Ткаченко Евгений Анатольевич : другие произведения.

Путь к счастью

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ПУТЬ К СЧАСТЬЮ
  
   Если мы будем искать счастья, не зная, где оно,
  мы рискуем с ним разойтись.
   Руссо
  Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.
  Бернард Шоу
  
  Как-то на странице соцсети тридцатилетнего молодого человека прочитал, что ему понравилась цитата из фильма "Жизнь Девида Гейла" к вопросу о пожеланиях исполнения мечты. Фильма этого я не видел, но стало интересно, что же нравится тем, кто уже обучился и что-то в этой жизни начал делать. Оказывается, понравилась ему какая- то цитата из философии Лакана, который пишет о том, что фантазии должны быть нереальными, потому, что в тот момент, когда вы достигните того, о чем мечтали, вы перестаете это хотеть. Чтобы стремление продолжало существовать, его объект должен быть недосягаем, а еще он пишет, что мы по- настоящему счастливы, только тогда, когда мечтаем о том, что случится в будущем. А урок дает такой: "Живя по своим желаньям, никогда не будешь счастлив, поэтому действительно разумный человек старается жить идеями и идеалами, а не достижением своих желаний. Он живет сочувствием, участием, разумом и даже самопожертвованием". Я тут вижу три мысли, и какая из них понравилась молодому человеку непонятно. Может про то, что фантазии должны быть нереальными, а может счастье только в мечтах о том, что случиться в будущем. Возможно, понравился урок Лакана, что разумный человек должен жить идеями и идеалами. Да и вообще возможно ли одной фразой описать счастье человека, или дать его рецепт. Самое забавное, что таких фраз существует достаточное количество. Например: "Счастье - когда тебя понимают", или "Счастье, когда тебя понимают не с точностью до наоборот".
   Откровенно говоря, мне не понравилась здесь ни одна мысль, согласен только с тем что, живя по своим желаниям никогда не будешь счастлив. Хотя ведь очевидно, что все в нашей жизни начинается с хотения, с желания. Хотение - начало всего. В Евангелии сказано: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Ибо то, чего мы хотим, то, значит, мы и любим - то изнутри нас влечет к себе и подчиняет себе. Отсюда можно предположить, что первые две мысли могут произвести впечатление на человека с идеологией потребителя в душе. Ну а третья мысль совсем глупая. Ведь как раз мы в коммунистической России жили 74 года идеями и идеалами. Так, где же оно счастье наше общее, и каждого в отдельности? Что-то не видно.
  Лакан подвигнул меня перечитать очередной раз эссе Григория Померанца "Подлинное и призрачное счастье". Это лучшие размышления о счастье, которое мне приходилось читать. Еще в середине прошлого века Померанц написал статью о счастье для словаря, вот ее первый абзац: "Счастье - понятие, сложившееся на опыте миллионов людей, чаще созерцавших счастье извне, чем испытавших его. Отсюда разные синонимы счастья: удача, успех, благополучие. Это первый ряд значений. Такое счастье - незаслуженная милость судьбы или Бога (дуракам счастье). Другой ряд синонимов счастья встречается в поэзии: полнота жизни, полнота любви, блаженство. В понимании идеологов и политиков счастье народа означает благополучие (часто мнимое)..... У героев Достоевского счастье всегда смешано со страданием. И это не только его личная черта. Мы находим и у олимпийца Гёте, в песенке Клерхен: "быть полным радости, страдания и мысли...".
   В своем эссе Померанц пишет, что за последние двадцать лет в связи с резким изменением общества изменилась и идея счастья. Рассыпалась связка ценностей и целей, где рядом со счастьем, перекликаясь с ним, были долг, достоинство, вера в лучшее будущее и т.п. Связка, в которой ни одна ценность не была всемогущей, а все поддерживали друг друга и ограничивали друг друга. Эта связка слабела, слабела и наконец совсем распалась, как веник на отдельные прутики. Люди хватаются за отдельные прутики, а они поодиночке не держат, ломаются.
  Очень хороший пример приводит он с историей Штатов: "Право на поиски счастья было официально записано в текстах американской революции, более 200 лет тому назад. Но в этих текстах была записана и воля Божья. Для американских протестантов это не было простой фразой. Бог велел Адаму в поте лица своего зарабатывать хлеб свой, а Еве в муках рожать детей. Никаких контрацептивов, никакого вольного секса. Право на счастье означало право на свой участок земли, на свой малый бизнес, на выбор подруги по своей воле, но при общей вере в Бога и общем понимании семейных обязанностей. Идея счастья в этих условиях вдохновляла на труд и помогла создать гигантскую промышленную державу.
  Потом общество производителей, шаг за шагом, превратилось в общество потребителей. Труд перестал быть радостью, радость переместилась в досуг. И из связки ценностей выпал, стал самостоятельным прутик счастья, и счастье стало мыслиться как непрерывное наслаждение, как сладкая жизнь".
  Мне кажется, что это понимание счастья распространилось по всему миру и почти все, что сегодня понимается под словом "счастье" является счастьем призрачным. Возможно молодому человеку понравились цитаты как раз олицетворяющие это призрачное счастье.
  Единственная альтернатива искушениям призрачного счастья - путь на котором мы встречаемся с подлинным счастьем, которое обязательно связано с полнотой бытия, болью и трудом. Подлинное счастье можно найти только на пути, начертанном для тебя Богом. Путь, навязанный друзьями, близкими, обществом чаще всего ведет к счастью призрачному.
  Счастливый обязательно чувствует Божью волю, любит творчески самовыражаться, а еще умеет радоваться всему, что его окружает. Созидание, творческое состояние дает особенное чувство полноты жизни, а значит и счастья. Несчастные, кто даже на мелкое домашнее делание нанимает работников, ведь это добровольный отказ от маленького, но все же счастья. Любое большое творение начинается с чего-то маленького.
  Я в своей жизни творческие состояния переживал неоднократно это связано и с решением технических противоречий в механике, и со строительством, а в последнее время и с литературным трудом. Состояние творческого восторга трудно с чем-то сравнить - это высший уровень счастья. Таким же высшим уровнем счастья Померанц называет любовь: "Я думаю, можно назвать творческим состоянием и любовь, "работу любви", создание музыки человеческих отношений. Без вдохновения, без творческого состояния музыка любви так же не напишется и не исполнится, как симфония".
  Последняя страница эссе настолько удивительно хороша и убедительна, что я вынужден привести ее почти полностью:
  "Нельзя удержаться на уровне, где встречаются острова счастья, оазисы счастья, без стремления выше счастья, без внутреннего усилия вверх по шкале ценностей.
  Счастье - итог пути, который каждый должен пройти в одиночку. Даже счастье любви невозможно без одиноко накопленного чувства тайны. Рильке писал Цветаевой: "Боги обманно влекут нас к полу другому, как две половинки в единство. Но каждый восполниться должен сам, дорастая, как месяц ущербный, до полнолунья". Это дорастанье можно продолжить вместе, но начинать - непременно самому.
  Счастье творчества - в самом творчестве, даже без признания, без успеха. Счастье любви - в самой любви, даже без взаимности. Способность к этому - часть той тайны, которой обмениваются любящие.
  Счастье любви, счастье творчества, победы над препятствиями - не кайф, а путь, сквозь боль и труд, как счастье матери.
  Счастье - соединение внутреннего огня с топливом. Слабый огонь гаснет без сухих щепок. Сильный огонь охватывает и сырые бревна.
  Счастье грозит исчезнуть каждый день, и каждый день за него надо бороться. Две или три повести Грина кончаются словами: они были счастливы и умерли в один день. Это редко случается в жизни. Невозможно уберечь счастье от ударов судьбы.
  Если не будем как дети - не войдем в царство. Смешной человек разрушил счастье своей планеты. Перегруженный инструкциями, потерявший за ними самого себя, человек ищет инструкций счастья, быстро действующих таблеток счастья (телевизор, секс, алкоголь, наркотики). Увлекшись таблетками, увлекшись идеей кайфа, он погибает.
  Наше спасение - в глубине, где вовсе не каждый миг высший. На этой глубине человек, отбросив иллюзии, остается один на один с проклятыми вопросами, со страданием и смертью. Но я не променяю зарю, которую надо ждать, на электричество, вспыхивающее от нажатия кнопки. Я верю в зарю, и я не раз видел ее.
  Счастье - это не суррогат жизни. Это сама жизнь, открытая глубине, со всеми ее бедами, но и с той силой, которую дает глубина. Бог, скрытый в глубине, не страхует нас от несчастий, но он дает силу переносить несчастья и, потеряв всё, начинать жизнь заново. Продолжая путь, мы опять должны войти в темное ущелье, но знаем, что выйдем снова на свет, и обрадуемся свету и эту радость будем нести сквозь тьму - до следующего взрыва света".
  Да! размышления о счастье Григория Померанца чудные, ум, развитая душа и уникальная эрудиция в каждой строчке. Однако очевидно, что чего-то не хватает, а не хватает как раз инструкции, с помощью которой можно почти наверняка прийти к счастью. Я согласен, что идти придется в одиночку, но зато не с закрытыми глазами.
  Померанц пишет о счастливой невозвратной поре детства, когда мы были счастливы все, даже без всякого повода. Но вот дальше всегда получается так, как только человек становится взрослым, его бросают в воду и говорят "выплывешь - будешь счастливым", а плавать не учат. И Померанц не учит. В результате выплывает не более 10%. Маловато получается у нас счастливых людей. А ведь как прийти к счастью человечество знает давно, вот только знания эти друг другу почему-то передает не целиком, а фрагментами. Вот и власть счастье человека отождествляет только с его мнимым благополучием. Кстати это очень хорошо говорит об уровне развития тех, кто приходит к высшей власти в стране. Очевидно, что сила и перспективность государства напрямую зависят от количества счастливых людей в стране. Я не знаю ни одного государственного института, где могут научить быть счастливым. Попробуем написать инструкцию, которую назовем "Путь к счастью". Пункты инструкции должны соответствовать ходу жизни, или взросления человека.
  После детства, попав во взрослую жизнь, необходимо адаптироваться среди людей, найти свое место.
  Место нужно искать не там где выгодно, а в деле, к которому ты предназначен Богом.
  Место это нельзя завоевывать, работая локтями и идя по головам ближних, а нужно заслужить, а для этого необходимо научиться жить по заповедям Библии:
   Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
   Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
   Не убивай.
   Не прелюбодействуй.
   Не кради.
   Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
   Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего ... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
   Это не десять заповедей, и не заповеди блаженства Иисуса Христа. Я не пытаюсь сделать из каждого, читающего эти строки, верующего. Это выборка заповедей для светского человека, без выполнения которых невозможно прийти к счастью.
   Представим, что выполнение этих заповедей для вас естественно и другого быть не может. Далее, если вы нормальный человек приходит для вас время создать семью.
  Очень важен выбор спутника жизни. Внешний вид, богатство, карьера не должны быть главными критериями выбора.
  Счастливыми бывают только те, которые смотрят в одном направлении, идут одним путем, то есть резонируют в своем мировосприятии и, конечно, одинаково воспринимают выше изложенные заповеди.
  Прежде чем жениться необходимо знать, что такое семья, без этого знания счастливым быть невозможно.
   Семья- это кирпичик, из семей-кирпичиков складывается государство. Крепкая, здоровая семья - сильное государство.
   Митрополит Московский Филарет писал: "В семействе лежат семена всего, что потом раскрывается и возрастает в великом семействе, которое называется государством".
   Семья крепка, когда все ее члены знают и исполняют закон иерархии. Бог - отец - мать - дети.
  Молодые люди, создавая семью, порой руководствуются навязанными нам массовыми понятиями и пытаются строить ее на равенстве. Эту ошибку лучше всех объяснил протоиерей Александр Шмеман: "А именно в любви, и не в чем другом, укоренена двойственность человека как мужчины и женщины. Это не ошибка, которую человечество исправляет "равенством", не изъян, не случайность - это первое и самое онтологическое выражение самой сущности жизни.
   Но все это и означает как раз, что никакого равенства нет, а есть онтологическое различие, делающее возможным любовь, то есть единство, а не "равенство". Равенство всегда предполагает множественность "равных", никогда не притворяемую в единство. Потому, что вся суть равенства в его ревнивом оберегании. В единстве различие не уничтожается. А само становиться единством, жизнью, творчеством...
   "Мужское" и "женское" начала соприродны миру, но только человек претворяет их в семью. Ненависть нашей культуры к семье за то, что эта последняя обличает зло "равенства".
   Понятно, что здоровой семьи не получится, если не будут правильно построены отношения между мужем и женой. Как строить эти отношения мы можем прочитать в послании апостола Павла Ефесянам:
   "Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу.
  Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела.
  Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
  Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.
  Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя."
   Об отношения между мужем и женой апостол Павел пишет также в 1-м послании Коринфянам:
  "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
  Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
  Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
  Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим"
  Следующий важнейший этап в жизни семьи - дети. Возможно, этот этап семейной жизни является самым важным, ведь духовное возрастание родителей в очень большой степени зависит от детей. Совсем не случайно немецкий богослов Август Толук утверждал: "Мир управляется из детской". Можно выполнять все, что написано выше но, построив неправильно отношения с детьми в конце жизни стать глубоко несчастным человеком.
  Десять заповедей этих отношения дал нам выдающийся польский педагог Януш Корчак. Ради детей он трижды отказался спасти свою жизнь.
  В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять "Дом сирот" на произвол судьбы накануне страшных событий.
  Во второй раз - когда отказался бежать из варшавского гетто.
  А в третий - когда все обитатели "Дома сирот" уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
  - Это вы написали "Короля Матиуша"? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
  - А дети?
  - Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
  - Ошибаетесь. Не могу. Не все люди - мерзавцы.
  А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
  Вот эти заповеди:
  Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
  Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен - ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  Не унижай!
  Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
  Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
  
  Старайтесь выполнять эти заповеди и БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"