Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Материальное обеспечение систем безопасности и стратегия перевода экономики страны на инновационный высокотехнологичный путь развития

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Материальное обеспечение систем безопасности и стратегия перевода экономики страны на инновационный высокотехнологичный путь развития

Г.В.Костин, Ф.Ф.Тягунов

  
   Важнейшим и непременным условием прогрессивного внутреннего развития любого государства и его свободного существования в современном мире является наличие и устойчивое функционирование его систем безопасности. Всех без исключения и в полном взаимодействии друг с другом. В данной работе рассматривается материальная составляющая обеспечения важнейших систем безопасности, таких как:
   - общественная стабильность, которая обеспечивается уверенностью граждан в будущем, их доверием к действующей системе власти, единством стратегических интересов разных слоев общества, удовлетворенностью интересов граждан, обеспечением их личной безопасности;
   - продовольственная безопасность, которая обеспечивается 100-процентным собственным производством продуктов питания в количестве и ассортименте, обеспечивающем жизнь и здоровье граждан;
   - военная безопасность, обеспечиваемая наличием оснащенных современным вооружением, по всем характеристикам адекватных предполагаемому агрессору и имеющих высокий боевой дух вооружённых сил;
   - индустриальная безопасность, обеспечиваемая научно-производственным потенциалом, включая обеспеченность собственным сырьем и энергетикой, соответствующей мировому уровню отечественной наукой, наличием производственной базы, удовлетворяющей полную потребность страны и общества, особенно, в стратегически важной продукции и товарах, обеспечиваемая кадрами, по уровню интеллекта, образования и профессиональности соответствующими мировому уровню.
  
   Все эти важнейшие системы безопасности были обеспечены и надежно функционировали в СССР, во всяком случае, до 1985 года, т.е. до прихода к власти "пятой колонны".
   Общественная стабильность обеспечивалась единством стратегической цели - построением коммунистического общества, уверенностью граждан в завтрашнем дне, в возможности полной самореализации подрастающих поколений, высочайшим уровнем и постоянным ростом образованности и интеллекта всех слоев населения, здоровьем населения, доверием граждан к Советской власти, гарантией личной безопасности граждан и т.д.
   Это объективно и количественно может быть подтверждено сравнительными показателями мировой статистики. Достаточно обратить внимание всего лишь на три момента нашей истории. На массовый патриотизм и самопожертвование Советских граждан в периоды Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства. На гордость и всеобщее ликование первым полетом человека в космос - гражданина СССР, коммуниста Юрия Гагарина. На энтузиазм молодого поколения на стройках коммунизма и при покорении целины.
   Продовольственная безопасность полностью обеспечивалась собственным сельским хозяйством и безоговорочно подтверждалась, как снабжением армии и выживанием гражданского населения во время ВОВ, так и объективными демографическими показателями: ростом продолжительности жизни, полным соответствием объема и качества пищи медицинским нормам, отсутствием в стране социальных болезней и постоянным ростом общего здоровья народа.
   Военная безопасность обеспечивалась наличием преданной Родине Советской армии, сочетавшей в себе высочайший профессионализм офицерского состава и наличие мощного мобилизационного резерва, создаваемого путем прохождения практически всем мужским населением обязательной срочной службы и получения второй, военной специальности. Военная безопасность обеспечивалась соответствующей мировому уровню, а во многом и превосходящей этот уровень военной техникой. Наша армия имела первоклассный подводный флот и танки, соответствующую мировому уровню боевую авиацию, артиллерию и стрелковое вооружение. Имела превышающее мировой уровень стратегическое ракетно-ядерное вооружение. Всё это вместе взятое не позволяло потенциальным иностранным агрессорам даже мысли допускать о вторжении на нашу территорию и являлось основным сдерживающим фактором в попытках империалистов развязывать локальные войны и в предотвращении мировой войны с применением ядерного оружия.
   Система индустриальной безопасности была создана в Советском Союзе путем электрификации и индустриализации народного хозяйства в 1928 - 1940 годах и его модернизацией в период восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны
   В промышленности - за счет создания единых государственных систем энергетики, транспорта и связи, за счет строительства сначала ГЭС, а затем и АЭС, за счет создания комплексной системы фундаментальной и прикладной науки, за счет строительства тысяч промышленных предприятий тяжелой индустрии, оборонной промышленности и предприятий машиностроения.
   В сельском хозяйстве система индустриальной безопасности была обеспечена коллективизацией, созданием сети МТС и оснащением сельского хозяйства передовой техникой, минеральными удобрениями, научным сопровождением.
   Свидетельством индустриальной безопасности СССР может служить факт предельно успешного перевода в 1941 - 1942 годах нашей промышленности на военные рельсы. Уже к 1943 году наша страна обогнала Германию по выпуску практически всех видов вооружения, не уступающего, а во многом и превосходящего по тактико-техническим характеристикам соответствующие образцы немецкой армии. И это в условиях, когда на Германию работала вся Европа, милитаризация промышленности которой закончилась еще к 1939 году. В условиях потери наиболее промышленно развитой территории и разрушения тысяч промышленных предприятий. В условиях, когда основная масса квалифицированного мужского населения ушла на фронт.
   Высочайшую индустриальную безопасность СССР продемонстрировал в период восстановления промышленного потенциала своей европейской территории. Практически полностью разрушенные предприятия были восстановлены и запущены в считанные месяцы, а полное восстановление промышленного потенциала было завершено всего за 3 года. При этом в период с 1944 (еще полыхала война!) по 1946 год была проведена конверсия оборонной промышленности.
   После ВОВ были созданы обогнавшие Запад промышленные комплексы ракетно-космический, авиационный и атомной энергетики.
   Индустриальная безопасность в СССР не полностью отвечала требованиям времени лишь в создании и функционировании промышленности для производства предметов потребления. Отчасти по объективным причинам: необходимости подготовки к отпору империалистической агрессии, затем необходимости эту агрессию отразить и опережающими темпами восстановить промышленность группы "А", необходимости навязанной Западом гонки вооружений в послевоенный период. Однако после 1953 года создание индустриальной безопасности в сфере производства предметов потребления тормозилось стратегическими ошибками руководства страны, как в идеологической сфере, так и в народном хозяйстве, в частности, из-за внедрения в плановую экономику элементов рыночных механизмов, ликвидации МТС и передачи принадлежащей им техники колхозам в сельском хозяйстве и т.д.
   В преддверии и после контрреволюционного переворота 1991 - 1993 годов именно системы безопасности страны оказались главной мишенью, как "пятой колонны", так и мгновенно расплодившегося всевозможного ворья: иностранных "советников", дорвавшихся до власти "чикагских мальчиков", вышедшей из подполья всех мастей уголовщины, которая превратилась впоследствии в олигархов и чиновников-коррупционеров, "новых", но никак не "русских".
   О какой-либо общественной стабильности не только в России, но и во всех без исключения бывших республиках СССР, и говорить-то сейчас неприлично. "Оранжевые революции", митинги и акции протеста, организованная преступность и всепроникающая коррупция. Только около половины граждан ложью и прямым подкупом удается привлечь к голосованию на выборах, а избранные депутаты и чиновники получают в лучшем случае поддержку каждого четвертого, а то и каждого десятого из числа имеющих право голоса. Говорить о доверии к действующей системе власти или единстве не только стратегических, но и тактических интересов разных слоев общества не приходится.
   Платные системы образования и здравоохранения, разрушение реального сектора экономики, необузданный рост цен и числа олигархов, разгул рыночного произвола, морального разврата и криминала камня на камне не оставили от уверенности граждан в своем будущем. В том, что завтра тебя не выгонят с работы и не лишат куска хлеба. В том, что закончишь ВУЗ и найдешь работу по специальности. В том, что тебя не выкинут из квартиры судебные приставы за то, что тебе нечем оплатить коммунальные услуги, или криминальные аферисты потому, что ты перед ними просто беззащитен. В том, что твоего ребенка не украдут по дороге в школу, а твою дочь не изнасилуют в твоем же подъезде...
   Россия попала в продовольственную зависимость, импортируя более 50% объема и ассортимента продуктов питания. Кроме того, в стране практически отсутствует система контроля качества продуктов питания и, по меньшей мере, треть отечественных продуктов питания и около половины импортных просто вредны для здоровья.
   Разрушено сельское хозяйство, и восстановление продовольственной безопасности для России даже при принятии решительных мер представляет собой задачу неимоверной сложности.
   Военная безопасность России утеряна практически по всем составляющим.
   От Советской армии, Армии-победительницы, Армии-укротителя мирового агрессора ничего не осталось. Практически прекращена разработка новой военной техники, опережающей по тактико-техническим параметрам зарубежные образцы. Поставка новой техники, соответствующей мировому уровню или превосходящей его, производится в ничтожно малых количествах, не обеспечивающих паритет сил. Так, считается достижением поставка в авиационные соединения в течение года двух звеньев современных истребителей. В то же время в СССР выпускалось и поставлялось в армию в год до 1000 новых боевых единиц авиационной техники. Оснащение армии новыми ракетными установками "Тополь", кстати, по своей эффективности существенно уступающими разработанной еще в 80-е годы прошлого столетия БРК СС-18, растягивается на десятилетия, тогда как преимущество того или иного оружия сохраняется в редких случаях в течение 8 - 10 лет.
   Реформирование российской армии по подобию американской (гражданский Министр обороны, наемники и пр.), противоречит историческим традициям нашей Родины и огромному отечественному опыту отражения внешней агрессии.
   Американская армия создана не для защиты своей территории от внешней агрессии, а исключительно для бандитских действий на чужой территории. Наемник, воюющий за деньги, не может быть патриотом не своей Родины по определению, и без угрызений совести всегда готов перейти на сторону противника, если там заплатят больше. Гражданский военный министр пригоден только для обеспечения армии ресурсами при проведении локальных войн на чужой территории. Наша же армия, перед которой на протяжении всей истории России ставилась главная задача - защита собственной территории, - должна в военном министре иметь боевого генерала, военного стратега, наконец, а в случае начала боевых действий, готового верховного главнокомандующего.
   Переводом материально-технического обеспечения российской армии на рыночные условия были созданы великолепные условия для произрастания коррупции в её интендантском хозяйстве. Уничтожено большинство военных училищ, где готовились будущие стратеги и тактики армии. Служба в армии из почетной обязанности граждан превратилась в постыдное наказание.
   Россией подписано и ратифицировано несколько международных соглашений по разоружению, существенно нарушающих паритет сил с наиболее реальным потенциальным противником - США. Так договор СНВ-2 базируется на не имеющем смысла поиске паритета в числе ядерных зарядов. Дело в том, что у каждой стороны накоплено такое число зарядов, которое на порядки превышает необходимое для уничтожения вероятного противника, и вопрос заключается лишь в том, чем и как доставить эти заряды к месту назначения. Для нас эту задачу решает всего лишь один, ну максимум два БРК СС-18 из полутора сотен, стоявших к началу нового столетия на боевом дежурстве. Вот эта система, которую американцы назвали "Сатаной", и подлежит уничтожению по договору СН-2.
   Индустриальная безопасность России уничтожена разрушением промышленности и сельского хозяйства и соответственно переводом экономики на нефтяную иглу.
   Прежде всего, был разрушен высокотехнологичный сектор промышленности (оборонная, электронная, авиационная, отчасти ракетная отрасли) и промышленность средств производства (станкостроение, транспортное машиностроение, выпуск оборудования для нефтегазового, энергетического и металлургического производств), т.е. в первую очередь те отрасли промышленности, которые обеспечивают и поддерживают индустриальный характер экономики, ее научно-технический потенциал, отвечающий мировым стандартам. Естественно, следом настала очередь легкой промышленности и сельского хозяйства. В обоснование разрушительных действий надумывались аргументы о якобы более низкой производительности труда советского хозяйства, исчисляемой как объем продукции, полученной на единицу трудозатрат. Однако в структуре трудозатрат при этом не принимались во внимание затраты труда на парирование климатических и природных особенностей страны. А они в России значительно выше, чем в большинстве стран Запада. Если взять урожайность пшеницы во Франции за единицу, то с учетом солнечного тепла и количества выпадающих осадков урожайность ее по России - составит всего 0,19, а на территории Сибири - 0,14. Для того чтобы выращивать скот, необходимы производственные помещения. Затраты на их строительство в Краснодаре в 2 раза выше, чем в США, а в Сибири - в 4 раза. Примерно такая же пропорция сохраняется и в промышленности. Себестоимость добычи нефти в России в 6 - 7 раз выше, чем в странах ОПЕК, энергетическая цена жизни - в 4 - 5 раз дороже, чем в странах Запада. Затраты на перевозку материалов и готовой продукции в России в 3 - 4 раза выше чем в Западной Европе. Следовательно, производительность труда в народном хозяйстве Советского Союза была не менее чем в 1,5 - 2 раза выше, чем в странах Запада.
   Под иным углом зрения следует также рассматривать и так называемую "проблему пустых и наполненных прилавков", которая вменялась в вину советской плановой экономике. "Пустые прилавки" - это, с одной стороны, справедливое недовольство населения и дефицит, а с другой - свидетельство высочайшей покупательной способности населения. Только при минимальном сроке нахождения товара на прилавке (фактически: времени между производством и приобретением товара потребителем) обеспечивается эффективность использования ресурсов, т.е. рентабельность экономической модели народного хозяйства.
   Сейчас прилавки магазинов на 90, если не более, процентов завалены товарами, произведенными в Китае. От детских игрушек и рыболовных снастей до сложнейшей электронной техники. Не будем говорить о качестве и безопасности этих товаров, это разговор особый. Ограничимся экономическими категориями.
   За поступившие через границу иностранные товары страна-импортер расплачивается немедленно. Неважно из бюджета или из частного кармана. Важно, что страна-экспортер произвела товар, продала его в минимально короткие сроки и полученные деньги пустила в оборот, т.е. незамедлительно использовала их в своей экономике. А чем короче срок оборачиваемости денег, тем больше прибыль в единицу времени, тем эффективнее экономика.
   А страна-импортер? Завалила прилавки импортным товаром, которому суждено валяться там месяцы, а то и годы и... заморозила на этот срок внутреннюю оборачиваемость денежных средств. Богатеют от этого только банки, давшие кредиты на закупку импорта. Торговая сеть из-за вынужденной отсрочки продаж покрывает свои убытки, многократно взвинчивая цены, экономика страны не получает реинвестиционного ресурса, отечественные предприятия гибнут из-за отсутствия оборотных средств и невозможности реализовать свои товары в короткие сроки из-за того, что прилавки завалены аналогичным импортом.
   Так что же можно и нужно предпринять для того, чтобы прекратить падение в пропасть?
   В последние 2 - 3 года в выступлениях руководителей страны всё чаще звучат два посыла: необходимость перевода Российской экономики на инновационный высокотехнологичный путь развития и необходимость оснащения Российской армии современным вооружением. Меры не исчерпывающие и не достаточные, но многое в восстановлении экономики страны, в целом, и ее систем безопасности, в частности, решающие.
   Для жизнеобеспечения и развития Российской Федерации решение и той, и другой проблемы не просто актуально, оно, как никакое другое, определяет ее будущее. И в экономике РФ, как таковой, и в устойчивости экономики по отношению к механизмам и последствиям мирового финансово-экономического кризиса. И в сохранении, а во многом и восстановлении, политического авторитета России. В восстановлении систем ее безопасности. В конечном итоге - в эффективном решении социальных и демографических проблем российского общества.
   Нередко можно слышать, что эти две проблемы в экономическом плане - антиподы. И та, и другая требуют огромных финансовых вложений, а, следовательно - сокращения социальных программ со всеми вытекающими отсюда последствиями.
   Однако обычная логика позволяет с уверенностью утверждать обратное. Только стратегия в опоре именно на симбиоз этих двух доктрин (а не на каждую из них обособленно!), позволяет с минимальными издержками и в кратчайшие сроки преодолеть финансово-экономический кризис и приобрести устойчивый иммунитет к негативам мировой рыночной экономики. Позволяет уверенно выполнять взятые руководством страны обязательства перед населением и в ощутимо короткие сроки вывести Россию в число мировых лидеров, обеспечить ее международный авторитет и независимость от политических и экономических катаклизмов мирового сообщества.
   Дело в том, что проблема модернизации российской экономики на основе высоких технологий не может быть реализована без опоры на оборонную промышленность, без ее опережающего восстановления и использования в качестве локомотива промышленного потенциала страны. С другой стороны, без восстановления высокотехнологичной оборонной промышленности говорить об оснащении российской армии современным вооружением - полнейшая маниловщина.
   Нравится это кому или нет, но исторически наивысшие технологии рождались, совершенствовались и реализовывались исключительно в оборонной промышленности. Подавляющее число уникальных, высокоэффективных и высокотехнологичных изделий было создано в интересах военной доктрины и реализовывалось в первую очередь в вооружении. И не только в России, а во всём мире. Сначала наконечник копья для охоты на мамонта, а потом нож для разделки его туши. Сначала Миги и Фантомы, а потом Илы и Боинги. Сначала атомная бомба, а потом атомные электростанции. Сначала спутники-шпионы, а потом использование их для связи, радио и телевещания...
   К сожалению, все без исключения, предлагаемые на сегодня и намечаемые Правительством РФ на будущее меры и технологии реализации этих важнейших для будущего страны посылов, представляются не только не эффективными, но и не обеспечивающими достижение поставленных целей даже в отдаленном будущем.
   Предстоящую модернизацию реального сектора экономики модно в последнее время связывать с нанотехнологиями, появились сообщения о создании нанопроизводств. Но нанотехнологии - это узкая отрасль техники будущего. Ими надо заниматься в сфере академической и прикладной науки, в пределах научно-исследовательских лабораторий и, пока еще, узкоспециализированных производств. Но модернизировать российскую экономику в целом с помощью нанотехнологий в ближайшее время не только утопия, но и обман, и себя, и общества. Зато "проекты" нанопроизводств весьма удобны для "распиливания" бюджетных денег, чему горе-реформаторы предельно научились в процессе ваучерной приватизации и разрушения единой энергетической системы страны.
   Также утопичен проект восстановления российской науки и разработки на этой основе новейших технологий на базе любых искусственно созданных, "силиконовых долин".
   Рентабельность заводов, изготавливающих сложную наукоемкую технику, и ее эксплуатационная надежность может быть обеспечена только при крупносерийном производстве. А выпуск на специализированном авиазаводе десятка самолетов или ракетных двигателей в год - либо причуда богатого бездельника, который не знает, куда деньги девать, либо вопиющая бесхозяйственность. Эти штучные изделия обходятся на порядок дороже, чем при серийном изготовлении, и, естественно, перевооружить с их помощью армию не представляется возможным.
   То же самое с "Тополями". Происходят огромные непроизводительные затраты на штучное производство и точечное, весьма уязвимое даже для примитивных террористов, их размещение на огромной территории страны.
   Ракетно-космическая и авиационная техника ввиду своей сложности при минимальных запасах прочности и низкой ремонтопригодности из-за жесточайших требований к весовым характеристикам может быть проверена при выпуске с завода не более чем по 60 процентам своих важнейших характеристик. Поэтому надежность этой техники в основном проверяется не сдаточными испытаниями и сопутствующим им техническим контролем, а стабильностью технологических процессов на заводе-изготовителе. Эта стабильность напрямую зависит от уровня технологии и серийности изготавливаемой продукции. Дело в том, что все рабочие места и сами работники должны быть аттестованы на проведение конкретных технологических операций. Эта аттестация эффективна и надежна, если конкретное оборудование настроено на определенные строго ограниченные по числу операции, если рабочий выполняет те или иные сложные технологические приемы не реже одного раза в две недели, а число операций, закрепленных за аттестованным работником, не превышает пяти - шести.
   Такие требования обеспечиваются, например, в ракетном двигателестроении при серийности не менее 5 изделий в месяц. На Воронежском механическом заводе до 1998 года выпускалось для ракетоносителей "Союз" и "Протон" более 60 двигателей в год. За 30 с лишним лет было проведено более 1500 летных испытаний - и ни одного отказа. В последнее время завод выпускает в год от пяти до десяти двигателей, а модернизированный двигатель вообще изготавливается поштучно в опытном производстве КБ. Результат: два отказа двигателя в течение второго полугодия 2011 года. И как бы эти отказы не объясняли вполне управляемые аварийные комиссии, какие бы меры не предпринимались в пределах существующего производства, какие бы головы не снимались с занимаемых должностей, остановить аварии при существующем отношении к отечественному ракетостроению вряд ли удастся. То же и в авиации: нас уже приучили к падению и катастрофам самолетов. И эта ситуация по той же причине будет и дальше сохраняться.
   Только организация стабильного серийного производства восстановит былую надежность этой техники. А заодно и снизит в 2, а то и в 3 раза ее себестоимость.
   Реальный путь модернизации российской экономики - это опора на традиционно российские высокие технологии, возрождение на их основе предприятий и отраслей-локомотивов, а затем уже распространение высоких технологий на остальные отрасли народного хозяйства, т.е. перевод промышленности, сельского хозяйства и экономики страны в целом с сырьевого на высокотехнологичный путь развития. Другого пути не существует.
   Одновременный перевод в короткие сроки всей промышленности на высокие технологии - задача неподъемная, да и не рентабельная. На это не хватит никаких средств, произойдет их распыление, что, в конечном счете, резко снизит отдачу инвестиций, приведет к созданию многочисленных "трутней-долгостроев".
   В то же время, в стране всегда будет спрос на недорогую, привычную и вовсе не соответствующую мировому уровню продукцию. Только 30% японских товаров превосходит мировой уровень. Остальные 70% конкуренции на мировом рынке не выдерживают, идут на внутреннее потребление и с минимальными затратами вполне удовлетворяют потребности населения Японии. Такая разумная политика позволяет японцам сосредоточить внимание и ресурсы на достаточно узком спектре технических направлений и высоких технологий, обеспечивая в них неоспоримый мировой приоритет Японии.
   То же необходимо и нам. Не догонять там, где отстали, а уйти в отрыв там, где находимся впереди. В короткие сроки определить приоритетные направления и высокотехнологичные предприятия-локомотивы, лучше - отрасли-локомотивы, поставить перед ними задачи, превышающие достигнутый мировой уровень и направить в них предельно возможный объем ресурсов, финансовых, материальных, кадровых, где-то допуская минимизацию их поставок по другим направлениям. По-иному не получится. Всем сестрам по серьгам подарить можно, но только, если эти серьги будут не золотыми, а медными.
   Отдача на вложенные инвестиции в килограмм конечной продукции авиатехники в 100 раз больше, чем в килограмм автомобиля, а в килограмм авионики и ракетно-космической продукции - в 1000 раз больше. Стоит ли с учетом этого тратить инвестиции на создание конкурентоспособного на мировом рынке российского автопрома вместо того, чтобы в кратчайшие сроки восстановить наш приоритет в ракетно-космическом машиностроении?
   Стать мировым монополистом в освоении космического пространства, в том числе, в выведении на орбиты всей мировой космической инфраструктуры - задача, вполне решаемая в течение 5 лет! А автомобили? Пока закупать в той же Японии за ту долю прибыли, которая будет получена за вывод на орбиты японских спутников, обеспечивающих мировое телевидение, связь, геологоразведку и пр.
   Еще 20 лет назад стоимость килограмма выводимой в космос нашими ракетоносителями полезной нагрузки была в 3 - 9 раз ниже, чем американскими. Система "Энергия-Буран" при равной энерговооруженности и на порядок меньшей стоимости была способна вывести на орбиту в три раза большую полезную нагрузку, чем американский "Шаттл". Не имеют в мире аналогов и наши жидкостно-ракетные комплексы шахтного и морского базирования.
   Ракетно-космическая отрасль в качестве отрасли-локомотива, способная обеспечить эффективный старт перевода экономики России на инновационный высокотехнологичный путь развития, конкурентов не имеет.
   Во-первых, потому что эта отрасль на рубль капиталовложений дает предельный для промышленного производства возврат средств, не уступающий новациям в информатике.
   Во-вторых, потому что эта отрасль, как никакая другая, обеспечивает мировой авторитет и обороноспособность страны, т.е. с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки может обеспечить мировой паритет сил и модернизацию наиболее эффективного и наименее затратного сектора вооружения Российской армии. Можно напомнить, что в 50-е - 60-е годы прошлого столетия при вынужденной по политическим мотивам гонке вооружения американцы отдали предпочтения авиации, мы - ракетно-космической технике. И с большим, почти 20-летним, отрывом выиграли эту гонку. И по тактико-техническим характеристикам стратегического вооружения, и, по меньшей мере, на порядок меньшим материальным и финансовым затратам. К этому надо добавить, что все сегодняшние теле- и информационные коммуникации тоже базируются на системе спутников, выводимых на орбиты ракетно-космической техникой, а во многом и на двойных ракетно-космических технологиях.
   В-третьих, потому что нагрузка на продукцию этой отрасли растет в мире темпами, не уступающими информатике и связи, более того обеспечивает функционирование и развитие последних.
   В-четвертых, ракетно-космическая отрасль, потребляя только высоко технологичную продукцию таких отраслей, как металлургическая, химическая и электронная, является мощным катализатором их комплексного развития.
   В-пятых, потому что это - отрасль традиционных мировых приоритетов нашей страны, которые во многом сохранены и сегодня.
   Отраслями-локомотивами также могут стать оборонная, атомная и авиационная отрасли промышленности.
   В 1989 году бюджетные ассигнования на ракетно-космическую отрасль составили 6,9 млрд. руб. Это в 26 раз меньше, чем был объем незавершенного строительства, в 35 раз меньше сверхнормативных остатков материальных ценностей и в 3,5 раза меньше стоимости допущенных в 1989 году потерь зерна. Тем не менее, все поставленные перед отраслью задачи были выполнены как в области обороны и космических исследований, так и в обеспечении народного хозяйства высокотехнологичными изделиями гражданского назначения.
   Только для ТЭК на предприятиях космической отрасли в течение 1988 - 1990 годов было освоено 1420 видов оборудования. Треть его превосходила по своим эксплуатационным характеристикам зарубежные аналоги, остальное им не уступало. А сейчас на закупку за рубежом оборудования, обеспечивающего добычу, транспортировку и переработку нефти, тратится около 40% ее экспорта.
   В целом в 1990 году отрасли военно-промышленного комплекса, имея удельный вес импортного оборудования 17,9% при среднем по стране 22,2%, потребляя всего 9,8% стального проката, выпустили 15% металлорежущих станков, 32,4% установок для добычи нефти, 86,4% бытовых газовых и электрических плит, 92,7% холодильников, 85% вычислительной техники, 100% фотоаппаратов, видео и телевизионной техники. Более 40% этой продукции было экспортировано, что подтверждает ее конкурентоспособность на мировом рынке.
   Но рентабельной и конкурентоспособной на мировом рынке может быть только продукция, созданная в минимально короткие сроки и освоенная в серийном или крупносерийном производстве.
   Поэтому, можно сокращать номенклатуру задач, но необходимо не жалеть и предельно концентрировать средства на разработку новых изделий, обеспечивая высочайший уровень их технических характеристик и минимальные сроки создания, а далее - организацию их серийного и крупносерийного производства.
   Конкретная реализация рассмотренных задач предполагает:
   1. Разработку и проведение мероприятий, обеспечивающих в течение ближайших 5 лет увеличение ежегодных инвестиций в локомотивные отрасли промышленности и предприятия-локомотивы по сравнению с планами на 2011 год в 2,5 - 3 раза, а по некоторым предприятиям и объектам и в 10 раз.
   2. Модернизацию в течение 2 - 3 лет научно-экспериментальной базы и производственных мощностей предприятий-локомотивов, обеспечивающую выполнение поставленных перед ними задач.
   3. Корректировку законодательного поля Российской Федерации с целью обеспечения эффективной работы предприятий-локомотивов и предельно целевого использования всех видов выделяемых им ресурсов.
   4. Модернизацию производственных мощностей всего народного хозяйства за счет распространения высоких технологий, разработанных в отраслях-локомотивах, и за счет средств, полученных в результате их работы.
   Несмотря на очевидную эффективность и необходимость предложенных мер, вряд ли правящий в России режим решится на их реализацию. Потому, что это в корне меняет либеральную парадигму его существования. Потому, что в вертикали исполнительной власти практически нет профессионалов-управленцев, способных эти меры реализовать.
   Для восстановления в полном объеме и в короткие сроки систем безопасности необходимо повернуть страну на бескомпромиссно социалистический путь развития, вернуть плановую экономику. На первом этапе перейти на планово-управляемую двухуровневую модель развития, с постепенным переходом на одноуровневую социалистическую модель развития.
   Это однозначно следует из анализа экономических моделей развитых и развивающихся стран мира, следует из точных расчетов [1], это, наконец, подтверждает исторический опыт Советского Союза и Советской власти.
   Какие же первоочередные шаги нужно предпринять после восстановления Советской власти?
   1. Немедленное отстранение от власти политических сил, которые олицетворяют криминально-олигархический компрадорский режим, активно проводивший подрывные реформы в стране. Создание на переходный период коалиционных органов управления (Совет Науки, Труда и Обороны) с учётом рекомендаций политических и общественных организаций левой ориентации, обеспечивших революционные преобразования в стране.
   2. Полное прекращение в стране либерально-демократических реформ, исправление ситуации во всех базовых сферах народного хозяйства. Отмена вступления России в ВТО.
   3. Создание единого народнохозяйственного комплекса и обеспечение государственного планирования и централизованного регулирования всего общественного производства и распределения совокупного продукта с широким использованием АСУ на всех уровнях управления.
   4. Воссоздание Госплана, Госснаба, Госстандарта, Госкомцен и ведущих промышленных министерств, Министерства внешней торговли.
   5. Введение государственной валютной монополии, обеспечение независимости государственной финансовой системы от международного капитала, исключение из ее деятельности коммерческой составляющей.
   6. Принятие мер для возврата в страну капитала частных лиц из-за рубежа. Введение государственной монополии на внешнюю торговлю. Принятие пакета законов о ренте на природные ресурсы. Введение прогрессивной шкалы таможенных пошлин на импортные товары с целью обеспечения интересов отечественных производителей. Восстановление управления ценами и рентабельностью.
   7. Национализация земли, недр, банков (включая Госбанк России), внешней торговли, сырьевых объектов стратегического значения, систем энергетики, магистрального транспорта, связи, организаций науки, предприятий оборонной, атомной, космической, авиационной, кораблестроительной промышленности и других предприятий высоких технологий.
   8. Объявление локомотивами возрождения народного хозяйства национализированных отраслей традиционного российского приоритета (атомная, космическая, авиационная, оборонная) и иных сохранившихся предприятий высоких технологий. Постановка перед ними важнейших народнохозяйственных задач, в том числе оснащения других отраслей промышленности и выпуск импортозамещающего оборудования. В обеспечение реализации этих задач предприятиям-локомотивам выделяются ресурсы, обеспечивающие темпы роста, в 3 - 10 раз превышающие средние по стране. В переходном периоде поддерживается процесс корпоратизации (отраслевого структурирования) экономики, способствующий концентрации людских, финансовых и материальных ресурсов на ключевых направлениях восстановления и развития народного хозяйства, в том числе - создание агропромышленных корпораций, включающих в себя сельхозпроизводителей, перерабатывающие предприятия, машинные станции, строительные и торговые организации, ремонтные мастерские, транспорт и базы хранения.
   9. Прекращение строительства непромышленных объектов финансово-посреднической направленности. Ранее построенные подобные здания переоборудуются под объекты, обслуживающие реальное производство, науку, образование, здравоохранение, общую культуру.
   10. В сырьевом комплексе осуществление резкого увеличения изыскательских и разведочных работ, восстановление нерентабельных с точки зрения рыночной экономики месторождений (но необходимых для собственного жизнеобеспечения страны) и обеспечение переработки сырья отечественными предприятиями на отечественном оборудовании. Реструктуризация промышленности для перехода от сырьевого экспорта к экспорту готовой продукции.
   11. Восстановление и развитие собственного сельскохозяйственного производства. Поддержка государством всех сельскохозяйственных производителей, независимо от форм собственности, при условии эффективного использования земли, основных фондов и финансов. Восстановление паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
   12. Устранение посредников в снабжении населения сельскохозяйственными продуктами, медикаментами, изделиями промышленности, в строительстве жилья, в поставках теплоэнергии и т.п.
   13. Восстановление Единой энергетической системы страны, инфраструктуры добывающих отраслей промышленности, инфраструктуры села, единой системы авиаперевозчиков в стране в рамках Аэрофлота.
   14. Обеспечение эффективного взаимодействия российской науки со сферой производства с целью энергичного развития наукоёмких высокотехнологичных его отраслей и поэтапного увеличения вклада научно-технического прогресса в прирост социалистической экономики страны. Вывод в течение обозримого будущего её в лидеры социально-экономического прогресса.
   Восстановление материально-технической базы научных центров за счёт перевода их на полное государственное обеспечение. Увеличение капитальных вложений в эту наиболее рентабельную отрасль народного хозяйства до среднего уровня затрат на науку в большинстве технологически развитых стран, а заработной платы научным работникам - до уровня, который считается достойным в обществе и может быть привлекательным для молодёжи.
   15. Восстановление системы государственного бесплатного начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающей адресный выпуск отечественных специалистов с учётом требований промышленности и всего народного хозяйства. Стимулирование роста числа специалистов и учёных в области высоких инновационных технологий.
   Расформирование частных учебных заведений. Подготовка в центре и в регионах кадров для общественного самоуправления населения.
   16. Воссоздание бюджетных федеральных, региональных, муниципальных специализированных медицинских учреждений. Восстановление в полном объёме системы бесплатного здравоохранения и фармакологии по рецептам врачей. Восстановление бесплатной системы обязательной профилактики и диспансеризации населения, обязательного медицинского сопровождения и обеспечения материнства и детства.
   17. Разработка и запуск в действие федеральной, региональных и муниципальных программ строительства социального и сдаваемого в аренду жилья. Предоставление для индивидуального строительства всем желающим гражданам бесплатно земельных участков в местах, где с точки зрения государства есть потребность в повышении численности населения. Организация массового строительства бесплатного жилья за счет бюджетного финансирования. Создание в ЖКХ непосредственно в жилых кварталах энергетических и тепловых комплексов, использующих в качестве производителей тепловой и электрической энергии газотурбинные установки российского производства.
   18. Организация оснащения российской армии современным вооружением отечественного производства.
   19. Создание Государственной комиссии по выработке мер противодействия экспансионистским устремлениям в отношении России иностранных государств или их блоков, претендующих на мировое господство.
   20. Разработка на случай реальной угрозы нападения каких-либо стран на Россию проекта компьютерных сетевых атак (в частности, через Интернет [2]) на информационно-коммуникационные системы стран-агрессоров, способных парализовать управление военной, экономической и финансовой инфраструктурой противника.
   В дальнейшем, по мере развития социалистической экономики и эволюции её в коммунистическую, которая, как можно предполагать, будет осуществляться в условиях глобального перехода к ней всех или большинства стран мира, острота вопросов безопасности отдельных стран будет снижаться. Возникнет система планомерного пропорционального развития и взаимопомощи народов, как в региональном, так и во всемирном масштабах. Наука откроет новые возможности преобразования природных ресурсов в продукты питания и другие предметы потребления, а также поддержания здоровья всех людей планеты [3]. Исчезнет социальное неравенство стран и народов и деление людей по каким-либо признакам на антагонистические группы.
   Вследствие исчезновения классового неравенства людей и экономического неравенства народов, как источника паразитирования и устремления к подчинению "слаборазвитых" стран со стороны "высокоразвитых", исчезнет и военная опасность. В условиях, благоприятных для полного и всестороннего развития людей, приобретут приоритетное начало их устремления к творческому созиданию рукотворной среды своего обитания, гармоничному взаимодействию с миром окружающей неживой и живой природы и переориентированию предпринимаемых мер безопасности на предупреждение катаклизмов техногенного и чисто природного характера.
   И тогда безопасное восприятие жизни станет всеобщим естественным состоянием всех людей планеты Земля.
  

Литература

   1. Костин Г.В., "Экономика как система". - Воронеж, 2008.
   2. Программа (проект) Объединенных патриотических сил "Будущая Россия". - М., 2011 - htpp//: sovet-naroda.ru?programma...patrioticheskikh...
   3. Арменский А. Е., Кочубей С. Э., Устюгов В. В. Экономика устойчивого развития. Прорывные идеи и технологии. - М., 2009.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"