Тянь-Шаньский Семен Семенович: другие произведения.

Путь Нео - путь шамана

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Культурологическое эссе на темы "Матрицы"

  По словам Славоя Жижека, словенского философа, "Матрица" это вроде теста Роршаха для философов. В ней каждый философ сможет без труда отыскать милые сердцу идеи и концепции. Это и понятно: фильм можно деконструировать, или, если угодно, "декомпилировать" бесконечно. Я насчитал около десятка книг и сборников статей, вышедших на западе за последнее десятилетие и посвященных "Матрице". Некоторые переведены и у нас. В основном они посвящены, конечно, первому фильму трилогии: именно он произвел наибольшее впечатление своей оригинальностью и концептуальностью как у наивных зрителей, так и у интеллектуалов. Однако, как вы поймете после этого доклада и после просмотра документального фильма "Возвращаясь к источнику", вторая и третья "Матрицы" не менее, а то и более глубоки и символичны. Что ж, я тоже попался на этой занятной игре и предлагаю вам свой ответ на вопрос: в чем был смысл жизни Нео. Ответ не только с точки зрения философии, но и мифологии и антропологии. Точнее, я проведу параллель между путем Нео и путем традиционного шамана.
  Оговорка "традиционного" не случайна. В последнее время появились многочисленные неошаманы, или городские шаманы, которые в 99 случаях из 100 просто профанируют все аксиомы и традиции шаманизма. Поэтому я буду опираться исключительно на традиционное сибирское шаманство, которому посвящены несколько замечательных исследований, а так же привлекать капитальный труд Мирчи Элиаде "Шаманизм: архаические техники экстаза". Мой доклад будет сопровождаться скриншотами из фильма, которые помогут вам вспомнить, о чем я говорю. Итак, в следующие полчаса мы вслед за Нео пройдем полным опасностей и трудностей путем традиционного шамана. Путем уникальным, ибо кроме шаманов его не проходит никто.
  Впервые мы застаем Нео спящим. Это буквальное указание на то, что все мы, подключенные к Матрице или живущие на обычной Земле, не пробуждены. В лучшем случае мы можем видеть сны о других мирах, но побывать там наяву - не в состоянии. Нужен зов. Зов оттуда. Зов из мира духов. Для традиционного шамана, как, впрочем, и для всех его соплеменников, существование духов и потустороннего мира не требует доказательства. Духи вокруг. Они насылают болезнь и смерть, сулят удачу и богатство, управляют природными явлениями и служат посредниками между людьми, их предками и верховными богами. Особую категорию духов составляют души прежних шаманов. Именно они являются некоторым людям, чаще всего во сне, и призывают вступить на путь шамана. Как именно выбирают они будущего шамана - неважно. Важно, что этот выбор происходит помимо желания этого человека быть или не быть шаманом. Шаманом нельзя выучиться. Но от шаманства нельзя и отказаться. Известно множество случаев, когда молодежь, не желая покидать родных, скрывала факт своего шаманского призвания. В конце концов, они всегда сильно заболевали, их нескончаемо трясло в припадках, так что выбор был один: или умереть, или начать камлать.
  В существовании "духов" в мире Матрицы мы убеждаемся так же очень быстро. Когда Троица (Тринити) демонстрирует нечеловеческую скорость и сноровку, мы уже что-то подозреваем, но когда агент неведомо как запечатывает рот Нео, сомнений не остается. Собственно, сам фильм начинается с закадрового - пока падают зеленые символы Матрицы - разговора Троицы и Сайфера, двух духов-шаманов, оберегающих будущего шамана Нео. Вскоре мы узнаем, что в Матрице присутствуют два типа духов - злые и благожелательные. Первые - это агенты или программы типа Меровинга, вторые - это повстанцы вроде команды Морфеуса или другие программы, типа Пифии. Обычные люди в Матрице - полные статисты, что и понятно. Ведь Матрица - это аналог нижнего мира, ада, где живут духи, а люди лишь отбывают свой рок - в вечном сне и вечном неведеньи. К слову, именно в нижний мир традиционные шаманы путешествуют чаще и охотнее всего. Вверх, в мир богов вхожи только очень сильные шаманы, по очень крайней надобности и с великой опасностью для себя.
  Но мы забежали вперед. Итак, Нео слышит зов и хочет следовать ему. Его поведение - типично для всех кандидатов в шаманы. Давайте сравним цитату из Мирчи Элиаде "Кандидат становится задумчивым, ищет одиночества, видит пророческие сны, иногда с ним случаются припадки" и слова Троицы, обращенные к Нео: "Я знаю, почему ты не спишь, почему живешь один и почему, ночь за ночью, ты сидишь перед компьютером." Теперь Нео предстоит пройти инициационную смерть, переродиться и обрести шамана-учителя. По свидетельству Элиаде в этом сходятся все шаманские традиции: кандидаты переживают поистине мученическую смерть, их режут, сжигают, полностью снимают плоть с костей, выкалывают глаза и т.д. Затем, чаще всего в беспамятстве, они получают новую плоть, новые органы, новые глаза. Смерть завершается перерождением. Конечно, в нашем мире все это испытывается кандидатом экстатически, под влиянием наркотиков, гипноза и транса. Но Нео, как вы помните, пришлось пройти все это взаправду. Диалог между Нео и Морфеусом: "Глазам больно. - Ты впервые ими смотришь" - завершает шаманскую инициацию Нео. Впереди - время учения.
  Надо сказать, что в нашем мире шаман-неофит обучается от двух источников: непосредственно от своего учителя-шамана и от нескольких духов-покровителей, которые и избрали его. Они являются к нему во сне или экстазе, и как бы ведя за руку, показывают устройство мира, рассказывают о новых возможностях, предупреждают об опасностях. Без их помощи никто никогда настоящим шаманом не станет - в лучшем случае простым эпилептиком. В обучении Нео главную роль сыграли три его "духа-покровителя": Морфеус, собственно его учитель, Троица и Пифия. Когда-нибудь, в другом докладе, я расскажу о чрезвычайно занимательной нумерологии "Матрицы", которая основана на неоплатонической диалектике единицы и тройки, пока же отмечу главную ее мысль. Единица, Единое, не станет самим собой, пока не пройдет через испытание и искус множественности, которая чаще всего представлена триадой. На этапе обучения Нео три эти духа-помощника очень важны. Затем, став Великим шаманом, он откажется от их покровительства.
  Впрочем, прежде чем стать Великим шаманом, Нео сначала нужно стать просто шаманом, то есть пройти Посвящение. Нужно доказать, что ты познал законы нижнего мира (о верхнем речь пока не идет) и способен справляться с враждебными духами. Посвящение в традиционном шаманизме - это, как правило, долгий (иногда 3 дня и больше), утомительный ритуал, в течение которого шаман находится почти в непрерывном трансе, заходит в своих духовных путешествиях необычайно далеко, общается с доселе невиданными духами и получает самые последние наставления - как сделать свой бубен, как изготовить свой шаманский наряд и т.д. Хотя эти путешествия опасны, обычно они не венчаются смертью и перерождением, как во время инициации. В случае с Нео ситуация в целом схожая. Нео пускается в долгий квест по Матрице: проникает в самое логово врага, не раз вступает в бой с агентами, бежит от них и снова сражается, все лучше и лучше понимая самую суть Матрицы, все уверенней управляя ею. Его смерть и воскресение в контексте шаманского Посвящения можно трактовать как свидетельство необычайной силы и значимости этого Посвящения. Словно уже тут Нео демонстрирует свои задатки будущего Великого шамана, что нельзя назвать случайным, если вспомнить, что далеко не каждый шаман впоследствии становится Великим. Более того, исследователи сибирского шаманизма в начале 20 века с сожалением констатировали тот факт, что ни одного Великого шамана не появлялось в этом регионе уже более ста лет. Нет их тем более и сегодня.
  Что характеризует полноценного шамана, так это изменившиеся отношения с духами. Из их ученика он превращается в равного им. Он сам становится духом, что символически закрепляется в женитьбе на духе противоположного пола. Для традиционного шамана его "небесной женой" обычно становится мать-зверь, хозяйка родового дерева душ и т.д. В духовной и даже физической связи с ней он обретает космическую целостность первопредка-андрогина. Именно в этом аспекте и ни в каком ином нужно рассматривать любовь между Нео и Троицей. Никаких романтических соплей! На определенном этапе эти двое стали одним, поэтому-то они оба оставались живы, пока жив был хоть один. В этом смысл и разгадка сначала воскрешения Нео Троицей, а затем Троицы Нео. Но как только Нео прошел и этот этап, достиг нового понимания сути вещей, Троица оказалась ему более не нужна. Воскрешать ее не потребовалось. И здесь не место по-человечески ограниченным моральным оценкам: шаман никогда не действует от себя и для себя лично, но всегда следуя космическим законам и путям вселенской судьбы.
  Однако, чтобы этим путям следовать, их нужно знать. Знание, ведение - это самая существенная характеристика шамана. Важно понимать, что традиционный шаманизм - ни разу не религия. Шаману не нужно ни во что и ни в кого верить, ему достаточно точно знать. В этом шаманизм ближе к магии, с той лишь разницей, что маг пытается изменить окружающий его мир, пользуясь силами миров потусторонних, шаман же экстатически действует именно в иных мирах, а изменяет наш мир постольку-поскольку. Но вполне допустимо шамана назвать магом, действующим в трансе, сне, экстазе. Финал "Перезагрузки" раскрывает нам именно такой смысл случившегося с Нео: он останавливает атакующих "стражников", впадая при этом в транс, подобный тому, в какой нужно войти, чтобы подключиться к Матрице. Но только на сей раз Нео не понадобилась услуга оператора. Он вступил на путь непосредственного знания.
  Вообще, обращал ли кто из вас на разительную разницу между первой "Матрицей" и второй? В конце первой Нео как никогда уверен в себе и всемогущ. От него разбегаются агенты, он сулит "новый дивный мир", в котором будет возможно все. И что же? Всю вторую "Матрицу" он ходит сам не свой, полный вопросов, но неимеющий ответов. В чем его предназначение, что ему делать, кто друг, а кто враг? У него достаточно силы, но не хватает знания. Неведение становится его самым страшным врагом. Неведение, принявшее форму "нового" Смита. Таким образом обретение знания и победа над Смитом будет означать новый этап пути Нео. Последний и самый важный. Но когда я говорил, что далеко не каждый шаман становится Великим, я подразумевал еще и то, что для этого становления уже нет никакого видимого ритуала, никакой традиционной церемонии. Просто шаман исчезает из поля зрения людей на несколько лет, а когда появляется, всем становится ясно, что перед ними - Великий шаман. Что делал он, какими путями ходил, в каких мирах бывал, с какими духами сражался, - о том он никогда не говорит, и лишь косвенно можно догадываться, слушая, как рассказывает он старые мифы о богах и великих духах и понимая, что на этих рассказах лежит печать его личного переживания и участия. Нам, зрителям "Матрицы", в этом смысле проще, ибо создатели фильма с помощью компьютерных эффектов довольно ясно дают нам увидеть новое преображение Нео. Преображение в Великого шамана.
  Вспомним, как Нео видел Матрицу. Как непрерывную сеть падающих зеленых символов. Их можно было читать, то есть знать самую суть этого мира, не отвлекаясь на те фантазмы, которыми он скрывал себя. Космологически, Матрица - это нижний мир, мир духов. Человеческий мир, мир Сиона - это традиционно средний мир. Выше лежит мир богов, мир тех оранжевых потоков энергии, которые увидел Нео за фантомным фасадом т.н. "мира машин". И Нео, несомненно, научился читать и эти новые, божественные символы. Когда после выхода первого фильма трилогии некоторые - частично в шутку, частично всерьез - предполагали, что мир Сиона может оказаться новым уровнем Матрицы, они даже не подозревали, насколько были близки и одновременно очень далеки от истины. Конечно, жителей Сиона уже нельзя "отключить" от их реальности, как это можно сделать со спящими в Матрице, но это еще не значит, что их реальность - окончательная и абсолютная. Машины - создания из металла и кремния - оказываются еще одной пеленой на глазах того, кто слишком верит показаниям своих органов чувств. "Самое главное глазами не увидеть", как писал один классик. Необходим новый орган зрения - непосредственное знание. Знание, не ограниченное расстояниями и сроками, пространством и временем. Но одномоментное знание всего, что было, есть и будет. Короче, знание судьбы. И Нео обрел это знание. Хотя ему и пришлось пожертвовать для этого своими глазами, подобно скандинавскому богу-шаману Одину, отдавшему свой глаз за напиток мудрости и провисевшему девять дней у источника трех миров.
  Мне меньше всего хочется превращать свой доклад в солянку, поэтому придется избежать подробного рассмотрения многих тем, затронутых в трилогии. Это касается нумерологии, космогонии, символического симметризма "Матрицы". Это касается и теории судьбы. Если предельно схематично, то для традиционного шамана, Великого шамана, его личная судьба замещается судьбой космической, отождествляется с нею. Теперь любые действия такого шамана - это действия космического масштаба, но поэтому же - они отнюдь не "любые". Всякий может сдвинуть крутящуюся юлу, но попробуйте пошатнуть хоть на микрон гиганский, вращающийся с невероятной скоростью маховик. Воплощающий в себе высшую необходимость и высшую неизбежность бытия, Великий шаман находится у истоков всего, при источнике сущего. Более того, он сам - этот источник, дающий начало и отсчитывающий конец всякому и каждому, от космических циклов до судеб смертных. Его главная задача - чтобы ничего не прешло, но и ничего не длилось вечно. Он - та ось, вокруг которой вращается неподвластный ничьей воле маховик вселенской судьбы.
  Теперь вы понимаете, почему третья "Матрица" называется "Revolutions", что нужно переводить, конечно же, не как "революциЯ", но как "ре-волюциИ", то есть "обороты, циклы". В этом же ключе нужно трактовать и последние слова Нео, обращенные к Смиту: "Ты был прав, Смит. Это неизбежно". Вроде бы парадокс, но так и должно быть: знание всех законов Вселенной - это знание неизбежности этих законов, в которых не изменить ни атома. Пришедший к такому Знанию, Нео стал един с любым его проявлением, любым из него следствием, в том числе и Смитом. Однако это единение, как можно было и ожидать, отнюдь не на пользу последнему. Ведь Смит, этот демон механического копирования, бог упрощения, сведения бесконечного разнообразия мира до элементарного состояния "одного себя", является метафизической противоположностью тому Единому, которым стал Нео. Если опять вспомнить неоплатонизм, то бесчисленных Смитов можно уподобить одномерным материальным отражениям многомерной духовной сущности Единого. Но никакое отражение не может быть самостоятельным: его бытие заимствовано, его сущность скопирована, его власть иллюзорна. Смит был обречен с самого начала, хотя свою роль в становлении Нео как Великого шамана он, безусловно, сыграл. Что касается возможной смерти Нео после поединка со Смитом, то здесь мы можем говорить лишь о смерти или ненужности внешней телесной оболочки для преображенного Нео. Став чистым, совершенным духом, он ушел странствовать в такие дали, откуда все три мира "Матрицы" кажутся не больше одного зеленого матричного символа...
  Ну если вы еще не устали меня слушать, я позволю закончить свой доклад еще одним нюансом, связанным с фигурой Смита. У традиционного шамана в этом мире есть только один враг: кузнец. В мифологиях многих народов кузнец четко связан с инфернальными стихиями огня и металла. Он продает душу дьяволу, чтобы овладеть секретами ковки и литья. Кузнец в отличие от шамана чистый маг: он не входит ни в какой транс или экстаз, но несомненно знает различные заклинания. Конечно же, кузнец это черный маг - вы когда-нибудь слышали, чтобы кузнец сам или своими изделиями кого-нибудь излечил? Нет, лечатся травами, а кузнечными изделиями чаще всего убивают. Наконец, кузнец - мастер копирования; это он придумал формы и матрицы для массового производства. Когда-то у шаманов и кузнецов был один общий предок; впоследствии их пути разошлись, и сейчас, в подавляющем большинстве случаев, белый шаман противостоит черному магу-кузнецу. Надо ли добавлять, что "smith" с английского переводится как кузнец?
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Верт "Пекло"(Боевая фантастика) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia)) Е.Шторм "Сильнее меня"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война. Том первый"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера: эпоха империй"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) В.Чернованова "Невеста Стального принца"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"