Аннотация: Китайский сериал "Чингисхан" или об аспектах национальной политики КНР
В двух словах - добротный исторический сериал. Охватывает всю жизнь Чигисхана, последовательно и неторопливо рассматривает все эпизоды биографии. Немного старомодный, без прибамбасов из "Летающих воинов" и компьютерных спецэффектов. Познавательный, яркий, красочный. Даже костюмный где-то. Короче, рекомендую всем - и тем, для кого это будет первое фундаментальное знакомство с Чингисханом, и тем, кто уже знаком с его деятельностью.
С умилением припомнил таких бесконечных монстров советского ТВ как "Хамза" или "Тени исчезают в полдень" - общий настрой фильма примерно такой же. Заметен контраст с современными сериалами-штамповками. Душа прямо отдыхает. Заметно, что съёмочная группа не заморочена поисками бабла, споносоров-производителей памперсов и необходимостью снимать по пять серий в день. Производство фильма утверждено в вышестоящих инстанциях, бюджет выделен, план выполняется в соответствии с графиком. Можно заниматься рискованными и непредсказуемыми съёмками на природе, репетировать с актёрами, строить декорации. Не "Властелин колец", но для исторического фильма оформительская часть весьма неплоха. Актёры тоже выглядят прилично. Не современные сомнительные персонажи тусовок, которые выскакивают неизвестно откуда прямо в мега-супер-звёзды и достают всех своей судорожной суетливостью и мельканием везде. Здесь же как в старые добрые советские времена чувствуется медленное восхождение от театральных школ, работы в театрах и в эпизодах до тех пор, пока худсовет не решит, что они дозрели до решения более сложных задач. У них наверняка есть положительные характеристики от партийных и профсоюзных организаций - с удовольствием бы завизировал их от благодарной российской общественности. Увы, операторская работа средняя. Я только представил, какой шедевр получился бы, если бы удалось снять монгольские пейзажи на уровне "Лоуренса Аравийского", где пустыня превратилась в самостоятельного персонажа, чуть ли не главного. Монголия - это чудо, это одухотворённый прекрасный мир, как говорили мне все, кто там побывал. А напоследок - чётко прописанная мораль как в баснях дедушки Крылова.
И готов спорить до хрипоты (пардон, до судорги в указательном пальце, коим набиваю текст) с тем, кто будет слишком уж будет выискивать нестыковки с реальной историей. Не в том суть. Я их сам обнаружил до чёрта. Общая тенденция - обеление Чингисхана. Дьяволом он не был, но и в ангелы не набивался. И очень бы удивился, если бы кто-то вызвался служить у него адвокатом - в его времена мало что из его поступков выходило за пределы общепринятого. Например - убийство сводного брата, которое везде изображается именно как обдуманное умышленное убийство безоружного человека ( ещё ребёнка), который не подчинялся общим правилам выживания и, возможно, шпионил за Темуджином. В сериале это дуэль, причём Темуджин благородно даёт противнику право первого выстрела из лука и только после этого сам спускает тетиву. По указанному примеру описываются все поступки Чингисхана, которые вызывают нарекание с точки зрения современной морали. Все жестокости Чингисхана и монголов оправдываются происками злобных противников и стечение обстоятельств.
Главный интерес вызывало то, каким образом ханьцы будут героизировать монгола, который гонял их в хвост и гриву, а его потомки надолго оккупировали Китай. Примерно так выглядели бы российские фильмы об опытном полководце и администраторе хане Батые (таковым он был на самом деле) или о героической обороне Казани (что тоже правда). Впрочем, ханьцам проще - Чингисхан всё-таки имел дело с такими государствами как чжурчженьская Цзинь и тангутское Западное Ся - китаизированными варварами-оккупантами. С чисто ханьской Южной Сун расправились уже потомки Чингисхана, при нём самом они даже были союзниками. Скользкий вопрос о том, что основную массу населения северных и западных империй составляли ханьцы - и они же были главными жертвами военных действий - был завуалирован. Верные себе китайцы даже показали эпизоды о патриотическом подъёме среди ханьских подданых и их желании отстаивать до конца цзинские города - в то время как чжурчженская аристократия бежала на юг и бросила своих подданных на произвол судьбы. Вероятно, что в глубине души соратники Чингисхана действительно симпатизировали именно тем, кто до последнего стоял на городских стенах или погибал в полевых сражениях с монголами, настоящим противникам, а не предателям собственной страны - правда, эмоции не мешали самым жестоким образом подавлять любые признаки сопротивления.
Под конец Чингисхана в сериале объявили китайско-монгольским народным героем, а чуть позже - Сыном Неба. Шок от этого у меня не прошёл до сих пор. Наверняка моё недоумение от сочетания-несочитаемого "китайско-монгольский" разделили многие телезрители, а уж стопроцентные Сыны Неба наверняка перевернулись пару раз в своих роскошных мавзолеях.
У ханьцев традиционно сложные отношения со своими степными соседями. По сравнению с ними русско-степные вековечные разборки прям таки пример идилии и гармонии. Как в "Слове о полку Игореве" - сперва сваты поехали бить морду родичам в степи, потом вволю порезали и пограбили друг друга, а под конец снова переженились и перепились - до следующей стенки на стенку, которая уже в сюжет богатырской песни не вошла, зато в летописях расписана подробно. Короче, князьям и ханам - слава, а дружине и нукерам - аминь, то есть хана. Отвлекаясь от типичных персонажей, можно сделать вывод, что лес и степь по обе стороны от Урала жили весело да буйно, но до китайско-монгольского обоюдного геноцида дело обычно не доводили. Срабатывал синдром коммунальной квартиры - друг от друга деваться некуда, не разъехаться и не извести под корень, поэтому приходилось привыкать к ближнему своему, расслабляться и получать удовольствие от общения.
Обитатели китайских долин и жители степи считали, что живут на разных планетам и с инопланетянами не церемонились. Наверняка трёхтысячелетние китайско-степные войны лидируют по числу жертв среди прочих конфликтов на стыке цивилизаций. И никакие постановления пленумов ЦК КПК о повышении и углублении интернационализма среди жителей многонациональной державы не смогут разрешить эту проблему. Надо отдать должное товарищам из идеологических отделов - нет таких высот, которые бы не взяли коммунисты (китайские). Сериал "Чингисхан" - очередная взятая с бою высота, которая успела превратиться в плацдарм. Мне трудно оценить степень идеологического воздействия фильма на Внутреннюю Монголию, где в ходу явно не столь безоблачные представления о вечной как Синее Небо монголо-китайской дружбе. А вот для остальных жителей КНР установка партии ясна - чтобы не происходило в пределах нынешней КНР и её окрестностях, во всём была видна руководящая роль КПК. И Чингисхану нашлось место в ряду верных строителей коммунизма - он в очередной раз объединил Китай и создал предпосылки могучей державы нового времени.
Китай настораживает меня давно - уж слишком близко от него Россия, которой кроме соседа непосчастливилось и с собственной властью. Идеологическому наступлению китайцев на всех фронтах противопоставить нечего. На центральноазиатском направлении нас вышибли уже из Внешней Монголии (любимом детище российской дипломатии, буфере с Китаем), на очереди Средняя Азия и Казахстан. Велика Азия, а отступать давно некуда - разве что в Северный Ледовитый океан. "Великий поход" продолжается в кинематографическом пространстве.
Интересно припомнить ещё парочку фильмов на степную тематику.
Для начала "Кочевник". Официозный псевдо-миф о зарождении Казахстана. Нет, в принципе сам по себе фильм соответствует тому, что было на самом деле, а его стилистика и сверхзадача никакого отношения к исторической науке не имеют. Это реконструкция государственного мифа, ничуть не умнее и доказательнее прочих. Тема весьма интересная. Любопытнее всего сопоставить литературную основу - трилогию и получившийся из этого сценарий. Романы я читал давно и Россия там точно упоминается. Не потому, что без реверансов в сторону северного Большого Брата роман не пропустила бы цензура, а потому, что так оно и было. А вот в фильме - нет. Хотя если вспомнить то время (если не ошибаюсь время фильма - середина восемнадцатого века), то конечно джунгарская угроза была главным фактором консолидации казахских племенных объединений. Но уже тогда Российская империя определяла часть границ расселения казахов - северную, северо-восточную и северо-западную, служила гарантом их самостоятельности относительно поползновений Циньского Китая и была верным союзников против тех же джунгар. Так что пару слов Россия всё-таки заслужила. Молчание получилось весьма красноречивым. От эпохи султаната Назарбаева должны остаться не противоречивые и проникнутые сиюминутными соображениями политические документы, а нечто вечное. Столица Астана как градостроительный символ (воз)рождения государства и миф "Кочевник" как памятник нерукотворный. По этим ориентирам Казахстан должен развиваться в будущем. В них не осталось даже тени российского.
Сейчас появился "Монгол" Бодрова-старшего. Возможно, он задумывался как идеологический контрудар по китайскому "Чингисхану" и противовес "Кочевнику". Как попытка снова перетащить к себе Центральную Азию. Не знаю насколько удачная. Пока не смотрел.
И ещё одно соображение. О популяризации истории.
Мне трудно определить, с чем связано то, что исторические сведения доступнее всего в художественной форме - в виде романов, спектаклей или фильмов. То ли рудименты архаичного мышления, восприятия истории как части мифологии, то ли сказывается специфика европейского менталитета. История по-европейски начиналась с псевдоисторического патриотично-морализаторского романа Геродота. Отдельные историки вроде Фукидита, которые пытались обнаружить в событиях научные закономерности, погоду не делали и в античности, и в Средние века, и в наши дни. История в Европе всегда оставалась гибридом прекрасной прозы и очередной мифологии - античной, христианской, научной, коммунистической, либеральной и так до бесконечности. В остальных краях Земли такую комбинацию даже не пытались камуфлировать.
Поэтому нет ничего удивительного, что лично для меня теперь сериал останется главным источником представлений об этих событиях. Хотя версия сериала во многом противоречит первоисточнику, "Сокровенному сказанию", и остальным переложениям на его основе. Факты остаются фактами, они не могут противостоять обаянию персонажей художественного произведения. Визуальные образы и сюжет имеют бОльшее воздействие чем логические конструкции.
Банальная, в общем-то, мысль. Но ею давно уже пользуются. И противопостоять такой идеологической обработке может только настоящее научное знание. Если же и оно подменяется чёрт знает чем, что выдаётся за науку в школьных учебниках и в высказываниях политиков, то становится страшно за наш мир. В нём не останется ничего, что можно будет считать общепринятым, носящим характер аксиом и от чего можно отталкиваться в попытках найти точки соприкосновения с другой культурой.