Э.Радзинский рассказал нам, что Казанова не был героем своих приключений. Просто это был сначала неудачливый писатель - а потом удачливый писатель.
В более мрачной истории рассказывается, что Шолохов по крайней мере "Они сражались за Родину" не писал - и наверно, это правда - текстуальные совпадения с Платоновым в самом деле слишком точны. Кто-то там организовывал "проекты", как у Дюма.
Но мы вернемся к писательским достижениям на этом пути.
Про Виктора Суворова мы все знаем, что на самом деле это был Резун - бывший сотрудник ГРУ, предатель - и что его заочно приговорили за раскрытие гостайны. Такова легенда, сама имеющая литературный вид. Только мне кажется, что настоящую фамилию писателя широкая публика всё равно не знает. Какие там тайны - он жил в той же Москве, где и мы - и слушал те же слухи и так же подглядывал под сносимый ветром брезент. Всё равно у него получилась едва ли не лучшая книга про Советскую Армию. Довольно скомканный конец, но какая метафора: Армия - Аквариум - золотые рыбки в стекляшке.
-- Last minute change. Один историк заставил меня прочитать пьесу "Покровские ворота" - вот откуда метафора!!! "Спит мой аквариум". Не автор служил в ГРУ и назвал "стекляшку" на Ходынке аквариумом; наоборот, ГРУ было выбрано в качестве обьекта описания потому, что у него была "стекляшка", подходящая под "аквариум"!
Мне видится серьезный и сосредоточенный изготовитель текстов, живущий этим, какой-нибудь бывший совслужащий, может быть даже на самом деле эмигрант, который работает, никому не докладывая.
"Москву-Петушки" Венечки Ерофеева сейчас заставляют учить в институтах. Возможно, что и в школе. Это теперь классика перестроечной чернухи. Фигурируют святые бутылки от портвейна. На одном из Радиальных просеков в Царицыно, где разрушали дом-памятник. На чердаке на бутылках отпечатки пальцев самого Венечки! Только при чтении "Петушков" прямо видно, что портвейном там и не пахло, и кроме того, что литгерой, конечно, не есть сам писатель, там есть что-то ещё. Да уж не сам ли Муравьёв выдумал Веничку? И пропагандировал его на Западе, и возвёл в классики. Создание Аспера.
Я, кстати, ещё не проверял, насколько его Толкин тот самый Толкин :)
Теперь вот ещё один загадочный текст: роман: "Мастер и Маргарита". Это такая Греция, в которой есть всё. Море аллюзий и ассоциаций и намёков. Самых разных символов. Допустим, половины их на самом деле в тексте нет; их придумали литературоведы - но всё равно слишком много. Явно там в тексте лишние слова. Похоже ли это на подпись художника, зашифрованную узором веток?
В конце концов, что за тема Грибоедова при явном изображении Чистых, а вовсе не Патриарших прудов? Памятник же поставили в 1959 году. Вопрос с прудами и трамваем глубоко изучил (и изложил) Александр Сидоров (Фима Жиганец). Он рисует такую картину: да, трамвайной линии там не было, но ради такого случая Воланд создал трамвай - "пожалуйте вот сюда" - и это чуть ли не трамвай Гумилёва. Картина нарисована красиво и картинно. Но и у Булгакова именно Чистые пруды с их страшноватыми выходами на трамвайные пути нарисованы уж очень сочно и зримо. Это уже разговор картин.
Может быть, Булгаков так и не написал свой "роман о дьяволе". Может быть, то, что он сжёг(?), было не лучше дошедших до нас суховатых набросков. Вдруг кто-то решил в начале 60-х гг. подарить Булгакову ещё один удачный и оригинальный Роман - он и придумал странную метафору "рукописи не горят". Похоже, что было кому.
Вы можете верить или не верить; но интересно всё же проверить.