Титов Владимир Владимирович : другие произведения.

Как святитель Алексий в Барад-Дур ездил, или Нечего на зеркало пенять...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    За что татарские нацики невзлюбили фильм "Орда"?

  Совет российских муфтиев изволит гневаться, что 12 июня по первому каналу телевидения показали фильм "Орда". (Это история о том, как московский митрополит Алексий и всея Руси чудотворец, ездил лечить ханшу Тайдулу и чудесным образом вернул ей зрение). Уважаемый Руслан Курбанов в духе советских пропагандистов назвал кино "идеологическим оружием против единения российских народов".
  
  "Общая канва фильма, - сокрушается уважаемый Курбанов, - шла в русле пропаганды явного духовного превосходства русских (читай: православных) над татарами (читай: мусульманами); ...татар показывали исключительно варварами и дикарями".
  
  Я этот, с позволения сказать, шедевр смотрел ещё осенью, а потому помню, как оно там было. И я, честное слово, не вижу, на что обижается уважаемый Курбанов.
  
  Скажу честно - иллюзий по поводу "Орды" у меня не было, потому что я хорошо знаю, что представляет собой среднестатистический "исторический" фильм made in Russia. Жадность отечественных кинодеятелей не имеет аналогов в мире, основная часть скромного бюджета уходит на организацию пиар-кампании, на взаимные чествования и награждения по принципу "петушка хвалит кукуха", ну, и на съёмки трейлера. Производство собственно фильма финансируется по остаточному принципу. Результат немного предсказуем...
  
  Фильм прославился не столько художественными находками, сколько околополитическими скандалами. Ещё осенью 2012 года, вскоре после того, как "Орда" прошла по кинотеатрам, некие татарские патриоты нашли картину оскорбительной для своего народа. Да и нашенский, русский... то есть русскоязычный историк Вадим Рудаков остался недоволен. Он-то надеялся, что "наконец, в России появится фильм, аккуратно описывающий жизнь правителей Золотой Орды, к чьим заслугам относят создание местного управления, сети почтовых дорог, военной организации, проведение переписи населения". А вместо этого сняли нечто "в худших традициях старых советских фильмов о татаро-монголах и кочевниках".
  
  Нет - разумеется, всем культурным людям известно, что разглагольствовать о каком-то там "татаро-монгольском иге" может только умственно ограниченный фашист. А тот, кто говорит, будто русские - европейский народ, тот вообще враг общества, без пяти минут Брейвик. Известно же (откуда? да просто известно, и всё!), что изначально Орда и Русь были единым целым. Наши цивилизованные евразийские братья привили русским дикарям истинную идею государственности, познакомили с азами науки и культуры, научили читать-писать и подтирать задницу. А ещё создали флот и провели телеграф. Только глупые русские потом взбунтовались и всё это похерили. Да-да, так и было. Читайте Фоменко-Носовского. Не беда, что их выкладки противоречат данным археологии и фольклористики, и не подтверждаются средневековыми документами.
  
  Что же касается фильма, то мне непонятно, на что же так рассердились радетели Великой Орды.
  
  Фильм основан не то чтобы на реальных событиях (кто на самом деле знает, что происходило семь веков назад?), но на сказании, достоверность которого никто не ставит под сомнение. В кино рассказывается о поездке митрополита Алексия (Максим Суханов) в Орду, где он исцелил ослепшую ханшу Тайдулу (Роза Хайруллина), мать великого хана Джанибека (Иннокентий Дакаяров). Сказание не сообщает подробностей этого предприятия, и поэтому гг. Арабов (автор сценария) и Прошкин (режиссёр) заставили святого старца пройти очистительные мытарства. Очевидно, в наказание за гордыню и кощунственную попытку уподобить себя Христу: после нескольких безуспешных попыток он решает смазать глаза больной "брением из плюновения", по евангельскому слову, но и эта мера не даёт результата. Испытав неудачу, позор и отчаяние, пройдя огонь, воду и дерьмо (в прямом смысле), Алексий уже готовится отойти в мир иной, как вдруг случается форменное чудо: ханша неожиданно прозревает. Сам великий хан смиренно преклоняется перед святым старцем. Русских монахов с почётом провожают домой, и митрополичий келейник Федька (Александр Яценко) получает от смеющихся татар лисью шубу, о которой мечтал ещё с отъезда из Москвы.
  
  В Москве-то XIV столетия лисья шуба - дефицит. Город стоит посреди лесов, где в то время соболей и горностаев промышляли, а он о лисьей шубёнке мечтает... Эй, ну хорош ржать, в самом-то деле!
  
  Конечно, второстепенные герои и перипетии их взаимоотношений выдуманы сценаристом чуть более, чем полностью. Но ведь мы говорим о художественном фильме, и попрекать его создателей вымыслом - всё равно что негодовать на рыб за то, что они дышат жабрами.
  
  Однако у татарских патриотов нет никаких оснований быть обижаться на то, как Арабов и Прошкин изобразили их предполагаемых предков.
  
  Да, ордынцы в "Орде" - настоящие варвары: грубые, порывистые и жестокие. Аппетитно жрут мясо и развлечения ради срубают головы пленникам. Но эти орки по-своему даже симпатичны. Их жестокость - не истерика очкастого хлюпика, который притащил в школу папашин "хеклер-кох" и замочил полкласса, а незамутнённая ярость сильных хищников, животная мощь, не ведающая берегов и пределов. Евразийцы, московские и казанские, по идее должны стонать от восхищения. А евразийки - от вожделения.
  
  Если уж кто и вправе выказывать недовольство фильмом, так это русские. Потому что в фильме их пращуры изображены покорными и бессильными жертвами. Все они - от князя до последнего полоняника - в полной власти татар, осознают это и не очень-то тяготятся своим положением. Да и особой ненависти к ордынцам они не испытывают, зато ежеминутно готовы вцепиться в глотки друг другу. Раб-истопник Василий (Алексей Шевченков), которому жить осталось не больше месяца, как и прочим его товарищам по несчастью, шипит на святителя Алексия, загнанного в адскую подземную кочегарку: из-за тебя, дескать, "поганые" стали убивать рабов.
  
  Для справки: события, о которых идёт речь в фильме, имели место в 1357 году. Через двадцать с небольшим лет (11 августа 1378 г.) покорные русские данники Орды раскатают воинство мурзы Бегича на речке Вожа. А два года спустя (8 сентября 1380 г.) произойдёт Куликовская битва, до сих пор вызывающая скрежет зубовный у евразийцев всех мастей. А были и менее знаменитые сражения, где "жалкие" русские били "непобедимых" ордынцев... Впрочем, мы отвлеклись. В фильме русские - точнее, подданные князя Московского - не могут и помыслить о соперничестве с Ордой. Москва в фильме - это даже не "большая деревня", а просто деревенька. Каким контрастом является Сарай-Бату, вырастающий прямо из воды, подобно скале! Да, это обитель зла, форменный Барад-Дур - но он, чёрт побери, велик, по-настоящему велик!
   Конечно, у евразийцев есть повод для недовольства. Посмотрев "Орду", многие не в меру толерантные граждане по-новому взглянут на трудолюбивых мигрантов. Сегодня вы умиляетесь, глядя, как темнокожие труженики подстригают кусты и подметают улицы, а завтра эти "бесправные и забитые" гастарбайтеры получат оружие и доходчиво объяснят менеджерам среднего звена, где их место в великой континентальной цивилизации. Айда, поган урус, кизяк таскай, баню топи, чтобы уважаемые люди отдыхали, кальян курили!.. Впрочем, не будем развивать эту тему, потому что Центр "Э" не дремлет, да и либеральные правозащитники не зря получают гранты. Sapienti sat.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"