Шустрый Тив : другие произведения.

Маг без дара

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.97*15  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мир, откуда я родом, может показаться вам странным (как и мне ваш). Но у нас тоже мир людей, прежде всего. Мир тех же человеческих проблем... хотя и почти каждый у нас владеет магией (в какой-то мере), и войны наши выглядят по-другому... Обновлено 27.12.2010 (правка, конец гл. 3).

  
  

Пролог. Мой город (сочинение ученика пятого класса Тива Шустрого)

  
  Наудинск - один из лучших в мире городов, здесь есть всё: рыбная река с песчаными пляжами, холмы и горы, плодовые деревья прямо на улицах и всё такое. Разве что до моря далековато: два дня на плоту (или три, если вставать на ночёвки). Наудинск - главный город Себани. А Себань, как известно - огромный живописный край. Далёк от столичной суматохи, но по богатству не уступит Коронным Землям. Люди у нас основательные и независимые. Славные благородством и воинской доблестью.
  Геоманты говорят, наш город удачно расположен и застроен. Благодаря широким улицам, обилию холмов и зелени человек здесь открыт небу и окружающему пространству. Высоких зданий мало, да и те в центре. Простора добавляет широченная река... Конечно, река есть и в столице, но там она гораздо меньше, да и спряталась где-то под холмами, за стенами и заборами, за высокими домами или деревьями - её и не видно. Здесь наоборот: Удина - центр притяжения для улиц. К ней стремятся с холмов пешеходные спуски, широкими дугами съезжают дороги, сползаются площади: Базарная, Монастырская, Купецкая, Караванная, Гарнизонная, Княжеская, Лесная. Над рекой вздымаются и угловатый, со шпилями Замок Мёртвого Рыцаря, и круглая резная башня Архимага... И распахнувший белые крылья княжеский дворец, и переливающийся драгоценными витражами Собор Святого Ариэля.
  Что касается моего дома, там витражей пока нет, но я их сделаю. У меня уже два витражных стёклышка: одно тёмно-золотистое, очень красивое, и второе зелёное, скорее цвета морской волны. Живу я на краю Садовой горы, прямо над обрывом. Если выпрыгнуть из моего окна, лететь до земли будешь секунды три. Костей не соберёшь, даже если попадёшь на ветки яблони, груши, абрикоса или ореха, что растут внизу. А здесь, наверху - Сторожевая улица. Напротив нас - булочная дяди Баки, он алахазец. Дальше, за их двором, торчит в небо Чёрная Скала - саженей десять в высоту, а площадью в полквартала. Там до мировой войны была башня чёрного мага. Потом, когда её разрушили - сторожевой форт. Поэтому наша улица и называется Сторожевая. От форта до сих пор сохранился каменный парапет и кирпичные развалины в середине...
  
  

Глава первая. Подземелья чёрного мага

  
  Лёвка затянулся самокруткой и сплюнул вниз. Мы сидели на краю Чёрной Скалы и смотрели на опускающееся солнце. Здесь ещё светло, но из сада внизу уже потянуло прохладой, и цикады завели свою вечернюю песню.
  Завтра всё кончится. Рабочие придут сюда строить узел телепатической связи. Поставят забор, посадят сторожа, и больше на скалу не полазишь.
  - И уже кладов здесь не поищешь... - вздыхает Бирша.
  Да, поиски клада - это была та ещё история. Я встал и пошёл ко входу в "подземелья". На самом деле, это просто яма посреди Скалы. С краю несколько древних ступенек, а остальная часть ямы засыпана землёй и завалена парой огромных камней. С другой стороны от ямы были развалины жилых помещений форта, но сегодня строители их разобрали, а кирпич вывезли. Для узла связи кирпич не нужен, это будет обычный сборный домик с антенной.
  Так что сейчас площадка на скале расчищена, а на краю, под брезентом, стоит подъёмник и лежат инструменты: кирки, лопаты, ломы, кувалды... Можно спереть что-нибудь, но от этого будут только неприятности. Никто из нас не владеет магией настолько, чтобы затереть следы. Да и строительства это не остановило бы.
  От нечего делать я взял лом и стал ковырять плоским концом между узкими блоками на заднем краю ямы. Всю жизнь мечтал когда-нибудь залезть в подземелья чёрного мага за сокровищами. Один из блоков шатается. Я поддел его сбоку, ступив на большой камень, и со скрежетом приподнял. Потом сходил за инструментом, принёс ещё пару ломов и кирку. Один лом подсунут сбоку, другим сковырнул блок с торца и опрокидываю в сторону. Внизу видны ещё такие блоки накрест, что-то вроде кладки. Раньше всё это было скрыто кирпичными развалинами.
  ...Время летело незаметно. Когда подошёл Атль, я уже расчистил верний слой каменной кладки на треть сажени от ямы. Атль тоже взял лом и присоединился к моему занятию. Заметив, что мы чем-то увлечены, подключились и Лёвка с Биршей. Таня взяла верёвку и стала отволакивать блоки в сторону. В конце концов, мы сняли верхний ряд, получилось углубление шириной и длиной сажени по полторы. Дальше по длине кладка сменилась большой плитой, уходящей вглубь и вширь. Решили перейти ко второму слою, но это оказалось труднее. Тут все блоки прилегают плотно, лом воткнуть не удаётся. Посередине вообще широкий и длинный блок - настоящая каменная балка, пудов наверное десять, если не двадцать...
  - Чего делать будем, - спрашивает Лёвка, утирая пот.
  - С торца тут не подлезешь, - говорит Бирша, - Камень мешает. А с той стороны плита.
  - Может, попробовать эту балку разбить? - думаю.
  - Ты запаришься, она гранитная.
  - Может, раскопать вокруг?
  - Куда, тут плиты везде.
  Действительно, земля на Скале всего в пядь-другую глубиной, дальше каменный монолит или здоровенные плиты. Так что сбоку не подкопаешься.
  - Что, если подъёмник использовать? - говорит Бирша, - По-моему, эта балка - ключ-камень, запирает остальные камни. Это явно арка над подземным ходом.
  - Давайте, - говорю, - попробуем вместе вбить ломы в одну и ту же щель.
  Беру кувалду, стараюсь воткнуть лом сбоку от балки и стучу сверху. Ребята делают то же самое. Балка вроде бы подрагивает, но остаётся на месте, а вот соседняя пара блоков проминается на полпальца вниз. Кое-как удаётся всунуть самый кончик лома. Пыхтим ещё несколько минут, но без особого толка.
  Солнце заходит.
  - Лёвка! Биршааа! - кричит тётя Соня снизу.
  Пора по домам. А завтра уже всё - конец приключению.
  - Давайте соберёмся здесь в полночь, - говорю.
  - Середина ночи - не полночь, а два часа, - поправляет Бирша.
  - Ну да, - говорю, - Пока вытащим эти камни, пока залезем внутрь...
  - Хорошо, - говорит Лёвка, - Подождём, пока все уснут покрепче - и сюда.
  - Надо взять фонари... верёвки...
  - Сделаем щель, засунем туда крюки на верёвках - и выдернем эту балку с помощью подъёмника.
  - Так... Атл, сможешь добыть подходящие крюки?
  - Ага...
  - Я тогда за тобой зайду, помогу, если что.
  - Думаем: что взять ещё?
  - Фляги с водой. Запас еды на всякий случай...
  - Аптечку...
  
  ***
  
  Во дворе меня встретила Барака, прыгая и помахивая хвостом. Достать до лица она уже не могла, потому что я сильно вырос за последние два-три года, но руки облизала. Я поиграл и повалялся с Баракой, потом мама погнала меня умываться и за стол. После ужина я задержался на кухне. Папа сегодня в ночном патруле, остальные предки пошли к палантиру обсуждать вечерние новости. Я выпил ещё кружку молока и съел кусок хлеба "про запас", а четверть каравая отправил в сумку. Потом прошмыгнул в кладовку, взял фонарь и "походный набор" (бинты, жгуты, основные лекарства и амулеты, нитки-иголки-лоскутки и так далее). На всякий случай добавил зелья ночного зрения и скорости. Мой дедушка алхимик и, хотя их лаборатория в Нижнем городе, дома он тоже держит богатую коллекцию разных веществ.
  Из гостиной доносится азартный спор - значит, сегодня чётный день, культура. В политике-то сейчас затишье, страсти так не разгораются. А, голосуют очередную десятку иностранных фильмов и книг!.. Мама ратует за съёмки эпоса про кумангарских женщин. Дед, вообще-то, предпочитает героические и музыкальные пьесы. Но главное, он считает - квоты на иноземную культуру надо увеличить вдвое; на это и отдаёт свой голос.
  - Всё бунтарствуешь, - говорит бабушка, - В молодости не навоевался... Тивша, ты как думаешь?
  - Я наши фильмы люблю. Они мягче и роднее... Хотя и про кумангарок посмотреть интересно.
  - Это да... - говорит дед, - Завари-ка нам иван-чаю перед сном, а, Тивушка?
  
  Ночевать я пошёл на крышу, чтобы легче было сбежать незаметно. Перед сном забацали с дедом вечернюю зарядку - комплекс "алмазный дух". Плавные одновременные движения рук, ног, головы и туловища натягивают тело в разных направлениях, как тугой лук. Глубокое дыхание заряжает "натянутый лук" воздухом, а сосредоточение превращает этот воздух во внутренний свет.
  Весь комплекс можно уложить в четверть часа (хотя мы растягиваем втрое дольше) - но даже за четверть часа он прекрасно открывает и расширяет каналы. Кстати, изо всех наших ребят у меня самый большой магический объём - во многом благодаря деду с его зарядкой. Вот контакт со стихиями у меня средненький, особенно со стихией огня. Надо их развивать - огонь в первую очередь. Так что, после зарядки я помедитировал, выпуская внутренний свет из тела и превращая его то в тепло, то в холод. Огня пока зажечь не могу, но подогреть чашку остывшего чая - уже хорошо.
  ...Подрыхав пару часов, я сделал бодрящий самомассаж, оделся, прихватил сумку и слез во двор. Барака проснулась и залаяла.
  - Кто там? - спросил дед на веранде, приподнявшись с постели.
  Вот ёлки-палки! Я шикнул на собаку.
  - Это ты, Тивша?
  Скрючившись под стеночкой, пытаюсь изобразить привидение. Случайно-де, мимо шло, никого не трогало...
  - Эй, я ведь сейчас встану и подойду.
  Вот, надо же, капитально засёк...
  - Да, дед, - шепчу, - это я. Прогуляться захотелось.
  Он только хмыкнул и улёгся обратно.
  Выбравшись на улицу, бегу лёгким бегом - на носочках, высоко вздёргивая колени и сосредоточившись на ощущении полёта. С воздухом у меня связь самая лучшая изо всех стихий, поэтому тихий и быстрый бег - так сказать, мой коронный номер.
  До полуночи было ещё около получаса, но Атль уже ждал меня у калитки.
  - Крюки достал?
  - Ага.
  Показывает мешок, в мешке куча крюкообразных железяк - в основном, большие такие уголки с отверстиями. Есть куда канатик привязать - и балку зацепить, надеюсь, получится.
  - Сойдёт.
  ...У Чёрной Скалы никого не было. Может, они уже наверху?
  Со стороны переулка на скалу взбирается узкая тропинка. По ней и днём-то ходить страшновато, если честно. А ночью вообще как бы не попасть ногой мимо - да всмятку. Это на улице хватает звёздного света, а тропинка практически вся в тени.
  - Придётся фонарь зажигать, что ли?
  Атль кивнул. Ну, выручай, бог путешественников Ормий - полезли...
  До вершины добрались живыми. Наверху никого. Значит, мы первые. Возле подъёмника нашлись брезент, шесты и доски - из них мы соорудили загородку по пояс вокруг "места раскопок". Чтобы свет фонарей на Чёрной Скале не напугал каких-нибудь добрых граждан нашего города...
  Подошли Лёвка с Биршей. Таня, как всегда, опаздывает - но ей и добираться дальше всех. Итак, загородки установлены, освещение налажено, от лебёдок подъёмника протянуты канатики с крюками. Но попробуй-ка этими крюками зацепиться за балку. Она ведь, зараза, плотно сидит среди остальных камней... а весит какой там десяток-другой пудов - не меньше тонны! Через пару часов нас можно было показывать в цирке. Пыхтящие, по уши в грязи, то камни в щель заколачиваем, то поливаем мыльной водой! Уже и не хочется никуда лезть. Только упрямство заставляет продолжать самоистязания в ночной тиши.
  Хорошо, всё же, что у меня в "походном наборе" нашлось мыло - потому что, в конце концов, это помогло. Крюки в щель просунуты и "встали на боевой взвод". Лёвка с Атлем крутят лебёдки, мы с Биршей и Таней следим, чтобы крюки не срывались. Попытки с третьей балка приподнялась и, с некоторой помощью наших ломов, наконец, сдвинулась в сторону.
  Беру фонарь и заглядываю в образовавшуюся тёмную щель. Рядом сопит Бирша. Он оказался прав: это подземный ход с арочным перекрытием. Полузасыпанный землёй и камнями. Посередине щель пересечена парой "арочных рёбер". Это каменные блоки, стоящие встык - как шпангоуты, они поддерживают всю конструкцию. Может быть, если удастся их расшатать, остальную кладку разбирать будет легче. Гордый своей сообразительностью, беру кувалду и прошу Таню с Биршей:
  - Светите получше!
  Лёвка и Атль тоже здесь уже, почтительно смотрят. Иэээх!.. Расставив ноги пошире, бью кувалдой - в щель - по стыку "шпангоутов". Хоть бы хны. Кроме случайного скрежета по краю щели, никакого эффекта.
  Но ведьмаки не сдаются!.. Бью ещё раз. Ещё. И тут кладка из-под ног проваливается... Ааа!
  
  ***
  
  Андорыч, наш сосед из седьмого дома, часто развлекается наблюдением звёздного неба. В свой портативный самонаводящийся дальнозор он давал посмотреть и мне, и всем прочим своим знакомым. Дальнозор выполнен в виде стеклянной кружки со двояковыпуклым дном. В качестве топлива годится слабый раствор органики - чаще всего, Андорыч использует молодое вино. Некоторые называют наше вино кислятиной, но я вам скажу, что это дело привычки. Оно легко пьётся, дешёвое, ароматное, с богатым горьковато-терпким букетом, с послевкусием горячей земли и дикой сливы, бывает и с шоколадными оттенками. Вдобавок, именно у нас делают знаменитый мускатный вермут на горных травах. А наш сидр лёгок как паутинка и коварен, как горная лавина. Даже маги-артефакторы у нас пьют не пиво и кофе (якобы "профессиональные напитки"), а исключительно сидр или удинский чай. Поскольку в наш чай кладут местные растения - лимонник, померанец, камдаиль - даже лучшему кофе, мягко говоря, трудно с ним конкурировать. А уж что касается наших наливок, особенно тёти Варниного производства - я уверен, ничего на свете вкуснее просто не бывает!
  Итак, перед сном сосед решил полюбоваться кольцами Роха, что как раз по вечерам поднимается высоко над горизонтом. Андорыч устроился в своём уютном накрышном кресле, которое ещё в молодости соорудил из куска парусины и нескольких лакированных реек. Ночь нынче звёздная, кое-где маленькие облачка - лишь придают романтизма, а наблюдениям не мешают. Условия самые приятственные. Полчаса или час Андорыч предавался астрономическим занятиям, после чего сделал вывод, что жизнь прекрасна. Свежий ночной воздух пропитал всё тело до последней клеточки, а созерцание звёздных глубин наполнило душу тихим, очаровательным благоговением. Оставалось выполнить завершающий "астрономический ритуал". Удовлетворённо зевая, Андорыч потянулся, подвигал вытянутыми руками вверх и в стороны. Затем взял стоявшую возле кресла бутыль-плетёнку с красным домашним недавнего урожая. Обычно ритуал проводится так: бутыль торжественно откупоривается. Поднятием её перед глазами, проверяется уровень жидкости. Кружка, то есть, извините, дальнозор наливается примерно на две трети и зажимается между колен. Бутыль закупоривается и ставится на место. "Моё здоровье!", говорит Андорыч, поднимая дальнозор перед собой. Со всхлюпом примерно половина жидкости всасывается в дальнозор, заряжая аккумулятор. Затем Андорыч говорит прибору: "И твоё здоровье!" - и, не торопясь, смакуя, допивает остальное...
  Сегодня ритуал оказался слегка нарушен. Сосед находился как раз в процессе наливания топлива, когда внезапно увидел скользящее над дорогой привидение. Оно показалось Андорычу похоже на соседского паренька Тива Шустрого (тем более, что это я и был). Существо пролетело вдоль по улице, плавно колеблясь вверх-вниз и, в нижних точках траектории, упруго постукивая по земле чем-то вроде ног. Челюсть Андорыча постепенно упала на грудь - по мере наблюдения за моим пролётом - глаза высунулись из орбит... а штаны намокли... "Гром и молния!" - спохватился Андорыч и поставил бутылку. На штанах расплывалось пятно молодого красного вина.
  Андорыч шумно выдохнул и почесал в затылке: завязывать, что ли, с этой астрономией?
  
  ***
  
  Дуракам, как известно, везёт. Пара ссадин, лёгкие ушибы колена и предплечья - пустяки. Хорошо, что внизу проход был полузасыпан землёй - иначе я мог покалечиться серьёзнее.
  - Ты как там, - спрашивает Лёвка, светя фонарём.
  - Нормально, - говорю, - Спускайтесь, сами посмотрите.
  Я стою перед тёмной пастью подземелья, и у меня растёт чувство, что там, внутри кто-то есть. Наверху поднялась деловитая суета. Лёвка командует закрепить верёвки, подать рюкзаки, заспорил с Таньшей (наивный!), все ли пойдут вниз. А темнота передо мной зовёт и пугает. Мне показалось, что оттуда, из глубины, слегка дунуло в лицо что-то вроде ветра... И кто-то шепчет на грани слышимости: "Ты... Всё... Узнаешь... Я... Устрою... Тебе встречу... Которой ты жаждешь..."
  Не дожидаясь ребят, я сделал шаг вперёд. Прислушиваюсь и врастаю в темноту... Ещё шаг. Косой свет пары фонариков, укреплённых наверху, подсвечивает лишь стены вскрытого нами коридорчика - сложенные из больших тёмно-серых, почти чёрных камней. Отверстие впереди остаётся тёмным. Я стараюсь почувствовать... Иду вперёд очень осторожно... Вдруг под ногой хрустнуло что-то мягкое.
  Ух!.. Я отпрыгнул назад и чуть не сбил с ног Атля, который, оказывается, уже спустился. Он подаёт мне сумку. Принимает сверху рюкзаки, ломы, кирки, пару фонарей... Я беру один фонарь и свечу в проход. Что там хрустело под ногами?.. Всего лишь кучка какого-то мусора.
  Я помогаю друзьям спуститься. Часть инструментов решено оставить здесь, у выхода; часть взять с собой, на всякий случай. На плече сумка, в руках фонарик и кувалда. Я готов. Бир светит мне под ноги:
  - Интересно, кто это?
  У стены - череп. Вот тебе и кучка мусора... Мне становится как-то неуютно. Холодок пробегает между лопатками.
  - Вы слышали, - шепчет Бирша, - Говорят, по этим подземельям бродят живые трупаки?
  - Не начинай, - говорит Лёвка. Он протискивается вперёд, приседает на корточки и исследует останки, - Интересно, отчего он умер?
  - Не трогай, - говорю, - Вдруг тут зараза какая-то?
  Чем дальше, тем больше эта затея с исследованием подземелий мне кажется уже не такой замечательной. Почему завалили лестницу? Не потому ли, что внизу действительно зараза? В войну же использовали биологическое оружие.
  - Поздно, - говорит Лёвка. И ворошит фонариком... истлевшую одежду и кости. Вот что хрустело у меня под ногами! - У тебя нет амулета от заразы?
  - Есть. Но он работает хорошо если час. Потом снова заряжать надо.
  - Самое время включить, по-моему.
  Я вытаскиваю нужный амулет, активирую его и, подумав, протягиваю Тане:
  - На, пойдёшь в середине.
  Голос мой дрогнул, но как-то мужественно дрогнул. Никто смеяться не стал.
  - Ну, что вам сказать, - говорит Лёвка, - Покойный, да пребудет он в милости Ихуха и Ируна, одет был в костюм военной расцветки. Возможно, это был боец форта. Оружия и других дополнительных предметов не наблюдается.
  - Причина смерти не ясна, - глубокомысленно добавил Бирша.
  Таня, со светящимся амулетом на груди, стоит подобравшись - как кошка, готовая прыгнуть в любую сторону. Атль, сверкая глазами и глубоко дыша, решительно сжимает в руках лом.
  - Двинули дальше, - сказал Лёвка.
  - Ага. Времени мало, - добавил Бирша, отгоняя страх.
  Посвечивая фонарями, мы двинулись вперёд. Вышли в зал. Пол - чёрный ровный монолитный камень со змеящимися ветвистыми трещинками. Стены теряются во мраке. Малейший звук раскатывается гулким шуршащим эхом.
  - Тсс! Тихо, - прошептал Лёвка.
  Мы замерли.
  Тихо. Темно. Кисловатый запах, как в погребе: пыли, гнилой картошки, уксуса и ещё какой-то тухлятины. На краю сознания - то ли непонятный шорох, то ли просто шум крови в ушах. Стою, замерев в неудобной позе. Наконец, Таня шепчет:
  - Что?
  - Вы что-нибудь слышали?
  - Нет...
  Лёвка оглядывает нас с преувеличенной важностью и кивает:
  - И я не слышал.
  Атль хихикает, меня тоже пробирает нервный смех. Выпустив кувалду, тычу кулаком Лёвку в бок. Он даёт сдачи. Я провожу шуточный крюк в челюсть, Лёвка отвечает в ухо...
  - Хорош возиться! - шёпотом кричит Бирша и добавляет нам обоим по корпусу. Атль приходит мне на выручку и берёт Биршу в захват. Подключается Таня, раздавая направо и налево символические тумаки и подзатыльники.
  - Хватит! - говорит Бирша, извиваясь в захвате и работая локтями, - Детишки, прям. Уффф...
  - Ну, что с нас возьмёшь, - говорю, - Придурки и есть придурки.
  - Зато какие придурки! - изрекает Лёвка, приняв величественную позу...
  - Да уж... - улыбается Таня, взъерошив нам с Лёвкой волосы.
  Оставив кувалду у входа, двигаюсь вдоль стены, осматривая помещение. Остальные расходятся веером, вглядываясь в полутьму.
  Зал большой и, кажется, круглый. Саженей десять в диаметре. У стен кое-где лежат полусгнившие мешки, ящики и ящички, стоят бочки с окаменевшими потёками масла, с вином, а также пустые рассохшиеся и прочий хлам. За очередным ящиком мелькнула какая-то тень, я аж подпрыгнул. И понял, что у меня нет никакого оружия. Кажется, показалось... Это просто большой кувшин с клочьями паутины, тянущимися от стены. Я вернулся к лестнице, фонарик переложил в левую руку и взял кирку... Продолжил обход. В том кувшине - остатки закаменевшей смолы. Ничего живого кругом не видно. Какие-то слежавшиеся тряпки - запасы военной формы? - стопки мисок, факелы... о, факелы! Беру один и зажигаю. Горит ярко, жадно.
  - Народ! Давайте факелы зажжём!
  На стенах обнаружились держатели для факелов, и через несколько минут в зале стало достаточно светло, чтобы погасить фонарики. Дальнейший осмотр не дал ничего интересного. Никаких загадочных предметов, амулетов или древних книг. Никаких дверей в другие помещения. Только большой зал, который использовался когда-то как банальная кладовка. Вот тебе и "подземелья чёрного мага"!
  Разве что труп у выхода немного непонятен. Если его завалило случайно, то почему не откопали? Как вообще закончил существование этот форт? Насколько я помню историю, до войны здесь была магическая башня. Потом её разрушили, хозяина убили. После войны тут были дикие земли. Наудинск был маленьким приграничным посёлком. Здесь, на одном из самых высоких мест в окрестностях, построили сторожевой форт. Лет через триста город дорос до этих мест, а граница отодвинулась на сотни вёрст, так что форт просто забросили за ненадобностью. И он постепенно разрушался - до вчерашнего дня, когда начали строить ретрансляторы.
  Такова официальная история. Что же случилось на самом деле? Как выберемся, надо будет поискать информацию.
  - Ну, какие трофеи?
  - Вот ящичек с солдатскими амулетами. Но, по-моему, магическая структура почти рассеялась. Перезарядки не выдержит.
  - Ага. Их разве что как заготовки использовать. А у тебя?
  - Ничего. Стрелы хрупкие от времени - только в музей. Обсидиановые наконечники сохранились - правда, уже без магии. Можно набрать себе на память.
  - У меня вообще ничего. Хотя можно вон те бочки вскрыть - может, там хорошее вино.
  - Мдя. Вскрывать будем?
  Энтузиазма эта идея не вызвала. Набрав на память наконечников от стрел, мы собрались уходить. Ещё час-другой до рассвета можно было пошариться, но и факелы уже догорают, и противозаразный амулет скоро разрядится.
  - Смотрите, - сказал вдруг Атль, - здесь стены гладкие, а там кладка!
  Действительно. Коридорчик на лестницу и прилегающие к нему стены - сажени на пять в обе стороны - были выложены крупными каменными блоками. Остальная стена, окружавшая зал, была монолитной.
  - Логично предположить, - говорю я, - что за той кладкой другие помещения.
  
  

Глава вторая. В ловушке

  
  - Разумная мысль, - соглашается Бирша.
  Атль загадочно улыбается. Он идёт к лестнице и приносит свою сумку. Затем с видом фокусника извлекает... что-то круглое и волосатое. Меня на миг пробил жар - детская голова?.. Фуф... Это же дефектоскоп.
  - О! - говорит Лёвка, - Из батиной мастерской?.. А пользоваться умеешь?
  Спокуха, жестом показывает Атль, вешает шар себе на грудь и прикрывает глаза...
  Волоски не шевелятся.
  - Энергии мало...
  Непонятно, что делать. Без магии никакого прохода тут не видно. Стена ровная. Я попробовал шевелить ближайший держатель факела - может, это секретный рычаг - но ничего не получилось. Пытаться прощупать все камни - до завтра провозимся, да и без толку, наверное.
  - Давайте составим звезду, - сказал Бирша.
  Я прикинул:
  - Атль впереди, он Земля и будет получать энергию. Ты слева за ним, Вода. Я в центре: рукав у меня слабый, зато большой объём. Таньша справа, Огонь. И Лёвка сзади, Воздух...
  - Нормально...
  - Пошли в центр зала.
  Встаём звездой. Атль во главе, в руках дефектоскоп. Мои руки на его плечах. Таня и Бирша вполоборота к нам, их ладони - одна на моём плече, одна на плече Атля поверх моей. Поверх их рук на моих плечах руки Лёвки.
  Поток оказался необычно сильный, меня аж зашатало. Правый бок полыхает в огне, левый - заморожен в лёд, как отваливается. Сзади скользящая пустота, готовая утянуть, засосать, развеять, швырнуть куда попало, размазать по стенам... Спереди - тяжесть, опрокидывающая и каменящая...
  - Осторожнее, - говорит Бирша, - Сейчас все повалимся... В первый раз, что ли?
  - Такого... кхы, - в горле сухо, - Такого ещё не было.
  Зазвучал голос Тани, опираясь о стены и гуляя по залу:
  
   Встань крепко, герой,
   Ты - мира ось.
   Почувствуй себя горой,
   Камни с души сбрось.
  
   Ты - зеркало вод,
   Гибкое, как плеть.
   Силы, что над и под,
   Не могут тебя задеть.
  
   Пламени лепесток,
   Живой, пока мир стоит.
   От жара твоих дорог
   Сырости мгла бежит.
  
   Стремление без имён,
   Движение без границ,
   Никем никогда не рождён,
   Облако всех лиц...
  
   Ветер - твой талисман -
   Крылья собой объял,
   Это и свет, и тьма,
   Это и ты, и я.
  
  Энергии наши слились в единую светящуюся сферу. Болтанка прекратилась...
  Волоски на шаре с потрескиванием растопырились, светя вокруг радужными переливами. Атль подождал, подвигал прибор из стороны в сторону.
  - Никаких пустот, ребята. Везде сплошной камень.
  Вот те дела...
  - А точно?
  - Точно. Может, что-то в конце коридорчика, где лестница - там не ясно, потому что завал... Но вряд ли, вокруг пустот не чувствую.
  - А может, чёрный маг маскировку наложил? - спросил Бирша.
  - Может, - вздохнул Лёвка. Голос его доносился будто издали, хотя руки лежали на моих плечах, - Но тогда мы всё равно ничего не найдём.
  Это да, не с нашими силами.
  - Попробую интуитивный режим. Идите шаг в шаг за мной, чтобы не оторваться.
  Мы приготовились. Атль вдохнул поглубже и загудел в нос:
  - М-м-ммммм...
  Мы подтянули - Бирша в унисон, Таня в октаву, я в кварту... Атль шагнул маленьким шажочком вперёд... Потом ещё, чуть вбок... Мы семенили по залу - легко, слаженно, постепенно разворачиваясь - и как будто летал кругом шмелиный рой, то притихая, когда кто-то набирал воздуха, то снова разворачиваясь во весь голос... Дефектоскоп светился впереди, покачивался на вытянутых руках Атля. Я почувствовал, что взлетаю, поднимаюсь над собственным телом. Энергия текла широким потоком, но объём не пустел. Казалось, в меня втекает столько же, сколько вытекает. И противозаразный амулет у Тани светится ещё ярко - похоже, заряда хватит и на второй час.
  - Здесь... есь... ессь... - донёсся голос Атля.
  Мы стоим перед чёрной монолитной стеной. Слева - деревянный стеллаж с парой разбитых щитов. Справа - пустая бочка, воняющая уксусом и гнилью. Впереди - обычная неровная стена в паутинке трещин, безо всяких особенностей.
  - Странно, - говорю, - Там Чёрная Скала, вообще-то, кончается. Ещё сажень-другая - и край, как раз над двором Лёвки и Бирши.
  - Что там? - уточняет Лёвка.
  - Бойница, что ли, - бормочет Атль. Он протягивает руку, щупает, и она с шорохом входит в стену.
  - Ого!
  - Нет, скорее, ниша.
  Атль пошарил и вытянул что-то небольшое, красненькое.
  - Похоже на сердце, - говорит Таня.
  - Покажь, покажь! - засуетился Лёвка.
  - Больше ничего нет. Можно размыкать звезду...
  Мы расступились. Чувствуется небольшая усталость, но в то же время - лёгкость, полнота энергии. Будто подпрыгнешь - и улетишь... Я попробовал стену - рука уже не проходит, никаких следов тайника.
  Штуковина, извлечённая Атлем, пошла по рукам.
  - Витражное стекло. Ну-ка, Тивша, что скажешь?
  Я прошлый год занимался в витражной мастерской, так что теперь большой специалист. Действительно, кусок стекла, толщиной в полпальца. Общая форма - средняя между овалом и треугольником, бока не равные - да, слегка напоминает сердце. Размер - уместится в ладони. Края закруглённые, явных следов разреза нет - возможно, обработали магией.
  - Какой-то из тяжёлых сортов. Цвет - "золотой рубин" хорошего качества, так называемый княжеский. Смотрите: насыщенно-алый с золотыми искрами, малиновых оттенков нет. Дорогая штука, с хорошими магическими свойствами. Этот цвет делают, добавляя в стекло тончайшую золотую пыль - так называемое коллоидное золото.
  - И что бы это могло быть... Почему в тайнике?
  - Надо бы проверить на магию. Вроде, есть что-то, но не ясно...
  - Можно отнести в мастерскую, где я работал, померять на стихии. А может, мастер даже определит происхождение стекла.
  - А он вообще станет с нами разговаривать?
  - Почему нет?.. Так и скажем: нашли в древнем тайнике, ему самому интересно будет.
  
  Через полчаса мы выбрались из подземелья, по возможности убрав там свои следы. Наконечники от стрел поделили поровну - по две дюжины получилось. Инструменты и прочие строительные принадлежности сложили, где взяли. Конечно, сами раскопки замаскировать и не пытались. Наоборот, Таня взяла кусок кирпича и нарисовала на большом камне значок "Биологическая опасность".
  - Зачем? - спросил Лёвка.
  - На всякий случай, вдруг?.. Пусть проверят.
  Договорились завтра - точнее, уже сегодня - заняться исследованием красного стёклышка. А пока - спать...
  
  * * *
  
  Я иду, любуясь рассветом, травой на земле, деревьями и парой больших тёмно-серых домов-близнецов, уютных на фоне светлеющего неба. Можно зайти куда-нибудь в гости - познакомиться с местными жителями, поболтать, попеть песни... Но осталась всего пара часов сна: пролетят - не успеешь поплавать, а меня манит море. Иду через сад между домами. Необычный свежий аромат сплетается из морского воздуха и цветочных запахов. Впереди - уступчатый спуск, дальше - вода. Большой залив: другой берег где-то далеко - еле виден в туманной дымке.
  Уже почти выходя меж домами на простор, заметил у стены странный шкаф. Большой, вроде платяного. Пара высоких дверец, растительный узор по краям... Самое странное - что этот шкаф тут делает? Может быть, там хранят принадлежности для чаепития, для игр во дворе?
  Выхожу на спуск. Здравствуй, море!
  - Здравствуй, - могло бы сказать море, - Давненько не заходил!
  Но зачем ему слова, если есть безмятежная полуулыбка - в паутинках тумана и в лёгкой зыби, необъятная, уходящая на глубину и за горизонты?..
  Внезапный скрип, и я оборачиваюсь. Тот самый шкаф стоит передо мной, прямо на траве.
  
  Интересно. Обеими руками я открываю створки. Ого! На верхней полке - желтоватый череп с тонким чёрным рисунком на лбу; золотая полусферическая чаша с плавным узором и семь маленьких стаканчиков с эмалевыми рисунками; кругляши-амулеты, разные монеты, стопки табличек с надписями - глиняные, деревянные, костяные; жезлы разной формы, свистульки; большой кинжал в ножнах, пояс с метательными ножами; сросток кристаллов с голову размером, драгоценные камни, пирамидки, проволочные конструкции с разноцветными бусами, ремешки-верёвочки, поделки из палочек, колбочки с разноцветными веществами и ещё куча всего... Вторая полка забита множеством сосудов и музыкальных инструментов: здоровенная штука вроде дыни с длинной ручкой и множеством струн; разнообразные кувшины и горшочки (из одного совсем махонького струится язычок пламени!); окарины, дудочки, дрымбы... Третья полка уставлена книгами: в основном, здоровенные толстые тома; несколько свёртков, пакетов и книжек поменьше, какие-то механические устройства вроде часов, колода игральных карт, кристалл сложной звёздчатой формы... На нижней полке - свитки, тубусы, целые горы папирусов и кусков ткани с изображениями (я полистал за уголки - старые географические карты, пейзажи, портреты), мохнатый кокос, подзорная труба, раковина, чучело невиданной птицы, всякие незнакомые предметы...
  Я протянул руку, чтобы взять с верхней полки кинжал, но заметил рядом красную пластинку. Точь-в-точь как та, что мы нашли в подземелье!
  Беру пластинку - точно, она. Вдруг разбухает и превращается в бело-туманный светящийся клубок у меня на ладони, крутится в облаке искр... Из середины выпрыгивает дыра, растёт и утягивает меня во тьму.
  
  Тихо. Вокруг пустое пространство. Прохладно. Шершавый каменный пол под босыми ногами. Ни звуков, ни света. Только моё дыхание и стук сердца. Тьма перед глазами будто шевелится. Как ленивое варево - всплывает, переползает, погружается... Поднимаю руку, машу перед собой - никаких изменений.
  - Эй!
  Гулкий большой зал. Потоптавшись на месте, осторожно иду вперёд.
  - Ээй!!!
  Иду.
  Останавливаюсь, слушаю.
  Ничего. Иду.
  - Эй!
  Чувствую, что впереди что-то есть. Но прохожу ещё несколько шагов, прежде чем рука задевает какую-то деревяшку. Это стеллаж. На нём лежат стопки одежды, внизу - стопки новых, неношеных сапог. Не одеться ли мне? Прохладненько... Но пока терпимо, лучше не буду с этим торопиться. Дальше стена. Стукаюсь пальцами ноги - бочки. Закрытые. Ещё стеллаж. Банки. Мешки. Судя по запаху и наощупь - там овощи. Дальше какой-то большой низкий ящик. В нём, похоже, подушка, одеяло, под ними матрас. Это чья-то постель. Постель пустая, свежая наощупь, без посторонних запахов. А ящик похож на гроб. Да, вот и крышка - между гробом и стеной.
  Дальше натыкаюсь на стол. На столе ничего не обнаруживаю. Табурет. Ещё один. Шкаф с дверцами. Открываю - похоже, это тот самый, из сна. Вот внизу горшочек с огоньком. Светит слабо, но, поднося к предметам, удаётся их разглядеть.
  Нахожу пояс с ножами, кинжал, а той чёртовой пластинки нет. Вооружаюсь: ножны на пояс, пояс на себя. Иду осматривать помещение дальше.
  Вот на стене факел. Подношу к нему огонёк. Факел не загорается, но начинает светиться. Ага, это же каталитическая лампа! Может светиться несколько месяцев, прежде чем израсходуется катализатор - и тогда лампа станет обычным, быстро сгорающим факелом.
  Иду дальше и постепенно убеждаюсь, что это помещение мне знакомо. Вот бочка, только не пустая, а с квашеной капустой. Вот бочка с яблоками. Кажется, они заложены недавно - года не прошло. Вот стеллажи с военным снаряжением... Это тот самый подвал форта - он же "подземелья чёрного мага"! Только всё здесь новенькое... Вот коридорчик на лестницу. Она завалена! Те самые огромные камни-валуны и немного земли...
  Потолок в коридорчике цел - острой аркой камни соединяются наверху, а краями уходят в стены. Похоже, изнутри это не разломать. Я в ловушке.
  Смотрю под ноги. Вот здесь лежал труп в военной форме.
  То есть, будет лежать.
  И я уже догадываюсь, чей это будет труп.
  - Ааааааа!
  Крича во всё горло, бегу в зал. Ищу другой выход. Нет выхода.
  Ищу тайную нишу, где лежала та чёртова стекляшка. Нет ниши.
  
  Ну что, будем думать. Может, как-то всё-таки выкопаюсь?
  Еда есть. Если ковырять год за годом, можно выкопаться откуда угодно. Наверняка здесь найдётся что-то вроде мечей или топоров, если поискать как следует. Потом, вон тот шкаф - когда мы здесь лазили, его, вроде, не было. Может, там найдётся что-то магическое, что поможет мне выбраться.
  Как я сюда попал, непонятно. Может, это вообще иллюзия?
  Я нажал сбоку на глаз. Изображение раздвоилось. Если иллюзия, то хорошая.
  Больно себя ущипнул. Без толку.
  Попробую медитацию. Отрешиться, отключиться от этой реальности... Она отцепится от моего ума - и тогда я вернусь, наверное, обратно. В свою постельку на крыше родного дома.
  Или вот: раз я попал сюда через сон, то и вернусь через сон. Просто надо пойти и лечь спать. А это всё окажется видЕнием, вроде пророческого. Так бывает.
  Напоследок осмотрюсь. Прежде всего, что тут за книжки в шкафу?
  Вытаскиваю одну толстую наугад. Раскрывается в середине.
  
  На целую страницу раскинулась сложная схема, похожая на паутину: множество символов, связанных стрелками и по спирали, и по радиусам. Подписи вроде бы рунические, но какие-то непонятные: что значит, например, "ФТКВ" и "ВТФК"?
  На другой странице текст:
  

II.IV.9.a. Учение Афарана Потеряхи ненадолго пережило своего создателя. Его якобы ученик, Ирис Пичуга, "усовершенствовал" теорию учителя, добавив постулат о "натяжениях сродства стихий". Так что в дальнейшем система Потеряхи воспринималась лишь с этим "дополнением", что, естественно, превратило её в очередную бесплодную эмпирическую констатацию.

Если бы Пичуга действительно разобрался в системе учителя (вместо того, чтобы стараться всунуть "свой вклад"), то он понял бы, что "натяжения стихий" уже описываются здесь как частный случай движения структуры потоков при их энергетическом наполнении.

Иными словами, структуро-динамический потенциал учения Потеряхи, который и составлял его основное содержание, был упущен Пичугой, а с его лёгкой руки и многими следующими поколениями магов. В чём же причина такой удивительной слепоты?

  
  Мда. Если бы я ещё что-то в этом понял... Хотя, похоже, мне повезло - и речь в этой книжке действительно о магии? Раскрыл поближе к началу:
  

Исследуя проблему повышения стабильности магатов, он начал с формулировки следующих правил:
  - проецировать магат на материальный носитель;
  - обеспечить возобновление энергии;
  - балансировать контуры по амбиентам, а всю систему гармонизировать во вселенском намерении.
  
  Экгхм... Тоже ничего себе.
  Что это за книжка? - "История магических учений". Смотрю оглавление: Истоки магии, о происхождении и классификации, шаманизм как путь человека в живом мире. Религия и магия как проблемы воли и автономности. Анимизм и спиритизм, симпатическая и ритуальная магия. Символическое кодирование, внутреннее знание и внешнее. Попытки систематизации, космогония, школа ветра и воды...
  Вроде, не слыхал про такую школу. Открываю с начала главы:
  

Происхождение школы Ветра и Воды также затеряно в глубине веков. В древнейшем документе этой школы, "Книге ветра и воды", мы встречаем уже сложившуюся систему, явно продукт мета-логического осмысления:
 
  Начало всего - Великая Беспредельность.
  Зияние и пустота, лишь ветер витает над водой.
  В соединении ветра и воды - бегут волны.
 
  Волны - это Великий Предел, дальше которого не шагнуть.
  Ибо нет, на самом деле, ни ветра, ни воды.
  Есть лишь волны - да и они, на самом деле, не являются волнами...
  
  Я перечитал стих. Странно, но в груди ворочается какое-то ощущение... интуитивного понимания.
  Отложу пока эту книжку на стол, может, найдётся в шкафу и чего попроще - для начинающих...
  Через полчаса оптимизма поубавилось. Вот книжка по изготовлению артефактов. Первые страницы вроде понятны, а дальше...
  Вот книга по управлению внутренними энергиями. Уже в первой главе - полсотни упражнений!.. И попробуй-ка их освоить без учителя...
  Что-то я загрузился от всех этих премудростей. Захотелось перекусить. Пошёл к бочке с яблоками. Стоп! А если я тут съем что-нибудь, или одену - не останусь ли навсегда?
  Нет уж, ну его. Всё здесь, конечно, интересно, но домой хочется больше. Ложусь спать. Явной магии от этого гроба не чувствуется, постель как постель.
  
  

Глава третья. Странные сны

  
  Храсс Орлиный Коготь шестой день вёл людей по пустыне. Вода кончилась, остатки еды (кроме зерна и соли) протухли... А юго-западный ветер всё бросает в спины ядовитый пепел Род-Хаммана. Олат Сиреневое Яйцо споткнулся... качаясь, пробежал три скупых шага... и нырнул в пыль, обняв растресканную землю.
  Мне легче - большой деревянный щит за спиной... прикрывает от солнца голову и левый бок. И всё же побаливает сердце, слишком тяжёл груз... А кровь будто запеклась в жилах. Я встаю над Олатом и хочу позвать Орлиного Когтя... глотка отказывается. Стучу котелком, что висит на поясе, по щиту.
  Ура, он оборачивается... кивает... наконец-то, днёвка. Сажусь... щит встал на землю, я вывалился из лямок... складываюсь, как пустой мешок.
  Вокруг ставят щиты... натягивают серебристые пологи. Шатёр получается маленький... нас осталось меньше сотни. Я чувствую, что больше не встану... здесь кончается моя сила. Горы уже близко, завтра они дойдут... но без меня. Остаться - это право каждого... Здесь останется и мой щит... и мешочек с зерном, что попросили нести те две женщины с ребёнком, Карка и Палали... как-нибудь обойдутся.
  Они дойдут... здоровые, тренированные воины-яги... А я тощий, слабый... ученик шамана, изнурявший себя постами и огнём, ради чувствительности к тонкому слою мира.
  Я решил остаться здесь... и пришёл покой.
  
  Вечереет. Люди сворачивают лагерь. Равнодушными глазами скользят по мне и уходят. Я остаюсь. У меня больше нет сил. Разве что всунуть плечи в лямки. Разве что подтянуть под себя ноги. Разве что наклониться и выдвинуть вверх дрожащее туловище. Я уже умер. А это тело - делает шаг... Делает шаг... Делает шаг... Я остался там. А тут - шаг.
  Шаг... Шаг...
  
  Роса - это только пыль и горечь. Шатёр уже не ставили... скала защитит от утреннего солнца... а дальше будет всё равно. Храсс говорит, сегодня седьмой день... последний. Горы уже вот они. Там трава и кусты. Там вода.
  Никто не встаёт. Все останутся здесь.
  
  Храсс молится (еле слышно). Кто-то подпевает (женщина).
  Вдруг - трубный звук. Будто хажа поёт.
  На скале вверху - белый хажа.
  "Пятый Покровитель. Воплощает безмерную силу и неисчерпаемую выносливость" - шепчет дух Сиреневого Яйца. Сам Олат остался где-то там, в пустыне... а голос его у меня в ухе.
  Хажа прыгает со скалы... я вижу, как он падает.
  Он лежит, мёртвый.
  Храсс - и ещё трое - собрали котелки и идут к нему.
  Мне тычется в губы.
  Я пью. Это кровь.
  Мы живы. Мы дойдём.
  
  
  Я снова здесь, в подземелье. Вот так сон! Чуть не умер там, на солнцепёке... А теперь - тоже сон?.. Однако прохладно. Оделся в найденную здесь форму. Мечей, топоров не нашёл - так что ковырять кладку особо нечем. Кинжал портить жалко: хоть и не чувствую активной магии, но вещица явно непростая. Еды здесь хватит на пару лет. В одном месте, у каменной стены зала, обнаружились вода и сток. Что ж, буду учиться магии - а там посмотрим, как пойдёт.
  

Общая магия. Сборник упражнений

1. Шесть сознаний
  
Первые пять сознаний называются: сознание глаза, сознание носа, сознание языка, сознание уха и сознание тела.
В пространстве этих пяти сознаний возникают первичные явления: зрительные ощущения, обонятельные и т.д. Иными словами, пять сознаний - это наше непосредственное восприятие.
Шестое сознание, называемое сознанием ума, оперирует впечатлениями первых пяти сознаний. Иными словами, когда мы видим дерево - это работа сознания глаза; если же мы, закрыв глаза, представляем или воображаем какие-либо деревья - это уже работа шестого сознания.
Так же, когда мы слышим звук - это работает сознание уха; когда мы ощущаем тепло, тяжесть, наполненность, прикосновение и т.д. - это работает сознание тела. Если же мы представляем звуки, прикосновения и т.д. - это работа шестого сознания.
Наши способности мышления, конструирования, творчества, волевого воздействия - всё это шестое сознание.
Следовательно, овладение магией - это ничто иное как настройка шестого сознания.
Как же осуществляется эта настройка?
  
Упражнения:
1. Всмотритесь в предмет. Закройте глаза и представьте этот предмет, как можно ярче и детальнее.
2. Вслушайтесь в звук. Затем постарайтесь точно представить этот звук, от самого начала его зарождения, до самого конца.
3. Вчувствуйтесь в телесное ощущение. Затем постарайтесь представить это ощущение, как можно точнее и глубже.
4. Внюхайтесь в запах. Затем постарайтесь представить его, во всех оттенках.
5. Вчувствуйтесь во вкус. Затем постарайтесь представить его.
6. Что происходит в вашем уме? Постарайтесь уловить это и удержать на некоторое время.
7. Наблюдайте, как при этом изменяется содержимое ума.
  
  
  Я начал пробовать эти упражнения, одно за другим...
  Всё получается довольно просто.
  Но и, неожиданно - всё время открывается что-то новое.
  ...Путешествую по ощущениям...
  
  Шестое "упражнение" оказалось вообще... странным... Труднее других...
  Как поймать "то, что в уме"?
  Вот я, закрыв глаза - ищу "содержимое ума"...
  И... нахожу: - "себя" - у себя в голове...
  
  Но разве же это - "то, что в уме"?
  Это - тяжесть в глазах, затылке... лбе и так далее - ощущения тела (упражнение, которое я уже проходил)?..
  
  И так - пробуя снова, я оказываюсь... (зацепившимся)... то в зрительных образах, то в звуках...
  (Где же само шестое сознание?..)
  
  Вот я погружён ...в телесные ощущения.
  
  А как наблюдать то, что именно "в уме"?
  Я пробую и пробую... и что-то получается.
  Удаётся ухватить Это...
  
  Возвращаясь в себя - оказываюсь в глубоком расслаблении...
  Руки как в сонном теле...
  А из-за горизонта внимания - брезжит что-то ещё...
  Какая-то... новая для меня сила?..
  
  И так я путешествую в этом "упражнении"... наверное, целый день...
  Всё так просто - а открывается множество тропинок...
  
  Вот я "ловлю себя за хвост"...
  И (замираю) "с хвостом в зубах"...
  Мысленный "глаз", созерцающий сам себя...
  
  ...И как будто что-то стиснутое, неосознанное, начинает разворачиваться и пробуждаться...
  
  Звук... вслушивается сам в себя.
  
  Мысль... заворачивается сама на себя... заворачивается... пустой шарик...
  
  
  ...Брожу по сознанию - и так, и сяк... Всё новые возможности...
  
  Вот (улавливая сам себя) - утягиваюсь "вглубь - вверх"... - куда-то вне этого пространства...
  
  А вот ещё одна тропинка - "выход за выходом":
  Что-то ощущаю...
  Расслабляю это...
  Выхожу из него в пустоту...
  
  Ощущаю... расслабляю... выхожу...
  дальше...
  и дальше...
  
   * * *
  
  Холмы сменились горами, пустыня сначала сократилась до жёлто-серых проплешин, а там и вовсе исчезла. Появились ручьи, высокие травы, кусты и деревья. Обогнув небольшой, но крутой хребет, мы вышли в речную долину. Ниже по течению виднелся какой-то местный посёлок. На полянке над рекой устроили привал. Кто-то двинулся мыться, стирать, а я, как и большинство, просто утолил жажду и плюхнулся рядом с вождём. Чистое небо... Ароматы цветов... Мамочки, хорошо-то как!
  - Ну, что делать будем? - спросил Храсс, - Куда пойдём?
  У меня уже готова идея:
  - Давайте обоснуемся на той горе, у ручья. Деревья используем как готовые столбы - между ними навесим стены - и сделаем круглый общинный дом.
  Народ задумался. Храсс хмыкнул:
  - И вот так и будем теперь жить - где-то на горе, засунувшись в самый глухой закуток?.. Может, лучше подумаем о потомках - и заложим нормальный город, в нормальном удобном месте, на большой реке?
  В чём-то он прав, конечно. Мастер Синее Пламя сказал:
  - Сами мы вообще не выживем. Нас слишком мало. Надо прийти к какому-нибудь поселению и осесть там своей общиной. Мы многое знаем и умеем, наши услуги будут нужны. Постепенно мы станем для местных своими, а этот город вырастет в столицу нашего королевства.
  Тоже вариант. Но я всё же возразил:
  - Уже созревают ягоды - а здесь их тьма-тьмущая... И много полезных трав. Надо собирать. Дичи много. Давайте сейчас займёмся заготовками на зиму, это первая задача. А то вряд ли нас ждут в каком-нибудь посёлке, чтобы подарить кучу еды...
  Синее Пламя приуныл. Действительно, у нас нет ни-че-го. Ни одежды. Ни книг, инструментов, лекарств...
  Храсс Орлиный Коготь приподнялся и сказал:
  - К ловкому охотнику и зверь бежит. Сейчас и узнаем у местных, нужны ли им наши услуги...
  К нам направлялась толпа. Мужчины, человек сорок. У некоторых виднелись копья, у многих - дубинки. Подойдя поближе, и точно "зверь побежал к нам" - подвывая и размахивая оружием.
  Мы выстроились поперёк поляны. Женщины сзади - бросились прятать детей, собирать палки и камни.
  - Не убивать! - крикнул Орлиный Коготь.
  Вот бородач с воплем несётся на меня - поднятая дубина раскачивается на бегу... Сейчас я покажу этому неумытому дикарю - отводящий наружу блок со мгновенным перехлёстом от локтя в контратаку... Ой!!! ...и левой под дых...
  Фффух! Счастье, что я, подшагивая, сместился вбок - дубина свистнула в волоске от плеча - а то бы не он валялся скрюченный, брызгая носовой кровью на траву, а мои мозги бы разлетелись по поляне...
  Дикари слишком быстро лупят этими дурами - половину моих тренировок можно забыть... Получай!
  Ещё один есть! И вот на тебе дубиной!
  Первый натиск ошеломил наших - кажется, есть потери.
  - А-а-а-а! - я несусь, срубая третьего... не срубая, отбил... А вот понизу?.. И тычком в рожу...
  Храсс бьётся сразу с двумя - тоже подхватил чью-то дубину...
  - Хха! - этому дистанционный удар, спотыкается, Храсс добивает.
  С визгом в бой влетает Палали - взмах узкой тряпкой, это самодельный кистень - и спасает жизнь Мастеру: гигант с копьём как подкошенный - а Палали уже прыгает дальше, в самую гущу...
  - И нна!
  И прямой удар ногой... Всё же по технике мы их превосходим...
  Уй. Звон за ухом, кровавое окошко далеко во тьме, я подыхаю, кто это меня так?..
  Оборачиваюсь - ко мне плывёт моя смерть... И уже не успеть...
  Бью энергией из груди в грудь! Он вздрогнул, промазал... А я нет!!!
  
  Залечиваем раны. Дикари убежали. Наши живы все.
  Синее Пламя ворчит на вождя:
  - Почему ты сказал не убивать? Они вон мне руку сломали... Мне теперь в больницу ложиться?
  Орлиный Коготь вздыхает...
  - Ничего, брат, построим... будет у нас и больница... Самые красивые медсёстры будут за тобой ухаживать.
  - Нет уж, - смеётся Палали, приматывая лубки, - Я его тогда сама прибью.
  - А насчёт "не убивать"... Мы же не знаем их культуры? Может, такие набеги на соседей - обычное дело для местных. Вроде нашего спорта. У нас они тоже никого не убили...
  - Но пытались!..
  - Ещё как! - подтверждаю... - До сих пор мутит.
  - Послушайте, обычаи могут быть разные. Может быть, они вынуждены, с соседями, делать набеги друг на друга. Чтобы, например, похищать себе невест. Иначе - вырождение. Или так они доказывают свою доблесть друг другу. А тут появляемся мы и начинаем убивать. Приносим "цивилизацию"...
  - Может, они за нашу цивилизованность и напали? Мол, за ней идёт смерть, и всё такое?..
  Разговоры продолжаются, а я бреду к воде. Суну башку в воду - может, полегчает.
  
  Кто я? Тив Шустрый, спящий в подземелье - или в своей постели на крыше? - или я Предпоследнее Перо, ученик шамана?
  То есть, уже шаман - хоть и не проходил посвящения - потому что других шаманов у нас не осталось...
  Ерунда. Я и то, и другое, и третье. Просто сон слишком длинный...
  
   * * *
  
  Проснулся я в гробу. Нашёл на столе горшочек с огнём и зажёг два ближайших светильника на стене. Что-то я себя чувствую совсем разбитым. Тело там и сям ломит, голова тяжёлая... То ли оттого, что спал в неудобной позе... То ли потому, что воздух в подземелье немножко затхлый. А может быть, здесь действительно какая-то опасная зараза? И я начинаю заболевать?
  Кое-как справляю утренний туалет. Тёплой воды нет, конечно. Промывать нос приходится холодной. Вот тоже причина заболеть, если быть неосторожным и плохо слушать голос тела - а я ведь вчера расстроился, попав в эту ловушку, и был не очень внимателен к происходящему...
  Самое вероятное, беда в том, что слишком увлёкся магическими упражнениями! Вот и случился разлад энергий, а назад я их не собрал. Будь со мной дедушка, он бы обратил внимание...
  Эх, как они там без меня? Как мама?..
  Тьфу, раз я в прошлом (по всем признакам), то не надо глупости думать. Скорее всего, я ещё даже не родился.
  
  Отчего бы там ни случился разлад в теле, ответ на всё один - яга.
  Главный принцип яги - интуиция тела. Слушаешь тело и тянешься вслед за его зовом. Зовёт присесть - приседаешь; зовёт нагнуться пониже и поворачивать туловище - нагибаешься и поворачиваешь; зовёт лечь на плечи и ноги вывесить над головой - так и делаешь...
  Итак, промыл нос аккуратно. Дыханием "кузнечных мехов" тщательно выдул всю воду. Напился воды натощак, сколько влезло... Кружек здесь не нашёл - пью из золотой чаши, что стояла в волшебном шкафу. Вот уже и полегче становится. Теперь - ягой позанимаюсь!
  Очистительное дыхание: три левых, три правых, три общих. Ступенчатое дыхание: вверх и вниз...
  Пение. Семь магических звуков. Прокачка энергии из земли в небо:
  ...аааААААААаааоооОООоооОООоооОООоооуууууУУУуууумммммммммммммммммммммммм...
  С неба в землю:
  ...ммммммммммммууууууууууууооооооооооооаааааааааааааааааааааааа...
  
  Весь зал вокруг меня резонирует звуком. Как будто я не один пою, вся вселенная гудит рычащим шорохом, сотней голосов, мягким и широким тембром, резонируя во лбу и в темени, в висках и в затылке, в носу и во рту, в горле и туловище, вдоль позвоночника, в земле вокруг меня до бесконечности, в стенах и в воздухе...
  Растяжка передняя. Растяжка задняя. Растяжки в стороны. Перевёрнутые позы. Скрученные позы. Удары рук, танец с шариком. Удары ног, свободный танец силы, пять натянутых луков, скорость и медленность...
  
  Ну, вот, позанимался часика три, застрявшая в голове энергия опустилась на место, каналы соединились как следует. Снова живым человеком стал, расслабленным и бодрым. Качать мышцы и бегать по залу буду в середине дня - когда в теле происходит всплеск "материальной" силы. Заодно воздух после моих интенсивных дыханий успеет обновиться. Ведь вентиляция тут есть - только слабая.
  После завтрака - когда, судя по моим внутренним часам, пора идти в школу или на работу - решил заняться магией. Кое-что из теории я уже читал - и дома, и в библиотеке - но такие основательные учебники, как здесь, мне раньше не попадались.
  Читаю. Так, теорию можно пропустить... Ага, вот: "Использование стихийных сил, духов, амулетов и так далее"...
  "...это лишь вспомогательные средства. Поскольку, по сути своей, всякое магическое воздействие - это движение восьмого сознания"... Нет, это тоже пропускаем.

Подлинное искусство магии заключается в овладении собственным шестым умом, который у типичного ученика полон суеты, легко отвлекается любыми случайными воздействиями и в целом носит буйный, необузданный характер.
  Листаю дальше...

Каждый маг, в конце концов, сталкивается с парадоксом: с одной стороны, он должен усмирить собственное сознание. С другой стороны, подчинить это сознание он должен ему же самому - всё тому же собственному сознанию!
Именно благодаря этому парадоксу такое широкое распространение получили вспомогательные приёмы: служение богам или демонам, прожигание в энергетическом теле "стихийных каналов", управление духами, ритуальная и симпатическая магия и так далее... Суть всех этих приёмов, расцветших многочисленными "школами магии", в том, чтобы обмануть самого себя и представить "магические силы" как что-то отдельное от себя, покоряемое независимо от средоточия собственного сознания. За всей этой мишурой, со временем, почти все забыли истинную суть магии. Цена самообмана оказалась непомерно высока: вместо поиска гармонии в восьмом, Вселенском сознании...
  Ай, опять мораль пошла. Некогда. Я тут в ловушке сижу - уже, кажется, с ума сходить начинаю... Ибо чудится: темнота в дальней стороне зала постоянно шевелится. Подхожу - никого нет, только волна холода толкает в лицо. Ну ясно - подземелье, оттого и холод. В общем, почитаю пока практические советы, а с теорией потом разберусь. Если выживу.

Овладеть собственным сознанием, в конечном счёте, можно лишь ненасильственно. Развитие силы на всех доступных ученику уровнях (от минерального до человеческого), конечно, необходимо, но не должно опережать навыка сохранения общей гармонии. В противном случае, чем больше силы набирает маг, тем больше силы у неисцелённых внутренних конфликтов, растёт риск самоуничтожения...
  Это ясно всё: мне ещё дедушка говорил, что развитие магических сил зависит от способности их удержать - то есть, от гармонии и равновесия.

...и разрушения окружающей материи. Поэтому прежде всего ученику следует развить знакомство со своим сознанием, с типичными для него явлениями и закономерностями. Путём знакомства с собой, сознание:
  - перерастает привычку к излишней суете;
  - естественно развивает внутреннюю цельность и гармонию,
  - устойчивость ко внешним воздействиям,
  - спокойствие и силу.
Знакомство со своим умом развивается путём регулярного наблюдения его содержания.
Такая практика со временем приводит и к постоянной осознанности...
Как гласит древняя мудрость:
  Осознанность - лекарство от всех дурных привычек и ключ ко всем тайным сокровищам.
  Вот, наконец, и упражнения!..

Наблюдать всё, что появляется в сознании.
Превратиться в зеркало, перед которым проходят все вещи. Само же зеркало ничем не захватывается, неизменно и непоколебимо.
Стать небом, в котором плывут облака. Само же небо беспредельно, вечно и всеохватно. В небе ходят люди, в небе стоят дома, в небе качаются травинки.
Стать каплей росы на травинке - каплей, в которой отражается вся вселенная вокруг.
Капля соразмерна Вселенной.
Капля среди капель, травинка среди травинок, звук среди звуков...
  Мысли и чувства протекают по сознанию. Давление темноты и окружающего камня слабеет, тревога из груди освобождается и уходит. Мир становится прозрачным. Я вижу будущее. Вот я становлюсь великим магом, раскрываю древние тайны телепортации и путешествий в другие миры. Здесь на скале вырастает моя башня - белая, круглая, выше, чем у архимага, выше самых высоких гор в два раза. Или даже в три. Сплошь украшенная резьбой: со спирально обвивающими пилястрами, с волшебными ветвями из шевелящегося камня, с огромными белыми цветами. У подножия - лестница-мост прямо к нашему дому, на ступенях широкая дорожка из красного бархата, и чтобы под дождём не намокала и не портилась. Вокруг башни летают птицы и прекрасно поют, а на самом верху, под огромным шаром-накопителем энергии, зал ста миров. Нет, Зал Тысячи Миров. Тысячи окон и дверей: в пустыни и в леса, в горы и на морские берега, в города и в жерла вулканов...
  
   * * *
  
  Ночной дождь под утро превратился в ливень, потом сменился долгой, выносливой моросью. Натекло воды. Небо обложено тучами. Вылезать из шалаша не хочется... Но придётся: в плане работ, пока что, выходные не предусмотрены. Для сбора трав слишком мокро - значит, пойду с парнями на охоту. Вот только проснусь кааак следует, соберусь с мыслями... Вчера Храсс сказал, что мне нужно взять ученика. Ведь если со мной что случится...
  Но из десятка детей ни у кого не заметно явных склонностей к шаманскому делу. Может быть, Мара Горячее Сердце подойдёт, на крайний случай. Но она старовата - лет двенадцать, если не тринадцать; да и интересы её далеки от учёбы. Охотница, заводила в играх и танцах, певица... Однако буду присматриваться к детям, подробно говорить с ними. Может, тот младенец, что раскричался в соседнем шалаше, станет когда-нибудь нашим Проводником.
  - Тревога!
  Кричат снизу, с тропы. Хватаю палку и полуголый выбегаю под дождь. Перед тропой уже строятся наши бойцы. Встаю крайним слева. Подходит толпа дикарей. Нападают.
  Бьём их слаженно и быстро. Поскользнувшись, несколько ударов наношу из положения лёжа. Тут не до спортивных правил. Потом снова встаю, но они уже отшатнулись... Нажмём ещё немного!..
  - Хэйяааа!!!
  Отбились. Непонятно, к чему они вообще нападают?
  
  
Оценка: 3.97*15  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"