Тюрина Екатерина Александровна : другие произведения.

Цена недоверия - отзыв читательницы Юлии Комковой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  Рецензия на повесть Тюриной Е. А. "Цена недоверия".
  
  "Каждый пишет что он слышит,
  Каждый слышит как он дышит,
  Как он дышит так и пишет,
  Не стараясь угодить"
  
   Булат Окуджава
  
  
  Написано хорошо. Язык конечно не литературный, а разговорный, но в наше время, это можно отнести к достоинствам книги, а не к ее недостаткам. Время описательных повествований прошло, у нового поколения - новый ритм жизни. Я считаю, глубина повествования важнее стиля. Глубина раскрытия образа - главное, а уж как автор это сделает - его личное дело. Каждое время имеет свое отражение в стилистике повествования, что в свою очередь является производным от социальный отношений. Наше время динамичное, с быстро меняющимися внешними раздражителями, и лично мне, приятно читать книги, где стиль текста отражает моё эмоциональное восприятие жизни. Так сказать, приятно смотреться в зеркало.
  Суть повествования проста. Наследницу престола Съерру вынуждают выйти замуж за парня по имени Дарсан, от которого ее тошнит. А также всячески потворствуют попыткам этого... этого... утвердить в роли мужа и отца наследницы. Парень недостаточно умен, чтобы понимать как его используют в интригах престола, а может думает, что всех переиграет. Ага! Три раза ага! А вот наследница умна. Все видит, но против ветра не плюет. Но тут Съерра смертельно заболевает, и перед ней встает необходимость родить дочь, оставить после себя наследницу. Дарсан изворачивается таким образом, что рожать Съерре приходится от него. Да проще говоря, насилует он ее. Потом он погибает в ходе магического ритуала, принося себя в жертву, а жена чудесным образом излечивается.
  В книге совершенно нет интриги - и это замечательно. Какая может быть интрига, когда речь идет о становлении личности - это ведь не детектив.
  О героях. Начну с Дарсана. Он попроще Съерры. Если коротко, то это классическая сволочь. От этой мрази тошнит. Во-первых, заставил женщину, которая не хочет, трахаться с ним. Это изнасилование. Но жить как-то надо, и омерзение, вызванное этим действом, героиня вытеснила в подсознание. По Фрейду. Во-вторых, заставил родить от себя ребенка. Давайте посмотрим на то, что он сделал, без романтической чепухи. Дарсан нашел инкубатор, который выносил его ребенка; требование к инкубатору - нравиться Дарсану, на остальное наср...ть. Я так понимаю, этот Дарсан не смог понравиться Съерре, как мужчина, ну не тянет он как мужик! Не видит она в нем мужчину, любимого, защитника и отца своих детей. Она его не оскорбляла, не унижала - она его просто не хотела. (Гадина какая, да? Его, такого замечательного, самого лучшего - да, ты только приглядись! - и не хочет! Но сказать он ей об этом не может - руки коротки. Поэтому унижение, испытанное в следствии отказа, загоняется в подсознание, а наружу выплывает легенда о Большой любви.) Что в этом случае делает приличный человек? Поворачивается и уходит. Дарсан заставил, нашел лазейку, сыграл на ее чувстве долга и послушании матери, использовал как проститутку. И Съерра абсолютно права не желая сближения с этой сволочью. Нет у парня ни чести, ни достоинства, а есть раздутое Самомнение, непомерное Эго, и огромный комплекс неполноценности. И утверждается он за счет слабого - женщины. Мерзость. Никакой оргазм не поможет. Парень - садист.
  Но почему же Дарсан смог это сделать? Хороший вопрос и он полностью раскрыт в книге! А потому что у него были союзники: мать Съерры - "Повелительница", держатель контрольного пакета акций. Эта дама очень любит власть, собственно только ее она и любит. Но мадам далеко не дура и понимает, что мух надо ловить на варенье, а не на уксус, поэтому манипулирует всеми под лозунгом любви и долга. И дочкой в том числе. Сначала она ее родила, потом воспитала так, как не смогла воспитать племянницу, свою бывшую наследницу (у меня сложилось такое впечатление по тексту. Ну и вообще, на всякий случай, как замену. А вдруг ... понадобится.), потом заставила (уговорила, убедила, надовила на чувство долга) родить внучку, правда, не от того мужика, что она хотела. Но мадам и этот вопрос решила. Дело было так: самодовольному кретину Дарсану сообщили (под большим секретом, в порыве истерики, птичка на ушко нашептала... с учетом разборок в Домах? Интрига длилась не один день...), что его любимая и его дочь умирают. Вовремя сообщили, когда было надо. Дарсан - самовлюбленный придурок, который считает, что Мир должен крутиться вокруг него, а если у Мира не получается, то он его подтолкнет в правильном направлении, сделает благое дело; Мир ведь не понимает, что так будет лучше, вот он ему и объяснит, и Мир будет ему благодарен. К сожалению для Съерры, Мир для Дарсана воплотился в ее образе. Ну да это лирика. А дело в том, что такими людьми очень легко манипулировать: они считают, что у них есть, что оставить после себя, и это что должно воплотиться в их потомстве, Мир ведь без них ну никак! Вот на это Дарсана и поймали. Спасал он конечно не Съерру - спасал он свое "Я", воплощенное в дочери. Молодец повелительница! Простенько и со вкусом!
  Теперь о Съерре. Великолепная девочка! Смелая, умная, добрая. С железной волей.
  Только родилась в королевской семье. Так что теперь? Она росла в тепле и уюте, любила братьев и родителей, и они ее любили. Прекрасная, замечательная семья. Все хорошо, только у мамы очень ответственная должность, и часто она поступает так, как велит положение, а не любовь к дочери. Но Съерра все понимала - ведь мама ее любит. Любой нормальный ребенок так думает, а Съерра была нормальным ребенком. Потом она выросла и поняла, что мама ее может быть и любит, но сделает так, как сочтет нужным, без оглядки на любовь и прочие нежности. Сочтет нужным родить ребенка - значит, родит, невзирая на последствия. Сочтет нужным расплатиться дочерью - расплатится. Ну и что, что дочку насилуют время от времени, прикроемся сказкой о любви, в конце концов это ее долг. Ну, и лазейку для себя при этом оставит. Захочет еще ребенка, чтобы выбор был больше - заставит родить внучку, потому что сама не может больше иметь детей. И мужика подберет. С экстерьером, родословной, со всем, что положено. Что бы внучка получилась такой, как надо. И Съерра все это делала. И интригу с выздоровлением Съерры и смертью Дарсана, мама затеяла не потому, что любила дочь, а потому что любила власть и хотела наследницу - внучку, а не племянницу. Понимала это Съерра? Понимала. Но считала, что она должна следовать долгу. До некоторого предела это правильно. Чем выше положение, тем выше ответственность, и тем больше грязи гребет человек. Но любое давление имеет предел. У Съерры было самоуважение, сила воли и хорошо работал инстинкт самосохранения. Вот с ними и пришлось столкнуться чувству долга.
  Съерра большая умница. Она не захотела любить мужика, который ее насиловал. Если бы полюбила, если бы хоть раз поддалась и почувствовала симпанию, он пользовался бы ее чувством, как средством шантажа. Сделай то, это и еще вон то... - ты же меня любишь. И она стала бы куклой, тряпкой под ногами самовлюбленного самца. А чужой кукле власть никто не передаст. Так что даже, если забить на все, кроме власти - это тупиковый вариант. Она не захотела любить ребенка, которого не хотела, но которого ей пришлось выносить. Она могла бы его полюбить, но при этом потеряла бы свою самоиндентичность, преступила бы свои принципы самоуважения и уважения к людям, и стала бы марионеткой в руках матери в играх престола. Ей это надо? Хоть какая-то награда должна быть за то, что она следовала долгу. Пусть ей хоть в чем-то пойдут навстречу. Фиг вам!
  Но ведь любви хочется. Что делать? Все просто: она стала любить того, кто смог ответить на ее любовь без всяких уловок - своего брата-инвалида. В то же время давление на Съерру достигло критического предела, и закрывать глаза на то, что она сама ни для кого ничего не значит, стало больш невозможно. Невозможно стало больше оправдывать поступки матери и мужа. Можно было бы на все плюнуть и жить иллюзиями, но это не для Съерры, она слишком умна. У дурочек таких проблем не бывает. Остается только два выхода: или поменять мир под себя, или уйти от мира. Съерра умная, сильная, волевая женщина и она бы провернула любые изменения. Только зачем? Для кого? Кто это оценит? Кто это оценит из тех, кого ценит она? Да нет таких. А надрываться для чужих, ненужный людей... Это не для нее. С какой стати? Что она получит взамен? Возможность манипулировать людьми, найдет себя в интригах? Ей это не надо, не такой у нее характер. Для себя она хочет другого. И она порывает с этой системой, отказывается от власти и рода, уезжает в поместье и обретает возможность жить так, как ей хочется. Если бы мать была менее властной женщиной, и предоставила бы Съерре больше свободы хотя бы в отношении мужа, этого бы не случилась. Если бы мать помогла бы ей избавиться от ненавистного мужчины, или выйти замуж еще раз, или приструнила бы мужика (ну не верю я, что за семь лет это нельзя было сделать!)... Да много если... В конце концов наступает такой момент, когда становится невозможно закрывать глаза на подлости людей, которые притворяются близкими и любящими, и с этими людьми надо рвать окончательно. Не каждый так сможет. Это сильный и волевой поступок. ЭТО ПОСТУПОК!
  Съерру бы конечно не отпустили, если бы она не оставила после себя замену, внучку для матери, из которой она сможет вылепить нужную себе наследницу. А так: иди, дочка, иди, и брата больного забери, не нужны больше. Вот она цена любви! Очень хорошо, что Съерра не повелась на ложное чувство привязанности, и нашла в себе силы отказаться от чужого для себя человека - ребенка. Я не говорю - дочери. Дочь или сын - это когда желанный ребенок от любимого, а когда плод насилия - мерзость, про которую надо забыть.
  Нравится мне эта героиня. Очень нравится.
  Теперь об общей концепции книги. На фоне современного Самиздата она хороша. Что характерно для современного фэнтези? Нелогичность сюжета. Как только повествование подходит к своему логическому завершению, кто-нибудь из персонажей делает глупость, срывается в истерику или подлость, поступает несообразно своему характеру... и на этом строится продолжение сюжета. И вероятно набирается объем. Нет здесь этого.
  Цельность личности - главная характеристика героев повести. Их поступки логичны и соответствуют характеру, мировоззрению, и, даже, социальной роли прописанной в книге. Законы психологии не перечеркиваются росчерком пера: злодей не перевоспитывается Большой любовью, умница-героиня не ведется на эмоциональный шантаж, и не глупеет глядя на неотразимый стан злодея. Когда он рядом, у нее не дрожат от страсти колени и голос, не увлажняются трусики, и она не корит себя за то, что она-идиотка не может быть с таким офигенным мужиком. Он для нее злодей, он делает ей плохо. И это главное. Наплевать какой он. Она оценивает поступки, а не экстерьер. Она себя уважает, и не собирается вестись на красоту, если мужик ее не достоин. Что очень сильно противоречит современным тенденциям, когда героиня, завидя красивый экземпляр, тут же теряет ум, честь и достоинство, а все окружающие начинают ее за это уважать. Нет здесь этого бреда. За что автору отдельное спасибо.
  Героиня, конечно, небезупречна, но порядочна.
  Структура текста гармонична. Нет перекосов в сторону описания социального устройства мира, технологий и пр., и пр. Так же нет и массы ненужных и бездумных диалогов, которые пишутся для того, чтобы прикрыть духовную пустоту героев. С героями все в порядке. В тексте все очень по делу. Этакая небольшая зарисовка из жизни.
  Я получила массу удовольствия, читая книгу. Взгляд не зацепился ни за одну широховатость, глядя на которую, можно сказать, что она все портит. Ничего такого, чему нельзя было бы найти объяснения.
  Но больше всего меня порадовал открытый конец. Самая красивая деталь текста. Оставляющая простор для фантазии.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"