Рассказал артист кино, который играл Рэмбо. Наш Гумилёв бывал в Северном Судане, Рэмбо бывал в Амазонии. Артист поехал туда снять сюжеты для канала "Дискавери". Один из сюжетов - добыча того самого золота инков. Испанцы искали страну Эльдорадо, где золото складировано штабелями, совершенно напрасно. Золото везде или почти везде, но его нужно намывать из песка примерно так же, как намывают у нас в Сибири. Песок лежит глубоко под болотами, под водой и под илом сельвы, которая в основном плоская как стол или как территория Питера. Как добраться до золотоносного песка, не имея драги (а это целый заводик, как затащить его туда в необозримые непроходимые и неисследованные леса и болота). И это будет видно с полицейских самолётов. Но если найти относительно возвышенное и сухое место, то наверху можно выкопать котлован и размывать песок небольшим транспортабельным гидрантом. Растительность сельвы гораздо побольше котлована, и с воздуха он не заметен. Так работают амазонские старатели... Один из них решил, что если золото есть на горе (и чем глубже, тем его больше), так значит, его ещё больше в середине горы, и там есть золотое Ядро. И вот пока все копаются с своими лотками в ручейках в котловане, он роет тоннель сбоку в середину горы. Чувствуя себя при этом прекрасно, и по ходу продвижения выставляя хорошую деревянную крепь. Но кто хочет посмотреть место его работ, просто так лазить в тоннель не должен - на обратном пути нужно вывезти с собой хотя бы одну тачку песка.
Что всё это значит, непонятно. С какого перепугу в общем-то геологически грамотный старатель придумал эту идею. И с какой стати нелегалы пустили в свой котлован сьёмочную группу. Наверно, из интереса к фантазиям артистов.
***
Исследователь джунглей, топограф П.Фосетт не знал обычных трудностей европейцев. Все собиратели каучука боялись индейцев, воды рек, дождей, солнца и насекомых, рыб и зверей и местной еды, тащили за собой аж из Англии пресловутые бочки с солониной, и этим питались. В результате они мёрли на ровном месте от болезней - живот раздувало, и человек начинал есть землю, и это уже было верным знаком конца. (Каучук собирали для того, чтобы делать шины автомобилей). Болезнь называется "бери-бери" и возникает из-за дефицита витаминов группы "B". Тогда как вокруг было полно отличной еды, но европейцы не снисходили до того, чтобы спросить про неё у индейцев. Они стреляли в них (и друг в друга). Фосетт принципиально занимал другую позицию, он знал местные языки и общался с индейцами. Члены его экспедиций не таскали на себе тяжёлые сапоги и брезент (скафандр цивилизованных пиратов) и горы оружия, а выглядели прилично. Почти никакой особой провизии с собой они не брали, рассчитывая найти её в сельве или выменять у индейцев. Рассказывает старший сын П.Фосетта, который литературно обработал и издал его дневники. Некоторые интересные подробности -
экспедиция остановилась на берегу большой реки. Вдруг с той стороны в расстояния примерно в милю прилетела стрела и вонзилась в борт лодки. Фосетт знал, что это за сигнал - он сразу сел в лодку и погрёб на тот берег к индейцам. Попасть стрелой за полтора километра в лодку или в человека, стоящего рядом с лодкой - для аборигенов не вопрос. Интересно, что точно такими же умениями обладали наши русские (европейские, азиатские) лучники ещё в 16-м веке. "Туча" стрел в средневековой битве была так же смертоносна, как современные реактивные миномёты.
Когда (изредка и ненадолго) Фосетт возвращался в Англию, он удивлялся, какие там (здесь) странные деревья, они не гладкие и покрыты необыкновенными извилинами. В Амазонии деревья имеют гладкие стволы, похожие на кожу животных, а самые высокие из них - во многие десятки метров высотой - снабжены плоскими контрфорсами-подпорками, похожими на стабилизаторы ракеты. И этот лес по высоте поделён на ярусы высотой тоже в десятки метров каждый. Ярусы состоят из переплетённых лиан разных видов. Свет не всегда проходит через все ярусы леса, и вода даже сплошных (именно, буквально как из ведра) ливней, котрые идут над вершинами деревьев в сезон дождей, не всегда доходит до земли. Во многих местах можно утонуть в болоте, но в других - умереть от жажды, хотя это не пустыня, притом под дождём, если не знаешь, как подняться к природным "резервуарам" воды в верхних ярусах, в дуплах или в особых конфигурациях листьев. Эта ситуация отражена в фантастическом рассказе, где земной космонавт живёт на другой планете в кронах деревьев у разумных "обезьян" (забыл имя автора).
Итак, Фосетт не имел трудностей других европейцев, но имел свои собственные. Он был археологом-любителем, да вдобавок ровно так же, как Конан Дойл ("Затерянный мир"), верил в 4-е измерение и прочую мистику. Соответственно, он обращал всё своё внимание на легенды индейцев про города в джунглях, населённые необыкновенными людьми, путь в которые сложен и просто так и лишь бы кому не доступен. В частности, про белые башни на границах заколдованных территорий, со светом в окнах, который никогда не гаснет (да, те самые башни, что в книге Толкина). В этих джунглях действительно есть города - вероятно, почти все они на сегодня найдены . Можно было пройти в этом "зелёном аду" (или раю) буквально в метрах от какой-нибудь огромной древней постройки, не увидев её, так всё заросло лианами. Сейчас памятники древних цивилизаций находят анализом спутниковых фотографий, сделанных в различных областях спектра.
Но Фосетт верил, что есть живые города, и даже описывал в дневнике некоторые топографические аномалии, соответствующие рассказам индейцев.
Он и был профессиональным топографом, и выполнял работы по уточнению и маркировке границ новообразованных государств: Боливии, Чили, Парагвая, Бразилии. Возвратившись в свою любимую Амазонию в последний раз, он не работал по заказу, а на свои средства снарядил экспедицию для поиска какого-то города, в существовании которого был особенно уверен. Даже взял с собой младшего сына подростка. Но эта экспедиция пропала бесследно, в отличие от всех других его экспедиций, которые неизменно были удачными. Так это до сих пор и осталось тайной.
На обочинах шоссе в восточной Бразилии (в "освоенной" местности вне территории лесов) потом много раз видели старика оборванца, похожего на П.Фосетта. Может быть и так, что это был именно он - знаток "первобытной" культуры, который слишком понадеялся на свою квалификацию, погубил людей и в том числе сына, и не нашёл сил вернуться в Европу к семье. Жена не разделяла его увлечения тропиками. Не все индейцы были настроены мирно, даже учитывая фосеттовские навыки дипломатии. Может быть, просто была сделана какая-то ошибка... Какое-то стихийное бедствие... или болезнь, против которой не помогли ни европейские ни местные средства. Вспоминается "Царь-рыба" Астафьева, где знаток тайги пропал так же бесследно, скорее всего просто поскользнувшись на камнях, набирая воду в реке. Хочется верить, что Фосетт нашёл легендарный проход.
***
Не помню, кто рассказал историю, которая произошла гораздо раньше, в 18-м веке. Тогда как раз начались экспедиции для исследования и завоевания новых земель в Амазонии. Вышло так, что в верховьях Амазонки очередные авантюристы остались на берегу без корабля и без европейской еды. С этого места они боялись сдвинуться на шаг - еда стала кончаться, они стали умирать и есть мясо мертвецов. Среди них была женщина - аристократка, которую взял с собой на романтическую экскурсию один из командиров. Женщине надоело бродить среди раздутых трупов под голодными взглядами живых - и она решила несмотря ни на что идти обратно вдоль Реки через джунгли. От голода и у неё начинались галлюцинации - уходя, она слышала как будто звуки горна вместо жужжания мух, и какое-то движение над трупами - но поскорее ушла с этого места.
Через много месяцев в Манаус (это было уже относительно освоенное европейцам место гораздо ближе к Атлантическому океану) пришла женщина в индейской одежде, но с уверенным достоинством европейской светской дамы, более чем целая и невредимая. Это и была наша путешественница. Не вдаваясь в подробности, она сказала, что шла берегом Амазонки. Каким образом ей удалось, например, переправляться через притоки шириной в километры, через более чем тысячу километров лабиринтов прибрежных болот, рукавов самой Амазонки и заливов, и справляться с теми же пираньями, это так и осталось неизвестным. Женщина вернулась в Европу и жила там размеренно и долго, не оставив ни сколько-нибудь подробных рассказов про путешествие, ни записей. Правда, оказалось, что как раз в то время, когда она уходила, прибыл корабль, посланный на поиски пропавших - звуки горна и беготня не привиделись. Скорее всего, она это поняла - но достали они все!
***
Следующая история от авиационного штурмана. В начале 40-х годов бразильские пилоты на одном из первых "Дугласов" везли из одного города в другой товары - бочки - ящики - козу, как в фильме "Мимино". Магнитного компаса на этом самолёте давно не было, а гирокомпас сломался на обратном пути, когда уже летели над лесом. Из средств навигации остались солнце и луна, скрытые за тучами, в сумерках, и вполне исправная радиостанция. Но зелёный океан внизу был равномерно мохнат, пушист и одинаков. Выше облачности подняться на этом аппарате не удалось. Сначала разговоры по рации вселяли надежду, потом она стала пропадать. Самолёт заблудился над сельвой, в начинающейся темноте. Топлива хватало ещё почти на всю ночь, но толку от этого оказалось мало. Радиосвязь была прекрасной до самого конца, но где именно находится обречённый самолёт, определить было невозможно. Наконец облака рассеялись, и показалась луна, осветившая лес. Пилоты решили лететь по возможности прямо, но было не понять, хватит ли топлива, чтобы вылететь за пределы лесов в степь или к океану. Они пробовали увидеть внизу блеск воды какой-нибудь реки, но это не удалось. К исходу ночи топливо кончилось, и они попытались сесть прямо на лес. Связь прекратилась.
Кончилось плохо, но не настолько, как могло быть. Этот лес велик, но населён. Амазонский мужик заметил самолёт, летящий подозрительно низко, и догадался, что произошла авария (хотя похоже, что это был первый самолёт, который он увидел в жизни). Организовать поиски на месте он не мог, потому что был один, видимо, охотник-промысловик - и решил отправиться за помощью. В ближайшее место, где есть связь, он добирался месяц.
В живых остался один из трёх членов экипажа, согласно типовым рекомендациям он не уходил от места аварии, где его и нашли.