибавьте к этому и тот факт, что Юрий впоследствии даже не постарается узнать: куда же так внезапно пропала его "любовь"?
   Мда, не вяжется это с образом мужчины, который таскал незнакомую девушку на руках в травмопункт.
   Позвонить-то мог?!
   Нет.
   К сожалению, не мог, ибо это разрушило бы картину в голове автора. Ведь для неё: "все дамы — жертвы любви и обстоятельств, а мужики — похотливые самцы".
   Ладно бы я прочитал развлекательный рассказ. Фантастике, романтике и боевику простительна нарочитая упрощённость и шитые белыми нитками герои. Но здесь замах на серьёзную прозу.
   В заключение могу сказать лишь одно.
   Нарочитая назидательность вредит любой истории.
   И эта — не исключение.
  
  
  
   Данни Р.Р. — "Тени"
  
   Первый рассказ финала, который разбудил настолько сильные, но двойственные эмоции, что вызвал желание переписать его "с ноля".
   По-своему.
   Потому, что герои с идеей — великолепные (и жаль их терять), а вот остальное... страдает недоработками, точно недопечённый хлеб. Приготовленный по хорошему рецепту, из правильных ингредиентов, смешанных в нужной пропорции, но... ещё бы десять минут ему постоять в печи. Ещё бы десять минут.
   Не стану грешить на ограничение по объёму — у Данни Р.Р. оставался двукратный запас... видимо, дело в нежелании заниматься "деталями".
   Проблема в том, что автор покинула привычный и не требующий особой проработки сеттинг "фентези-академий" и заглянула на поле "фоллаут-антиутопий".
   И на этом фоне провал с логикой бросается в глаза как водопад среди пустыни.
   Скажу сразу. Мне понравился рассказ. И надеюсь, что Данни Р.Р. адекватно отреагирует на последующие абзацы, а не станет в позу: "вы просто не поняли и не оценили мой замысел". Надеюсь только потому, что автор крайне перспективна. Её первый рассказ одержал впечатляющую победу на недавнем конкурсе, а второй — вполне может претендовать на победу в этом. Но если эмоциональная часть даётся автору отменно, то вот логика событий хромает как загнанная лошадь.
   А для выбранного "сеттинга" банальная непротиворечивость физики, вкупе с умением сопоставить время и расстояние немаловажны. Всё же не "фентези"...
   Итак... начинаю ворчать:)
   Солнце у нас восходит... неожиданно на севере. Все мои знания о плоскости эклиптики вращения планет вокруг звезды и вокруг своей оси идут прахом. Да, не удивляйтесь, планета Кейла вырвалась и встала перпендикулярно плоскости эклиптики. И не раскололась на части. Ладно бы она сохранила орбиту и началу приближаться к солнцу... но тогда оно восходило бы на востоке, а это не так... оригинально?
   Герой подъезжает к заброшенной автозаправке и внезапно находит топливо, бутылки с пресной водой и консервы. На заброшенной (!) заправке. Посреди пустыни. Где солнце печёт как в аду. Находит не испарившийся из цистерн бензин, не протухшую воду и не вздувшиеся консервы... Что мешало тиснуть фразу о том, что хозяин сбежал пару часов назад... но нет, заправка — "заброшенная".
   Ладно... Кейл двигается дальше. Спустя полтора дня пути он оборачивается и видит столб дыма над своей фермой. Даже не стану любопытствовать: с какой скоростью ехал скутер эти полтора дня? Хотя, возможно, у Кейла киберглаза, позволяющие видеть что-то на расстоянии сотен и сотен километров.
   Всё нормально, путешествуем дальше. Герой мчит на скутере весь день и всю ночь, но взрыв на заправке (которую он проехал 24 часа назад) "качнул дорогу" и сбросил Кейла со скутера.
   Взрыв заправки. За сотни километров позади героя.
   Фух, даже не хочу думать, из чего в этом мире перегоняют бензин. Вряд ли из нефти, скорее из обогащённого урана, а в качестве присадок — изотопы водорода.
   Почти сразу же герою встречается перевернувшийся автобус. Водитель услышал (!) взрыв заправки (да-да, той что за сотни километров в двадцати четырёх часах пути отсюда) и не справился с управлением.
   А теперь, запрещённый приём. Цитата: "Кейл заставлял Джейка продолжать бороться, не обращая внимания на усталость и жажду". То есть Кейл испытывал и усталость, и жажду, а значит — был жив. Хм. Нельзя так. Нельзя убивать героя в самом конце у спасительного подъёмника и превращать его в тень только лишь ради "эмоциональной концовки".
   Запрещённый слёзовыжимательный приём.
   Я не буду разбирать другие спорные моменты. В конце концов, они не затрагивают логику настолько сильно, а лишь заставляют придумывать разумные объяснения.
   Пусть на совести автора останутся и Кейл, который день за днём "сиднем" торчал перед радио ради приказа "смываться", и мать из фургона, которая наплевала на своих детей и решила эвакуироваться в последний момент, и люди, которые научились даже еду производить "из ничего", но пожалели средства на спасение земли.
   Земли... Земли, которая во все времена была основной ценностью любого государства и ради которой затевались все войны мира! В том числе и последняя мировая.
   Я оставлю в покое океаны, которые упоминает автор и которые (видимо?!) люди всё же закрыли куполами от испарения адской звездой. Серьёзно? Закрыли океан куполом, но не захотели спасти обжитые плодородные земли?
   Всё! Хватит.
   Теперь о хорошем.
   Несмотря на вышесказанное, рассказ получит от меня одну из самых высоких оценок.
   За что?
   За то, что напомнил гротескный, эпичный и, одновременно, минималистичный "BLAME!" Цутому Нихея. Напомнил не формой, а эмоциями, атмосферой, и... созвучными именами.
   За то, что автор создала мир, "визуал" которого зацепил настолько, что я начал подыскивать свои решения заданной темы.
   За то, что этот рассказ, как никакой другой в финале конкурса, заставляет мечтать.
  
  
  
  
   Дмитриева Н. "Зов"
  
   Помнится, когда-то читал, как на премьере "Звёздных войн", ещё в "семидесятые" годы прошлого века, Джордж Лукас сказал нечто подобное: "В космосе невозможно распространение звука, и даже планеты взрываются в абсолютной тишине. Так вот, в моём фильме, планеты, взрываясь, бабахают".
   Потому опущу всё, что вертится на языке об оснащённом резонаторами слухаче.
   В космосе.
   Замечу только, что героем в подобном контексте уместнее было бы сделать не "слепого слухача", а зрячего глухого. По крайней мере, всё, что мы знаем о вселенной, показали нам телескопы. Как обычные, так и измеряющие энергию излучения в невидимых для нас частях спектра.
   В остальном — интересная фантастика о людях, которые, как всегда, разделяются на "тонко чувствующее" творческое меньшинство и на "туповатых грубоватых" механиков.
   Которых, вроде как, не жалко оставить за бортом.
   Куда им в выси трансгуманизма. Они же на скрипках не играют, резедой не пахнут, а всего лишь "нужники" чистят за "элитой".
   Но тут уж всё как в реальной жизни. Можно лишь похвалить автора за тонко подмеченный и вплетённый в фантастический текст отблеск настоящего.
   Не прояснённым остался лишь один момент. Зачем было Вселенной (с большой буквы) кого-то звать в конкретную точку пространства? Не в смысле причины, а в смысле места.
   Ведь для Вселенной (с большой буквы) нет разницы между планетой в системе Стрельца и клавиатурой, на которой автор набирает текст.
  
  
  
  
   Ерофеев А. "Нана"
  
   Залихватское приключение в стиле постап-рпг, но с добавлением магии.
   Прочитано быстро, удовольствие получено, особых замечаний нет, ведь жанр выдержан.
   Хорошая работа. Мне понравилось.
   Но, чтобы автор не обиделся и не решил, будто я хочу от него отмахнуться "по-быстрому", укажу два направления, над которыми поработал бы сам, коли взялся бы за подобную историю.
  
   Первое.
   И самое главное.
   "Философская подоплёка" в развлекательном жанре — "дело десятое". Если её нет — не страшно, если есть — дополнительная "плюшка" для той категории читателей, кто любит не просто экшн с крутым героем, но и "мысль", которую можно словно кубик Рубика крутить и после финала.
   И если эту "философскую мысль" вставлять, то её стоит, как марку, выдерживать весь рассказ. Не противореча самому себе.
   Пусть наш Макс, как одноимённый персонаж из физики, разделяет объекты на два лагеря. Пусть не молекулы (на горячие и холодные), но людей. На добрых (и заслуживающих лучшей жизни) и на злых.
   Вторые остаются прозябать в постап-мире. Первых Макс забирает в "рай".
   Вот только к чему тогда граффити на стене, что работает воротами между мирами?
   Поцелуй падшего ангела и посланца божия — дело невероятное, но раз оно служит "вратами", то несёт какой-то смысл.
   Знак.
   Знак того, что Бог прощает даже тех, кто обречён на пламя вечное.
   Вот только Макс, вместо того, чтобы простить и позаботиться обо всех несчастных и заблудших, пытается, как это ни банально, построить персональный рай для избранных.
   Пусть добрых, пусть креативных, но избранных.
   Которые не способны поцеловать бывшего врага.
   Есть в этом какой-то диссонанс.
   Диссонанс идей.
  
   И второй, технический момент.
   Абсолютная неуязвимость, всемогущество и самодостаточность героя серьёзно снижают накал событий.
   Уж очень "роялисто". В героя и gps встроили, и сквозь стены он проходит, и предметы творит из ничего, и бегает как Ахиллес, а уж прыгает не хуже мишек Гамми. Не говоря уже о том, что убить его ну никак невозможно.
   Перебор.
   Ты перестаёшь, закусив от волнения губу, следить за приключениями Макса, а начинаешь прокручивать страницы с мыслью: "Ну да, сейчас он что-нибудь достанет из рукава, как Хоттабыч, и всех победит. Снова".
  
   А в остальном — классно, мне понравилось!
  
  
  
   Ковалевская А.В. — "Сказочка"
  
   Заголовок настраивает на что-то лёгкое и детское, но, по сути, передо мной скорее не "сказочка", а сказ. Впрочем, говорят, в первоначальных вариантах многие детские сказки были преданиями мрачными и кровавыми.
   Для взрослых, одним словом.
   И эта история не исключение.
   Пусть не "чернуха", но "тёмное фентези с польским колоритом". Когда читал, почему-то вспоминал "Ведьмака" Сапковского. Когда дочитал — понял, что не зря вспоминал.
   В итоге — мастерское переосмысление множества сказочных сюжетов в одном рассказе, анализировать которые с серьёзной миной — занятие неблагодарное, да и глупое. Мифотворчество оно такое, какое есть и его можно либо принимать, либо отвергать.
   Увлекательное чтение.
  
  
  
  
   Макдауэлл А.К. "Башня"
  
   Как и рассказ Данни Р.Р., "Башня" относится к жанру "эмоциональной" фантастики.
   То есть, с точки зрения "начитанного" гика, декорации не выдерживают и малейшей критики.
   Ну какого чёрта придумывать "город и смертельные туманы вокруг", если сразу же встают вопросы: "А еду тогда где выращивают? На брусчатке улиц? Откуда доставляют стройматериалы? Кто финансирует бесцельное строительство?" и т.д. и т.п.
   Зато для эмоций и размышлений тут раздолье.
  
   На поверхности плавает сакральный вопрос о смысле жизни. И как все подобные вопросы ответа не имеет.
   Точнее однозначного ответа. Каждый даёт свой.
   Да и то не каждый, а лишь тот, кто действительно задумывается, а не дрейфует вниз по течению: родился-учился-женился-работал-умер.
   Зарра, похоже, нашёл ответ. Но, конечно, его личный, а потому и не интересный Тиму.
  
   Чуть глубже автор закопал вторую идею: любое начинание обречено на провал, если ещё до начала работ не сделать участникам прививку от глупости и жадности.
   Вот только не изобрели её до сих пор.
   А потому через текст рефреном проходит грусть автора по СССР, с его семидесятилетней историей и бесславной кончиной от рук дураков и воров, которые поначалу просто сбегали "в туманы к чудовищам капитализма", но потом размножились до такой степени, что вся страна рухнула "в туман".
   Вот только заслуживал ли жизни общественный строй, который вырастил в своём чреве термитов, а затем позволил разгрызть себя изнутри?
   Спорный вопрос.
   Но тем и хорош рассказ.
  
  
  
  
   Ник Н.Н. "Внутренняя сторона времени"
  
   Небольшое вмешательство в систему может иметь серьёзные последствия в другом месте и в другое время.
   Эффект бабочки.
   Хотя в этой истории я имею дело скорее не с физическим термином, а отсылкой к одноимённому фильму, в котором герой сколько не менял прошлое — становилось лишь хуже.
   В противовес предыдущему рассказу, здесь рассуждения автора о природе времени занимательнее, чем герои и сюжет.
   Возможно, дело во мне, но любовные страдания: "Я её любил(а), а он(а) меня нет. Я её добился(лась), но понял(а) что зря", — не тянут на интересную фабулу. Все эти бесконечные упоминания "засохших" сердец, покрытых трещинами чувств и неразделённой любви всех без исключения героев...
   Перебор.
   А может просто "не моё". Слишком уж автор увлёкся сентиментальностью, как трубадур, которые поёт "послезливее", лишь бы жена барона пустила на ночь.
   В итоге — отличная "концепция времени", но смазанное воплощение.
  
  
  
  
   Никитин Д.Н. "N-Талка"
  
   Лёгкий развлекательный рассказ, подкупающий социальной наивностью, что была так присуща советской фантастике.
   Словно в детство окунулся, когда тащил из библиотеки старый, да ещё и клееный-переклеенный сборник фантастических рассказов, в котором добрые и благородные герои делали добрый и благородный выбор.
   Можно спорить, насколько люди способны к сосуществованию с другими "разумными", ведь наша история — это обуздание природы и вытеснение "конкурентов", в том числе и похожих на нас.
   Вытеснение и уничтожение тех, кто отличается взглядами и стилем жизни.
   Что уж говорить о неандертальцах.
   Впрочем, хочется верить в лучшее.
   И такую веру "N-Талка" будит.
  
  
  
  
   Потанина П.А. "Девочка из Красноярска"
  
   Автор и его муза.
   Тема интересная, постоянно всплывает то там, то тут. Не удивительно, ведь каждому хочется поделиться тем, что вдохновляет на творчество и послушать о том, что заряжает энергией других.
   Рассказ наводит, подобно летнему мороку, приятную атмосферу лёгкой французской грусти, словно в очередной раз посмотрел "Амели".
   Оставили в недоумении лишь две загвоздки, которые мешают чтению так же, как попавший в ботинок камешек превращает неспешную прогулку в мучение. Вот только эти заусенцы из текста не выдернешь без помощи автора.
   1.Использование связки из уменьшительно-ласкательного имени и полного отчества.
   Все эти Альбертушки Адамовичи, Гришеньки Даниловичи и прочие Серёженьки Антоновичи с Аркашами Львовичами... Ладно, если кто-то называет друга Гришенькой, я могу предположить что они давние и хорошие друзья. Но использование отчества придаёт официоза и не сочетается с "миленьким" именем.
   Возможно, автор так намекала на гомосексуальные отношения, связывающие героев... В любом случае — излишне.
   2.Сюжетная арка с непрестанными поломками компьютеров при распечатке стихов.
   Если автор подразумевала, что Елена обычная девушка, то — выглядит надуманно.
   Если же она "настоящий ангел", то напрашивается вывод: вся электроника порождение дьявола и ломается в присутствии божественной силы.
   И... к чему это?
  
  
  
  
   Прудкoв В. "Пифaгoровы штаны"
  
   Занимательный рассказ на странную тему. Есть о чём поспорить, а это плюс.
   Изменение отношения к знанию с течением времени.
   Ну и что?
   Положим, обычный студент знает об устройстве Вселенной больше, чем средний грек в своё время. Дальше? В чём вопрос?
   Разве это делает его другим человеком?
   Он по-другому дышит? По-другому любит женщин?
   Или жизнь его избегнет вечной круговерти: дети-работа-дом?
   Нет.
   Нет разницы между человеком "тем" и "этим", а "Знание" — лишь мишура. Инструмент, который делает жизнь легче, но, уже начиная с древних шумеров, не приводит к дальнейшей эволюции нашего вида.
   Ну, знаешь ты, что Земля вращается вокруг Солнца.
   А ты знаешь, как убить дичь, освежевать и приготовить на ужин?
   Нет, еда ведь растёт в супермаркете.
   Или сумеешь не заблудиться в лесу?
   Нет, куда тебе без магии gps и google-карт.
   Или сумеешь вспахать поле и вырастить урожай?
   Или победить при Фермопилах? Да ладно, хотя бы выжить при Фермопилах?
   Не сумеешь, хотя и знаешь, что Земля вращается вокруг Солнца.
   А потому, вопрос, который мучил таинственного Гостя (или самого героя) — смысла не имеет.
   Человек — не совокупность знаний.
   А вот кто — пусть каждый решает сам для себя.
  
   Хотя... может всё это, включая Юлю, просто пьяный трип спившегося хикикомори. Что уж там, если одни гости оказались фантомами разума, то может и другие?
  
  
  
  
   Сороковик А.Б. — "Алконавт"
  
   "Зависимых" людей я делю на две группы.
   Первая — это те, кто не представляет общественной опасности и не мешает жить окружающим ("ммо-шники", затворники и т.п.). Таких "зависимых" относительно немного.
   Вторая — наркоманы, сектанты и прочие алконавты, которые и себя "гробят", и окружающих за собой в бездну тянут. То, что автор видит и для них путь к спасению — плюс рассказа, но я в это не слишком-то верю. Каждое утро наблюдаю похожую братию: уже с семи утра толпятся у "рюмочной" через дорогу.
   Но меня в рассказе заинтересовало другое.
   Намеренно или нет, но автор изобразил алконавта Гришу человеком более "успешным по жизни", чем здоровяк Игнатьич.
   Судите сами.
   Первый — человек семейный, есть и жена, и ребёнок, которым он хоть и обрыдл, но не безразличен. А кабы не пил, то и с работой наладилось. Видимо, не до конца образование пропил.
   Второй — бирюк, у которого кроме собаки и близкой души нет.
   Живёт один, в тайге, людей по полгода не видит, да и не похоже, что стремится.
   Точнее стремиться, наверное, и не к кому. Помрёт — хорошо если через пару лет забредут на зимовку геологи и найдут мумию с чашкой травяного чая в окостеневшей ладони.
   Такие вот "разные стороны".
   Неожиданно.
  
  
  
  
   Тихонова Т.В. "Фирс"
  
   "Обломовщина" без Обломова.
   Чудесно выписана атмосфера, как и заведено в женской прозе, но героя в рассказе нет.
   Есть индифферентный наблюдатель, от лица которого ведётся рассказ.
   Как и в "Красной дорожке" Т.Н. Васильевой, герой-мужчина выполняет функцию "мебели", а всё ради того, чтобы впечатлительные читательницы в очередной раз вздохнули и покачали головой: "Ох уж эти мужчины! Не понимают, на что мы идём ради них, как страдаем. А они и не замечают, не понимают, не ценят".
   Ради этого автор погубила отличную завязку, лишь бы "всучить" герою дочь под напутственный шёпот виртуального отца.
   И дело не в том, что дети — плохо, а в том, как автор исполнила финал, принеся его в жертву сентиментальной назидательности.
   Серьёзно?
   Продвинутый андроид (с металлическим скелетом как у терминатора) не придумал ничего лучшего, чем прятаться с ребёнком от пожара в подвале?!
   Да вы издеваетесь?!
   Ну как, как автор, которая "завернула" великолепную смену точки зрения на происходящие события в начале рассказа, могла написать такую банальную развязку?!
   Это же из того же заштампованного ряда, когда герои предлагают разделиться и прочёсывать лес в поисках маньяка поодиночке, или машина не заводится в самый неподходящий момент, или... да взять хоть последнего Бонда, который сбивает вертолёт из пистолета.
   Жаль, но то ли автор поспешила, то ли поленилась, но испортить финал ради банальных семейных истин — не самое грамотное решение.
   Как и в "Красной дорожке" — "женская" мораль подаётся слишком уж в лоб.
  
  
  
  
   Фост О. — "На мосту"
  
   Предлагая читателю разгадать загадку, предлагая незнакомому человеку домыслить "области тьмы", сознательно оставленные в рассказе, автор должен быть уверен, что зашил в ткань произведения достаточно стимулов для такого усилия.
   А ещё лучше, если читатель почувствует в этих стимулах отзвук "Личных" (с большой буквы) для него самого проблем.
   В этой истории, к сожалению, желания "додумывать" опущенные автором куски, копаться в намёках и собирать паззл не возникло.
   Да, красивые сочные описания.
   Словесные завитушки, в которых смысл тонет как старая дева в кружевах.
   И всё.
   Ради них ломать голову над наркоманскими разборками, угадывать: кто в какой век\реальность провалился, откуда пришёл и куда направился — желания мало.
   Хорошо, но не более того.
  
  
  
  
   Юрина Т.В. — "Неприкаянные"
  
   Прочитал рассказ и задумался: как же далеко ушла русская литература за два последних века.
   Ведь когда-то книгу сначала везли из столицы в дальний уездный город, затем барин гнал посыльного, который, пробиваясь сквозь бездорожье, грязь и буераки, чертыхаясь и скрипя зубами, тащил её в хозяйское имение за пятьдесят вёрст от столбовой дороги.
   И лишь затем, нежные ручки, не знавшие труда, разрезали страницы и перелистывали при свечах. Пальцы бегали по строчкам, а губы, вслух и по слогам, читали тех, кого сейчас в школе зовут классиками.
   И мысли их были свежи. И показывали они ту жизнь, которой не могли знать люди, запертые в глуши российских поместий, оторванные от пульса столиц, от культуры и света знания.
   И тем наши классики были востребованы.
   На что рассчитывают писатели-реалисты сейчас — совершенно не ясно.
   Ускорившийся темп жизни, повальная грамотность, глобализация и сокращение расстояний сделали реалистическую прозу тенью из прошлого.
   Её не читают.
   Не потому, что написано плохо, а потому, что она уже не способна показать ничего из того, что не знал бы современный человек, с чем не сталкивался бы в повседневной жизни.
   Она не способна открыть глаза на то, что мы итак видим каждый день.
   Наркоманы, бомжи, одинокие старики, психически неуравновешенные и просто жестокие чёрствые люди.
   И?
   Вы серьёзно думаете, что кому-то интересно читать о тех и о том, с чем он итак сталкивается каждый день?
   Как минимум, вы, как писатель, должны сами пожить годик бомжом-наркоманом-художником. Тогда сможете передать свои переживания так, чтобы "проняло". А до тех пор, пока о бомжах и наркоманах пишут те, кто сидит в уютной тёплой квартирке и печатает на клавиатуре новенького ноутбука под аромат горячего кофе псевдореалистическую прозу — новых классиков в наших школах не появится.
   Кое-как существуют писатели, что прячут банальные идеи под маской вычурности псевдошокирующего постмодернизма.
   Остальные — пропадают в безвестности или тусят на литературных сайтах в кругу таких же бедолаг, привычно кляня "бездуховное поколение, которое не любит читать настоящую литературу, не ценит витиеватость слога и богатство описаний".
   Не любит? Не ценит?
   А вам есть что сказать?
   Из того что я не знаю о жизни?
   Из того, что я не вижу по жизни?
   Так и в этом рассказе.
   Да, в центре герой, у которого всё хорошее связано с творчеством, а остальное — плохое и неудачное. Тема конкурса раскрыта.
   Жил, творил, страдал, глупо помер.
   Для драматического фона: бомжи и старческая сенильность.
   Ну, окей.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"