Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Вера или убеждение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Отождествление коммунизма с верой построено, по-видимому, на омонимии слова "вера". Когда мы говорим "вера в бога", то понимаем религиозную веру в сверхестественное существо. Но когда говорим "вера в светлое будущее человечества - коммунизм", то имеем в виду научно обоснованное предвидение реальной жизни людей в реальном мире. Во втором случае слово "вера" используется как синоним слова "убеждение".
  

Вера или убеждение?

   В последнее время апологеты религиозного мировоззрения, чтобы сбить с толку и перетянуть в свои ряды обывателя, запустили в обращение провокационную тезу о том, что коммунизм это такая же вера, как и религия. Как по команде, её подхватили буржуазные СМИ, а с учебных кафедр, особенно платных учебных заведений, используя примитивный софизм, основанный на омонимии слова "вера", "школяры" от философии - продажные преподаватели. Но так ли это?
   Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение (постижение) мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - "земной", естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - "небесный", сверхестественный, сверхчувственный.
   Формирование искусственного мира (теоретического, художественного и т.п.) характерно для людей. Специфика религии - в особом характере ее "второго" мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Внешней формой проявления этой веры служит культ служения божеству (от лат. cultus - уход, почитание) как совокупность сложившихся обрядов, молитв, заклинаний, не подлежащих сомнению догматов.
   Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Их наиболее ранними формами являются магия (колдовство, волшебство), тотемизм (отождествление людей с определёнными видами животных и растений), фетишизм (вера в изваяния, амулеты, талисманы, мощи, иконы, якобы обладающие сверхестественной силой), анимизм (вера в переселение душ, в приведения, в духов). Историческими Формами религии считаются племенные религии (с подачи иудейских книжников их окрестили общим названием "язычество". Иудаизм, в этом смысле, также относится к "язычеству"), национально-государственные (этнические) и мировые.
   Как правило, религии предполагают наличие высших существ (совокупности богов или одного бога), которые создают мир и управляют им по своей воле. В индуизме - это Вишну или Шива и их воплощения, в иудаизме - Яхве, в христианстве - святая троица (бог-отец [тот же Яхве], бог-сын [Иисус] и бог-дух святой), в исламе - Аллах и т.д. и т.п., и пр.
   Наука даёт несколько толкований происхождению и утверждению в сознании людей понятия "бог". Это либо обобщенный образ предков, либо отдалённый во времени образ отца - родоначальника племени, либо мифологически сформированный образ героя культуры данного племени или народа (например, герой эпоса). Французский философ К. Гельвеций (1715-1771) в своём сочинении "Об уме" (1758), которое было сожжено по распоряжению тогдашнего французского парламента как опасное для религии и государства, сюда же относит и первого национального законодателя.
   Религия божества не всегда связана с его почитанием. У ительменов (Сибирь) бог Кутх подвергался поношению за то, что плохо устроил мир.
   Переход от единобожия к многобожию и наоборот происходил в истории человечества по мере интеграции племён и образования фратрий (братств), народностей и наций, что, в общем-то, являлось объективной исторической закономерностью. Все племена, а затем и народы в своём культурном развитии проходили через стадии формирования племенных и далее национально-государственных религий. При добровольном объединении племён происходило и объединение на паритетных началах их богов в пантеоны, при этом один из богов (из наиболее сильного или наиболее культурно продвинутого племени) признавался главным. Классический пример тому - пантеон греческих богов. При принудительном объединении, например в результате захватнических войн, победитель мог диктовать свою волю побеждённому, в том числе и относительно признания своего божества в качестве главного и даже единственного. Фактически такое явление и произошло в начале 4 века в Римской империи после прихода к власти в результате вооружённой борьбы Константина - праправнучатого племянника Иисуса. Иногда принятие чужого бога происходило по культурному невежеству или в силу матримоньяльных соображений. Примером последнего может служить принятие христианства князем Владимиром в обмен на руку византийской царевны Анны в 10 веке.
   В общем, культура, опирающаяся на религиозное мировоззрение - это культура уходящего (прошлого) времени. Передовым же краем современной культуры является наука, и построенное на её основе философское или научное мировоззрение, которое лежит в основе научного предвидения будущего.
   Коммунизм (от лат. communis - общий), общее название различных концепций, в основе которых - отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса коммунизм - общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своём развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом (Новый энциклопедический словарь. - М., 2006, с. 541).
   Первобытно-общинный коммунизм возник и существовал стихийно, когда господствовал ручной труд, а средства производства (земля) и орудия труда (камни и палки и пр.) являлись достоянием всех соплеменников. Распределение, обмен и потребление произведенных продуктов носили характер примерного равенства, отвечающего, согласно Марксу, коммунистическому принципу: "От каждого по способностям - каждому по потребностям".
   Утопический социализм и коммунизм как социально-экономическое учение возник в 15 веке, когда английский гуманист, государственный деятель и писатель Т. Мор (1478-1535) написал книгу "Утопия", содержащую описание идеального строя в фантастической стране Утопии, где нет частной собственности, производство и быт обобществлены, труд является всеобщей обязанностью, а распределение благ осуществляется по потребностям.
   Дальнейшее развитие это учение получило в период 17 - начало 19 веков.
   В 17 веке итальянский монах Т. Кампанелла (1568-1639) написал книгу "Город Солнца", в котором описана идеальная община. Труд в ней длится 4 часа в день, детей воспитывает государство.
   В 18 веке Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) доказывал в своих произведениях, что главный источник экономических и социальных бед - концентрация собственности в руках немногих и предлагал насильственное устранение несправедливости.
   Швейцарский экономист Сисмонди (1773-1842) видел в политической экономии науку о совершенствовании социального механизма ради счастья людей. Ввёл понятие "пролетариат" как неимущего угнетённого слоя работников.
   Французский мыслитель Сен-Симон (1760-1825) пропагандировал общество "индустриалов" (отсюда могло возникнуть название "индустриализм" для общества Будущего как альтернатива названию "коммунизм") с обязательным трудом, единством науки и производства, научным планированием хозяйства, справедливым распределением общественного продукта.
   Французский учёный Ш. Фурье (1772-1837) считал первичной ячейкой будущего гармоничного общества "фалангу", в которой сочетаются промышленное и сельскохозяйственное производство. Труд в этом обществе должен стать потребностью и наслаждением, а противоположность между умственным и физическим трудом исчезнет (ну, чем не современное компьютеризированное производство!).
   Англичанин Р. Оуэн (1771-1858) назвал будущее общество коммунизмом. В нём предлагал создавать "посёлки общности труда и сотрудничества", лишённые частной собственности, классов, эксплуатации и других антагонизмов. Сделал попытку создать коммуну на прядильной фабрике, где работал управляющим, окончившуюся, правда, неудачей.
   К сожалению, взгляды социалистов-утопистов не имели под собой теоретической основы и поэтому не были строго обоснованы.
   Теория научного социализма и коммунизма связана с именами Маркса, Энгельса и Ленина.
   К. Маркс в своём главном труде "Капитал" проанализировал капиталистическую систему хозяйствования, выявил двойственную природу труда и сделал вывод о том, что при капитализме труд затрачивают в основном рабочие, а результаты труда в виде прибавочной стоимости присваивают капиталисты, что является эксплуатацией наёмного труда. Устранение капиталистов устраняет присвоение чужого труда.
   К сожалению, концепция социализма по сравнению с политэкономией капитализма в трудах Маркса разработана слабо. Маркс ввёл понятие общественно-экономической формации, в основе которого лежит диалектическое соотношение производительных сил (люди, участвующие в производстве; орудия и средства труда) и производственных отношений (главной и определяющей стороной которых является отношение собственности по поводу орудий, предметов и средств труда). Он сформулировал закон взаимоотношения этих фундаментальных сторон общественного производства, согласно которому характер производственных отношений определяется уровнем и характером развития производительных сил. Используя этот закон, а также философские законы диалектики, Маркс описал историческое развитие общества от первобытно-общинного строя до коммунизма. На разных ступенях общественного производства возникают разные формы производственных отношений. При первобытно-общинном строе, как сказано выше, средства производства (земля) и орудия труда (камни и палки) являлись достоянием всех соплеменников распределение, обмен и потребление произведенных продуктов носили характер равенства. После распада первобытно-общинного строя, когда тем или иным способом произошла узурпация средств производства, орудий труда и физическое (рабство), юридическое (феодализм) или экономическое (капитализм) подчинение людей, участвующих в производстве, сам труд, а также распределение, обмен и потребление произведенных продуктов принял характер неравенства. Таким образом, произошло диалектическое отрицание равенства неравенством. Дальнейшее развитие производительных сил человеческого общества в соответствии с законами диалектики, согласно Марксу, должно с неизбежностью привести к обобществлению средств производства и орудий труда (этот процесс мы наблюдаем в настоящее время как в масштабах отдельных регионов, отдельных стран, так и в мировом масштабе - международные корпорации). Вслед за этим должно произойти и изменение характера труда, а также распределения, обмена и потребления произведенных продуктов от неравенства к примерному равенству (и эту тенденцию можно наблюдать в странах Западной Европы в виде снижения разницы в доходах между богатыми и бедными слоями населения величиной от 10:1 до 5:1, не говоря уже об опыте Советского Союза, где это отношение не превышало величины 4:1) с постепенным возвращением к принципу "От каждого по способностям - каждому по потребностям". Таким образом, произойдёт второе диалектическое отрицание в производственных отношениях от неравенства к равенству или отрицание отрицания.
   Иными словами, в основе теории общественного развития Маркса лежит не вера в потусторонний мир, а объективные законы развития, подтверждаемые жизнью. В этом и состоит принципиальное различие между религиозным раем, не имеющим предыстории в реальном мире людей и коммунизмом, возникновение которого предопределено всем предшествующим ходом исторического развития человечества.
   Надо опять заметить, что в завершённом виде теорию научного социализма и коммунизма не удалось разработать ни Марксу, ни его последователям. Главным достижением теории научного социализма и коммунизма на сегодняшний день является формулирование социалистических принципов:
   - общественная собственность на средства производства;
   - отказ владельцев капитала от присвоения прибавочной стоимости;
   - равная оплата за равный труд;
   - всеобщая и полная занятость;
   - от каждого по способностям - каждому по труду;
   - ведение хозяйства страны по единому плану.
   Однако до конца реализовать эти принципы по известным причинам не удалось ни в СССР, ни в других социалистических странах.
   Но не будем отчаиваться, ибо "коммунизм - это истинное счастье всего человечества" (Маркс), он "вырастает из всех сторон общественной жизни, ростки его есть решительно повсюду... Жизнь возьмёт своё" (Ленин). И, будем надеяться, что наши дети и наши внуки будут лучше и умнее нас. И они по достоинству оценят слова Маяковского: "Коммунизм - это молодость мира, и его возводить молодым!"
  
   Феликс Тягунов, Москва
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"