Ткаченко Константин: другие произведения.

"Аватар" Камерона: нет веры кроме аватаризма и Камерон - пророк её

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Спасибо товарищу Д.Камерону за веру в светлое будущее

  "Аватар" логически завершил построение религиозного мировоззрения от пророка Джеймса Камерона.
  Не стоит удивляться тому, что сверхуспешный и супербогатый продюсер на самом деле религиозный проповедник - в насквозь прагматичной Америке успех всегда приходит к фанатикам и верующим в своё предназначение быть гласом Божием. Без таких людей Соединённые Штаты до сих пор были бы Соединёнными Колониями Великой Британской Империи. Либерализм, демократия и права человека - это товары на экспорт, для стран третьего мира и России. Основа Америки - в её вере в собственную миссию и вере в людей, которую её осуществляют. Все остальное для Америки не существенно. И всё же американский вариант христианства даёт удивительные ереси.
   Камерон - ересиарх первого ранга. Он ниспровергает американскую веру во имя американской веры.
  Вместо проповедей и составления богословских трактатов он снимает фильмы. Режиссёр знает, как проповедовать, чтобы быть понятым современниками и соотечественниками. Американцы без труда понимают его притчи и аллегории. То, что мы считаем его фильмы просто блокбастерами, успешными проектами - не его вина, а наша беда. "Мы ленивы и нелюбопытны..." (с), мы не хотим разгадывать тайнопись чуждой культуры и довольствуемся картинкой там, где заложен философский контекст.
  Английская протестантская литература имеет в своей основе аллегорию. Она описывает жизнь как цепь знамений, которые надо растолковать, чтобы постигнуть Бога, эпизоды жизни - как этапы приближения к Богу. В обыденности есть высший смысл, а каждый факт имеет несколько толкований. Таково "Паломничество" Джона Баньяна, крайне популярная поэма в североамериканских колониях в восемнадцатом веке. Этот дух не выветрился в Америке до сих пор, он трансформировался и проявляется в жанрах, которые человек иной культуры даже не подумает связать с религиозной аллегорией. Американская фэнтези - из их числа.
  Из предшественников Камерона в качестве демиурга шоу-религии можно припомнить Джорджа Лукаса. Его кинематографическое наследие велико, но кредо творца чётко выражено в двух киноэпопеях.
  Фильмы об Индиане Джонсе - новая версия поисков Святого Грааля, некоего артефакта, который пробьет брешь между человеком и Богом. Гробокопатель и осквернитель усопших Индиана Джонс на самом деле последний из рыцарей Круглого Стола: его миссия - вернуть Грааль на родину и оживить короля Артура, чтобы он пробудился от сна-заточения в замке Озёрной Девы и восстановил свою великую державу. Весьма актуально в годы холодной войны, когда с востока на светлые королевства надвигается очередная тьма. Для мифологизированного сознания нет разницы между саксами - противниками короля Артура в пятом веке или русскими - угрозе свободному миру в двадцатом веке.
  "Звёздные войны" - апокалипсис в фантастическом антураже. Локальное и ограниченное противостояние королевства локров во главе с Артуром с варварами-саксами, между Европой и Азией, между Тёмной Башней и сверкающим городом на горе у Толкина впервые приобретает вселенские масштабы. Всю Галактику затмевает тень деспотической империи с бездушными киборгами. Единственные, кто ей может противостоять - демократические повстанцы, борющиеся за "свободу". В чём политическая разница между империей и повстанцами, в фильмах даже не пытается получить разъяснение. Ситуация имеет характер архетипа - противостояние североамериканских колоний Британской империи обращено как в прошлое: "давным- давно в далёкой-далёкой галактике..." и в настоящее: холодная война СССР и США, стран "тоталитаризма" и "демократии". Победа колонистов двести лет назад приобретала подтверждение в области мировоззрения и тем самым конструировала политическую реальность.
  Когда Рональд Рейган определил СССР как империю зла, он обращался к народу, в сознании которого утвердилась идеологемма из понятийного аппарата "Звездных войн". США угрожает страшная опасность, но американский народ победит. Рейган оказался прав - и неправ. СССР пал, империя зла повержена, но природа самой Америки такова, что она неизбежно порождает новых смертельных врагов. Об этом поздние три фильма саги - о том, как добро с кулаками после победы чаще всего превращается не в просто добро, а в зло. Запоздалое прозрение настоящего мастера...
  Я не имею в виду, что "Звёздные войны" создавались по прямому приказу ястребов из Вашингтона, а их сюжет утверждался на партактиве республиканской партии. Прямые политические агитки в США штампуются в огромных количествах, но судьба их такая же, как аналогичной продукции в СССР - о них забывают на следующий день. В данном случае взаимоотношения между настоящими мастерами культуры и властью основаны не на прямом приказе, призыве к сознательности и угрозе отлучения от привилегий, как это действовало в Советском Союзе. Голливудские деятели и политический истеблишмент на самом деле думают одинаково, они две грани единого целого: политические лозунги не могут существовать без художественных образов, а ТВ и кинематограф исповедают одну веру с Вашингтоном.
  Есть ещё одно обстоятельство, о котором стоит упомянуть, ибо оно препятствует восприятию американских художеств как христианских по духу. В российской цивилизации, воспитанной на православии, христианство носит чётко выраженный евангелический характер: Бог есть любовь и милосердие, нравственное искупление и прощение грехов после их осознания. Америку сделали протестанты: их христианство ближе воинственному и жестокому духу Ветхого Завета, яростному и жгучему иудаизму. В нашей культуре со времён Нестора-летописца утвердилось противопоставление христианской кротости и языческой жестокости, нравственной победы над грубой силой. "Не в силе Бог, но в правде" - гласит русская пословица. Американского эквивалента её нет, ибо Бог по-американски может быть только силой, а богоизбраничество связано неизменно с победой над врагами. Победе, причём, не увещеванием словом и любовью, а по-иудейски, с истреблением противника до самого корня, всех дышащих и двигающихся в его стане. Разумеется, я утрирую, но вот этот нюанс всегда мешает находить религиозный подтекст в кровавых хэппи-эндах.
  Джеймс Камерон может быть назван вестником в том смысле, как это описывал Даниил Андреев в "Розе Мира". Вестник - художник, получающий информацию свыше, из высших миров, и способный изложить её для современников. Вестничество всегда есть служение идее, которая превосходит обыденные интересы собственно человека и властно подчиняет себе всю его жизнь. Можно считать звание вестника проклятием или благословением: по большому счёту это одно и то же. И всё же вестничество даёт жизнь, наполненную смыслом.
  
  Джеймс Камерон честно предупреждал об ужасе, которое несёт нам прошлое.
  "Терминатор" - о том, что путь западной цивилизации ведёт к порабощению людей машинами, о том, что им не останется места на собственной Земле.
  "Чужие" - о том, необузданная погоня за деньгами и властью способна оживить непобедимых и неуязвимых монстров.
  "Бездна" - о том, что человечество не способно остановится самостоятельно и требуется сила извне, чтобы пробудить в людях хоть каплю благоразумия.
  "Титаник"- фильм как предсказание. Человечество строит огромный корабль - цивилизацию, суперсовременный, суперкомфортный и, разумеется, абсолютно безопасный. Корабль с помпой отправляется в первое плавание, которое должно стать триумфом - "Титаник" должен поставить рекорд скорости. Скорость и комфорт - вот главные критерии корабля-цивилизации. В первом же рейсе он идёт на дно - сталкивается с айсбергом. Ненавязчивое напоминание, что природа отнюдь не укрощена и что на самом деле стоят заверения строителей нового прекрасного мира XXI века о том, что "всё под контролем". Спасаются пассажиры первого класса, в ледяных волнах застывают людищки из третьего. Напомню, что фильм завершён в 1997 году, то есть до нынешнего кризиса и нынешней просачивающейся информации о том, как собирается спасаться "золотой миллиард" за счёт изничтожения остального человечества.
  "Титаник" не может не утонуть. Пассажиров третьего класса, то есть Вашего покорного слугу и всех читающих эти строки, никто спасать не собирается. Я не знаю более чёткого предвидения нашего будущего.
  То, что было раньше, до "Аватара", служило предсказанием своего рода "пассивном" будущем - то, что нас ждёт, если мы не будем вмешиваться в свою судьбу.
  
  То, что показано в "Аватаре" - наше будущее в том случае, если возьмём судьбу в свою руки.
  "Аватар" показывает путь избавления от ужасов будущего. Фильм даёт новую веру.
  Мир Пандоры - аллегория вполне земного и вполне осязаемого мира нашей родной Земли. Земля ещё не окончательно превращена в свалку или в отработанный рудник, в автоматизированные города, где масса удобств и компьютерных гаджетов, но в дефиците обыкновенная зелень, солнечный свет и чистый воздух. Есть нетронутые уголки, куда ещё не дотянулась удушающая рука цивилизации. Есть люди, не превратившиеся в исполнителей - придатки к машинам, неспособное продать и предать всё подряд. Они, как аборигены На*Ви на Пандоре находятся на грани уничтожения, но они готовы драться за свою землю и за свой образ жизни.
  Фильм всё-таки обращён не к ним, а к нам - обитателям чудовищного глобального мира. Наша цивилизация тускла и сера, как армейская казарма, наполнена культом машины и грубой силы, за которыми просвечивают контуры гораздо более опасного явления - всевластия денег. Имеет цену только то, что может быть оценено в деньгах; всё остальное бесполезно и в перспективе должно быть уничтожено. Адептов такой веры не останавливает даже судьба Земли, которая в сценарии изображается как место бесконечных войн всех против всех и разрушенной биосферы. Они исповедают "прогресс" - право безудержного поглощения ресурсов ради создания новых прибамбасов, о необходимости которых вещает реклама. В самом фильме это не показано, потому что ситуация воспринимается с полунамёка.
  Человек глобальной цивилизации - существо ущербное и опасное для окружающего мира.
  Главный герой фильма лишён ног - это аллегория на атрофию самого человеческого тела, которое должно служить храмом души. Если нет души - зачем тело? Оно с успехом заменяется множеством механических заменителей, которыми заполнен мир землян-колонистов. ...И то же самое мы видим в нашей реальности - множество гаджетов, которые лишают человека души, разума и тела. ...Исцеление в том, чтобы обрести смысл жизни, вернуть душу на место. Тогда вслед за духовным исцелением начинается физическое оздоровление. Человек не просто возвращает себе силы - он приобретает новые способности, намного превосходящие первоначальные. Даже супермен по человеческим меркам, морской пехотинец США - ребёнок, увалень и придурок по сравнению с теми, кто не лишился чувств и способностей по вине цивилизации. Но у человека есть важное преимущество - он-то знает глубину своего падения, он отталкивается от своей беспомощности, чтобы обрести силу. Его рывок настолько силен, что он превосходит самих На*Ви - именно человек оседлает летающий ужас Пандоры , гиганта тукара, сделает то, о чём сами На*Ви боялись подумать.
  Слабость всегда сопровождается агрессией, особенно слабость духовная, подсознательное ощущение собственной ничтожности. Человек сильный и уверенный в себе не нуждается в подтверждении своей силы, как это делают земляне на Пандоре.
  Вердикт человечеству вынесен. Не в его пользу. Но "Аватар" не "Титаник". Камерон показывает путь спасения.
  Да, люди слабы и раздавлены, человечество словно закатано и запаяно в жестяные банки "нашего" мира, люди не помышляют о красоте и настоящей жизни. Селекция рода человеческого пошла по другому пути - вместо того, чтобы учиться выживать в прекрасном и яростном настоящем мире, мы отгородились от него. Значит, нужно вернуться в настоящий мир, как бы он ни был жесток и опасен. И по мере выживания понять, что жестокость окружающей среды - естественная реакция на жестокость и безрассудство самого человека.
  Ключевое явление такого процесса - аватар. В фильме это искусственное существо, синтезированное из ДНК человека и На*Ви, которое может управляться дистанционно человеческим мозгом. Опять же, аллегория. Каждый из рабов цивилизации носит в себе, в собственном теле, "аватара". Это потухшие инстинкты выживания, погашенные чувства, невостребованная сила, заглушенные гуманизм и коллективизм, наконец, спрятанное далеко в сознание ощущение общности с Матерью-Природой. Всё это есть в нас, всё, от чего нас так долго и упорно отучали и заставляли забыть. Нужно сделать усилие, чтобы пробудить "аватара", заставить сделать его первые шаги.
  Можно сказать иначе: "аватар" есть одно из проявлений души. Если сказать дуще, умолить её: "Сделай меня настоящим человеком по образу и подобию Божиему!" - и не будет ничего, чего бы не было бы дано.
  Каждый должен пройти путь Джейка Салли, одного из нас, который нашёл в себе силы быть самим собой и тем самым открыл путь спасения человечеству. Нужно поверить в себя, поверить в то, что там, за пределами нашего мира, нас ожидает помощь от других людей, которые прошли уже этот путь, от природы, от стечения обстоятельств, Наконец, от Бога. Это самый сложный психологический момент, который не поддаётся расчёту и логике, а является исключительно вопросом веры. Если веришь - идёшь без сомнения. Не веришь - твой "аватар" не проснётся. Третьего не дано. Нельзя верить наполовину, как нельзя быть наполовину беременной.
  Это очень нелёгкий и крайне опасный путь. Он требует напряжения всех сил, он грозит опасностью от развития "аватара", от собственных сомнений, от груза прошлого, от стражей "цивилизации", которые мечтают загнать тебя обратно в стойло. Для них потерянный раб - не просто потеря рабочей единицы, но и соблазн для всех остальных обитателей унылых казарм. "Свободный мир" не прощает свободы от самого себя.
  Но всё-таки смерть на пути к свободе, лучше смерти в неволе. Для человека, в котором проснётся его "аватар", который ощутит вкус настоящей жизни и увидит настоящих людей, выбора между свободой и неволей уже не будет.
  Это фильм без Бога о Боге. Удачно повторённый эксперимент Профессора Толкиена, который создал богословский тракта "Властелин колец" без единого упоминания слова "Бог".
  Человечество обретает потерянный некогда рай. Блудные сыны и дочери должны вернуться к своим истокам, в мир, где люди, животные и деревья живут по-братски в первозданной чистоте и невинности, где смерть - только трансформация тела и начало бессмертия, где человек наконец-то станет подлинным Человеком, подобием Бога. Новые Адам и Ева, землянин Джейк Салли и Нейтири из На*Ви открывают доселе неизвестный светлый путь.
  Так начинается иная эра на прекрасной новой земле под новыми небесами.
  
  
  Мне любопытно обстоятельство, что в мозговом центре глобальной цивилизации неожиданно ярко проявляется протест против неё. То, что кажется из полу-раздавленной России монолитной беспощадной мощью, которой никто не в силах противостоять, на самом деле имеет внутреннее сопротивление в собственном штабе. Есть люди, которые не исполняют приказ: "Огонь на поражение!", есть люди, способные мыслить самостоятельно.
  Нам ещё предстоит стать союзниками против мировой раковой опухоли - глобализма.
  Спасибо Вам, товарищ Камерон, за надежду. Она нам нужна.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 3, Легион"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 5"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"